Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека


Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотекаАничков мост

Нынешний каменный Аничков мост через реку Фонтанку сооружен в 1785 г., но его история началась в петровское время.

В 1715 г. царь Пётр повелел выстроить деревянный мост через Фонтанку. Как тот мост выглядел, мы точно не знаем, но известно, что строился он инженерным батальоном под командованием инженер-полковника Михаила Аничкова. Так мост получил имя, которое перешло и его каменному преемнику.

Деревянную переправу много раз реконструировали. Одно время он даже разводился – один его пролёт поднимался.

Во второй половине XVIII в. Аничков мост по многим причинам не мог оставаться в таком виде, и его перестраивают в камне, возведя здесь один из каменных однотипных мостов с башнями на быках. Это случилось в 1783–1787 гг., и как выглядел мост, можно судить по аналогичному сохранившемуся Чернышёву мосту.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

В 1830-е гг. уже каменный Аничков мост перестал удовлетворять возросшему движению по Невскому проспекту, и власти решили перестроить важную для города переправу. Работы начались в 1841 г. с разборки старого моста и завершились в 1842 г. Новый Аничков мост лишился массивных башен, но приобрёл украшение в виде скульптурных композиций «Укротители коней», изготовленных бароном П.К. Клодтом для Адмиралтейской набережной. Первые две скульптуры – «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» – установили на мосту уже в 1841 г. Две другие скульптуры изготовили из гипса, и они копировали установленные. Только в 1851 г. Клодт создал ещё две скульптуры с новым сюжетом.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Аничков дворец

Развернутый главным фасадом к реке Фонтанке дворец (Невский пр., 39) построен в 1741–1754 гг. архитекторами М.Г. Земцовым, Г.Д. Дмитриевым и Б.Ф. Растрелли. Здание в стиле барокко, стоявшее на границе города, служило загородной императорской резиденцией и получило своё название от расположенного рядом моста и близлежащей деревни Аничкова слобода.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Так как Аничков дворец часто менял владельцев, его постоянно перестраивали и приспосабливали к вкусам и привычкам очередного хозяина. Среди зодчих, работавших во дворце, можно назвать И.Е. Старова, Л. Руску, К.И. Росси, К.К. Рахау и И. Монигетти.

В 1803–1805 гг. архитектор Дж. Кваренги построил на территории дворцового ансамбля два двухэтажных корпуса, соединив их монументальной колоннадой. В этом здании предполагалось хранить коллекцию фарфора и хрусталя, но после пристройки Л. Руской флигелей сюда перевели «Кабинет Его Императорского Величества» – учреждение, заведовавшее личным имуществом императорской семьи. По сути, «Кабинет» являлся собственной канцелярией императора. Корпуса в итоге стали называть Кабинетом.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Интересной особенностью этой постройки стало объединение колонн ионического ордера с дорическим антаблементом и открытая со стороны Фонтанки колоннада. В 1910 г. (по другим данным, в 1915 г.) в Кабинете открыли парадный зал в стиле неоклассицизма.

Аничков дворец за свою долгую историю видел множество знаменитых россиян. Некоторое время им владели Разумовские и Григорий Потёмкин. Николай I занимал дворцовые помещения с 1817 г., регулярно приезжая сюда, будучи императором, на большие праздничные балы. В Аничковом дворце жил будущий император великий князь Александр Николаевич. Здесь же размещалась квартира его учителя, поэта В.А. Жуковского. Жил во дворце и другой русский царь – Александр III Александрович.

На литературных и музыкальных вечерах во дворце бывали композиторы М.И. Глинка и М.А. Балакирев, литераторы А.С. Пушкин, И.А. Крылов и Ф.М. Достоевский. Там выступал с придворным оркестром великий князь Александр Александрович.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

В Аничковом дворце провёл детские годы последний российский император Николай II.

В феврале 1937 г. во дворце после реконструкции, проведённой архитекторами А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевским, открыли Дворец пионеров, в котором и по сей день работают сотни кружков художественной самодеятельности, науки, техники и гуманитарных направлений, а также спортивные секции. В 1986 г. на территории дворцового ансамбля построили театрально-концертный зал «Карнавал» в стиле современной архитектуры. В Сервизном корпусе в 1989 г. начал свою работу Аничков лицей (школа для старшеклассников).

Памятник Екатерине II

В створе Малой Садовой улицы высится знаменитый на всю Россию памятник императрице Екатерине II работы скульпторов М.А. Чижова, исполнившего саму статую императрицы, и А.М. Опекушина, создавшего скульптурное убранство пьедестала. Им в работе помогал художник М.О. Микешин.

Руководил всеми строительными работами архитектор Д.И. Гримм, автор проекта пьедестала, эскиза лаврового венка у его подножия, мемориальной доски и торшеров. Орнаменты на осветительных приборах разработал архитектор В.А. Шретер.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Сложный по своей композиции памятник покоится на пьедестале из разных сортов гранита с каменоломен Карельского перешейка. Центральная часть монумента – фигура императрицы Екатерины высотой 4,35 метра, со скипетром и лавровым венком в руках, в царской горностаевой мантии, с высшим орденом Империи (Святого Андрея Первозванного).

Вокруг пьедестала располагаются фигуры государственных деятелей второй половины XVIII столетия: фельдмаршал граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский, светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин, генералиссимус князь Александр Васильевич Суворов, поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин, директор Петербургской Академии наук Екатерина Романовна Дашкова, знаменитый дипломат князь Александр Андреевич Безбородко, президент Императорской Академии художеств Иван Иванович Бецкой, адмирал и мореплаватель Василий Яковлевич Чичагов и генерал-аншеф граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

На мемориальной доске среди атрибутов военного дела, земледелия, наук и искусств размещена книга, на которой изображены слово «Закон» и текст: «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год».

Открытие памятника состоялось в 1873 г., причём его сооружение на протяжении более чем десяти лет обошлось казне в 316 тыс. руб. Сквер, первоначально созданный Росси в 1832 г., перепланировали и впоследствии обнесли невысокой металлической оградой, изготовленной на петербургском заводе Сан-Галли. В настоящее время восстановлена планировка 1878 г., состоящая из трёх круглых площадок по одной оси и двух пар дуговых дорожек.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Александрийский театр

Александринский театр (пл. Островского, 6) служит прекрасным фоном памятнику императрице Екатерине II. Театральное здание обращено главным фасадом к Невскому проспекту и сооружено в 1828–1832 гг. в стиле классицизма архитектором К.И. Росси.

Главный вход в театральное здание решён в виде лоджии с шестью колоннами коринфского ордера. Эту часть здания венчает квадрига Аполлона работы скульптора С.С. Пименова по эскизу архитектора К.И. Росси. Аттик театра украшен фигурами славы и лавровым венком, фриз решён в виде театральных масок, и в нишах по краям здания установлены скульптуры Талии и Мельпомены – древнегреческих муз комедии и трагедии. Боковые фасады театра украшены классическими портиками из восьми коринфских колонн, фасад со стороны улицы Зодчего Росси декорирован пилястрами, лепниной и статуями в нишах.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Убранством фасадов занимались скульпторы В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов и П. Трескорни.

Долгое время Александринский театр имел светло-серую окраску наружных стен, причём скульптуру тонировали под цвет бронзы, а архитектурные детали покрывали белой краской. Современная окраска появилась в более позднее время.

Внутреннее убранство здания также менялось со временем. Первоначально обивка зала была голубой, но в 1849 г., по желанию императора Николая I, её сменили на пурпурную. Планировка зала состояла из многоярусной системы лож с амфитеатром и партером и вмещала почти 1700 зрителей. Стены украшали росписи, сами ложи покрывала золочёная резьба. Убранство Царской ложи создано по эскизам К.И. Росси. Живописный плафон «Олимп и Парнас» (утрачен) выполнил для театра художник А.К. Виги.


Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Большой урон исторической планировке и декоративной отделке стен нанесли ремонтные работы 1960–1970-х гг. В 2005–2006 гг. проведена в театре большая реставрационная работа.

Свое настоящее имя – Александринский – театр получил в 1832 г. в честь императрицы Александры Фёдоровны. С 1920 по 2000-е гг. он назывался Государственным академическим театром имени А.С. Пушкина.

Открытие Александринского театра прошло 31 августа 1832 г. пьесой М.В. Крюковского «Пожарский, или Освобождённая Москва». На сцене театра играли великие актеры и актрисы: М.Г. Савина, В.В. Давыдов, В.Ф. Комиссаржевская, Ю.М. Юрьев, Н.К. Симонов, Н.К. Черкасов, В.В. Меркурьев, Ю.В. Толубеев и многие другие. В театре работали такие режиссеры, как В.Э. Мейерхольд, Г.М. Козинцев, Н.П. Акимов, Г.А. Товстоногов и И.О. Горбачев.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Елисеевский магазин

Невском проспекте, напротив сквера с памятником императрице Екатерины II, находится знаменитый Елисеевский магазин (Невский пр., 56). Здание необычного внешнего вида с фасадами в стиле модерн построено в 1902–1903 гг. для торгового товарищества братьев Елисеевых – знаменитой купеческой семьи виноторговцев.

Кроме торговых и складских помещений зодчий Г.В. Барановский разместил в здании театральный зал и даже частные квартиры. Склады товарищества архитектор спрятал в подвальной части строения.

Роскошное по отделке фасадов и интерьеров здание было призвано не только показать могущество торгового дома Елисеевых, но и привлекать внимание покупателей, рекламируя таким образом фешенебельный магазин.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Всё здание облицовано гранитом с рустом. Фасад на Невский проспект решён в виде гигантского открытого стеклянного пространства, своеобразной витрины. Окна первого этажа завершаются рядом превосходных витражей в обрамлении из причудливого металлического декора, оценивать красоту которых нужно изнутри здания.

Скульптурное убранство фасадов дома Елисеевых выполнил мастер А.Г. Адамсон. Со стороны Невского проспекта на консоли установлена фигура древнеримского бога Меркурия – покровителя торговли, с характерными для него атрибутами: жезлом кадуцеем, крылатым шлемом и сандалиями. У правой ноги Меркурия – якорь и фрукты, левая стоит на тюке, перевязываемом путти. На постаменте в гирляндах славы обозначен год открытия магазина: «1903». Эта скульптура в аллегорической форме представляет торговлю и напрямую связана с деятельностью торгового дома братьев Елисеевых.

Тут же, на фасаде, с другой стороны окна-витрины, находится вторая аллегорическая фигура, олицетворяющая промышленность. Мастер в фартуке держит модель судна, в ногах у него путти. Эта скульптура также связана с деятельностью Елисеевых, занимавшихся морскими и речными перевозками товаров и их складированием.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Со стороны Малой Садовой улицы на консолях высятся две фигуры – статуи «Науки» и «Искусства». Первая, ближайшая к Невскому проспекту, ведет летопись достижений человеческих знаний. Рядом с ней путти, присев на стопку книг, увлечённо читает.

Вторая скульптура, с палитрой в руках и с путти, высекающим из камня скульптурное произведение искусства, более удалена от Невского проспекта.

Завершается здание сложным фасадом и металлической кровлей, возвышающейся над театральным залом. Три её угла увенчаны металлическими вазами на высоких сложных постаментах с декором из львиных масок. Ряды оконных проёмов верхних этажей немного теряются на фоне огромных застеклённых пространств, одновременно визуально увеличивая высоту строения.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Внутреннее убранство трёх торговых залов превосходило в то время все мыслимые ожидания покупателей: позолота, хрустальные люстры, многочисленные зеркала и мрамор создавали иллюзию восточной сказки, непомерной роскоши и необычайного богатства. И в наши дни подобная роскошь поражает.

Театральный зал Елисеевского магазина первое время сдавался различным труппам, а в 1929 г. нашёл своего постоянного хозяина – Театр сатиры, ныне Государственный академический театр комедии имени Н.П. Акимова.

Российская национальная библиотека

Всю правую сторону площади Островского занимает комплекс зданий Императорской Публичной библиотеки (пл. Островского, 1/3). На перекрёсток Невского проспекта и Садовой улицы выходит полукруглый фасад самого старого библиотечного здания – углового корпуса, возведённого архитектором Е.Т. Соколовым в 1796–1801 гг. Примыкает к нему главный корпус, обращённый на площадь Островского и Екатерининский садик, сооружённый архитектором К.И. Росси в 1828–1834 гг.История одного из крупнейших книжных собраний мира началась в конце XVIII столетия. Основу коллекции будущей Публичной библиотеки составило богатейшее книжное собрание братьев Ю. и А. Залуских, вывезенное из Польши. Более 400 тысяч томов генералиссимус А.В. Суворов доставил в Санкт-Петербург в качестве военного трофея. Этот военный трофей сыграл решающую роль в создании в нашей стране первоклассной общедоступной библиотеки.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Конечно, для размещения столь крупного книжного собрания необходимо отдельное специализированное здание – книги требуют бережного обращения. Упомянутый угловой корпус возвели в стиле классицизма в 1795–1801 гг., и всё бы хорошо, но отделочные работы затянулись на 10 лет.

Что касается библиотеки Залуских, то известно, что часть книжного собрания в количестве 50 тысяч томов полякам вернули в 1930-х гг.

Вторым крупным и, можно сказать, бесценным книжным собранием, которое вошло в фонды Императорской Публичной библиотеки, стала коллекция французского мыслителя Ф. Вольтера, приобретённая императрицей Екатериной II.

Поначалу вольтеровская библиотека хранилась в Эрмитаже как частное собрание царской фамилии. Но в 1861 г. император Александр II передал её в Императорскую Публичную библиотеку для общего пользования.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Главное здание библиотеки носит название «корпус Росси» – оно выстроено вдоль площади Островского. Фасад здания декорирован колоннами ионического ордера и решён с использованием как полуциркульных, так и прямоугольных оконных проёмов.

Нижний этаж украшен рустом, верхний – скульптурным фризом работы знаменитого ваятеля В.И. Демут-Малиновского. Кроме этого, мастер работал над созданием фигур Демосфена, Гиппократа и Эвклида, размещённых в нишах на фасаде, и статуи Минервы, установленной над центральным фронтоном.

Из внутренних помещений интересной отделкой отличается Кабине т Фауста, или Готическая зала, отделанная в 1857 г. по проекту архитекторов И.И. Горностаева и В.И. Собольщикова. Здесь установлена скульптура первопечатника И. Гутенберга работы знаменитого датского скульптора Б. Торвальдсена. Помещение Кабинета Фауста предназначено для хранения бесценных книг, изданных до 1501 г.

Экскурсия по Петербургу №15: Аничков мост – Александринский театр – Российская национальная библиотека

Официальное открытие библиотеки прошло 2 января 1814 г. В этот день на торжественном собрании присутствовало более двухсот человек, среди которых историки отмечают поэтов Г.Р. Державина и Н.И. Гнедича, художника О.А. Кипренского, учёного-филолога А.Х. Востокова, баснописца И.А. Крылова.

Долгое время должность директора библиотеки занимал один из самых образованных людей России XIX столетия – граф А.Н. Оленин. С момента своего открытия Публичная библиотека была доступна всем горожанам и являлась настоящим просветительским центром не только Санкт-Петербурга, но и всей Российской империи.

Директор Императорской Публичной библиотеки А.Н. Оленин писал: «Истинная цель открытого книгохранилища состоит в том, чтоб всякий, кто бы ни был, мог требовать для своего употребления всякого рода печатные книги, даже самые редкие… и пользоваться ими безвозмездно, не унося их токмо домой».


Реклама

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: