Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь


Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковьКазанский собор

В самом центре Санкт-Петербурга, на Невском проспекте, у канала Грибоедова (Екатерининского), раскинув широкие крылья колоннад, стоит величественный и неповторимый Казанский собор (Казанская пл., 2), бессмертное творение архитектора Андрея Никифоровича Воронихина.

На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг, —
И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук.
А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме, – ну так что ж!
Ты каждый раз, как иностранец,
Сквозь рощу портиков идёшь.
И храма маленькое тело
Одушевлённее стократ
Гиганта, что скалою целой
К земле беспомощно прижат!

О.Э. Мандельштам

Казанский собор начинали строить как придворный, парадный храм, находящийся в самом центре столицы Империи; его часто посещали члены императорской фамилии, высший свет и иностранные дипломаты.

Да и возвели храм для самой почитаемой в Санкт-Петербурге чудотворной иконы Казанской Божией Матери, освятив его в её честь.

История храма началась в другой части Петербурга, на Петербургской (ныне – Петроградской) стороне, с небольшой деревянной часовни, которую поставили на Посадской улице недалеко от реки Невки. В 1712 г. часовню расширили и перестроили, и новую церковь освятили как храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Чудотворная икона Казанской Божией Матери явилась 9-летней девочке Матрёне в Казани в 1579 г. во время больших пожаров. Ребенку приснилось, что Богородица указывает место, где среди обгоревших вещей нужно отыскать икону. Матрёна показала это место, и там, на глубине метра, под остатками одежды её и обнаружили.

С иконы сняли копию и послали её царю Иоанну Васильевичу в Москву, который после получения подарка приказал увековечить обретение этого образа, и на месте бесценной находки поставили женскую обитель, настоятельницей которой спустя некоторое время стала Матрёна, сменившая при постриге имя на Мавру. С иконы сделали насколько списков (копий), которые разошлись по России.

В 1612 г. список сопровождал народное ополчение князя Пожарского, с нею ратники Минина освобождали Москву от польских войск, приглашённых боярами.

До 1710 г. эта копия с казанской иконы оставалась в Москве, пока её не перевезли в новую столицу Санкт-Петербург, и случилось это, предположительно, в 1712 г.

Оригинал, что, впрочем, документально не подтверждено, оставался всё это время в Казани, пока 29 июня 1904 г. его не похитили вместе с украшавшими икону драгоценностями. Пойманные вскоре преступники признались в сожжении иконы.

Итак, один из списков святого образа доставили в столицу Российской империи, и для него М.Г. Земцов возвёл каменную церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте.

Тот не сохранившийся до нашего времени храм походил по архитектуре на Петропавловский собор таким же вытянутым основным корпусом, высокой колокольней, декором оконных проёмов в стиле барокко и пилястрами по фасаду.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Внутреннее пространство собора разделялось двумя величественными коринфскими колоннадами, поддерживавшими высокий сводчатый потолок. Собор был заложен 6 сентября 1733 г. и окончен 13 июня 1737 г.

За день до освящения в новую церковь торжественно поместили икону Казанской Богоматери.

Практически сразу Рождественский собор стал придворным храмом, и на его службы съезжаются члены императорской фамилии. При Екатерине II в этом храме проводились все торжественные богослужения и отмечались праздники в честь побед русского оружия.
Сохранилось описание церкви, данное аббатом Жоржелем: «Собор Казанской Богоматери построен на берегу Екатерининского канала и выходит на самую красивую улицу Санкт-Петербурга.

В этой церкви торжественно собирается императорский двор при праздновании блестящих побед; она невелика и недостаточно поместительна; она представляет прямоугольник; над алтарём возвышается купол; на другом конце храма находится башня с колокольней, где устроены часы… Алтарь Казанского собора окружен вызолоченной балюстрадой и занавесами с золотой, серебряной и шелковой бахромой.

За этой балюстрадой помещается алтарь, а позади занавеса находятся жертвенник, престол со Святыми Дарами и священники».

В 1799 г. вышел указ императора Павла I о проведении конкурса на лучший проект нового собора – Казанского, место для которого определили у Екатерининского канала, на Невском проспекте, рядом с храмом Рождества. Но результата конкурс не имел, и в 1800 г. возведение храма поручили молодому архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину. В присутствии императора Александра I и вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны новый храм с тремя приделами был заложен 27 августа. Строительные работы завершились через десять лет, и 15 сентября 1811 г. готовую церковь освятил митрополит Амвросий (А.И. Подобедов).

На следующий год началась война с Наполеоном, и судьба распорядилась так, что Казанский собор Петербурга стал памятником Отечественной войне 1812 года.

Старую церковь Рождества Богородицы полностью разобрали. Во время проведения археологических работ в 2000 г. её фундаменты были обнаружены и законсервированы.
Внешний облик и интерьеры храма удивительно величественны и богаты, а два крыла коринфской колоннады вообще уникальны в истории русской церковной архитектуры. Мы имеем здесь оригинальный памятник русского классицизма начала XIX столетия, шедевр национальной зодческой школы.

Колоннада храма состоит из 96 колонн с каннелюрами, поставленных в четыре ряда, и выходит на Невский проспект, а её крылья завершаются монументальными порталами. Общая высота сооружения составляет 71,6 метра. Всего фасады здания украшены 136 колоннами высотой около 13 метров.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

В соответствии с православными канонами алтарь располагается на востоке, и здания церквей на Невском проспекте приходилось ставить боком, что с архитектурной точки зрения было не всегда удачно – яркий пример тому храм Рождества Богородицы, стоявший вдоль главной улицы. Расположением колоннады Казанского собора зодчий решил эту проблему церквей Невского проспекта.

В плане здание представлено в виде креста – главный, более длинный корпус пересекается с коротким, на месте пересечения расположен купол; звонница, за отсутствием колокольни, размещена в западном портале колоннады.

Над средокрестием помещается световая глава храма, чей купол у основания дополнен люкарнами (окнами) в стиле барокко. Здание облицовано снаружи серым пудостским камнем – известняковым туфом, добываемым под Санкт-Петербургом.

Этот камень имеет множество интересных свойств. Он очень пористый, поэтому здания, облицованные туфом, выглядят гораздо старше. Камень меняет цвет в зависимости от погоды и освещённости: от серого до желтоватого (разных оттенков). Но из-за своей структуры пудостский камень сильно впитывает пыль и грязь, и в условиях петербургского климата это становится настоящей проблемой. Так как запасы туфа сильно истощились, при проведении реставрационных работ приходится искать замену этому камню.

Фасады собора украшают барельефы скульпторов И.П. Мартоса, И.П. Прокофьева, Ф.Г. Гордеева и Ж.Д. Рашетта. Над восточным порталом расположено замечательное по исполнению рельефное панно «Источение Моисеем воды в пустыне». Над западным порталом можно видеть панно «Воздвижение медного змия». С южной и западной сторон в портиках храма помещены 12 барельефов со сценами из жизни Пресвятой Богородицы. На аттике алтаря расположен барельеф «Вход Христа в Иерусалим».

Скульптурное убранство храма выполняли известные русские мастера С.С. Пименов, И.П. Мартос и В.И. Демут-Малиновский. В нишах северного портика высятся большие бронзовые статуи Иоанна Крестителя и апостола Андрея Первозванного, святых князей Владимира и Александра Невского. Средние входные двери собора отлиты мастером В. Екимовым из бронзы по образцу «Райских дверей» флорентийской баптистерии XV в.

Врата состоят из десяти горельефов на библейские сюжеты (слева направо и сверху вниз): «Сотворение мира и грехопадение человека», «Жертвоприношение Авеля и убиение его Каином», «Убиение Моисеем египтянина и изведение евреев из Египта», «Жертвоприношение Авраама», «Прославление Мардохея», «Синайское законодательство», «Обретение чаши Иосифа в мешке Вениамина», «Благословение Иакова Исааком», «Обнесение ковчега вокруг Иерихона и падение Иерихонской стены», «Поражение гордого Никанора».

Внутреннее убранство поражает великолепием – колоннада из 56 коринфских колонн розового финского гранита с золочёными капителями и базами из бронзы проходит через всё пространство храма. Изумительная лепнина работы Ф. Торичелли и Б. Медичи украшает интерьеры Казанского собора; живописные работы здесь исполнили известные художники В.К. Шебуев, А.Е. Егоров, А.И. Иванов, Ф.П. Брюллов, С.С. Щукин, О.А. Кипренский, В.Л. Боровиковский и другие. Мозаичный пол собора выложен разноцветным мрамором, а ступени в алтарь изготовлены из красного шокшинского песчаника. Своды потолка украшены кессонами.
Нарядный серебряный иконостас был изготовлен А. Леблоном и Ф. Кретьеном. Герой войны генерал от кавалерии казак М.И. Платов прислал в дар храму 40 пудов (655,2 кг) отнятого у французской армии серебра.

Позже архитектор К.А. Тон использовал его для облицовки.
«Оставаясь серьёзным и торжественным, Воронихин умеет внести какое-то нежное очарование, какую-то поэзию и теплоту. Его собор не только поражает, но и привлекает, соединяя силу и нежность», – писал И. А. Фомин.

Интересно, что Казанский собор не достроен зодчим до конца. Нет симметрично расположенной колоннады с противоположной стороны здания. По плану, главный вход в храм располагался со стороны Казанской улицы, прямо напротив знаменитой решетки. Там сейчас есть вход, но он позиционируется как дополнительный, а прихожане и туристы входят в собор со стороны Невского проспекта, сбоку от алтаря. Зодчий планировал организовать три новые площади вокруг Казанского собора: одна выходила к Невскому проспекту, и она существует, вторая предполагалась перед главным входом – там сейчас Воронихинский сквер с фонтаном, и третью зодчий надеялся устроить между Екатерининским каналом и Казанской улицей – за собором. Она сейчас застроена жилыми домами XIX в.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Уникальная, не имеющая мировых аналогов планировка площадей вокруг Казанского собора не была закончена по причине отсутствия второй колоннады. От второй площади осталась только чугунная решётка с двумя гранитными массивами на концах её полукруга, совсем затерявшаяся в застройке Казанской улицы. Но гениальная по замыслу, великолепная по архитектуре решётка уже тогда создавала впечатление незаконченности ансамбля, сиротливо отгораживая образовавшийся сквер от близлежащих зданий.

Кроме всего этого, у собора остались пустыми два постамента, предназначенные для статуй Архангелов Гавриила и Михаила, чьи гипсовые скульптуры, снятые в 1824 г., так и не заменили на бронзовые.

Кроме списка с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, в храме есть несколько других реликвий: иконы, подаренные князем М.И. Кутузовым, голгофа с частицей Гроба Господня, созданная архитектором Н.Н. Никоновым, и икона Воскресения Христова, преподнесённая в дар иерусалимским патриархом в 1906 г.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

После окончания Отечественной войны 1812 г. Казанский собор становится храмом-памятником. И причин этому было множество. Здесь, на глазах многочисленного народа, Кутузов возложил себе на грудь образ Богоматери и отправился в действующую армию защищать Россию. Всю Отечественную войну в храме молились о победе и простые горожане, и члены императорской фамилии. 23 июля 1815 г. здесь прозвучала новость об аресте Наполеона Бонапарта, которую доставили императрице Елизавете Алексеевне прямо из Парижа.

«Он схвачен, он схвачен, он схвачен!» – пронеслось по залу церкви во время богослужения. В соборе с большими почестями 13 июня 1813 г. похоронили главнокомандующего русскими армиями князя М.И. Кутузова.

