Питербу
События Афиша Клубы Места Музеи Театры Универы Метро Районы Дворцы Мосты Соборы

Метро Ломоносовская 2     Станция открыта 21 декабря 1970 г. Находится на углу улицы Бабушкина и улицы Матюшенко.
     Наземный павильон построен по проекту архитекторов АС. Гецкина, В.П. Шуваловой, Г.Д. Булаевской.
     Подземный зал сооружен по проекту архитекторов А.Я. Мачерет и Л.С. Чупиной. Торцевую стену из белого мрамора украшает бронзовый горельеф, посвященный М.В. Ломоносову, выполненный художником В.М. Городецким.

     В XIX в. здесь находилась деревня Щемиловка, исчезнувшая в 1930х гг. при застройке по плану социалистической реконструкции Невской заставы. Напротив наземного павильона станции располагается кинотеатр «Спутник». Если, выйдя из павильона стать к нему лицом, то по левую руку от вас окажутся корпуса Ломоносовского фарфорового завода, с названием которого и связано название станции метро. 
     Императорский фарфоровый завод был основан в 1744 г. в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы и стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Метро Ломоносовская 1
     Именно здесь талантливый русский ученый Д.И. Виноградов (17201758) впервые в истории составил научное описание фарфорового производства. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.
     В 1756 г. на заводе создан первый сервиз, получивший название «Собственного» и принадлежавший лично императрице.
     Позже, с воцарением Екатерины И, мануфактуру реорганизовали, и с 1765 г. она стала называться Императорским фарфоровым заводом. Императрица ставила перед ним задачу: «удовольствовать всю Россию фарфором». Славу заводу принесли заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур), к которым позже присоединились фигуры петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. «Нынешний фарфор, — отмечал в описании Санкт-Петербурга 1794 г. известный этнограф и путешественник И.Г. Георги, есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи».

Метро Ломоносовская 5     Управляющий заводом князь Б. Юсупов во многом способствовал развитию художественного направления изделий из фарфора, оно (направление) стало блистательной вершиной в деятельности Императорского завода. 

     Когда накануне своей гибели Павел I обедал в Михайловском замке, стол украшал новый сервиз, только что присланный с Императорского фарфорового завода. По воспоминаниям камерпажа: «государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».
     В период царствования Александра I (18011825 гг.) заводом управлял граф Д. Гурьев. Он начал реорганизацию завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф. Гаттенбергера. В период Отечественной войны выпускалась серия «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Также на Императорском заводе изготавливались чашки с изображением коронованных особ и известных деятелей того времени.

Метро Ломоносовская 3
     В 1844 г., к 100летнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца. Но решение изготавливать вещи в двух экземплярах (один — для двора, другой для музея) было принято лишь при императоре Александре III.
     С середины 1900х гг. устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К. Сомовым, Е. Лансере, С. Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.
     В 1918 г. предприятие национализировали. Перед новым советским заводом поставили задачу выпускать «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Под руководством С. Чехонина (его впоследствии стали называть «мастером советского ампира») в создании агитационного фарфора принимали участие А. ЩекотихинаПотоцкая, Н. Данько, В. Кузнецов, М. Лебедева, М. Адамович и др. С фарфором 1920х гг. связаны имена Б. Кустодиева, К. ПетроваВодкина, М. Добужинского, К. Малевича и В. Кандинского.

Метро Ломоносовская 4
     В 1925 г., в связи с 200летием Российской Академии наук, заводу присвоено имя М.В. Ломоносова.
     Кроме достижений в области художественного фарфора на заводе производились химический и технический фарфоры, впервые здесь изготовили оптическое стекло.
     В 1930е гг. на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К. Малевича Н. Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».
     В 1980 г. «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» завод им. М.В. Ломоносова награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».
     От станции метро идите по переулку Матюшенко в направлении проспекта Обуховской Обороны. Дом № 163 — здание исполкома райсовета, возведенное в 1938-1940 гг. по проекту Е.А. Левинсона, И.И. Фомина и Г.Е. Гедике.
     Далее через Неву перекинут мост Володарского, построен в 19321936 гг. по проекту инженеров Г.П. Передерия, В.И. Крыжановского и архитекторов А.С. Никольского и К.М. Дмитриева в стиле конструктивизма.
     За мостом памятник Володарскому, соданный в 1925 г. скульпторами М.Г. Манизером, Л.В. БлезеМазинер и архитектором В.В. Витманом.
     Далее расположен обширный сад, получивший название «Куракина дача от располагавшегося здесь имения князей братьев Александра и Алексея Куракиных.
     Александр Борисович Куракин (17521818) воспитывался вместе с императором Павлом, учился в Лейденском университете, много путешествовал по Европе, был чрезвычайным послом в Вене, потом сенатором, при императоре Павле дважды назначался вицеканцлером, при Александре I послом в Вене, затем в Париже (до 1812 г.).
     Его брат Алексей Борисович Куракин при императоре Павле служил генералпрокурором, при Александре I генералгубернатором Малороссии, с 1807 по 1811 г. министр внутренних дел, позже членом Государственного совета, канцлер российских орденов. Умер в 1829 г.
     В саду «Куракина дача» сохранилось деревянное здание Николаевского приюта (ул. Бабушкина, 56/3), построенное в конце XVIII— начале XIX вв. архитектором Иогансеном. Долгое время здание было заброшено и дважды пострадало от пожаров. В 2008 г. его решили снести, затем воссоздать в камне В новом доме будет размещаться детский медицинский центр.
     За «Куракиной дачей» расположен комплекс зданий Речного вокзала (пр. Обуховской Обороны, 195), построенный в 1962-1974 гг. по проекту архитекторов В.В. Попова, И.Н. Кускова, Е.Д. Розенфельда, Т.Ф. Тарыкиной и инженера Б Ф. Семина; включает в себя причал, пассажирский терминал и шестнадцатиэтажную гостиницу «Речная».
     Если перейти мост Володарского и свернуть направо по набережной Невы, то вы попадаете в парк Сосновка, где расположена усадьба А.И. Чернова (Октябрьская наб., 72), построенная в 1891-1903 гг. по проекту архитектора А.И. Гогена.
     В конце XVIII в. Сосновка принадлежала роду князей Гагариных. После 1814 г. здесь часто бывал летом Павел Гавриилович Гагарин со своей женой бывшей балетной танцовщицей Марией Спиридоновой. По имени Спиридоновой имение получило свое второе название Марьино. После смерти Павла Гагарина в 1850 г. имение купил полковник Финляндского полка Е.П. Перловский, а затем, в 1856м, графиня Екатерина СтенбокФермор, Однако вскоре она заложила имение, и в 1860 г. оно стало собственностью дочери коммерсанта и общественного деятеля А.Д. Акимова Анны Агафоновны и ее мужа Керопе Петровича Патканова ученого, переводчика с немецкого и армянского.
     После смерти Керопе Патканова в 1889 г. владельцем имения стал полковник Александр Иванович Чернов, при нем усадьба получило еще одно название — «Черновка». Он выстроил здесь сохранившийся и поныне особняк.
     За домом простирался густой лес, в котором хозяин за определенную плату (от 2 до 10 копеек) разрешал собирать грибы жителям ближайших деревень.
     После революции, в октябре 1919 г., в бывшем особняке Чернова открылся дом отдыха для рабочих Невской заставы, просуществовавший тут несколько лет. Позже в особняке находилась поликлиника, а с 1943 г. он перешел в ведение Министерства связи.
     В 2007 г. завершены работы по капитальному ремонту сада. На месте вырубленных потерявших свою декоративную ценность деревьев высажены новые, также в парке устроены газоны, приведены в порядок пешеходные дорожки и отремонтированы ограда и водовод.
     Также со станции «Ломоносовская» можно пройти в Парк им. ИЗ. Бабушкина (см. раздел ст. метро «Елизаровская»). 



Связаться с нами и предложить новость на сайт можно по нашим контактам. Питербу @ с 2012 - по н.в.

Копирование материалов с сайта запрещено. Авторские права принадлежат авторам размещенных статей.

Яндекс.Метрика