Питербу
События Афиша Клубы Места Музеи Театры Универы Метро Районы Дворцы Мосты Соборы

буддийский храм в Петербурге 1     В этом таинственном тёмном сооружении много необычного для европейского города: и форма здания, суживающегося кверху; и мощные, облицованные красно-фиолетовым гранитом стены; и узкие окна; и яркий пояс из синего глазурованного кирпича с белыми кругами; и особенно—золочёные конические навершия в виде барабана со свитками молитв внутри — «джалцаны» — на углах кровли.

     Впрочем, при ближайшем рассмотрении вдруг оказывается, что причудливому порождению тибетского зодчества все-таки не чужда некоторая элегантность европейского модерна начала XX века. 
     Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») — самый северный в мире буддийский храм.
     Буддизм был официально признан в России указом императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. Для народов Бурятии, Тувы и Калмыкии буддизм, неразрывно соединившийся с их более древними традициями, стал частью национальной культуры.
     Конечно, буддисты добирались до российской столицы, но никаких буддийских храмов в ней не существовало.
     Первыми необходимость воздвигнуть такое культовое сооружение поняли профессор Фёдор Щербатский и единомышленник профессора влюблённый в Восток художник Николай Рерих. Они задумали перевезти в Санкт-Петербург древний храм из Индии. Долго обсуждались детали предприятия. Но вскоре выяснилось, что разборка и доставка храма на корабле из Бомбея в Петербург обойдётся в фантастическую сумму.
     И тут в 1908 году в Петербург прибывает с миссией от тибетского далай-ламы бурятский лама Агван Доржиев. Доржиев был направлен в Санкт- Петербург для переговоров в качестве дипломатического представителя далай-ламы. Он-то и передал в министерство иностранных дел России ходатайство далай-ламы о строительстве храма. Ходатайство поддержал Пётр Аркадьевич Столыпин и учёные-востоковеды. А1909 году в Старой Деревне, на берегу Большой Невки, посланник далай-ламы приобрёл земельный участок.
буддийский храм в Петербурге 2
     По преданию, именно Доржиев стал автором проекта дацана. На самом деле первоначальный проект был разработан молодым гражданским инженером Н. Березовским, а потом развит и дополнен талантливым русским зодчим Г. Барановским.
     Был создан строительный комитет, в который вошли академики-востоковеды. Из-за отсутствия у комитетчиков практического опыта строительство велось безалаберно. Но всё-таки здание храма было завершено к 1913 году.

буддийский храм в Петербурге 3

буддийский храм в Петербурге 4
     Первая служба состоялась здесь 21 февраля в ознаменование 300-летия дома Романовых.
     Храм был построен в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к строительству буддийских храмов классического тибетского типа.
     Здание состоит из двух половин: южной, основной («зала молебствий») и «верной, «сокровенной», расположенной в задней части храма, называемой гонканом.
     Южный фасад здания с главным входом украшен портиком из четырех квадратных в сечении столбов, увенчанных капителями из тёмной бронзы. К портику ведёт широкая и высокая гранитная лестница.
     Все здание представляет собой четырёхугольный в плане храм с плоской Фишей, предназначенный для молитвенных собраний и занятий лам. В южной половине храма размещён просторный зал, разделённый двумя рядами колонн на три части. Между колоннами располагались места для сидения лам. В молитвенном зале нет окон, а свет в него проникает через отверстие в крыше.

буддийский храм в Петербурге 5

буддийский храм в Петербурге 6
     Стены храма были облицованы на всю высоту красно-фиолетовым гранитом; антаблемент выполнен из красного кирпича с горизонтальными полосами из синего с белыми кругами глазурованного кирпича. Во фризе были установлены бронзовые позолоченные зеркальные диски «толи», призванные отпугивать злые силы. К сожалению, они не сохранились.
     У северной стены зала молебствий находился алтарь с большой трёхметровой гипсовой статуей Будды (впоследствии её предполагалось заменить бронзовой). Перед Буддой на возвышении помещался «трон» для священнослужителей самого высокого ранга.
     В центральной части зала вдоль колонн стояли два длинных стола со священными предметами. Между колоннами были развешены изображения тантрийских божеств.
     Из южной части храма через двери в северной стене, размещавшиеся по обе стороны алтарной ниши, можно было войти в наиболее сокровенную, северную, часть храма—«гонкан». Гонкан предназначен для молебствий и служб немногих посвященных лам. На первом этаже гонкана находился алтарь, а над ним, на втором этаже, был ещё один малый алтарь, наиболее сокровенный.
     В малом алтаре помещались две позолоченные статуи: сидящий Будда Ша-кьямуни из сандалового дерева и стоящий бронзовый Будда Майтрейя. Первую статую подарил храму в 1914 году сиамский король, а вторую—русский консул в Бангкоке. Впоследствии статуя Будды Майтрейи была утрачена, а Будду Ша-кьямуни перенесли в нижний этаж и установили перед Большим Буддой.
     Крышу гонкана, который возвышался над остальными помещениями храма, венчала медная позолоченная фигура, заполненная внутри печатными молитвами на освящение храма — «ганчжир».
     В особом помещении в западной половине здания были установлены статуи гениев — хранителей храма, восточная половина была предназначена для субурганов (ступ) с реликвиями.
     Над порталом храма было установлено восьмирадиусное колесо — буддийский символ мира, со стоящими по обе стороны от него вызолоченными медными фигурами ланей, которые, по преданию, одни из первых пришли слушать первую проповедь Будды.
     В верхнем этаже южной части здания находились кельи для лам. Здесь же отвели помещение под библиотеку и кладовые для хранения храмовой утвари, картин и музыкальных инструментов.
     По мнению некоторых исследователей, есть основания считать, что храм был освящен в честь Калачакры «Колеса Времени». Калачакра — идам (тантрическое божество), используемое в наиболее сложной системе тантр — Калачакре-тантре. Об этом говорят некоторые детали отделки храма: щиты с узором—монограммами Калачакры, установленные во фризе, знак Калачакры на капителях колонн портика.
     На полу зала молебствий было выложено плитками изображение свастики.
     Осенью 1919 года храм был занят красноармейской частью и весной 1920 года ограблен и осквернен.
     В 1926 году было подписано соглашение между Монгольской Народной Республикой и СССР, согласно которому «буддийский храм с жилыми домами, надворными постройками и усадебным местом» был признан «общим достоянием Тибета и Монголии». Храм вновь стал действующим.
     Летом — осенью 1937 года были арестованы почти все буддисты, проживавшие при храме (около 30 человек) и буддийская община перестала существовать. В 1938 году храм со всем имуществом был передан в государственный фонд. Часть имущества поступила в Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе. Во время транспортировки была разбита статуя Большого Будды, обломки которой просто скинули в Малую Невку (или в один из прудов на Елагином острове). Затем опустошённое здание храма было отдано в аренду областному комитету профсоюза «для использования под физкультурную базу».
     С 1942 года в храме размещалась военная радиостанция, использовавшаяся после войны для глушения вражеских голосов.
     В 1960 году здание храма было передано Академии наук СССР для размещения в нем Института народов Азии (Института востоковедения), а в 1981 году— Музею истории религии и атеизма.
     В 1989 году в городе была создана новая буддийская община. По её ходатайству здание храма в 1990 году возвращено буддийской общине, и в нём возобновились богослужения.




Сувениры из Петербурга!

suvenir

Главная
Развитие метро
СУЗЫ Спб
Пляжи Спб
Катки Спб
Бассейны Спб
Аквапарки Спб
-ZHELVi1jYE
дек 12, 2012 3565

Памятник Шостаковичу

В сквере на углу улицы Шостаковича и проспекта Энгельса около памятника постоянно играет музыка, по вечерам работает красивая подсветка. Дмитрий Шостакович изображен сидящим на скамье среди нотных альбомов. Памятник изображает композитора примерно в…
gm PyOjXnXc
дек 20, 2012 3615

Бесплатные катки и лыжные трассы в центре Петербурга

К Новому году для любителей активного морозного отдыха в центре Петербурга откроется 5 бесплатных катков и будут проложены 3 лыжные трассы. Катки будут залиты по адресам: Кирочная ул., 50 (Таврический сад), Кавалергардская ул., 9/11, Кавалергардская…
11
авг 06, 2012 5195

Вешалка для обмена вещами

Крытый стенд с надписью «Подарим вещам вторую жизнь» повесили на бетонном ограждении мусорки. Пункт обмена ненужными вещами появился во дворе дома на Колпинской, 10. У конструкции есть козырёк от дождя, полки с надписями «Свитера, рубашки, брюки» и…
В Петербурге появился Дом наоборот
июль 24, 2014 9642

В Петербурге появился Дом наоборот

На Крестовском острове построили Дом вверх дном. Стоящий на собственной крыше, дом-перевертыш уже открыл свои для посетителей, которые смогут прогуляться по потолку, проверить на стойкость свой вестибулярный аппарат и взглянуть на мир с другой точки…
заброшенная гостиница
фев 27, 2017 9226

Заброшенная гостиница в Петербурге

Обожаю переноситься во времени назад лет на 30 назад - весь интерьер с советских времен, даже стеклопакетов не было. Заброшенную гостиницу активно демонтируют, на ее месте выстроят очередной ЖК на тысячу квартир. Back tu USSR? Фотографии с…

Связаться с нами и предложить новость на сайт можно по нашим контактам. Питербу @ с 2012 - по н.в.

Копирование материалов с сайта запрещено. Авторские права принадлежат авторам размещенных статей.

Яндекс.Метрика