Он скончался 16 апреля в польском городе Бунцлау, и его тело отправили в Россию для захоронения. Склеп с останками великого полководца устроен в северном приделе, под гранитной плитой, обрамлённой красивой бронзовой оградой с фамильным гербом Голенищевых-Кутузовых. С момента погребения фельдмаршала Кутузова собор приобретает значение храма-памятника в честь победы в войне 1812 г. Его стены украсили 114 трофейных французских знамён и штандартов, и позднее сюда передавали иностранные флаги более поздних военных побед 1813–1814 гг. В соборе находились ключи от 28 европейских городов, взятых русской армией в борьбе с французами. Они висели на колоннах для всеобщего обозрения. Среди главных реликвий собора значился один из маршальских жезлов знаменитого французского полководца Даву, захваченный 5 ноября 1812 г.

Памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли

В 1837 г. на площади перед Казанским собором установили два монумента работы скульптора Б.И. Орловского – Кутузову и Барклаю-де-Толли. Торжественное открытие монументов состоялось под звуки орудийного салюта.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Бронзовые памятники двум прославленным полководцам возвышаются на высоких гранитных постаментах.

Михаил Илларионович Кутузов представлен скульптором в фельдмаршальском мундире и плаще. В правой руке светлейшего князя мы видим обнажённую шпагу, в левой у него символ командующего – фельдмаршальский жезл. Под ногами полководца лежит французское знамя с переломанным древком, символ победы русской армии в войне с Наполеоном. На пьедестале простая надпись: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому, 1812».

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Второй памятник посвящён Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, начавшему войну с французами и завершившему её уже в Европе в 1814 г. Барклай стоит в генеральском мундире и плаще, в ногах – сломанный неприятельский флаг, символ поражения врага и победы русского оружия. На постаменте лаконичная надпись: «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли, 1812, 1813, 1814 и 1815».

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Голландская реформаторская церковь

На Невском проспекте, на участке между рекой Мойкой и Большой Конюшенной улицей, расположено здание Голландской реформаторской церкви (Невский пр., 20).

Примечательная постройка с портиком и невысоким куполом сооружена здесь в 1831–1833 гг. по проекту архитектора П. Жако для протестантской общины петербургских голландцев.

Интересно, что большинство церквей на Невском проспекте расположено в глубине от проспекта, в то время как остальные здания стоят по красной линии.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Так как здание Голландской церкви совмещало в себе жилые корпуса и церковные помещения, зодчий поставил его на общей линии застройки проспекта.


Центр постройки акцентирован коринфским портиком с четырьмя колоннами и сложным горельефом с фигурами ангелов в тимпане. Это – парадный вход в храм. Крылья дома с жилыми помещениями решены по фасадам довольно просто, хотя полуциркульные оконные проёмы первого этажа напоминают аркаду, а окна второго этажа выделены сандриками и простыми наличниками. Два балкона по краям здания с ажурным металлическим ограждением завершают общее убранство фасада по Невскому проспекту.

Каменный купол церковного зала, поддерживаемый восемью колоннами коринфского ордера, расписан кессонами. В здании сохранились исторические росписи гризайлью на плафоне вестибюля и лепнина на стенах работы скульптора И. Балина.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Некоторое время в доме при Голландской церкви находилась редакция журнала «Отечественные записки» и проходили выставки картин Общества поощрения художников.

С 1936 г. помещение церкви занимает нотный отдел Центральной городской публичной библиотеки имени В.В. Маяковского, сейчас – Музыкально-художественная библиотека имени А.А. Блока.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Церковь Святого апостола Петра

Два дома Немецкой лютеранской церкви (Невский пр., 22–24), словно массивные пропилеи, предваряют проход к церкви Святого Петра. Дома построены в 1735 г., но позднее они несколько раз перестраивались. В доме № 22 в течение 13 лет располагалась знаменитая книжная лавка и библиотека для чтения А.Ф. Смирдина, частыми гостями которого были А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский и Н.В. Гоголь.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Здание лютеранской церкви построено на месте более старой постройки XVIII в. в 1833–1838 гг. архитектором А.П. Брюлловым. В своей работе зодчий использовал приёмы романского зодчества, получив здание с центральным двух-башенным фасадом. Обе башни не имеют типичного для лютеранского храма завершения, но часть здания между ними завершается характерным для романского периода треугольным фронтоном. Полуциркульные вытянутые окна и лоджия-аркада придают Петропавловской церкви необходимую для массивного фасада динамичность, вход внутрь решён в виде высокого арочного портала.

