Питербу
События Афиша Клубы Места Музеи Театры Универы Метро Районы Дворцы Мосты Соборы

p1100504 640   Станция открыта 15 ноября 1955 г. Находится на пересечении Невского и Литовского проспектов и улицы Восстания, на месте снесенной Знаменской церкви. 
   Наземный павильон выполнен по проекту архитекторов В.В. Ганкевич, Б.Н. Журавлева, И.И. Фомина, инженера Е.А. Эрганова.
   Наземный павильон на Московском вокзале создан по проекту А.С. Гецкина, В.П. Шуваловой. Открыт 13 августа 1960 г.
   Подземный зал сооружен по проекту архитекторов В.В. Ганкевича, Б.Н. Журавлевой, И.И. Фомина, инженера Е.А. Эрганова.

   Между пересадочным эскалатором и выходом на Московский вокзал на пилонах центрального подземного зала размещены 4 барельефа: «Выступление В.И. Ленина в Таврическом дворце» содержит сохранившееся в Санкт-Петербурге изображение И.В. Сталина, скульптор А.И. Далиненко; «В.И. Ленин у шалаша в Разливе», скульптор В.Б. Пинчук; «Выстрел „Авроры"», скульптор А.В. Разумовский; «Штурм Зимнего дворца», скульптор В.И. Татарович. 
   Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии (на станцию «Маяковская»).
   Из наземного павильона станции метро «Площадь Восстания» вы выходите на одноименную площадь.
   До 1917 г. площадь носила имя Знаменской в честь Знаменской церкви, находившейся на месте павильона метро. Деревянная Знаменская церковь, построенная по повелению Елизаветы Петровны в 1765 г. на месте пересечения Невского проспекта и Литовского канала, была первой постройкой на месте современной площади. В 17941804 гг. здесь построили каменный храм по проекту архитектора Ф.И. Демерцова. Церковь снесли в 1940 г.
   Сама Знаменская площадь сформирована в 1840х гг. по проекту архитектора Н.Е. Ефимова в связи со строительством железной дороги СанктПетербург—Москва.
   В 18441851 гг. здесь построили здание Николаевского вокзала (ныне Московский вокзал).
y39   Внешний вид вокзального здания «заимствован» у европейских городских ратушей XVII-XVIII вв. Его первым начальником стал Н.И. Миклуха — инженерпутеец, один из строителей Николаевской железной дороги, отец знаменитого путешественника Н.Н. МиклухоМаклая. Интересно, что Николай Николаевич МиклухоМаклай родился практически на Николаевской железной дороге, точнее, в селе ЯзыковоРождественском Боровичского уезда, Новгородской губернии — туда перед родами привезли его мать со строящейся станции Угловка. Николай Миклухастарший служил начальником вокзала до 1856 г. Его уволили с должности и едва не арестовали за то, что, желая облегчить судьбу Тараса Шевченко, он отправил ему в ссылку 150 рублей.
   Строительство железной дороги до Москвы продолжалось в течение четырех лет. Первыми новую железную дорогу испытали военные нескольких императорских полков, отправившиеся в Москву на девяти поездах. После того как все они благополучно прибыли на место назначения, из Петербурга в Москву отправился сам император Николай I вместе со своей семьей и многочисленными придворными.
   Дорога до Москвы занимала в середине XIX в. примерно 1819 часов, а плата за проезд была очень высокой — от 7 до 19 рублей, в зависимости от класса вагона. Купить билет было непросто: для получения его следовало написать заявление в полицейский участок и сдать туда свой паспорт, чтобы полиция могла проверить «благонадежность» пассажира. Через несколько дней пассажир мог прийти в участок за разрешением и лишь после этого купить билет, стоивший немало. Паспорта пассажиров передавались кондуктору поезда, и валдельцы получали их только после того, как поезд прибывал на конечную станцию.
   К началу XX в. Николаевский вокзал перестраивается по проекту архитектора В.А. Щуко, предложившего увеличить площадь здания в сторону железнодорожных путей, работами руководил инженер А.А. Богородицкий.
   После Октябрьской революции Николаевский вокзал переименовали в Московский. Тогда же на Октябрьской железной дороге появился первый в России фирменный поезд «Красная стрела».
   Во время Великой Отечественной войны с Московского вокзала уехали в эвакуацию многие жители Ленинграда.
   После войны главный зал Московского вокзала отреставрировали к празднованию 50летия революции и установили бюст В.И. Ленина, выполненный скульптором Л.А. Мессом, 23 июля 1993 г. его заменили бюстом Петра I (ск. А.С. Чаркин, В.В. Оленев, арх. СЛ. Михайлов).
   В18451857 гг. на площади по проекту архитектора АД. 1ёмилиана построили Знаменскую гостиницу (ныне — гостиница «Октябрьская»),
   Газеты того времени подробно освещали стройку: «Здание это огромно, говорят, в нем будет от 100 до 150 различных помещений для приезжающих. Осматривая комнаты, еще неотделанные, можно с уверенностью сказать, что гостиница эта будет великолепная».
   Отель насыщали всевозможные технические новинки: так называемые «пневматические печи», вентиляторы, переговорные трубы.
   Во второй половине XIX в. гостиница несколько раз перестраивалась, менялись и ее названия. В начале XX в. отель украсил купол с рестораном, вмещавшим до 500 человек, на фасаде размещен лифт с электродвигателем. Гостиница также располагала собственным паровым омнибусом. Во многих номерах постояльцам предоставлялось такое удобство, как городской телефон. В 1906 г. в гостиницу приходил на конспиративные встречи В.И. Ленин. После революции здание передали правлению железной дороги. В 1930х гг. гостиница открылась вновь — уже под названием «Октябрьская».
   В 1870х гг. рядом со Знаменской церковью по проекту архитектора и инженера ДД. Соколова строится причтовый дом Знаменской церкви (Литовский пр., 39). Это здание стало важным элементом ансамбля площади.
   В центре площади в 1909 г. установили памятник Александру Ш работы скульптора Паоло Трубецкого. Многие члены императорской фамилии не хотели установки подобного памятника, считая его карикатурой.
   И.Е. Репин так определил идею этого монумента: «Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад». Сам же скульптор о художественных особенностях своего памятника, по легенде, высказался так: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом». Однако вдовствующая императрица, удовлетворенная явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом. Отливка памятника в бронзе продолжалась более полутора лет. Открытие монумента состоялось 23 мая 1909 г. В 1937 г. этот памятник убрали с площади и передали Русскому музею. Сейчас он находится во дворе Мраморного дворца.
   В 1985 г., к сорокалетию победы в Великой Отечественной войне, по проекту архитекторов А.И. Алымова и В.М. Иванова в центре площади установлена стела «Городугерою Ленинграду».
   В середине 2009 г. компания ООО «Адитум» выступила с предложением начать строительство многофункционального подземного комплекса под площадью Восстания. Строительство должно завершиться за тричетыре года. Комплекс будет иметь три уровня: на двух верхних ярусах разместятся подземные переходы и объекты торговли, на нижнем уровне — парковка на 632 машины. В соответствии с концепцией комплекс должен занять все пространство под площадью Восстания, а также захватить участок Литовского проспекта до 2й Советской улицы. Для удобства пешеходов организуют шесть входов. По оценкам экспертов, этот проект увеличит пропускную способность площади как транспортного узла на 20 %. Однако решение о реализации проекта пока еще не принято.
   С площади Восстания вы сворачиваете на Невский проспект. Первое, что вы видите, — это руины на месте домов.
   Двухэтажный дом на углу Невского проспекта и Знаменской улицы (ныне — ул. Восстания) был построен в начале XIX в. В 1833 г. его надстроил на два этажа архитектор В.Е. Морган. В 18411842 гг. рядом пристроили четырехэтажное здание по проекту А.П. Гемилиана (позднее добавлен пятый этаж). В первой половине XIX в. участком владел Ф. Меняев, потом — его наследники. В 1890х гг. дом перешел к потомственному почетному гражданину, купцу 2й гильдии Д.А. Дурдину, торговавшему серебряными изделиями. Для него в 1897 г. построили правый корпус по Знаменской улице (арх. П.И. Гилев). В доме размещались гостиница «Эрмитаж» (позднее ее переименовали в отель «Дю Норд», а в 1930х гг. — в «Северную»), представительство акционерного общества «Артур Коппель», Знаменское заведение искусственных минеральных вод, зубная лечебница, торговый дом «Г. Брахман и К°», несколько магазинов. В годы Великой Отечественной войны в этом доме находилась булочная, проработавшая всю блокаду.
   Рядом с домом № 116 располагался дом № 114. Он принадлежал купцу Семьянову, затем — семье Зверковых, а с конца XIX в. — потомственному почетному гражданину И.М. Богданову и его сыну, П.И. Богданову. В доме размещались конторы газеты «Сегодня» и подъемных машин (лифтов) системы завода «Шельтер и Гизеке», правление страхового общества «Самолет», ювелирный, оптический и другие магазины.
   В начале октября 2006 г. дома признали аварийными и разобрали к концу января 2007 г. По проекту на их месте будет построен торговый комплекс «Невский центр», заказчиком которого выступило ООО «Стокманн СПб центр». Согласно проекту фасады разобранных зданий должны быть воссозданы.
   В доме № 100 по Невскому проспекту расположен кинотеатр «Колизей» — один из старейших кинотеатров в Санкт-Петербурге. Здание построено в 1907 г. Первоначально в нем размещалась художественная панорама «Страдание Христа», затем скетингринг — площадка для катания на роликовых коньках. Позже здесь разместился кинематограф «Галант». В 1915 г. к зданию пристроили помещение, позже оно стало использоваться как малый зал кинотеатра. В августе 2001 г. после реконструкции кинотеатр снова открылся.
   В дом М 71, находящийся на углу Невского проспекта и улицы Марата, встроена станция метро «Маяковская». Этот доходный дом, принадлежавший М.С. Мальцевой, построен в 1848 г. по проекту П.А. Чепыжникова. В доме жил и умер в 1890 г. писатель Г.П. Данилевский — автор многих исторических романов.
   В доме № 67 в 1909 г. открыли кинотеатр «Сатурн», старейший в Петербурге. Проектировал его архитектор А.Г. Джорогов. В 1933 г. был переименован в «Кино — массам», а в 1935 г. — в «Художественный». Кинотеатр продолжал работу даже в дни блокады Ленинграда.
   В доме № 88 в 19131918 гг. располагалась редакция журнала «Новый Сатирикон», с которым сотрудничали писатели Аркадий Аверченко, Тэффи, Саша Черный, Владимир Маяковский, а также художники И. Билибин, Л. Бакст, Б. Кустодиев. В 1911 г. здесь открылся кинотеатр под названием «UNION». В советское время он использовался для демонстрации документальных фильмов «Новости дня». В 1980 г. в кинотеатре обновили аппаратуру, и он стал именоваться «Стереокино», специализируясь на показе художественных стереофильмов. В 2004 г. кинотеатр реконструировали и возвратили старое название «UNION».
   Дом № 86 — особняк в классическом стиле, построен в 18201830е гг. по проекту архитекторов М.А. Овсянникова и Г. Фосстатти. В 18651873 гг. здесь жил М.А. Балакирев. У него часто встречались композиторы «Могучей кучки» — М.П. Мусоргский, Н.А. РимскийКорсаков, А.П. Бородин, критик В.В. Стасов.
метро Площадь Восстания   На противоположной стороне улицы расположена гостиница «Коринтия Невский палас» (дом № 57). Здание, где расположилась гостиница, построено в 1861 г. по проекту архитектора А.И. Ланге и первоначально имело пять этажей.
   В начале прошлого века здесь открылись меблированные комнаты «Реномэ», затем гостиница «Гермес». В 1949 г. здание реконструировали с повышением на два этажа, в 1957 г. в нем открыли гостиницу «Балтийскую». В 1990х гг. ее приобрела фирма «Коринтия», и «Балтийская» стала «Невским паласом». Два соседних дома — № 55 и № 59 — в 2006 г. признали аварийными и снесли. На их месте решено возвести здания с прежними фасадами.
   В доме № 82 в 1815 г. поселился В.А. Жуковский. Здесь встречались члены литературного общества «Арзамас» К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, В.Л. Пушкин, С.С. Уваров, В доме № 78 жил А.Ф. Можайский — русский изобретатель и воздухоплаватель.
   В доме № 63 жил Н.С. Лесков, а в доме № 51 И.А. Гончаров написал роман «Обломов».
   В доме М 49 жили М.И. Глинка и Н.А. Некрасов, а в советское время здесь находилось кафе, известное под неофициальным названием «Сайгон».
   Дом № 47 был построен для купца Н.С. ПасковаШарапова в начале XIX в. В 1874 г. в этот дом из здания напротив (дом № 76/63) переехал ресторан «Палкин». Владел рестораном коммерции советник Константин Павлович Палкин, принадлежавший к династии трактирщиков. Первый трактир в Петербурге Палкины открыли еще в 1785 г. Для Константина Павловича по проекту А.К. Крейзера здание расширили и надстроили до четырех этажей. Корпус ресторана был сооружен во дворе. В ресторане часто бывали П.И. Чайковский, А.П. Чехов, А.И. Куприн, А.А. Блок, И.А. Бунин, Д.И. Менделеев, Ф.М. Достоевский.
   Со стороны Владимирского проспекта в доме размещалась типография Траншеля. С 1872 г. она печатала журнал «Гражданин», где редактором служил Ф.М. Достоевский.
   В 1924 г. в помещениях ресторана стал работать кинотеатр «Титан». В ноябре 1934 г. здесь состоялась премьера фильма «Чапаев».
   Дом № 70 спроектировал в 1830 г. известный петербургский архитектор Д. Квадри для героя войны 1812 г. И.О. Сухозанета.
vosstaniya-3   В 1864 г. здание приобретает Петербургское Купеческое общество, оно занимало дом до 1917 г. После революции и до 1970х гг. здесь работал институт «Союзтрансмашпроект». После капитального ремонта и реставрации 19741976 гг. здание перешло к Союзу журналистов. Открытие Дома журналиста состоялось 6 мая 1977 г.
   Дом № 41 — дворец Белосельских-Белозерских. Княгиня А.Г. Белосельская купила у И.А. Нарышкина небольшой каменный дом, находившийся на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, в 1797 г. Вскоре дом Нарышкина был снесен, а на освободившемся участке построен новый дом по проекту архитектора Тома де Томона. В 1846 г. архитектор А.И. Штакеншнейдер по заказу князя К.В. Белосельского-Белозерского перестроил корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, и возвел новые флигеля во дворе дома. С 1884 г. дворец БелосельскихБелозерских принадлежал брату Александра III — Сергею Александровичу. В 1888 г. дворец частично перестроен внутри для нового владельца. Интерьеры дворца дошли до нашего времени в хорошей сохранности. Отделка целого ряда дворцовых помещений представляет значительный художественный интерес. Ныне во дворце расположен культурный центр, включающий в себя выставочный и концертный залы.
   Через Фонтанку перекинут знаменитый Аничков мост, украшенный конными группами. Тот Аничков мост, который мы видим, построен в 1841 г. по проекту инженера И.Ф. Бутаца. Первый деревянный разводной мост стал на этом же месте в 1715 г. и получил свое название по имени подполковника М.О. Аничкова, командовавшего строительным батальоном, возводившим его. Второй деревянный мост заменил его в 1749 г. (арх. С. Волков). Новый мост основательно подкрепили, так как по нему должны были пройти слоны — подарок персидского шаха русской императрице.
   В 1780х гг. берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне построили семь однотипных каменных переправ. В 17831787 гг. по типовому проекту перестроили и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трехпролетный гранитный мост с деревянным средним разводным пролетом.
   В 18401850 гг. мост украсили четыре скульптуры «Укротители коней» работы известного петербургского скульптораанималиста Петра Карловича Клодта.
   Заслуживают внимания некоторые дома на набережной Фонтанки, находящиеся поблизости от Аничкова моста.
   Это прежде всего библиотека им. ВВ. Маяковского (наб. р. Фонтанки, 44), разместившаяся в здании бывшего подворья ТроицеСергиевой лавры (арх. A.M. Горностаев, 18441850 гг.).
   Библиотека им. В.В. Маяковского ведет историю от библиотекичитальни, основанной в 1868 г. А.А. Черкесовым. В 1919 г. ее преобразовали в Центральную коммунальную библиотеку. В годы блокады она не прекращала работу, обслуживала жителей, воинские части, госпитали. В 1953 г. библиотеке присвоено имя В.В. Маяковского.
   Соседний дом № 46 построен в середине XVIII в. для духовника императрицы Елизаветы Петровны Ф.Я. Лубянского и перестроен в 1843 г. для генерала Н.В. Зиновьева (арх. В.Я. Лангваген), при этом возведен третий этаж. Монументальная ограда с въездными воротами, выходящая на набережную, установлена в 1830 г. по проекту архитектора В.И. Беретти. В 1895 г. усадьбу приобрел герцог ГГ. МекленбургСтрелицкий, после его смерти в 1909 г. и вплоть до Октябрьской революции домом владела вдова герцога графиня Н.Ф. Карлова.
   С 1994 г. в особняке размещается отдел иностранной литературы Центральной городской библиотеки им. В.В. Ма псовскопх В помещении бывшего Зимнего сада открыта библиотека князя Г.В. Голицына (внука графини Карловой).
anichkov most4   По правую руку от Аничкова моста расположен дом №40 — доходный дом, принадлежавший купцу А.Ф. Лопатину. Современники называли его «Литературным домом», так как здесь в разные годы снимали квартиры издатель журнала «Отечественные записки» А.А. Краевский, литератор И.И. Панаев с женой писательницей АЛ. Панаевой, литературный критик ВТ. Белинский, И.С. Тургенев.
   В соседнем доме № 38 во флигеле во дворе жил Н.А. Добролюбов.
   Дом № 36 бывший Екатерининский институт благородных девиц (здание построено в 18031807 гг. по проекту Дж. Кваренги). Институт был отделением Смольного, куда принимали дочерей незнатных небогатых дворян. Сейчас здесь размещается один из филиалов Публичной библиотеки.
   Дом №34 — это знаменитый Фонтанный дом, или Шереметевский дворец. Первое мазанковое здание появилось на этом участке в начале XVIII в. Участок Петр I пожаловал своему фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву в 1712 г. В том же году 60летний фельдмаршал женился на 25летней вдове родного дяди Петра I А.П. Нарышкиной (урожд. Салтыковой). Около 1730 г. наследником усадьбы (которую уже тогда называли Фонтанным домом) стал старший сын Петра Борисовича Борис Петрович Шереметев. Он начинал придворную службу при Петре II и закончил при Екатерине II, дослужился до генераланшефа и оберкамергера, но прославился прежде всего как гостеприимный и хлебосольный хозяин, меценат, покровитель искусств. В своем подмосковном имении «Кусково» он организовал знаменитый частный театр, одной из актрис которого была крепостная крестьянка Прасковья Ковалева, получившая сценический псевдоним Жемчугова. Николай Петрович, сын Петра Борисовича, воспитывался вместе с наследником престола великим князем Павлом Петровичем. Вернувшись в Кусково после образовательной заграничной поездки, обязательной для молодого дворянина, Николай Петрович влюбился в Прасковью КовалевуЖемчугову и решил во чтобы то ни стало сделать ее своей законной женой. 14 февраля 1797 г. в Фонтанном доме в Петербурге император Павел I так восхитился выступлением Прасковьи Жемчуговой, что подарил актрисе драгоценный перстень. В декабре 1798 г. Николай Петрович решился дать вольную Прасковье Жемчуговой, а также всей семье Ковалевых. 6 ноября 1801 г. Николай Шереметев и Прасковья Жемчугова тайно обвенчались в Москве и в 1802 г. вернулись в Петербург. Но к тому времени крепостная актриса уже смертельно заболела. Петербургский климат не пощадил ее — у нее открылась чахотка. Сын Дмитрий появился на свет в феврале 1803 г., а через три недели умерла от чахотки его мать. Только на следующий день после смерти Прасковьи граф, наконец, открыто объявил, что женат, и умолял нового императора Александра I признать Дмитрия законным наследником. Возмущению в высшем свете не было предела, но император удовлетворил просьбу убитого горем отца.
u710q601   В 18771929 гг. в Фонтанном доме располагалось Общество любителей древней письменности под руководством графа С.Д. Шереметева и князя П.П. Вяземского.
   С 1935 по 1941 г. здесь находился Дом занимательной науки (ДЗН), которым руководил замечательный ученый и популяризатор науки Яков Перельман. Это был уникальный культурнопросветительный центр, где заведующими отделов работали астроном В.И. Прянишников и писатель Л.В. Успенский, художниками — А.Я. Малков и Б.Б. Вельте. В методический совет ДЗН вошли академики Н.И. Вавилов, А.Ф. Иоффе, Д.С. Рождественский, А.Е. Ферсман, профессор М.Л. Вейнгеров, физики М.П. Бронштейн и Э.П. Халфин, астроном Г.Г. Ленгауэр. В четырех отделах ДЗН (астрономии, физики, математики и географии) было собрано более 350 крупных экспонатов, а также несколько сот диапозитивов, карт, рисунков, приборов. С середины 1920х гг. по февраль 1952 г. во флигеле шереметевского дворца жила А.А. Ахматова вместе со своим мужем Н.Н. Пуниным. В настоящее время в музее кроме мемориальных залов разместилась богатейшая коллекция старинных музыкальных инструментов, в Белом зале постоянно проходят концерты.
   На другом берегу Фонтанки стоит дом № 39 по Невскому проспекту — Аничков дворец. Императрица Елизавета Петровна купила этот участок в 1741 г. и поручила архитектору М.Г. Земцову строительство дворца для своего фаворита и тайного супруга — Алексея Разумовского. Но Земцов умер, не успев даже завершить проект. Его работу заканчивали ученик Земцова Г.Д. Дмитриев и Б.Ф. Растрелли.
   В 1767 г. Екатерина II подарила дворец Потемкину. В 1785 г. князь продал дворец в царскую казну. В 17781779 гг. дворец был перестроен И.Е. Старовым.
   Некоторое время в нем находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной перед дворцом архитектор Кваренги построил отдельное здание. Александр I подарил дворец своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцом Ольденбургским. В 1817 г. во дворце поселился
   Николай Павлович, будущий государь Николай L При нем зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца и построил в саду два павильона, выходящие на площадь Александрийского театра (ныне — пл. Островского). После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец Николай жил здесь во время Великого поста, здесь же проводились придворные балы.
   Позже во дворце воспитывался великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II. Одним из его учителей был друг Пушкина поэт В.А. Жуковский, во дворце он имел собственную квартиру. 23 ноября 1836 г. на аудиенцию к императору сюда пригласили Александра Пушкина, Николай потребовал от поэта отказаться от дуэли.
   Позже во дворце поселился Александр III с семьей, здесь прошли детские годы Николая II.
   В 1914 г. в стенах дворца состоялась самая пышная «последняя свадьба уходящего мира», племянницы Николая II Ирины Александровны Романовой и самого богатого жениха России Феликса Юсупова — будущего убийцы Григория Распутина.
   После революции здесь недолго просуществовал музей города, в 1925 г. его закрыли, и только в 1937 г. здесь обосновался Дворец пионеров. Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 г., во Дворце пионеров разместился хирургический стационар, он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 г. госпиталь был переведен из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей. В настоящее время в здании размещается Городской дворец творчества юных.*
   Рядом с Аничковым дворцом расположена площадь Островского. В центре площади — Екатерининский сквер, а в нем памятник Екатерине II (ск. М.О. Микешин, 1873 г.). Императрица окружена своими ближайшими сподвижниками. Площадь замыкает Александрийский театр (арх. К.И. Росси, 1832). На фасаде выделяется лоджия с коринфской колоннадой и аттиком, украшенным колесницей Аполлона работы скульптора Степана Пименова.
   Первый государственный драматический общедоступный театр в России открылся в СанктПетербурге 30 сентября 1756 г. указом императрицы Елизаветы Петровны об учреждении «Русского для представлений трагедий и комедий театра». Директором театра назначается первый русский драматург А.П. Сумароков, во главе труппы — создатель первого постоянного русского театра актер Ф.Г. Волков. После смерти Ф.Г. Волкова в 1763 г. труппу возглавил И.А. Дмитревский — старейший русский актер. Александрийский театр получил свое название в 1832 г. в честь жены императора Николая I Александры Федоровны. В том же году театр получил здание на Александрийской площади (ныне — площадь Островского). Таким образом, Александрийский театр является старейшим российским театром.
   За театром начинается улица Зодчего Росси, знаменитая своими пропорциями (высота зданий, как и ширина улицы, составляет 22 метра). На ней расположены: Театральный музей, Театральная библиотека и Академия русского балета (Вагановское училище, которое закончили многие звезды русского балета, от Матильды Кшесинской до Ульяны Лопаткиной).
   Напротив площади Островского в доме № 56 по Невскому проспекту расположен знаменитый Елисеевский магазин. Дом был построен в 1902-1903 гг. архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским для магазина колониальных товаров торгового товарищества «Братья Елисеевы». На фасаде установлены скульптуры А.Г. Адамсона «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».
   Внутри — три торговых зала, украшенных зеркалами и бронзовыми светильниками. На втором этаже здания располагались банк, коммерческие курсы, основанные Елисеевыми, и зал, сдававшийся в аренду театральным труппам.
   В советское время магазин был переименован в «Гастроном № 1 „Центральный"». На втором этаже здания в 1926 г. открыт Театр сатиры, им руководил Д.Г. Гутман, в 1931м театр переименован в Театр комедии (ныне — Театр комедии им. Н.П. Акимова).
   Рядом с Елисеевским магазином проходит Малая Садовая улица, в 1998 г. ее превратили в пешеходную зону. Улицу за* мостили плиткой, построили фонтан — каскад «Вращающийся шар», поставили скамейки. Позже на улице стали появляться небольшие скульптуры: во внутреннем дворе одного из домов собачка Гаврюша (ск. ВА Сиваков, 1999 г.), на карнизах по обе стороны улицы заняли место кот Елисей и кошка Василиса (идея С. Лебедева, арх. Л. Домрачева, 2000 г.), внизу — фотограф с бульдогом (ск. Б.А. Петров, арх. Л.В. Домрачева, 2003 г.).
   На углу Малой Садовой улицы, 3, и Невского проспекта, 54, в XVIII в. находился дом Демидовых (архитектор не известен). В этом доме в 1843 г. жила певица Полина Виардо (18211910). Здесь же находилось фотоателье Карла Буллы. В настоящее время здесь располагается музейфотосалон, где можно увидеть фотографии СанктПетербурга конца XIX — начала XX вв.
   Ансамбль площади Островского замыкает здание Публичной библиотеки. Императорская Публичная библиотека в Петербурге была первой государственной библиотекой России, поставившей перед собой цель создать «полное собрание российских книг». Под «российскими книгами» подразумевались как все книги, изданные с самого начала книгопечатания в России, так и выпущенные на русском языке за границей. «Полная российская библиотека» должна была включать в свой состав также все книги о России, изданные на иностранных языках. В 1766 г. А.С. Строганов с коллегами составил по распоряжению Екатерины II «План Публичной Российской библиотеки в СанктПетербурге». Здание библиотеки построили в 17951814 гг. В 1808 г. А.С. Строганов выбрал себе в помощники по управлению библиотекой А.Н. Оленина, ставшего после смерти Строганова директором Публичной библиотеки. Оленин привлек к работе в библиотеке баснописца И.А Крылова, поэтов Н.И. Гнедича и КН. Батюшкова, литератора М.Е. Лобанова, лицейского друга Пушкина поэта А.А. Дельвига, романиста и драматурга М.Н. Загоскина, выдающегося русского филолога и поэта А.Х. Востокова. Торжественное открытие библиотеки состоялось 2 (14) января 1814 г.
   За заданием Публичной библиотеки проходит Садовая улица, а за ней находится здание Гостиного двора, в которое встроена станция метро «Гостиный двор».
   Музейфотосалон Карла Буллы — Невский проспект, 54. Часы работы: 11.0019.00, вторник—воскресенье.
   Музей Шереметевский дворец — набережная реки Фонтанки, 34. Часы работы: 12.0018.00. Выходные дни: понедельник, вторник, последняя среда месяца.
   Литературномемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Часы работы: 10.3018.30, по средам: 13.00—21.00, касса закрывается на час раньше.
   Выходной день: понедельник.




Сувениры из Петербурга!

suvenir

Главная
Развитие метро
СУЗЫ Спб
Пляжи Спб
Катки Спб
Бассейны Спб
Аквапарки Спб
C2oxYEoHsTU
нояб 14, 2012 11177

Саблинские пещеры в Ленинградской области

Саблинские пещеры являются частью природного памятника Саблинский, находящегося в 40 километрах от Санкт-Петербурга. Этот памятник природы занимает площадь в 220 гектаров, а уникальность его состоит в том, что здесь наряду с пещерами и двумя…
5Zn1dC9PGBk
окт 24, 2012 3510

Креативные площадки

За последние несколько в нашем городе появилось множество так называемых творческих пространств. Правительство не осталось в стороне, и предложило проект реконструкций депрессивных мест Петербурга под творческие кластеры. Вот несколько проектов,…
uRPfq6MrXmk
дек 01, 2012 3307

Ассоль в Петербурге

На стене жилого дома на Лиговском проспекте красуется огромная (280 м!) роспись по мотивам книги «Алые паруса» Грина. На заднем плане картины — силуэт Петербурга. По мнению авторов росписи, Ассоль жила в нашем городе! Этот проект был приурочен к…
chaipei
сен 22, 2012 4396

Клуб Чайпей в Петербурге, адрес, цены, описание

Одно из секретных мест Петербурга - клуб Чайпей. Это кафе-клуб настольных игр, спрятанный на Дмитровском, 10, недалеко от Владимирской и Достоевской. Внутри есть чай, сладости, кофе, Wi-Fi и очень, очень много разных настольных игр. В Чайпее…
9vnXd5nccPU
нояб 01, 2012 21516

Аквапарки Петербурга. Перечень крупнейших акварапков Питера

Аквапарки - развлечение для любого возраста. В современных аквапарках Вы можете найти не только бассейн с горками, но и целый ряд оздоровительных комплексов, направленных на востановление Ваших сил и здоровья (это сауны, бани, различные виды…

Связаться с нами и предложить новость на сайт можно по нашим контактам. Питербу @ с 2012 - по н.в.

Копирование материалов с сайта запрещено. Авторские права принадлежат авторам размещенных статей.

Яндекс.Метрика