Питербу
События Афиша Клубы Места Музеи Театры Универы Метро Районы Дворцы Мосты Соборы

 

Метро Автово в Петербурге     Станция открыта 15 ноября 1955 г.
     Находится на проспекте Стачек между домами № 94 и 90.
     Наземный павильон и поземный зал выполнены по проекту архитекторов Е.А. Левинсона, А.А. Грушке, инженера СМ. Эп-штейна.
     Фасады наземного павильона станции украшают панно «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941-1943 годах» работы скульпторов В.И. Ингал, В.Н. Вельской, В.И. Гордона, В. В. Чибрикова, Е.В. Щегловой, М.П. Щеглова.
     В наземном павильоне установленно панно «Защитники Ленинграда» работы скульпторов В.И. Гордона и P.P. Вельского.

     Еще до основания Петербурга в этой местности находилась деревня Autova (Аутова), или Autovo (Аутово). Название деревни, возможно, происходит от финского «аутто», «аутио», что означает «пустошь», «пустынный». 
     В первой четверти XVIII в. через Автово проложили Петергофскую дорогу, вдоль которой, в основном на возвышенной левой стороне, стали строиться дачи.

Метро Автово в Петербурге

Метро Автово в Петербурге

Метро Автово в Петербурге
     В 1824 г. сильное наводнение практически уничтожило деревню Автово и соседнюю Емельяновку. На месте смытых деревень сделали насыпи высотой 4—5 м и на казенные деньги выстроили новые деревни. Эта застройка сохранялась вплоть до конца 1930-х гг.
     В начале XX в. Автово стало одной из рабочих окраин Санкт-Петербурга. Здесь жили рабочие Путиловского завода. Новый жилой массив возник в этом районе в 1937-1941 гг. В годы Великой Отечественной войны большая часть строений оказалось разрушенной. Реконструкция района проводилась с 1944-го до начала 1960-х гг.
     Выйдя из метро на проспект Стачек, сверните направо. Участок между улицами Зайцева и Зенитчиков по нечетной стороне занимают три корпуса дома № 67. Этот дом построен по проекту архитекторов В.А. Каменского и Г.Л. Ашрапян и на Всероссийском конкурсе лучших зданий 1952 г. был удостоен премии.
     Улица Зенитчиков названа в честь зенитных батарей, за-щищавших Ленинград.
     Далее на пересечении проспекта Стачек и Краснопутилов-ской улицы расположена Комсомольская площадь, обрамленная тремя схожими зданиями в стиле «сталинского ампира» (арх. В.А. Каменский, С.Г. Майофис, 1855-1960 гг.). В сквере, расположенном южнее площади, на стыке проспекта Стачек и Краснопутиловской улицы, в 1968 г. по проекту архитекторов Б.Б. Фабрицкого и И.П. Шмелева, скульпторов В.И. Гордона, В.Г Тимошенко и О.И. Кузнецова к 50-летию ВЛКСМ установили памятник "Героическому комсомолу".
     Пропилеи — монументальные ворота в виде колоннады, аркады или группы сооружений, отмечающие парадный вход в архитектурный ансамбль или в двррцово-парковый комплекс.
     Если, выйдя из метро «Автово» вы повернете налево, то, пройдя 200 метров, увидите так называемые дома-пропилеи № 77-79 и 96/2 (арх. В.А. Каменский, А.Я. и Ю.Я. Мачерет, Г.Л. Ашрапян). В 1950-х гг. здесь проходила южная граница городской застройки, и эти здания оформляли въезд в Ленинград со стороны Петергофского и Таллинского шоссе.
     В небольшом сквере на четной стороне расположено здание Цирка-шапито (ул. Червонного Казачества, 1-а). Санкт-Петербургский «Французский Цирк Автово» является преемником передвижного цирка «Маяк», чьи гастроли с большим успехом проходили в Ленинграде в летний период. На манеже цирка проходят выступления как цирковых артистов и трупп, так и эстрадных исполнителей.

Метро Автово в Петербурге

Метро Автово в Петербурге
     За линией грузовой железной дороги с четной стороны проспекта Стачек расположено старинное Красненькое кладбище. У входа на его территорию в 2000—2001 гг. была сооружена церковь Казанской Божией Матери взамен сгоревшего еще перед самой войной кладбищенского храма.
     В 250 метрах от церкви находится монумент «Танк-освободитель», напоминающий о том, что в годы Великой
     Отечественной войны здесь проходил рубеж обороны города. На постаменте установлен танк, выпускавшийся в годы войны на Кировском заводе, а вблизи него сохранен со времен войны ДОТ (долговременная огневая точка).
     
     Лешнский проспект
     Станция открыта 29 сентября 1977 г. Находится на углу Ленинского проспекта и бульвара Новаторов.
     Наземный павильон отсутствует, вход на станцию совмещен с подуличными пешеходными переходами, имеющими выходы на Ленинский проспект и бульвар Новаторов.
     Подземный зал: сооружен по проекту архитекторов А.С. Гец-кина, Е.И. Валя, инженера А.Н. Яковлева.      
     В первой четверти XVIII в. участки земли на этой территории отводились приближенным царского двора под строительство загородных дач. Район оставался аристократическим до середины XIX в. Здесь находились дачи Воронцовых, Лопухиных, Нарышкиных, Шереметевых, Щербатовых и др. Когда 1857 г. проложили Балтийскую железную дорогу, образовался дачный поселок. К концу XIX в. Дачное превратилось в рабочую окраину. В годы Великой Отечественной войны Дачное было почти полностью разрушено и снова застроено в 1960-х гг. Проект планировки этого района разрабатывали В.А. Каменский, А.В. Жук, С.Г. Майофс и ТХ Николаев.
     Выйдя из метро на Ленинском проспекте, идите в сторону проспекта Стачек.
     По четной стороне проспекта вплоть до улицы Зины Порт-новой тянутся 9-этажные дома, построенные по проекту архитектора А.Я. Марчета. В первом этаже дома № 120 располагаются торговые залы универмага «Нарвский».
     Кое-где между домами сохранились старые ДОТы память о проходившей здесь линии обороны.
     На противоположной стороне проспекта — башенные дома, построенные по проекту архитектора Е.М. Полоторацкого.

Метро Автово в Петербурге
     
     Сверните в Соломахинский проезд, и вы попадете на территорию Кировского городка.
     Первым владельцем этого участка в первой половине XVIII в. был адмирал И.М. Головин. В 1745 г. он продал земли А.Л. Нарышкину, а после него участок отошел генерал-поручику и гофмаршалу, графу Римской империи К.Е. Си-версу. Для него здесь по проекту Ф.Б. Растрелли построили каменный усадебный дом — одноэтажный на высоком цоколе с высоким мезонином. Позже имение принадлежало ГА. Потемкину, затем перешло к вице-канцлеру И.А. Остерману. Дом перестраивался по проекту И.Е. Старова. Тогда в имении часто бывала Екатерина П.
     В 1828 г. здесь построили больницу «Всех скорбящих» для умалишенных. Для больницы по проекту архитектора П.С. Плавова в 1830-х гг. перестроили здание бывшей дачи Сиверса. В 1828-1832 гг. к главному зданию с востока архитектор Д. Квадри пристроил флигели, увеличенные Плавовым в 1836-1838 гг. П.С. Плавов же в 1847-1850 гт. возвел новые большие корпуса — для служащих больницы (современый дом № 160 по пр. Стачек) и для неизлечимых больных (современный дом № 148).
     В 1832 г. при больнице построена церковь во имя иконы Бо-жией Матери «Всех скорбящих Радости» по проекту П.С. Плавова при участии Д. Квадри.
     13 ноября 1852 г. в этой больнице умер художник П.А Федотов, автор картин «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.
     После Октябрьской революции церковь закрыли, больнице присвоили имя швейцарского психиатра и невропатолога Августа Фореля.
     В годы Великой Отечественной войны здесь находился -штаб 21-й дивизии НКВД, принимавшей участие в обороне города. По окончании войны сильно разрушенные корпуса больницы было решено реконструировать под жилой городок для рабочих Кировского завода.
     В 1950-1964 гг. сохранившиеся здания больницы капитально перестроены в стиле «сталинского классицизма» под руководством известного советского архитектора Л. Шретера, внука Л.Н. Бенуа.
     В центральном корпусе, бывшем усадебном доме, разместился Дом культуры «Кировец» (дом № 158). Здание значительно перестроено: башня главного здания снесена, его надстроили до трех этажей, флигели — до четырех и увенчали бельведерами.
     За Соломахинским проездом можно увидеть железный мост — все, что осталось от бывшей здесь усадьбы Н.И. Панина, дипломата и воспитателя императора Павла I. В начале XVII в. на этом месте находилась деревня Расвалла, состоявшая из пяти дворов и придорожного кабака. В начале XVIII в. участок был пожалован одному из сподвижников Петра I — выдающемуся кораблестроителю и флотоводцу Ф.М. Апраксину. В 1760-х гг. участок купил П.Б. Шереметев, в 1778 г. он продал усадьбу Н.И. Панину. Позже усадьбой владели его наследники, затем она неоднократно перепродавалась. С 1830-х до 1910 г. ею владели немецкие колонисты Шеферы.
     В советское время здесь поставили памятник воинам Нарвской дивизии Народного ополчения, героически защищавшим подступы к городу во время Великой Отечественной войны.
     Сейчас рядом с памятником строится церковь Иоанна Кронштадтского.
     Несколько прудов, расположенных внутри квартала за Дачным проспектом, — все, что осталось от усадьбы графа Якова Брюса.
     Далее еще один бывший усадебный дом (пр. Стачек, 186-а), построенный в конце 1750-х гг. и принадлежавший графу Воронцову — отцу E.P. Дашковой. Автор проекта дома, возможно Ж.-Б. Баллен-Деламот.
     По воспоминаниям современников, в конце XVIII в. дом окружал большой фуктовый сад с теплицами, с оранжереями, каналами и разнообразными беседками.
     В 1840-х гг. усадьбу купил англичанин Джон Андерсон, за 40 лет он значительно ее благоустроил. Позже усадьбу приобрел купец ПЛ. Шувалов, а его сын продал землевладельцу С.С. Богомолову.
     В 1963 г. в здании расположился продовольственный магазин, позднее УНР-24 18-го треста Главленинградстроя. Позже здание было решено снести, однако благодаря историку СБ. Горба-тенко, установившему, что здание является памятником усадебной архитектуры XVIII в.
     В 1991 г. здание заняла церковная община. В 1999 г. надстроены колокольня и главка. Теперь здесь располагается православная церковь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
     Неподалеку на месте дома № 206 располагался еще один усадебный дом, принадлежавший усадьбе Ульянка. В 1806 г. усадьбу купил у наследников Н.И. Панина граф Н.П. Шереметев (историю Шереметьевых см. в разделе «Площадь Восстания»). Сюда Николай Петрович приезжал на лето с сыном Дмитрием и его воспитательницей — подругой Прасковьи Жемчуговой бывшей крепостной актрисой Татьяной Шлыковой-Гранотовой. Позже Дмитрий Николаевич Шереметев жил здесь с женой Анной Сергеевной.
     С железнодорожной станции «Ленинский проспект» можно отправиться в Гатчину (см. раздел «Балтийский вокзал»), а также в Лугу или в Калище.
     Луга — древнее славянское поселение на реке Луга, которое упоминается в летописях под 947 г.
     Статус города присвоен в 1777 г., во время правления Екатерины Великой, в 1781 г. стал уездным городом Лужского уезда.
     В 1927 г. город стал административным центром Лужского района и Лужского округа (упразднен в 1930 г.) в составе Ленинградской области. В 1941 г. Луга была местом ожесточенных боев на подступах к Ленинграду. Оккупирована немецко-фашистскими войсками 24 августа 1941 г., освобождена 12 февраля 1944 г., в послевоенное время город восстановили.
     В 2008 г. городу присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».
     Деревня Калище является одним из древних селений на берегу реки Коваши. Ижорское название — Вяяскюля, что в переводе означает «раковая деревня».
     В XVIII в. неподалеку от Калище, в Усть-Рудицах под ру-ководством М.В. Ломоносова построили стекольную фабрику, выпускавшую также цветное непрозрачное стекло — смальту. На этой фабрике из смальты создавались уникальные мозаики. После смерти Ломоносова фабрику закрыли, на ее месте ныне стоит гранитный обелиск. С 1838 г. в документах упоминается стекольный завод в деревне Старое Калище, находившийся на правом берегу реки Коваши и принадлежавший штаб-ротмистру барону Якову Яковлевичу Икскулю. В 1870 г. завод, земли и деревня были проданы Анатолию Демидову. Затем завод в 1896 г. продан «Северному стекольному промысловому обществу», основанному в 1894 г. На заводе началось производство.зеркального стекла.
     В 1958 г. в деревне начинается строительство временного поселка ГРЭС-16, завода котельно-вспомогательного оборудования (ставшего 25 июня 1962 г. Калищенским заводом металлоконструкций) и предприятия «Радон». В сентябре 1967 г. здесь началось строительство Ленинградской АЭС. В 1973 г. поселок Сосновый Бор, частью которого стало Калище, обрел статус города.
     Сосновый Бор — это живописный и уютный город, в нем удалось сохранить экологическую гармонию между природой и жилой средой. Авторский коллектив проектантов города в составе архитекторов Б.Г. Машина, Б.Н. Локтева, Е.Ю. Паскаренко, Ю.Т. Савченко, инженеров В.Н. Латия, Г.Б. Шурыгина в 1970 г. награжден Государственной премией РСФСР.
     Лужений краеведческий музей — улица Красной Артиллерии, 11-а. Телефон: (272) 23-641.

 



Связаться с нами и предложить новость на сайт можно по нашим контактам. Питербу @ с 2012 - по н.в.

Копирование материалов с сайта запрещено. Авторские права принадлежат авторам размещенных статей.

Яндекс.Метрика