Питербу
События Афиша Клубы Места Музеи Театры Универы Метро Районы Дворцы Мосты Соборы

641694

    У каждой реки в Петербурге есть свой неповторимый облик, своё неповторимое обаяние.
    Архитектурный облик реки Фонтанки, помимо набережных, во многом определяют мосты. Достаточно назвать лишь один — Аничков. А ведь ещё есть Египетский, Старо-Калинкин, Ломоносова, Пантелеймоновский и другие. Всего пятнадцать.


    Река Фонтанка, самый большой южный рукав Невской дельты, всегда была важной магистралью Петербурга. До середины XVI11 века в Петербурге набережные и мосты строили только из дерева. Первый каменный мост через Фонтанку был сооружен над её истоком в 1769 году. Он назван Прачечным, потому что на левом берегу находился дворцовый прачечный двор. Двора давно нет, а мост стоит и радует горожан. Длина моста составляет 40,9 метра, ширина—14,3 метра. Строительство моста велось под руководством «квадраторного дела мастера» (впоследствии архитектора) Тимофея Ивановича Насонова.
prachechny-bridge     Прачечный мост—один из редких примеров в мостостроении Петербурга, где гранит как бы превращен в пластическую массу, из которой вылеплены арочные своды с замковыми камнями, а парапеты изогнуты в плавную дугу. Сочетание со спокойными, строгими линиями набережной и торжественно-монотонным рисунком ограды Летнего сада и самого старого Прачечного моста образует гармоничный ансамбль. Считается, что архитектура Прачечного моста отразила особенности переходного периода в русском зодчестве, когда на смену пышному барокко пришёл строгий и сдержанный классицизм. Но этот факт мало волнует влюблённых, которые давно облюбовали этот тихий поэтический уголок.
    В 80-х годах XVIII века берега Фонтанки — самого длинного и широкого из южных рукавов Невской дельты — начали облицовывать гранитом. Фонтанка была важной транспортной магистралью Петербурга, и поэтому на её набережных устроили специальные наклонные съезды (пандусы) для выгрузки товаров.
     В период с 1784 по 1787 год через Фонтанку соорудили шесть однотипных мостов с башнями, напоминающими средневековые. Все они строились по одному «образцовому» проекту: Симеоновский (ныне Белинского), Аничков, Семёновский, Обуховский, Измайловский и Старо- Калинкин мосты. Седьмой, Екатерининский, мост, переименованный вскоре в Чернышёв, проектом не предусматривался. Когда в 1785 году его начали строить, пришлось разбирать недавно законченные набережные.
Строительство мостов целыми сериями характерно для Петербурга. Уже в XVIII веке русские строители хорошо понимали преимущества «образцового» типового проекта. Этот метод давал не только ощутимую экономию, но и позволял придать панорамам петербургских рек и каналов ту строгость и то композиционное единство, которые в конце концов стали их архитектурной особенностью.
03-Alexander Petrosyan-Most Lomonosova na Fontanke    Из ансамбля семи мостов сохранились до нашего времени лишь два — мост Ломоносова (б. Чернышёв) и Старо-Калинкин.
    Остальные во второй половине XIX века либо лишились башен (мосты Белинского, Измайловский), либо были полностью перестроены.Сегодня мосты Старо-Калинкин и Ломоносова относятся к числу самых интересных в Санкт-Петербурге: гранитные башни придают им своеобразный облик, овеянный флёром старины. Однако и башни, и свисающие с них цепи — не просто украшение: раньше мосты были разводными и в башнях находились специальные механизмы, которые при помощи цепей поднимали кверху деревянные крылья средних пролётов, чтобы пропускать суда с мачтами.
Строительство каменного Чернышёва моста (ныне Ломоносова) вместо деревянного осуществлялось в 1785—1787 годах. Мост возводился по проекту инженера Жана Рудольфа Перроне. Длина нового строения составила 57 метров, а ширина — 14,6 метра. В первое время своей жизни это сооружение носило название Екатерининский, в честь императрицы Екатерины II. Однако постепенно наряду с официальным наименованием в народе привилось другое имя моста - Чернышёв, так как трасса его проходила по оси переулка, носившего аналогичное название. Сам переулок стал Чернышёвым благодаря располагав-шейся здесь усадьбе генерал-аншефа Григория Петровича Чернышёва, участника Азовского похода и сражений при Нарве и Полтаве.
Имеющий двоякое название мост стоял на каменных опорах. Береговые пролетные строения были каменными, арочными, с башнями на быках, в которых размещались подъёмные механизмы. Башни эти представляли собой открытые беседки, состоящие из колонок. Башни венчали искусно вырубленные из серого гранита сферическими купола, с шаровидными золочёными урнами. Цент-ральный пролёт моста, выполненный из дерева, был разводным, двукрылым.
     В ходе реконструкции в 1912—1913 годах, по проекту инженера Андрея Павловича Пшеницкого были усилены опоры и свод, заменены деревянные пролётные строения на металлические балочные, и сменена часть облицовки моста. В середине 1915 года мост получил уникальные гранитные фонари-обелиски с морскими коньками, выполненные по проекту архитектора Ивана Александровича Фомина. Иван Александрович считается создателем стиля неоклассицизма в русской архитектуре.
В1948 году Чернышёв мост получил новое имя и стал называться в память великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.
     Второй из сохранившихся семи мостов — Старо-Калинкин.
Первый деревянный мост Старо-Калинкин через устье реки Фонтанки был переброшен в первой трети XVIII века. Название моста связано с существовавшей тогда поблизости Кал инкиной деревней, известной ещё с XVII века.
    В 1786—1788 годах здесь был построен новый каменный трёхпролётный мост. Он стал одним из тех семи типовых мостов на Фонтанке. Тротуары были отделены от проезжей части парапетами, с четырёх сторон при входе на мост находились обелиски и гранитные скамьи.
    Реконструкцию Старо-Калинкина моста провели в 1892—1893 годах. Деревянный разводной пролёт был заменён на постоянный каменный. Обелиски, парапет и скамьи были утрачены, сохранились только башни разводных механизмов.
В 1965 году Старо-Калинкину мосту были возвращены ранее утраченные летали: парапет, обелиски и скамьи. В 1969 году на шарах башен и обелисков была восстановлена позолота. В1986—1987 годах воссоздали восемь шестигранных фонарей, таблички на башнях с датами начала и окончания строительства Старо-Калинкина моста. Таким образом, Старо-Калинкину мосту вернули облик конца XVIII века.
Египетский мост. Название этого моста говорит само за себя — он был построен в начале XIX века, в период увлечения историей и культурой Египта, и оформлен в древнеегипетском стиле. А на берегах Фонтанки, по обеим сторонам моста, были размещены четыре чугунные скульптуры работы П.П. Соколова, изображающие сфинксов.
brF12     В таком виде Египетский мост прослужил петербуржцам до начала XX века, а потом неожиданно обрушился, причем произошло это в тот момент, когда по нему через Фонтанку переезжал эскадрон конногвардейского полка. Истинная причина этой аварии так и осталась невыясненной.
     На месте рухнувшего Египетского моста был построен временный деревянный мостик, оказавшийся весьма долговечным—лишь через полвека его вновь заменили на каменный. Новое сооружение почти 47 метров в длину и 27 метров в ширину не похоже на богатый украшениями старый мост. Но египетские мотивы старого моста всё-таки не были забыты: в узоре ограды видны цветки лотоса, а её стойки украшены пышными лавровыми венками. Эта ограда и оставшиеся от старого Египетского моста чугунные скульптуры сфинксов были поставлены на свои прежние гранитные постаменты.

Читайте о других мостах Петербурга.




Главная
Развитие метро
СУЗЫ Спб
Пляжи Спб
Катки Спб
Бассейны Спб
Аквапарки Спб
авг 11, 2012 2948

Влияние деятельности программистов на кардиологию организма

В наше время ни одно предприятие не обходится без компьютерной техники, а если предприятие до воли крупное, тогда у фирмы обязательно должен присутствовать программист и не один, который в силах обслужить и починить работу программ на компьютерах. С…
QprQGl1AUz4
нояб 16, 2012 10563

Панорамные площадки Петербурга, обзорные площадки адреса, перечень

Список панорамных площадок, с высоты которых можно насладиться живописным видом Петербурга даже холодной осенью. 1. ТелебашняСамый обширный вид на Петроградскую сторону открывается с телебашни. Однако она закрыта для экскурсий и для того, чтобы…
Лахта-центр новая архитектурная доминанта Петербурга
нояб 16, 2013 3344

Лахта-центр: новая архитектурная доминанта Петербурга

Через несколько лет в Петербурге появится "Лахта-центр" вместе с 462-метровым небоскребом. В настоящее время жители Петербурга разделились на два лагеря - одни поддерживают строительство нового общественно-делового района, другие всячески…
авг 20, 2012 10034

Арт-кафе Сундук

"Сундук" - одно из первых арт-кафе Санкт-Петербурга. Авторский интерьер, созданный питерскими художниками, легендарная дверь в туалет с множеством ручек и щеколд, уникальная культурная программа и добротная, хорошо приготовленная еда - вот визитная…
SHNBOV07y-w
дек 04, 2012 3687

Кот Василий - новый обитатель Петербурга

Кот Васька - не просто кот, а настоящий фольклорный персонаж, имя нарицательное в русской культуре. В Петербурге к Васькам особенно трепетное отношение. И вот скульптура кота Василия появилась у входа в "Республику кошек" благодаря художнику…

Связаться с нами и предложить новость на сайт можно по нашим контактам. Питербу @ с 2012 - по н.в.

Копирование материалов с сайта запрещено. Авторские права принадлежат авторам размещенных статей.

Яндекс.Метрика