Полуциркульные вытянутые окна и лоджия-аркада придают Петропавловской церкви необходимую для массивного фасада динамичность, вход внутрь решён в виде высокого арочного портала.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Над аркадой установлены горельефы с евангелистами работы скульптора Т.Н. Жака и фигура ангела с крестом, исполненная И. Германом. Под скульптурой надпись: «ST. PETRI».

В конце XIX столетия перед зданием кирхи на высоких гранитных постаментах были поставлены мраморные фигуры апостолов Петра и Павла работы А. Трискорни по моделям знаменитого датского скульптора А. Торвальдсена.

Внутреннее убранство храма, которое погибло в 1950-е гг., было создано архитектором М. Месмахером в 1895–1897 гг. Центральным полотном в алтарной части выступала картина К.П. Брюллова «Распятие», там же находилась и картина одного из величайших немецких портретистов Г. Гольбейна-младшего «Иисус с Фомой неверующим». Оба полотна сейчас находятся в Эрмитаже.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

В сентябре 1999 г. в сквере перед храмом установили бронзовый бюст великому немецкому поэту Иоганну Вольфгангу фон Гёте работы скульптора Л.К. Лазарева.

Французская реформаторская церковь

Здание Французской реформаторской церкви Апостола Павла (ул. Большая Конюшенная, 25) построено в 1770–1772 гг. архитектором Ю.М. Фельтеном для небольшой местной французской общины.

В 1839–1840 гг. храм капитально перестроил архитектор А. Боссе, но современный вид здание приобрело в 1858 г. после реконструкции по проекту Ю.О. Дютеля.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

В 1930-х гг. церковь закрыли, и в её помещения въехали разные учреждения. В 1937 г. здесь разместился городской шахматный клуб имени М.И. Чигорина. На его шахматных турнирах бывали знаменитые шахматисты Х.Р. Капабланка, Э. Ласкер, М.М. Ботвинник, Б.В. Спасский и многие другие.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

На первом этаже бывшего храма до сих пор работает «Пышечная», известная не одному поколению петербуржцев и внесённая в городскую книгу памятных мест. Ассортимент этого заведения не меняется вот уже пятьдесят лет.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Шведская церковь

На соседней, Малой Конюшенной улице высится здание в псевдороманском стиле с характерным для церкви фасадом. Это – шведская церковь Святой Екатерины (ул. Малая Конюшенная, 1). Центральная часть постройки решена автором проекта архитектором К.К. Андерсоном в виде мощного портала с окном-розой. Строительство шведской церкви велось в 1863–1865 гг. на деньги местной шведской общины.

В 1905 г. архитектор Ф.И. Лидваль провёл в храме реставрационные работы, изменив немного фасад.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

В советское время церковь была закрыта, и её исторические интерьеры до настоящего времени не сохранились. С 2003 г., после полувекового перерыва, в здании вновь начались регулярные богослужения.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Католическая церковь Святой Екатерины

Костёл, находящийся в глубине участка по Невскому проспекту, 32–34, строился архитекторами Ж.-Б. Валлен-Деламотом и А. Ринальди в 1762–1783 гг. и является бесценным памятником перехода от барокко к классицизму.

Готовую постройку на две тысячи человек освятили 7 октября 1783 г. в честь Святой Екатерины Александрийской.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Здание католической церкви в плане имеет вид латинского креста. Центральный, выходящий на Невский проспект фасад церкви представлен в виде большой триумфальной арки. Парадный вход находится в углублении, а свод арки опирается на свободно стоящие колонны. Верхний ярус церкви завершён парапетом, который является основанием для статуй евангелистов и ангелов с крестом. Над входом надпись: «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Евангелие от Матфея).

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Скульптурное убранство выполнил мастер А. Альбани, живопись интерьеров, которая не сохранилась, принадлежала кисти Д. Валериани. Внутреннее убранство церкви очень простое. Из декоративных элементов можно отметить многочисленные мраморные коринфские колонны, а из ценностей – алтарный крест XIX в., спасённый прихожанкой С. Степулковской в 1938 г.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

С историей этой церкви связаны имена многих известных петербуржцев. Её прихожанами в разное время были архитектор О. Монферран, княгиня З.А. Волконская, князь И.С. Гагарин, архитектор Ф.О. Шехтель и другие знаменитости. На службах бывали императрица Екатерина II, император Павел I и император Николай II.

В наши дни этот один из старейших католических храмов России является действующим.

Финская церковь

Финской церковью в Санкт-Петербурге называют Евангелическо-лютеранский храм Святой Марии, кафедральный собор церкви Ингрии в Петербурге (ул. Большая Конюшенная, 8а).

Каменное здание в стиле классицизма построено в Санкт-Петербурге в 1803–1805 гг. архитектором Г.Х. Паульсеном.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Фасад на улицу решён в виде портика с четырьмя колоннами римско-дорического ордера и тимпаном с барельефом в виде сияющей пламенеющей дельты. В нишах, с двух сторон от портика, первоначально установили статуи апостолов Петра и Павла, заменив их позднее вазами. Храм завершает купол на световом барабане, увенчанном крестом. Полуциркульные окна здания отделены друг от друга парными колоннами.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

С 1938 по 1990 г. в храме богослужения не проводились, а повторно его освятили в мае 2002 г. В 2010 г. финская фирма «Марти Портан» установила здесь новый орган, что позволило проводить в церкви концерты органной музыки.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Армянская церковь

Здание Армянской апостольской православной церкви Святой Екатерины (Невский пр., 40–42) построено в 1770–1772 гг. по проекту известного зодчего Ю.М. Фельтена в переходном к классицизму стиле. Здание храма развернуто боком к главной магистрали города, и центральный вход решён в виде портика с четырьмя ионическими колоннами, а стены дополнительно оформлены пилястрами. Между окнами первого и второго ярусов размещены барельефы с головками путти в облаках, характерные для стиля барокко.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Фронтон портика украшает многофигурный барельеф из истории армянской церкви: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».

Вход в храм решён в виде портала, завершённого барельефом ангелов с крестом. Венчает здание высокий барабан с небольшим куполом и крестом. Среди украшений этой верхней части отметим сдвоенные пилястры и полуциркульные окна.

Интерес представляют интерьеры церкви, особенно двадцать парных колонн композитного ордера из жёлтого искусственного мрамора с белыми капителями и стены, покрытые белым мрамором. Роспись свода и перекрытия алтарной части имитирует лепнину.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

В 1930 г. армянская церковь была закрыта и перестроена. Только в 1993 г. в возвращённом верующим храме состоялось первое богослужение.

В 2003 г. рядом с церковью сооружен фонтан-памятник «Гранатовое дерево». Открытие композиции состоялось в присутствии Президента Армении, Генерального консула республики в Санкт-Петербурге и представителей армянской диаспоры.

Скульптура гранатового дерева неслучайно выбрана художником Юрием Саркисяном в качестве украшения фонтана – оно, по преданию, приносит счастье.

Экскурсия по Петербургу №13: Казанский собор – Церковь Святых апостолов Петра и Павла – Финская церковь – Армянская церковь

Рядом с церковью установлен памятный крест-камень (хачкар) ереванского скульптора А. Ташьяна. Высота стелы из туфа – 2 метра. В центре креста в окружении замысловатого орнамента изображен православный крест, а на постаменте высечена надпись: «От республики Армения к 300-летию Санкт-Петербурга».


Реклама

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: