Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал


Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзалМариинская больница

Одной из старейших городских клиник является Мариинская больница на Литейном проспекте (Литейный пр, 56), основанная в начале XIX столетия по предложению вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

Строительство лечебницы для бедных слоёв столицы велось в 1803–1805 гг. по проекту архитектора Дж. Кваренги, а её официальное открытие прошло 2 июля 1805 г. при большом стечении горожан. До 1828 г. управлением Мариинской больницы занималась Мария Фёдоровна, а после её кончины лечебному заведению присвоили её имя.

Фасад главного корпуса с классическим портиком ионического ордера из восьми колонн выходит на Литейный проспект. Тимпан украшен рельефом с изображением двуглавого орла и увенчан скульптурой. Коридорная планировка больницы обеспечивает удачное функционирование стационара и удобство для больных.

Самая большая палата новой больницы была рассчитана на пятнадцать человек. Вокруг лечебного учреждения разбили регулярный сад со множеством цветников и прудом, который до постройки водопровода в 1830-х гг. использовался для забора воды.

Деятельность больницы была под контролем императорской семьи, а в Попечительский совет кроме представителей царствующей династии входили состоятельные купцы и общественные деятели. Совет финансировал ремонт и реконструкцию помещений лечебницы, строительство новых корпусов, приобретение нового медицинского оборудования, улучшение питания больных и закупку медикаментов.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Более 40 лет Попечительский совет возглавлял принц П.Г. Ольденбургский, внесший огромный вклад в развитие и исправную работу Мариинской больницы.

В знак признательности его заслуг 5 июня 1889 г. перед главным фасадом больницы, в полуовале ограды, торжественно открыли памятник принцу скульптора И.Н. Шредера. На гранитном постаменте было написано: «Просвещённому благотворителю принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому». Монумент, сооружённый на народные пожертвования, уничтожили в 1933 г.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Среди медиков Мариинской больницы нужно выделить имена хирургов Э.В. Каде и К.К. Рейера, главврача В.И. Алышевского, профессоров Е.В. Павлова и Н.А. Вельяминова.

Сергиевский собор

Воинский Сергиевский собор на Литейном (Литейный пр., дом 6.) проспекте относится к утраченным храмам Санкт-Петербурга, хотя его очертания слегка угадываются в административном здании.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Церковь Преподобного Сергия Радонежского носила название Собора всей артиллерии и располагалась рядом с Арсеналом. Ещё в 1731 г. в районе Литейного двора на левом берегу Невы срубили небольшую церковь для живших здесь артиллеристов и литейных мастеров. Храм с одним куполом освятили в честь Сергия Радонежского, он простоял всего семь лет и сгорел в 1738 г. от случайной искры.

Архитектор И. Шумахер довольно быстро заново отстроил Сергиевский собор, но вновь из дерева и в более простом варианте отделки.

Возможно, по этой причине императрица Елизавета Петровна в 1743 г. повелела начать строительство каменного храма артиллеристов, за проект которого вновь взялся И. Шумахер. Через год собрали порядка 12 тыс. руб. и начали строительство.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

В сентябре 1746 г. готовую каменную Сергиевскую церковь освятили. Прослужил храм немного, и уже в конце XVIII в. его снесли для строительства новой церкви на 2 тысячи человек по проекту Ф.И. Демерцова.

В сентябре 1798 г. освятили придел во имя Николая Чудотворца, через месяц – во имя Архистратига Михаила, и, наконец, 5 июля 1800 г. в торжественной обстановке был освящен главный престол – во имя Преподобного Сергия Радонежского. Спустя три года по высочайшему повелению храм получил статус Собора всей артиллерии. В 1832 г. его передали в подчинение Военному министерству

Сергиевский собор в плане представлял собой крест. Здание венчал единственный массивный купол на барабане с двенадцатью колоннами и полуциркульными окнами. На Сергиевскую улицу выходил портик с шестью колоннами ионического ордера, главный вход в храм располагался в колокольне со стороны Литейного проспекта. Эта часть также украшена портиком с четырьмя ионическими колоннами, поставленными парно. Тимпан украшал большой барельеф «Всевидящее Око», над входом прикрепили панель из дерева с резной надписью: «Благословен Грядый во Имя Господне». Невысокую колокольню в два яруса зодчий украсил колоннами и решил её в виде открытых арок.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Интерьеры храма автор проекта декорировал пилястрами, окрашенными под мрамор, стены церкви, потолочная часть и купол были расписаны художниками сюжетами на библейские темы. Позднее картины для храма со сценами из жизни святого Сергия Радонежского исполнил художник Н.А. Зауервейд.

В XX в. архитектор Л.Н. Бенуа провел большую реконструкцию собора, перестроив барабан и купол, тогда же новую роспись интерьеров исполнил художник А.Г. Платунов. В 1915 г. к собору пристроили часовню-усыпальницу для павших в Первую мировую войну артиллеристов.

В храме особо почитались иконы преподобного Сергия Радонежского, Тихвинской Богоматери и Николая Чудотворца, причём первая и последняя имели высоту с человеческий рост – 175 сантиметров! В стеклянных шкафах хранилось ценное облачение – Троицкая ризница, сшитая из бархатных военных мундиров вишневого цвета с золотым шитьем и жемчугом, принадлежащих ранее императрице Екатерине II. Это обмундирование подарил церкви граф П.А. Зубов.

В 1932 г. власти закрыли Сергиевский всей артиллерии собор, а через два года капитально перестроили в административное здание ОГПУ-НКВД.

Большой дом

Раз уж мы заговорили о ОГПУ-НКВД (ОГПУ – объединенное государственное политическое управление; НКВД – народный комиссариат внутренних дел), вспомним историю соседнего с бывшей Сергиевской церковью здания – Большого дома (Литейный пр., 4), как его неофициально называют с 1930-х гг.

Многоэтажное здание в стиле конструктивизма сооружено для Народного комиссариата внутренних дел в 1931–1932 гг. по проекту архитектора Н.А. Троцкого.

Главный фасад здания, где расположен парадный вестибюль, выходит на Литейный проспект. Архитектура постройки очень проста – прямые и симметричные линии, созданные пилонами и рядами окон, придают необходимый для его восприятия ритм. Композиция здания Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) подчеркивает величие и зрительно создает необходимый настрой.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Кроме многочисленных рабочих кабинетов в здании предусмотрены столовая, спортивный зал, библиотека и зал заседаний.

Самое большое помещение Большого дома – Актовый зал (зал заседаний), который расположен на седьмом этаже. Стены зала облицованы искусственным мрамором розового цвета, парапет балкона сделан из серого мрамора.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Напомню, что ОГПУ – наследник ВЧК, учреждённой для борьбы с контрреволюцией и шпионажем, и выступало главной организацией по проведению массовых политических репрессий против советских граждан. Преемником ОГПУ стал НКВД. С 1954 г. в здании ОГПУ находилось Управление Комитета государственной безопасности (КГБ) по Ленинграду и Ленинградской области, а сейчас его занимает аналогичное Управление Федеральной службы безопасности (ФСБ).

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Литейный мост

В 1710-х гг. на левом берегу Невы Пётр приказал организовать литейно-пушечный двор для производства пушек, которых так не хватало русской армии и флоту. Соответственно, здесь возникли Литейная и Пушкарская слободы – места жительства мастеров, работавших в те годы.

Двор просуществовал до 1851 г., но на карте города о нём сохранилась память, увековеченная в названии Литейного проспекта и Литейного моста, историей которого мы продолжим нашу экскурсию.


Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

До 1870-х гг. Литейную часть соединял с Выборгской стороной наплавной мост, не очень удобный на судоходной реке.

Проект постоянной каменной переправы разработал инженер А.Е. Струве, и в 1874–1879 гг. мост через Неву построили. При сооружении здесь переправы у инженеров возникло множество технических проблем. В этом месте Нева имеет глубину до 24 метров и непростое глинистое дно. Но трудности были преодолены, и Литейный мост принял первых пешеходов и повозки.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Стоит отметить, что Литейный мост стал первой в Санкт-Петербурге стальной переправой и первым мостом в мире, освещённым электричеством. Красивое чугунное ограждение с русалками, держащими герб города, выполнено по проекту архитектора К.К. Рахау.

Военно-медицинская академия

В прошлом ведущим медицинским центром нашей страны выступала Медико-хирургическая академия (ул. Академика Лебедева, 6), для которой в 1800 г. построили специальное здание на Выборгской стороне. Оно занимало место, где при Петре I работал первый русский госпиталь.

Точной даты основания Академии нет, но в 1998 г. в Петербурге отмечали 200-летний юбилей Военно-медицинской академии (ВМА), так что примерная дата всё же определяется как 1798 г.

Организация большого медицинского центра, совмещающего в себе функции научного института, учебного заведения и лечебницы, стала актуальной уже в начале XVIII столетия. Во многом идею такого заведения привнесли нам приглашённые Петром врачи из Европы. Появление в начале XIX в. Медико-хирургической академии медицинской общественностью России было встречено с воодушевлением.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Комплекс зданий Академии разместился на набережных Невы и Большой Невки (Пироговская набережная).

Главное здание ВМА, повернутое боковым фасадом к Неве, начали строить при императоре Павле I в 1799 г. по проекту архитектора Антонио Порто. В центральном корпусе зодчий разместил канцелярию, большой зал для заседаний, библиотеку, комнаты для учащихся и столовую с кухней. Неожиданно архитектор умирает, и строительство приостанавливается на шесть лет. В 1806 г. работы на строительстве Академии возобновились, и здание было полностью построено.

С Академией связана деятельность одного из известнейших русских врачей и организаторов национального лечебного дела, шотландца по происхождению, баронета Якова Васильевича Виллие, участника войны 1812 года, 30 лет возглавлявшего Академию.

В память о его заслугах перед фасадом главного здания Медико-хирургической академии 9 декабря 1859 г. торжественно открыли памятник, исполненный известным петербургским скульптором Д.И. Иенсеном.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Двухметровая скульптура, представляющая сидящего врача, в руках которого перо и свиток бумаги, покоится на гранитном постаменте классического стиля высотой 6 метров, декорированного по углам кариатидами. Научный труд Виллие «Военная фармакопея» лежит у ног медика, чья фигура как бы венчает символическое здание русской медицины. На постаменте два бронзовых горельефа: «Баронет на собрании в Академии в 1808 году» и «Виллие оказывает помощь раненым в разгар боя». Остальные барельефы выполнены на темы древнегреческих мифов. Надпись на памятнике сообщает: «Лейб-медику Действительному Тайному Советнику Баронету Виллие. Декабря 9 дня 1859 года».

В 1964 г. памятник выдающемуся врачу перенесли в парк Михайловской больницы, расположенной рядом с Академией, на Боткинской улице, 20.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

С первого года работы Академия получает право присваивать русским врачам докторские степени, что было чрезвычайно важно для русской медицины.

С 1881 г. носит она название Императорской Военно-медицинской академии. И в наши дни Академия остается известнейшим медицинским научным и учебным центром. Здесь готовят врачей самых разных направлений, проводятся операции и лечение стационарных больных.

Финляндский вокзал

В истории Финляндского вокзала (пл. Ленина, 6) можно отметить два основных периода. Первый связан со строительством Финляндской железной дороги и первоначальным возведением Финляндского вокзала. Второй период относится к строительству нового здания вокзала и связан с разрушением исторической постройки.

Несохранившееся старое здание вокзала в 1870 г. построил архитектор П.С. Купинский для железной дороги Санкт-Петербург – Финляндия. Со временем Финляндский вокзал стал одним из самых важных транспортных узлов города, особенно в летние месяцы – время выезда на дачи.

В годы Великой Отечественной войны Финляндский вокзал оставался единственным, принимавшим поезда, и поэтому сильно пострадал от налетов вражеской авиации. Конечно, к 1950-м гг. вопрос о реконструкции старого Финляндского вокзала стал актуальным – вырос объём пригородных перевозок, а финское направление стало международным.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Послевоенная реконструкция происходила в два этапа, не считая работ по устройству обширной площади перед новым зданием, получившей название «площадь Ленина». Проектные работы выполнил архитектор Н.В. Баранов. Работу над проектом он начал ещё в 1945 г., но воплотить свои идеи тогда не смог.

Первой постройкой нового вокзального комплекса стало центральное здание с четырехгранной башней с часами и высоким, 30-метровым шпилем в петербургском стиле. На месте бывшей товарной станции архитекторы устроили площадь в виде вытянутого параллелепипеда, которая обращена в сторону Невы.

Высокие прямоугольные оконные проемы в верхней части вокзала украшены семнадцатью барельефами работы студентов Художественно-промышленного училища. Окна разделены мощными пилонами. Барельефы Финляндского вокзала повествуют о событиях 1917 г. На центральном изображена аллегорическая фигура Революции, у её ног лежит поверженный двуглавый орел – символ императорской власти и разорванные оковы – символ освобождения от рабства.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Официальное открытие нового здания Финляндского вокзала прошло 4 июня 1960 г. На два года раньше в левой части здания открыли станцию метрополитена «Площадь Ленина», по проекту носившую иное название – «Финляндский вокзал».

Наземный вестибюль станции встроили в вокзальное здание и украсили (кассовый зал) смальтовым мозаичным панно работы художников А.А. Мыльникова и А.Л. Королева.

Некоторое время старое здание Финляндского вокзала соседствовало с новым зданием, но в 1970-е гг. его разобрали, оставив «на память» фасад левого павильона, включив его в коробку новой постройки.

Гранитный спуск к Неве на площади Ленина сооружён в 1970 г. по проекту архитекторов А.В. Васильева и Л.Н. Соболева. Но благоустройство этой территории тогда стало не последним. В 2005 г. на площади, позади памятника В.И. Ульянову (Ленину), был открыт большой фонтанный комплекс. В его составе двадцать водомётов в чашах из серого и чёрного гранита. Центральная чаша прямоугольной формы (15 × 60 м) с восемью каскадами и пятьюстами струйными насадками является центром фонтанной композиции. В тёмное время суток фонтаны комплекса подсвечивают четырёхцветные подводные прожекторы, кроме того, высота и мощность струй фонтанов связаны с музыкальными композициями, звучащими здесь несколько раз в день, так что водометы комплекса можно назвать танцующими или поющими.

Экскурсия по Петербургу №18: Мариинская больница – Литейный мост – Финляндский вокзал

Музыкальные композиции созданы петербургским композитором С. Баневичем и носят названия: «Шедевры XX века», «Вечерний город», «Поэма о городе и его людях» и другие.

Фонтаны перед Финляндским вокзалом первый раз построили ещё в 1950-е гг. – две восьмигранные большие чаши со струями в центре радовали горожан на протяжении более 20 лет. Долгое время они не работали и в итоге пришли в полное запустение.

На сооружение нынешних фонтанов ушло всего два месяца.


Реклама

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: