Питербу
События Афиша Клубы Места Музеи Театры Универы Метро Районы Дворцы Мосты Соборы

ce148b1e88cf

История возникновения Московского района Петербурга тесно связана с историей Московскогопроспекта (раньше это была просто дорога, ведущая на нынешнюю столицу России), вокруг которого он и формировался на протяжении нескольких веков. Как отдельная административно-территориальная единица появился в 1919 году, а современные границы обрел в 1965.

По ходу развитии Петербурга, городу требовалось больше количество ресурсов и продуктов, и в н. XIX века Московский проспект был реконструирован. В период с 1817 по 1834 годы (17 лет) его расширяли и выравнивали, пока проспект не стал первым в России шоссе, простершееся от Санкт-Петербурга до Москвы. В 1838 году на границе Петербурга были установлены Московские триумфальные ворота. Роль московского проспекта была снижена только после строительства и запуска железной дороги между Москвой и Петербургом.

Среди старейших архитектурных памятников района стоит отметить Чесменский Дворец и Чесменскую церковь, которые были созданы в честь военных побед Григория Потемкина - фаворита Екатерины II. Остальные достопримечательности здесь также связаны с воинской славой России - Триумфальные ворота, Парк Победы и Площадь Победы. В 2006 году на Московской площади завершилось строительство фонтанного комплекса, который стал любимым местом отдыха петербуржцев.

[huge_it_slider_id="10"]

Московский район Петербурга считается одним из самых крупных, «дорогих» и промышленно-развитых районов. На его территории района производиться 60% всей продукции Петербурга.

Главные производственные центры района специализируются на пищевой промышленности и машиностроении.

В Московском районе также хорошо развита система грузового и пассажирского транспорта.
  Экологическое состояние жилых кварталов Московского района в целом можно назвать удовлетворительным. Впрочем, степень загрязненности во многом зависит от конкретного места. Среднесуточная предельно допустимая концентрация оксида азота в воздухе (ПДК с.с.) - 0,3. Аналогичный показатель оксида углерода равен 0,1.

Границы Москоского района 

Станции метро: Московские ворота, Электросила, Парк Победы, Московская, Звездная, Купчино. В 2017 году планируется открытие еще трех - Броневой, Черниговской, Боровой. Подробнее о планах развития метро в Петербурге можно почитать в отдельной статье.

Высшие учебные заведения: Академия гражданской авиации, Академия информационных технологий, Восточно-Европейский международный институт, Институт государственной противопожарной службы МЧС России, Международный институт экономики и права, Санкт-Петербургская Государственная Академия ветеринарной медицины.

Крупные предприятия: "Электросила", "Вагоностроительный завод имени Егорова", "Скороход".

География Московского района

Московский район расположен в юго‑западной части города и граничит с Кировским и Красносельским районами – по Балтийской ветке железной дороги, с Фрунзенским – по Витебской ветке, а в самой широкой своей части – с Пушкинским районом и Ленинградской областью (Ломоносовским р‑ном). Если уподобить его, как и территорию Курортного района, куску пирога, то самая узкая его часть упирается в Обводный канал – границу с Адмиралтейским районом. (Кстати, до середины XIX века здесь была граница города).

Вид с Московской площади

Московский район Петербурга 13

 Московский район вобрал в себя такие исторические местности, как Московская застава, Царскосельская дорога и селения при ней: Большое Кузьмино, Большое Пулково, Подгорное Пулково, Каменка.

 На его территории находятся железнодорожные станции Воздухоплавательный парк, Аэропорт, Предпортовая, Ленинский проспект, Броневая и аэропорты «Пулково‑1» и «Пулково‑2».

 Основные транспортные магистрали – Витебский, Ленинский и Московский проспекты, а также Пулковское, Киевское и Московское шоссе.

История Московоского района

Московский район – наверное, одна из немногих территорий в городе, главное предназначение которой было заложено при самом ее «рождении» и остается незыблемым по сей день. Как в XVIII веке Царскосельский – Имперский тракт был задуман и использовался в качестве парадного въезда‑выезда из южной части разраставшегося Петербурга, так и сейчас это главная трасса, по которой прибывают в Санкт‑Петербург главы государства Российского, именитые иностранные гости и рядовые граждане. Кроме того, именно Московский проспект (бывший Царскосельский) служил своеобразной осью, вокруг которой разрастались и села, и деревни, и сам Московский район, постепенно их поглощавший. В современных границах он существует с 1965 года.

 Вид на Ленинский проспект

Московский район Петербурга 19

 Наверное, будет справедливо, если биографию Московского района мы начнем вспоминать именно с его главного проспекта, длина которого более 10 километров. Он начинается в центре города у Сенной площади, проходит через несколько районов города и заканчивается у южных границ Петербурга. Прямой, как стрела, он идет с севера на юг по линии Пулковского меридиана. У проспекта было несколько имен: и Царскосельская першпектива, и Международный проспект, и Забалканский. Наконец, в 1956 году вся магистраль стала называться Московским проспектом.

 Большая Царскосельская дорога из Петербурга в Царское Село – ныне Московский проспект, Пулковское и Петербургское шоссе – начиналась (как и сегодня) от Сенной площади (в Адмиралтейском районе) и приводила к Царскосельскому дворцу (в Пушкине). Дорога имела общегосударственное значение, поэтому ее состояние всегда поддерживалось в соответствии с техническими достижениями современности. Мало того, она должна была услаждать взор путешествующих монархов и служить визитной карточкой не только южных границ Санкт‑Петербурга, но и могущества российского. Поэтому почти с самого возникновения эту дорогу украшали мраморные верстовые пирамиды, фонтаны и липовые аллеи.

Историки отмечают, что уход за посадками деревьев на террасах, текущий ремонт проезжей части и мостов были основной обязанностью крестьян, живших в деревнях царскосельской императорской вотчины – Большое Кузьмино, Большое Пулково, Подгорное Пулково. За каждым двором закреплялось определенное количество деревьев и участок дороги. А деревня Каменка (там, где сейчас находится дорожная развязка в аэропорт «Пулково») получила свое название по главной обязанности своих жителей – доставки камней из карьера для ремонта дорожного покрытия.

 Дорогу начали прокладывать в 1710 году – с участка около Пулковской горы. Здесь «новорожденная» трасса совпадала с древней Копорско‑Ладожской дорогой и была несколько извилиста, а затем, в районе Царского Села, снова выпрямлялась.

 Исследователи также отмечают и географические особенности этого участка. Гора возвышается на краю природной террасы – Ижорского уступа, который когда‑то был берегом древнего моря. С запада на восток над террасой хребтами тянутся Дудергофские, Кирхгофские и Пулковские высоты. Именно в районе Пулкова геологические пласты сильно изогнуты, перемешаны, и за счет этого подземная вода выходит на поверхность в виде родников и ключей.

 Во второй половине 30‑х годов ленинградскими архитекторами был разработан генеральный план, который предусматривал развитие города на юг, юго‑запад и юго‑восток.

 Ядром застройки не только Московского района, но и всего города должна была стать площадь в районе Московского шоссе (ныне Московская площадь). В рамках этого проекта был объявлен всесоюзный конкурс на проектирование Дома Советов, победителем которого стал архитектор Н. А. Троцкий. Строительство Дома Советов закончилось в 1941 году, но внутренняя отделка была завершена уже после Великой Отечественной войны. Сейчас в этом здании находятся различные учреждения.

 Перед Домом Советов планировалась главная площадь для демонстраций. На оси центральной дуговой магистрали (сейчас Ленинский проспект и улица Типанова) предполагалось целое «ожерелье» площадей.

Московский район Петербурга 4

 Началась Великая Отечественная война, и проспект стал одной из основных фронтовых магистралей. Трамвай № 3, всю войну за исключением блокадной зимы 1941/42 года курсировавший по проспекту, делал последнюю остановку у виадука, и кондуктор объявлял: «Вагон дальше не идет. Фронт».

 После окончания войны создание в Московском районе нового центра города признали нецелесообразным, но позаботились о его восстановлении и благоустройстве. В районе стали строиться комфортабельные дома. Появился первый дом в десять этажей.

 Центром города Московская площадь не стала, зато превратилась в излюбленное место отдыха горожан, особенно когда в мае 2006 года на ней открылся фонтанный комплекс из одиннадцати фонтанных чаш – первый такого класса в городе. Мощность их настолько велика, что отдельные струи достигают высоты 12–14 метров.

Читайте так же о других районах Петербурга на нашем сайте.



Связаться с нами и предложить новость на сайт можно по нашим контактам. Питербу @ с 2012 - по н.в.

Копирование материалов с сайта запрещено. Авторские права принадлежат авторам размещенных статей.

Яндекс.Метрика