Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I


Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю IАлександровский сад

Александровский сад открыт на месте бульвара у Адмиралтейства 8 июня 1874 г. в честь 200-летия со дня рождения императора Петра I. Сад получил название Александровского в честь царствовавшего тогда императора Александра II.

Общая площадь зелёных насаждений в Александровском саду около 9 га, и место это имеет давнюю историю.

В начале XVIII в., когда Адмиралтейство было ещё военной крепостью, перед ним располагались пологая земляная насыпь – гласис, ров с водой и небольшая открытая площадка для удобства обороны верфи.

Очень быстро Адмиралтейство утратило военное значение, и перед ним образовались морской рынок и территория складов для корабельного леса. Город развивался, строился, появились первые магистрали: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Поле у Адмиралтейства оставалось незанятым, и его начали использовать для проведения праздников и народных гуляний.

Во второй половине XVIII столетия началось формирование системы трёх площадей: Дворцовой, Сенатской и Исаакиевской, а участок вдоль Адмиралтейства к началу XIX в. стал популярным бульваром. В поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкин упомянул его: «Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар».

На бульваре для удобства жителей выставили скамейки, а в ночное время дорожки освещали пятьдесят масляных фонарей, что для северного и тёмного Петербурга было весьма кстати. Кроме того, на территории бульвара работали чайные и кофейные павильончики. В 1833 г. здесь появились мраморные копии с античных скульптур знаменитого скульптора П. Трискорни «Геракла Фарнезского» и «Флоры Фарнезской».

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

Проект нового сада, который активно поддерживал адмирал С.А. Грейг, разработал петербургский ботаник Эдуард Людвигович Регель. В 1872 г. работы по устройству сада начались.

На открытии сада присутствовал государь и лично посадил дубок в память о своём славном предке. Всего здесь высадили 5260 деревьев и 12 640 кустарников, причём каждое дерево снабдили пояснительными табличками на русском языке и на латыни. Инженер К. Жоффрио изготовил решётку для сада, и внутри установили 115 чугунных скамеек для удобства гуляющих.

Фонтаны, а их запланировали в саду три, должны были стать летом главными украшениями Александровского сада. Но 1 октября 1879 (или 1880) г. в створе Гороховой улицы торжественно открыли единственный фонтан с чашей из серого зернистого гранита. Высота центральной водяной струи этого водомёта достигает семнадцати метров. Авторами фонтана выступили архитекторы Н.Л. Бенуа и А.Р. Гешвенд.

Фонтан Александровского сада был непростым – его струи меняли высоту в такт музыке, которая звучала в саду. За эту особенность фонтан прозвали «Танцующим», или «Музыкальным». Он стал первым в России музыкальным фонтаном. И сейчас, спустя 130 лет, его сверкающие струи «пляшут» под звуки садовой музыки.

Кроме того, новый сад решили украсить памятниками великим русским учёным и литераторам. Первым, 4 июня 1887 г., к столетию поэта, установили бюст В.А. Жуковского работы скульптора В.П. Крейтана. Вторым памятником стал монумент генерал-майору путешественнику Н.М. Пржевальскому скульптора И.Н. Шредера по рисунку барона А.А. Бильдерлинга. Бюст знаменитого путешественника установлен на гранитной скале, а у её подножия лежит известный всем в Петербурге верблюд. Бюсты поэта М.Ю. Лермонтова и писателя Н.В. Гоголя появились в саду 17 июня 1896 г. Последним в XIX столетии был установлен памятник композитору М.И. Глинке работы В.М. Пащенко. Это случилось 31 мая 1899 г.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

В 1998 г., спустя почти 100 лет, в саду появился памятник известному русскому дипломату князю А.М. Горчакову. Автором скульптуры выступил А.С. Чаркин.

В истории Александровского сада произошло и такое любопытное событие: 16 сентября 1907 г. отсюда отправился в свой первый рейс петербургский трамвай. На тротуаре вдоль

Адмиралтейского проспекта в 2007 г. установлена мемориальная плита в память об этом событии. На плите надпись: «Здесь проходила первая линия петербургского трамвая Главный штаб – 8-я линия В. О. Открыта 16 (29) октября 1907 года».

Почтамт

На Почтамтской улице в нашем городе находится, как известно, Почтамт Санкт-Петербурга (ул. Почтамтская, 9а), открытый в начале XVIII в. Но почта начала свою регулярную работу только в 1833 г.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

Первое здание петербургского Почтамта построил в 1880-х гг. архитектор Н.А. Львов. Именно это здание, выполнявшее вспомогательные функции, и послужило причиной присвоения улице названия «Почтамтская». Почтовое управление находилось в доме напротив, принадлежавшем П.И. Ягужинскому

То здание, что мы видим сейчас, появилось после двух больших реконструкций, проведённых архитекторами Е.Т. Соколовым и А.К. Кавосом. А Главный операционный зал построили в 1902–1904 гг. на месте почтового двора, который перекрыли световым фонарём-куполом.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

В операционном зале есть своя достопримечательность – здесь установлен гранитный верстовой столб с цифрой «0». Именно от этой точки ранее считались расстояния по дорогам до городов и деревень Российской империи. Этот верстовой столб определяет и исторический центр Санкт-Петербурга. Напомню, что географический центр города расположен в Финском заливе.

С историческим интерьером русской почты XVIII в. и принципом её работы можно познакомиться в почтовом отделении, открытом в Петропавловской крепости. При этом отделение это действующее – вы можете отправить оттуда историческое письмо.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

Мариинский дворец

Самым крайним зданием Исаакиевской площади выступает Мариинский дворец (Исаакиевская пл., 6) – памятник архитектуры середины XIX в., сооружённый по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

На месте, где сейчас стоит дворец, в 1762–1768 гг. другой зодчий, Ж.-Б. Валлен-Деламот, выстроил двухэтажный особняк для генерал-фельдмаршала графа И.Г. Чернышёва. Дом переходил к потомкам генерала, пока 10 августа 1825 г. его не передали Школе гвардейских подпрапорщиков. Для нужд военных здание перестроили, и оно стало трехэтажным.

В 1839 г. император Николай I поручил А.И. Штакеншнейдеру реконструировать дворец И.Г. Чернышёва, который государь решил преподнести своей дочери Марии в качестве свадебного подарка.

Новый дворец занял всю ширину площади от Вознесенского проспекта до Нового переулка, а перед главным фасадом появилась площадь, частью которой стал самый широкий в городе Синий мост.

В 1845 г. великая княгиня Мария Николаевна и герцог Максимилиан Лейхтенбергский въехали в свой дворец после нескольких лет ожидания, так как их венчание состоялось ещё в 1839 г. Довольно быстро дворец получил своё теперешнее название Мариинский.

Мария Николаевна после кончины мужа прожила во дворце более двадцати лет до своей смерти в 1876 г. Некоторое время здание стояло нежилым, но в 1884 г. Мариинский дворец выкупает государство для размещения в здании Государственного совета и Комитета министров. Эти государственные учреждения остаются в Мариинском дворце до Февральской революции.

После падения царского режима с февраля 1917 г. здесь находится Временное правительство России, а с 7 августа того же года – Комиссия по подготовке Учредительного собрания.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

С 1945 г. помещения Мариинского дворца занимает городской Совет народных депутатов, приемником которого стало нынешнее Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Фасад здания состоит из трёх выделяющихся частей. Центральная имеет бόльший объём и высоту, чем боковые, оформленные трёхчетвертными колоннами. Главный подъезд решён в виде открытой аркады с балконом, украшенным каменными вазами. Крылья здания по верхним этажам обработаны пилястрами, боковые портики завершены небольшими фронтонами, повторяющими общий стиль убранства фасадов дворца.

Определённый интерес представляет планировка дворца. Архитектор А.И. Штакеншнейдер создал единственную в русском зодчестве анфиладу залов, разворачивающуюся внутрь здания по центральной его оси. Парадная лестница развёрнута по отношению к вестибюлю, над которым расположен приёмный зал с тёмно-малиновыми мраморными пилястрами – первый в череде парадных комнат второго этажа.

Далее расположена превосходно выстроенная двухъярусная ротонда с тридцатью двумя колоннами и верхним светом. Далее идёт Квадратный, или Помпейский, зал.


Завершал анфиладу Зимний сад с превосходным фонтаном, на месте которого архитектор Л.Н. Бенуа в 1906–1907 гг. построил большой зал для заседаний. Стоит отметить, что старой отделки уже нет в Мариинском дворце, хотя во второй половине прошлого столетия реставраторы вернули росписи Помпейской галереи и восстановили интерьеры Танцевального (Белого) и Приемного залов.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

В 1988 г. отреставрирована и домовая церковь Святителя Николая Чудотворца, размещённая на четвёртом этаже. Освящение храма прошло 17 января 1845 г. – тогда его украшал резной мраморный иконостас. В 1850-х гг. художник М.Н. Трощинский расписал стены в византийской манере, по эскизам князя Г.Г. Гагарина. Сейчас в домовой церкви богослужения проводятся по специальному расписанию.

Памятник Николаю I

Центральным сооружением площади перед Мариинским дворцом является конная статуя императора Николая I работы скульптора П.К. Клодта, созданная им в 1856–1859 гг.

Бронзовая конная статуя самодержца в кавалергардском мундире поставлена на высокий пьедестал сложной формы, украшенный скульптурными композициями работы Н.А. Рамазанова и Р.К. Залемана. Постамент сооружён с использованием трёх сортов камня: тёмно-серого, красного и светло-серого цветов, а для устройства подножия памятника использован белый каррарский мрамор. На верхних углах пьедестала расположены четыре бронзовые статуи: Правосудие, Сила, Вера и Мудрость. Головы скульптур имеют портретное сходство с императрицей Александрой Фёдоровной и великими княжнами Марией Николаевной, Александрой Николаевной и Ольгой Николаевной соответственно.

Между первыми двумя скульптурами прикреплен государственный герб России, покрытый золотом, под ним надпись накладными буквами: «Николаю I Императору Всероссийскому 1859 г.».

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

В центральной части постамента можно видеть четыре бронзовых барельефа со сценами из жизни императора

Николая I. На одном из них, со стороны Исаакиевской площади, государь показан у Зимнего дворца 14 декабря 1825 г. Он отдает приказ об усмирении бунта непокорных войск. Рядом с Николаем – наследник престола цесаревич Александр.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

Со стороны Мариинского дворца барельеф повествует о событиях холерного бунта на Сенной площади, случившегося в 1831 г. С правой стороны памятника барельеф рассказывает о награждении М.М. Сперанского, составившего «Свод законов Российской империи». На последнем барельефе, расположенном на левой стороне постамента, сцена осмотра Верейского моста во время поездки государя по Николаевской железной дороге.

Отливку статуи и двух барельефов исполнил сам скульптор в литейной мастерской Академии художеств, остальные части изготовили на гальванопластическом заводе. Всего на памятник пошло более 21 тонны металла и 753 тыс. руб. серебром.

Уникальность этого монумента в том, что статуя коня опирается только на две точки опоры – задние ноги. Такой композицией скульптор сумел передать стремительность движения скакуна и величественную фигуру императора, усмиряющего своей силой и спокойствием нрав животного. После открытия памятника Николаю I территория перед Синим мостом и Мариинским дворцом получила законченный вид.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

Николаевский дворец

От одного великокняжеского дворца отправимся к другому. В средней части площади Труда высится комплекс зданий Николаевского дворца (пл. Труда, 4), сооружённого в 1853–1861 гг. по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера. Дворец предназначался для великого князя Николая Николаевича, сына императора Николая I.

Совместно с архитектором А.И. Штакеншнейдером постройкой дворца в стиле неоренессанса занимались архитекторы А.П. Брюллов, Р.А. Желязевич и К.А. Тон.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

История этой примечательной постройки такова. После смерти владельца в 1891 г. здание перестроили под Женский институт имени великой княгини Ксении Александровны. Уже в советское время помещения великокняжеской резиденции заняли профсоюзы.

Фасады Николаевского дворца решены в виде трёхъярусного ордера и обильно декорированы филёнками, тягами, орнаментальной скульптурой и рельефами. Центральный портик из четырёх гранитных колонн удачно вписан в общий масштаб здания и не несёт смысловой нагрузки, характерной для классицизма.

Первый этаж здания украшен ионическими пилястрами, на втором можно видеть коринфские колонны, а третий вновь декорирован пилястрами, но более узкими.

Пышная отделка присутствует и внутри здания. Особо поражает своим великолепием и композиционным решением Парадная лестница. Тёмные перила контрастируют с белыми лестничными маршами, как и тёмные ряды гранитных колонн со светлыми базами выделяются на фоне белых сводов и стен.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

Стоит обратить внимание на отделку двухсветного Танцевального зала с колоннами и лепниной, хорош разноцветный Мавританский кабинет с характерными для Востока ажурными потолочными сводами. В белом цвете с барочной лепниной стен и потолка решена Парадная приёмная дворца.

К сожалению, указанные помещения – это то немногое, что сохранилось в Николаевском дворце до настоящего времени.

От площади Труда Николаевский дворец отделён парадным двором с высокой чугунной оградой.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

Благовещенский мост

Строительство моста, связавшего Благовещенскую площадь и берег Васильевского острова, инженер СВ. Кербедз начал в 1842 г., и спустя девять лет, в 1851 г., Благовещенский мост открыли. Постройка переправы в этом месте имела чрезвычайно важное значение для Петербурга, поэтому император Николай I лично контролировал ход строительства, утверждая проекты и обсуждая с инженерами и архитекторами детали отделки.Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

Декоративное убранство моста, в частности чугунные перила, проектировал архитектор А.П. Брюллов. Известному скульптору Н.С. Пименову заказали большие скульптурные композиции для установки на новом мосту. Во время строительства переправы Пименов находился в Италии, где выбирал мрамор для отделки Исаакиевского собора, но эскизы будущих скульптур для Благовещенского моста он нарисовал и отправил в Санкт-Петербург. Император утвердил пять из семи предложенных вариантов.

Прекрасная идея с монументами для Благовещенского моста так и осталась неисполненной по причине отсутствия финансирования при новом императоре, Александре II. Решение не украшать мост скульптурой было ошибочным, но изменить что-либо уже невозможно.

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

На то время самый длинный в Европе мост (а длина Благовещенского моста – 365 метров) состоял из восьми пролетов с одним разводным. Этот пролет находился у правого берега Невы и раздвигался в горизонтальном положении.

Мост несколько раз менял своё название. После кончины императора Николая I мост переименовали в его честь, а в октябре 1918 г. он получил имя лейтенанта Шмидта, одного из руководителей военного мятежа в Севастополе в 1905 г.

В 1936–1939 гг. мост полностью перестроили и расширили на 4 метра по проекту инженера Г.П. Передерии. От моста середины XIX в. остались только сваи и чугунная решётка ограждения. Фонари с моста установили на Марсовом поле, у памятника борцам революции, а из металлических конструкций собрали в Твери мост через Волгу.

Во время реконструкции мост лишился главного своего украшения – часовни Николая Чудотворца, стоявшей с 1854 г. на северном быке Благовещенского моста. Высочайше утверждённый проект небольшой постройки разработал архитектор А.И. Штакеншнейдер специально для мозаичной иконы святого Николая Чудотворца, привезённой из Италии. Главный фасад часовни в неорусском стиле был обращен в сторону Благовещенской площади. Цокольную часть высотой 1,32 метра исполнили из полированного красного гранита. Четыре больших арочных проёма украсили по углам колоннами с золочёными базами и капителями. Над входом большими золотыми буквами сияла надпись: «Благословен Грядый во имя Господне».

Экскурсия по Петербургу №24: Александровский сад – Почтамт – Мариинский дворец – Памятник Николаю I

Боковые арки закрывали зеркальные стекла в золочёных рамах работы мастера Фридриха Шарбау. Дополнительным декоративным элементом стали ажурные бронзовые ограждения, покрытые позолотой.

Стройный шатровый купол из медных листов покрыли золотом. Завершался он небольшим фонарём из гранита с бронзовыми крестами на четыре стороны и золочёной главкой с ажурным крестом сусального золота. Со стороны Васильевского острова в арочном проёме по фасаду под стеклом установили большую икону святого благоверного князя Александра Невского, написанную на медной доске художником Ф.С. Завьяловым.

Часовня Николая Чудотворца

С другой стороны постройки, внутри часовни, поместили тот самый мозаичный образ святителя Николая Чудотворца работы группы русских пенсионеров Академии художеств в Италии. Художники-мозаичисты И.С. Шапровалов, В.Е. Раев и С.Т. Фёдоров сделали эту мозаичную копию в мастерской знаменитого мозаичиста Микеланджело Барбери с картины Ф. Кристофари. Панно в тяжёлой золочёной раме изображало святого в полный рост, в облачении епископа.

Вход внутрь архитектор оформил стеклянной дверью с позолоченной решёткой, внутренние стены и откосы декорировал мозаичным орнаментом, а нижнюю часть покрыл панелями из мрамора разных цветов.

В 1930 г. редкую и ценную часовню снесли.


Реклама

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: