Питербу
События Афиша Клубы Места Музеи Театры Универы Метро Районы Дворцы Мосты Соборы

mortytuyutyutyubor

    Расположенный на о. Котлин, Кронштадтский район находится в 48 км от центра Санкт-Петербурга. Во всем мире это историческое место известно, как колыбель Российского флота. Форт Кроншлот был заложен в 1704 году и благодаря своему выгодному географическому положению стал на долгие годы базой-портом России. С этого года началась современная история острова.

    В 1720 г. была заложена крепость Кронштадт, которая прославилась своим участием в создании истории страны. Здесь произошло много событий, которые принесли славу и известность в военных операциях, были произведены многие научные открытия. Здесь был создан судоремонтный завод и это единственное муниципальное образование, которое входит в Кронштадтский район.

    Сходство планировки с Васильевским островом связано с тем, что их строительство велось практически одновременно под руководством Леблона и Трезини.

     В 1990 г. исторический район Кронштадта стал составной частью центра СПб. Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2009 году Кронштадт становится Городом воинской славы. 

Основные разделы:
Как добраться
География района
Исторические метаморфозы
Что посмотреть
Музей истории Кронштадта
Дом купца Синебрюхов
Музей «Кронштадтская крепость»
Музей-кабинет А. С. Попова
Музей-квартира Иоанна Кронштадтского
Морской собор
Кронштадтский футшток
Итальянский дворец
Петровская пристань
Форты Кронштадта

    До середины 90-х гг. Кронштадский район был «режимным» и являлся закрытым для посещений. Это сказалось на рынке его недвижимости, который начинает только сейчас развиваться. По-прежнему треть площади здесь занимают высшие специализированные военные учебные заведения: Морской кадетский корпус, Мореходная школа, филиалы Университета водных коммуникаций, Академии сервиса и экономики. Также располагается здесь большое количество воинских частей, ГУП «Кронштадтский морской завод», завод «Арсенал».
      Сегодня на о. Котлин, помимо водного пути, можно попасть по кольцевой автодороге, которая проходит по защитным от наводнения сооружениям. Он соединен с южным и северным берегами Финского залива. Летом прошлого годы был открыт под Финским заливом двухкилометровый тоннель. Сегодня с Петербургом налажено автомобильное сообщение.
      Символ Кронштадта – Николаевский морской собор. Кроме этого, в районе много памятников архитектуры. Статус острова повлиял на активное развитие здесь социальной инфраструктуры: военно-морской госпиталь, детские сады, поликлиники, школы, магазины и предприятия сферы обслуживания.
      Жилищный фонд Кронштадта имеет большое количество построек, относящихся к 1917 году, треть фонда – сталинские дома, несколько кварталов «хрущевок». В 80-х гг. был возведен здесь микрорайон - Цитадель с современными домами (аналогичные квартиры в Московском районе Петербурга). Сегодня много домов подготовлены к сносу.
      Район планируют перепрофилировать из военного в центр с туристическим и развлекательным направлением. Кроме этого, географическое положение дает развитие яхтенному и корабельному туризму.

    Смотрите так же видео экскурсию по Кронштадту на нашем сайте.

    Границы Кронштадского района:

kronshtadskii raispb

       Как добираться

    Автобусом № 510 или маршрутным такси № 405 от ст. м. «Черная речка» (1 час пути); автобусом № 101 от ст. м. «Старая деревня» (50 мин. пути); электропоездом с Балтийского вокзала до станции Ораниенбаум (г. Ломоносов) и далее паромом (40 мин.); с 25 апреля по 10 ноября катером «Метеор» от пристани «У Тучкова моста», со стороны Васильевского острова (время в пути 35 мин.).

Кронштадтский район Петербурга 1      География

   Кронштадтский район находится в 30 км от Санкт-Петербурга в восточной части Финского залива на острове Котлин и тринадцати фортах. Площадь острова составляет 1584 гектара. До середины 90-х годов прошлого века он являлся пограничной зоной с ограниченным режимом доступа. По воде в район-остров можно попасть паромом из Ломоносова и скоростными теплоходами. Сухопутная связь с городом осуществляется по дамбе, открытой в 1988 году для защиты Петербурга от наводнений. Уникальность этого района заключается не только в его географическом оложении, но и в «смешении стилей и эпох». Над градостроительными планами Кронштадта и его крепостей трудились лучшие архитекторы в области военного и гражданского строительства, а «работные» люди России, офицеры, солдаты и матросы, не только осуществлявшие эти проекты в дереве и камне, но и защищавшие их в военные годы, проявили высочайшую силу духа на пределе физических возможностей человека. Посмотрим историческим фактам «в лицо».

