Питербу
События Афиша Клубы Места Музеи Театры Универы Метро Районы Дворцы Мосты Соборы

4qwedsaqwerty

     Санкт-Петербург не случайно зачастую называют Северной Венецией, ведь он, как и итальянский «тёзка», славится мостами. В Петербурге 342 моста, и, если вытянуть их все в одну линию, то их общая протяженность составит примерно 11 километров. И почти каждому из мостов нашлось место в городском фольклоре, при этом одни мосты «помнят» о реальных событиях, другие являются декорацией вымышленных историй, третьи вошли в загадки и поговорки.
     С Литейным мостом связана самая популярная в городе загадка: где днём и ночью, зимой и летом можно увидеть 546 изображений герба Петербурга. Ответ ясен: в ограде Литейного моста 546 щитов с изображением скипетра и скрещенных якорей, которые поддерживают с двух сторон русалки.

     Литейный мост соединил Литейную часть, это Безымянный остров, с Выборгской стороной, правым берегом Невы, в 1878 году.
     Кстати, в районе моста Нева имеет наибольшую глубину — 24 метра.
В 1786 году через Неву построили наплавной плашкоутный мост от Воскресенского проспекта (ныне Чернышевского) на Выборгскую сторону. Мост получил название Воскресенский. В1803 году был сооружен новый наплавной мост, который наводился до 1849 года. Тогда в результате разборки Литейного двора на набережной до берега Невы пролегла новая сплошная магистраль — Литейный проспект, связавшая центр города с Выборгской стороной. Поэтому Воскресенский мост был переведен на трассу по оси Литейного проспекта и стал называться Литейным.
4rryyuiikjhgf     На протяжении многих лет Литейный наплавной мост служил единственным средством сообщения между этими районами, и жители их испытывали на себе все «прелести» столь несовершенного, дважды прерываемого в году, способа переправы через Неву.
     Поводом к сооружению нового постоянного моста через Неву, второго после Благовещенского, послужил срыв бурным ледоходом в апреле 1865 года наплавной переправы у Литейного проспекта. Правда, ещё и до этого проис-ходили аналогичные случаи с другими наплавными мостами, но они не вызывал и столь сильной реакциитосударственных учреждений. Достаточно сказать, что для изучения причин аварии Литейного моста была создана специальная экс-пертная комиссия.
Только в августе 1869 года Дума высказалась за постройку постоянного моста по трассе Литейного проспекта.
     Пока шли обсуждения проектов, наплавной Литейный мост продолжал наводиться. И это продолжалось до 1875 года, когда началось сооружение по-стоянного Литейного моста. Наплавной мост вернули на прежнюю трассу и снова назвали Воскресенским. После постройки постоянного моста наплавной Воскресенский мост разобрали.
В декабре 1872 года специальная экспертная комиссия вынесла решение о присуждении первой премии проекту Литейного моста под девизом «Вестминстер». Проект был предложен английской фирмой.
     Однако Особая комиссия министерства путей сообщения, рассматривая его, высказала ряд замечаний. Замечания не были приняты, и комиссия отказалась от этого проекта. Была создана новая комиссия, которая решила строить мост по проекту инженер-полковника А.Е. Струве и инженер-капитана А.А. Вейса.
     Закладка пятапролётного разводного моста состоялась 30 августа 1875 года. Ни одно строительство в Петербурге не сопровождалось такими драматическими событиями, как возведение Литейного. В сентябре 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, при этом погибли пять человек. В сентябре 1877 года при сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять человек были убиты. Кессон был впервые применен в России именно на этом строительстве. Кессон представлял собой огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки. Внутрь его нагнетался воздух, «выжимающий» воду и позволявший разрабатывать грунт дна для сооружения фундамента мостовой опоры. По мере того как из-под кессона выбирался грунт, сверху над ним сооружалось каменное основание опоры, под тяжестью которого кессон опускался вниз. Рабочие спускались в кессон через специальную камеру. Через неё же транспортируется наружу в контейнерах разработанный грунт. Работа эта была не только тяжела, но и опасна. Стоимость строительства в полтора раза превысила сметную стоимость.
4tgbnmkiuyhj     Пять пролетов Литейного моста были перекрыты арочными клепаными металлическими строениями. У левого берега располагался шестой, разводной, пролёт. Он был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первом ши-роком и массивном быке (речной опоре). Разводка моста для пропуска судов производилась при помощи простейшего устройства — ворота, приводимого в действие восемью рабочими. Со временем ворот был заменён водяной тур-биной мощностью 36 л. с, питавшейся от городского водопровода. Это был единственный мосте такой системой разводного пролёта.
     Мост был ограждён перилами двух типов. Металлические кованые, про-стого рисунка, легкие и «прозрачные» установили на разводном пролёте, на остальном протяжении — тяжелые чугунные литые секции между такими же чугунными стойками.
Эти элементы перил представляли высокохудожественное литьё по рисунку архитектора К.К. Рахау. Он изобразил в центре секции картуш — щит с гербом города, перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых композиционно вплетены в фигурный растительный орнамент в виде спиралевидных побегов. У чугунных столбиков просветы между боковыми плоскостями заполнены фантастическими морскими животными. Помимо этой ограды, петербуржцев поразило освещение моста электрическими лампочками П.Н. Яблочкова. Ведь это было впервые не только в Петербурге, но и в мире.
     Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. Мост назвали Александровским в честь императора Александра II. И вот что удиви-тельно — название это не прижилось. Горожане продолжали упорно называть мост Литейным.
В 60-х годах XX века ширина разводного пролёта моста (19,8 м) стала огра-ничивать свободу судоходства. Ведь к этому времени началось движение по
обновленному глубоководному Волго-Балтийскому каналу. Разводка моста, осуществлявшаяся гидротурбиной, длилась целых 20 минут. Все это потребовало полной перестройки моста. Работы начались в 1964 году. Металлические строения его заменили. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перенесён к более глубокой части русла. Он увеличился до 50 метров. Разводное пролётное строение стало подниматься гидроприводом. При разводке оно поднимается подуглом67 градусов, ис Литейного проспекта кажется, что перед зрителем возникла вертикальная стена. Ширина мостового полотна увеличилась на 10 метров, благодаря чему стало возможным трёхрядное движение транспорта.
     В1967 году мост был сдан в эксплуатацию. Была сохранена длина моста — 396 метров, и ширина — 34 метра. Теперь его силуэт приобрел плавные очерта-ния, а разводной пролёт не выделяется среди других пролётных строений.

Читайте о других мостах Петербурга.



Связаться с нами и предложить новость на сайт можно по нашим контактам. Питербу @ с 2012 - по н.в.

Копирование материалов с сайта запрещено. Авторские права принадлежат авторам размещенных статей.

Яндекс.Метрика