Новая Голландия в Петербурге

7

16 и 17 июня В «Новой Голландии» начинается летняя программа. В эти дни на острове можно будет посадить растения, разрисовать картонные домики, послушать Motorama и сыграть в настольный теннис.

Для посетителей откроют газон с шезлонгами, площадку для паркура и велотриала, пекарню-кафе «Волконский», «Открытую библиотеку» на набережной, гастрономический базар, барахолку и огород. В выходные начнёт работать арт-контейнер с выставкой московского фотографа Алексея Киселёва, кружок любителей настольного тенниса «Ленинградец». Днём будут идти мастер-классы для детей, а под вечер на открытой сцене выступят Motorama и Elektra Monsterz.

2

3

ПРАВИЛА ПОСЕЩЕНИЯ:

- Добрыйеть до станции метро Адмиралтейская и двигаться на запад 1000 метров;

На территории острова запрещается:


— находиться в нетрезвом состоянии;


— нарушать общественный порядок;


— детям до 14 лет приходить без сопровождения родителей.

4

На остров запрещается проносить:


— напитки и еду (кроме детского питания);


— оружие, наркотики.

6

8

ЧАСЫ РАБОТЫ:


Пн.–чт.: 11:00–22:00


Пт.–вс.: 11:00–23:00

ВХОД свободный!

Читайте о других интересных местах в Петербурге.


Историческая заметка:



Пожалуй, это самый известный среди всех островов. И самый загадочный. Мало кому приходилось бывать на нём. Это был самый закрытый для посетителей остров. Причём во все времена. Правда, по разным причинам.


Имя Новая Голландия острову было дано чуть ли не самим царём Петром I.


Если взглянуть на карту Петербурга, то внимание сразу же привлекает островок треугольной формы, явно выделяющийся среди своих соседей. Интересно, что форма острова объясняется довольнотаки легко. В начале XVIII века, при Петре I, вся территория от Адмиралтейства вниз по течению Невы и от Невы до Мойки была одной огромной верфью. Но судостроительная верфь в Адмиралтействе была настолько перегружена, что пришлось основать ещё одну верфь, названную Галерной, которая бы удовлетворила возрастающие потребности государства в расширении флота. Верфи соединили каналом, позже названным Адмиралтейским. В тоже время по задумке питерских градостроителей каналом соединили Фонтанку и Большую Неву. Когда оба канала (будущие Адмиралтейский и Крюков) и Мойка пересеклись, Новая Голландия оказалась со всех сторон отрезанной от суши и заключённой в объятия водной стихии.


Таким образом, Новая Голландия стала единственным из 42 островов СанктПетербурга, созданным людьми. Площадь острова составляет 7,8 тысячи ква¬дратных метров.

Новая Голландия в Петербурге

Новая Голландия в Петербурге
В1738 году оба канала получили наименования — Адмиралтейский и Крюков. Первоначально Адмиралтейский канал по трассе нынешнего Конногвардейского бульвара доходил до здания Адмиралтейства. В 1842 году участок от Адмиралтейства до Крюкова канала был засыпан. О названии Крюкова канала существует легенда. Однажды Пётр I посетил мастерскую художника Никитина. Тот пожаловался царю, что картины его «вследствие непонимания покупателями» плохо продаются. Пётр велел художнику явиться к нему с картинами, пригласил знать и устроил аукцион. Одна картина была продана за двести рублей, другая — за триста. «Но эту картину, щ сказал Петр, — купит тот, кто меня больше любит». «Даю пятьсот», — крикнул Меншиков. «Восемьсот», — крикнул Головин. «Тысячу», — возразил Апраксин. «Две», — прибавил Меншиков. «Три тысячи», — закричал подрядчик Крюков, государь поцеловал его в лоб и сказал,


что канал, который он строит, будет назван его именем. Но официально Крюков канал носит название с 1738 года.


Мало кто знает, что в Новой Голландии находился первый военный порт России, который был основан по указу Петра 1 в сентябре 1721 года.


В 1730х годах, при Анне Иоанновне, здесь были построены деревянные склады для сушки и хранения корабельного леса. Со временем деревянные постройки обветшали, и на их месте было решено возвести каменные.


Проект каменных сараев разработал архитектор Савва Иванович Чевакинский. По его замыслу, складские корпуса должны были охватить почти весь периметр острова. Складские корпуса должны были строиться высокими, так как древесина сушилась стоя, чтобы быть менее подверженной гниению.


В центре острова Савва Иванович предложил расширить и углубить существовавший водоём, соединив его с Мойкой и Крюковым каналом широкими протоками для прохода барок, гружённых лесом. В целом проект Чевакинского был утвержден, за исключением фасадов.

Новая Голландия в Петербурге
В 1765 году задание на проектирование новых фасадов было передано Ж.Б. ВалленДеламоту. Французский архитектор Жан Батист Мишель ВалленДеламот был приглашён в Россию Иваном Ивановичем Шуваловым. Живя в СанктПетербурге, ВалленДеламот служил архитектором при шляхетском кадетском корпусе, был первым преподавателем архитектуры в Академии художеств. Считается, что ВалленДеламот является основателем русского классицизма в архитектуре.


С разработкой фасадов для Новой Голландии француз справился очень быстро. Изначально унылый складской комплекс архитекторклассицист решил изменить. Он украсил комплекс в соответствии со вкусами времени: придал благородство пропорциям, снабдил корпуса элементарными деталями и отметил узловые части — проход во внутренний канал и углы комплекса — характерными композициями.


Однако ключевую роль в создании художественного образа этого выдающегося памятника промышленной архитектуры играет арка Новой Голландии.


Арка Новой Голландии, казалось бы, напоминает о триумфальных арках Древнего Рима, но прямых аналогий в мировой истории не имеет, что позволяет назвать её подлинным архитектурным шедевром ВалленДеламота. Постройка обрамлена тосканскими колоннами и выделяется сочетанием красного кирпича и тесаного гранита. Высота арки — двадцать три метра, ширина пролета — немногим более восьми метров. Красота служила и практическим целям: арка создавала распор на стены складов, где бревна с целью длительного хранения ставились стоймя.


Самый выразительный фрагмент Новой Голландии — портал с аркой со стороны Мойки—был и остаётся одним из самых любимых объектов внимания художников. И не только Петербурга, но и других городов.


В 1820е годы по проекту Александра Штауберта на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы. Архитекторназывал это здание арестантской башней, а в народе его прозвали бутылкой. Считается, что от круглой морской тюрьмы — «бутылки» — якобы пошло выражение «лезть в бутылку». Рядом со зданием морской тюрьмы в середине XIX века по проекту военного инженера Александра Михайловича Пасыпкина выстроили кирпичную кузницу.


В 1893 году в северной части острова устроили опытный бассейн, который использовал для своих экспериментов выдающийся кораблестроитель Алексей Николаевич Крылов.


В годы Первой мировой войны в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба. Радиостанция прославилась втом числе и тем, что с её помощью в ноябре 1917го большевики вели информационную войну с генералом Красновым.


В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на её территории располагались склады Ленинградской военноморской базы. Так в течение многих лет доступ в один из самых красивых и загадочных уголков города — в Новую Голландию — был закрыт для простых смертных.


Комплекс объектов на острове включает в себя 26 зданий, в том числе 11 из них являются памятниками федерального значения.


В 2004 году остров был передан военным под юрисдикцию города. Ныне ведутся реставрационные работы. Власти планируют, что знакомство горожан с Новой Голландией начнется с выставки архитектурных проектов реконструкции этого выдающегося по своей историкокультурной значимости архитектурного ансамбля Петербурга XVIII века.





Сувениры из Петербурга!

suvenir

Связаться с нами и предложить новость на сайт можно по нашим контактам. Питербу @ с 2012 - по н.в.

Копирование материалов с сайта запрещено. Авторские права принадлежат авторам размещенных статей.

Яндекс.Метрика