Питербу
События Афиша Клубы Места Музеи Театры Универы Метро Районы Дворцы Мосты Соборы

map603

     Этот архитектурный шедевр удивительно пропорционален. Очарование, лёгкость и какая-то свежесть придают зданию и отлично прорисованные детали декоративной обработки фасада.
     Уникальность этого дворца в том, что, созданный выдающимся русским архи-тектором Саввой Ивановичем Чевакинским, он связан с именем не менее выдаю-щегося русского мецената и просветителя Ивана И вановича Шувалова. Памятник архитектуры стал памятником и архитектору, и первому владельцу дворца.

     1749 гол был поворотным в жизни Ивана Ивановича Шувалова. Двадца-тидвухлетний Шувалов стал фаворитом сорокалетней императрицы Елизаветы Петровны. Очередным, но необычным. Необычным, потому что при всех внешних признаках светского щеголя он оказался по-настоящему просвещённым человеком, тонким ценителем искусства. Он был глубоко и искренне предан культуре, просвещению. Без него еще долго бы не было Московского университета, Академии художеств, первого публичного театра. Его покровительству многим обязан Ломоносов, а значит, русская наука и литература.
      Если славу основателя Московского университета Шувалов поделил с Ломоносовым, то Академия художеств — его личное детище, его вечная любовь. Он был автором самой идеи создания Академии в России, тщательно подбирал за границей преподавателей, скупал для занятий произведения искусства, книги, гравюры. Он подарил Академии колоссальную коллекцию картин, ставшую позже основой собрания Эрмитажа.
dvorec-v-pitere      Но больше всего он заботился о воспитанниках академии. Шувалов имел особое чутье к таланту, а самое важное — он, как меценат, был лишен зависти к этим талантам, радовался их успехам, взращивал и пестовал их. Так в дворцовом истопнике, вырезавшем деревянные игрушки, он разглядел одного из выдающихся скульпторов России, Федота Шубина, и дал ему образование. И не только Шубину. В меценатстве Шувалова была ясная, четкая идеология: развить в России науки и искусства и доказать миру, что русские люди, как и другие народы, могут достичь успехов во всем, если им создать условия!
      Шувалов действовал всегда «бескорыстно, мягко и со всеми ровно и добродушно». Возможно, поэтому у него почти не было врагов. Он отказался от пред-ложенных ему императрицей графского титула и обширных поместий. И звестно, что не принял также и предложение выбил» в его честь медаль.
      Постройка дворца была осуществлена в 1753—1755 годах по проекту одного из крупнейших русских зодчих середины XVIII столетия — СИ. ЧеБакинского (он же участвовал в проектировании Мраморного дворца в Петербурге). Для того чтобы открыть вид на дворец со стороны Фонтанки и обширного луга,
простиравшегося перед третьим Летним дворцом вдоль Невской першпективы до Фонтанки, в 1754 году были сломаны находившиеся на соседнем участке деревянные строения гофинтендантской конторы.
      Усадьба занимала участок от Итальянской улицы до Невского проспекта. Со стороны луга его ограничивала великолепная сквозная колоннада с небольшим павильоном в центре. Дворец И.И. Шувалова оценивался современниками как выдающееся сооружение. Савва Чевакинский точно нашёл пропорции и здания, и деталейфасада.
      Во дворце находилась собранная Шуваловым картинная галерея.
Дворец И.И. Шувалова посещали самые известные люди того времени. Нередко у Ивана Ивановича гостил Михаил Васильевич Ломоносов. Именно здесь Шувалов и Ломоносов обсуждали планы создания Московского университета. Дворец принял первых учеников только что созданной Академии художеств. До постройки здания академии на Васильевском острове её студенты обучались в Шуваловском дворце.
db2f80ae51b0      Дворец был знаменит своими балами и маскарадами. Первый из них состоялся ещё в недостроенном здании в сентябре 1754 года. Торжество состоялось по поводу рождения великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I. Рождение наследника российского престола Павла Петровича великой княгиней Екатериной Алексеевной было отпраздновано Елизаветой I у Шувалова «роскошным балом-маскарадом». Вот как вспоминали очевидцы: «Большая зала вся была уставлена тропическими растениями и походила на сад. В буфете блистали золотые и серебряные сосуды и фарфоровые сервизы. Но особенное удивление вызывал грот, где поставлен был стол для императрицы и великого князя. Все стены грота были украшены гроздьями винограда. Из-за шпалер виноградника выставлялись камни разных горных пород, отражавшие блеск огней. Между кристаллами стояли античные бронзовые и мраморные бюсты, из-под которых били фонтаны дорогих вин».
      Существует предание о том, что«на другой день кончины Шувалова, проез-жая мимо дворца верхом, император Павел Петрович остановился, снял шляпу, поглядел на окна и низко поклонился».
      После воцарения Екатерины II в 1762 году положение Шувалова при дворе пошатнулось, и он уехал за границу. За границей, где он пробыл 14 лет, его принимали «с великими почестями и предупредительностью». Там он продолжал всячески помогать русским художникам и учёным и даже исполнять личные поручения императрицы Екатерины II.
      Позднее жителям Петербурга дворец Шувалова был известен как «генерал-прокурорский дом», расположеный не далеко от Михайловского двореца в Санкт-Петербурге. При новом владельце, генерал-прокуроре Александре Алексеевиче Вяземском, дворец был частично перестроен. Его фасады приобрели черты, характерные для раннего классицизма. Дворовый фасад при этом не переделывался. В одном из флигелей разместилась екатерининская «тайная экспедиция». В1797 году его купили в казну и в дальнейшем, до 1917 года, он принадлежал министерству юстиции.
Крупные переделки в здании были осуществлены в 1816—1819 годах.
В 1846—1852 годах по проекту архитектора Дмитрия Егоровича Ефимова перестроен корпус, выходящий на Малую Садовую улицу (в 1900-х годах над ним надстроен четвёртый этаж).
IMG 7593-1      Все перестройки и переделки, как ни странно, придали дворцу неповторимое своеобразие. Черты, присущие архитектуре барокко середины XVIII столетия, гармонично сочетаются с приёмами, типичными для раннего классицизма. Поэтому кажется, что ризалиты на фасаде, создающие интенсивную игру света и тени, типичные для барокко, органично восприняли обработку своих углов рустами на всю высоту, типичными для классицизма.
      Дворец приобрёл и сохраняет свое художественное значение как памятник переходного этапа от барокко к классицизму. Привлекает внимание не только объемная композиция здания, с акцентированным выделением его центральной части, но и плановое решение. Наружные стены восьмиугольного зала в центре второго этажа образуют обработанный полуколоннами трёхгранный выступ — ризалит главного фасада.
Внутри здания сохранилась первоначальная отделка вестибюля, декориро-ванного низкими колоннами со своеобразными по рисунку капителями. Очень удачен по пропорциям главный двусветный зал второго этажа. Лепные карнизы парадных помещений второго этажа и некоторые другие детали их внутренней отделки относятся к 1840-м годам — ко времени перестройки, осуществленной архитектором Д.Е. Ефимовым.
С советских времен и по сию пору во дворце располагается Музей гигиены. Музей — уникальный, единственный такой в России.
      Он был создан с целью популяризации медицинских и гигиенических знаний среди населения и предупреждения заболеваний и вредных привычек (алкоголизм и курение). Идея создания музея возникла в 1877 году, после успеха российской выставки в Брюсселе на конгрессе «По вопросам гигиены и спасения от опасностей». Музей-выставка здравоохранения был открыт в Петрограде 21 февраля 1919 года.

     Читайте о других дворцах Петербурга.




Главная
Развитие метро
СУЗЫ Спб
Пляжи Спб
Катки Спб
Бассейны Спб
Аквапарки Спб
mars 1
фев 21, 2017 307

Как возникло марсово поле в Петербурге?

Освоение болотистого участка – Пустого луга и будущего Марсова поля – началось по распоряжению Петра І. Он жил в гостинице по соседству, на Почтовом дворе. Императору понравилась местность у истока Мойки, и он решил создать здесь летнюю резиденцию.…
1
мая 07, 2012 8694

Бар «Цветочки» на Рубенштейна

Бар в доме, где жил Довлатов, со стенами из красного кирпича, 70 видами коктейлей и модернистскими панорамными окнами. Коктейльный бар на Рубинштейна открыли четыре товарища — Артур, Рома, Сергей и Митя. Для каждого из них проект был первым…
1zSNWlXnxBvc
мая 20, 2012 9906

Изумрудный город

На улице Правды находится настоящий «Изумрудный город». Он был построен в 2007 году. К нему прилегает дорога, вымощенная желтым кирпичом. По пути в сказочный град встречаются: Железный дровосек, Страшила, Лев, а еще очаровательнейший Людоед,…
79175 29859-paragraf-photo-text-left-img-dir
фев 23, 2017 60708

Развитие метро Петербурга. Перспективы до 2018 года.

Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге строительство метро идёт ощутимо медленнее, чем в столице, планы по проектированию новых станций появляются и обновляются регулярно. За последние годы перспективную схему несколько раз перекраивали, в то время…
сен 20, 2012 5487

Магазины экотоваров в Петербурге

Здоровье – это самый главный ресурс, который есть у человека. Залог отличного самочувствия – это здоровое питание. Недавно в Петербурге появились экомагазины, продающие экологическо-чистые товары без добавления химии. Продукты в магазины поступают в…

Связаться с нами и предложить новость на сайт можно по нашим контактам. Питербу @ с 2012 - по н.в.

Копирование материалов с сайта запрещено. Авторские права принадлежат авторам размещенных статей.

Яндекс.Метрика