Кронштадтский район Петербурга 2     Исторические метаморфозы - История Кронштадта

    Остров Котлин был известен с давних времен, но начало его военной биографии приходится на осень 1703 года. «В первых числах октября, с появлением шуги на Неве и в заливе, когда шведская эскадра ушла на зимовку в Выборг, Петр Первый вышел на взморье для обследования фарватера,— читаем в книге „Кронштадт" (авторы Б. А. Розадеев, Р. А. Сомина, Л. С. Клещева).— Сделав промеры, он решил в самом узком месте южного фарватера — между островом Котлин и мелью, тянувшейся до самого южного берега залива, построить на глубине 3,35 метра морскую крепость, которая преграждала бы путь неприятельским кораблям в Невскую губу и Неву».
При возведении крепости-башни Кроншлот использовался способ, исстари известный на Руси. Он повсеместно применялся при возведении мостов, плотин и мельниц. Основанием башни служили рубленные из круглых бревен ящики-ряжи, загруженные булыжным камнем и затопленные на глубину мели — 3,35 метра. Верх ряжей заканчивался помостом, расположенным на 1,37 метра выше ординара. На этой отметке устраивался сплошной бревенчатый накат-мост, в плане выглядевший как десятигранник. На мосту была возведена также десятигранная трехъярусная мазанковая башня в деревянном каркасе. Башня завершалась шатровой крышей, увенчанной фонариком со смотровой площадкой на высоте 22,86 метра от ординара. Возложив строительство на Меншикова, Петр уехал в Воронеж. Оттуда он прислал деревянную модель крепости, по которой и велось строительство.

Кронштадтский район Петербурга 3
    Выбор места для Кроншлота оказался настолько удачным, что на протяжении свыше полутора столетий морская крепость являлась важнейшим пунктом обороны острова Котлин. За годы Северной войны (1700—1721) она неоднократно отражала нападения флота Швеции, и с 1720-х превратилась в главную базу Балтийского флота.
Крепость была освящена в мае 1704 года, а на самом острове с конца 1705 началось строительство батарей и первой крепости. С ноября 1709 по 1714 год были построены гавани и портовые сооружения, включающие пристани, доки, магазины и складские помещения. Доки, по планам Петра Первого, должны были вмещать до 10 наиболее крупных судов того времени.

     С середины января 1712 года на острове начинается возведение жилых домов будущего города. На острове прокладывались улицы, строились каменные жилые здания. Из 40 тысяч работных людей, которые отряжались из всех российских губерний на строительство Петербурга, 3 тысячи человек были отправлены на Котлин. Еще через три года на строительство кроншлотских гаваней выделяются работные люди уже пяти губерний. Каждая губерния обязана ыла заготовить определенное количество материалов, доставить их к месту работ, силами своих людей срубить ряжи, брустверы и чисто их отделать. Работать приходилось в еще более тяжелых условиях, чем на строительстве в Петербурге: люди на острове неделями оставались без хлеба, который, как мы помним, в те времена был основным продуктом питания в качестве «дополнения» к воде. Сохранилась служебная записка руководителя работ К. И. Крюйса в Сенат: «Морским служителям на Котлине острове без хлеба пробыть невозможно, а ныне хлеба на раздачу тамо нет, и многим за нынешний месяц март за недостатком хлеба не дано...»

Кронштадтский район Петербурга 4     ...В течение 1716 года и на острове, и по соседству с ним, на прилегающих островных территориях Петербурга, велись заготовки материалов. Работным людям Азовской губернии отвели местность на самом Котлине, Московской губернии — на Выборгской стороне, в 26 километрах от острова, Казанской и Нижегородской по Черной речке, Архангельской — по взморью у Дубков и по реке Сестре. А. Д. Меншиков по поручению Сената контролировал ход строительства, как всегда не забывая и свой интерес. На Котлине ему построили дворец — еще больше и красивее, чем на Васильевской стороне, впоследствии получивший название Итальянский (есть гравюра О. Эллингера, запечатлевшая шедевр итальянских мастеров в 1727 году).

     Указ Петра I от 10 марта 1714 года предписывал всем губернаторам России в течение текущего года подготовить все для возведения каменных домов, а с 1715 года начать их строительство. Всего было построено 24 дома, впоследствии получивших название губернских (6 из них сохранились до нашего времени). Они возводились трехэтажными, на погребах. Все дома имели по два одинаковых лицевых фасада, каждый из которых прорезали одни ворота, одна входная дверь и 19 окон. На крышах — голландская черепица Дома ставились вплотную друг к другу, чтобы одна стена у них была общая — тогда тоже умели экономить. Собственно, с этих домов и началось формирование первоначального архитектурного центра будущего Кронштадта.

    Мне неоднократно приходилось слышать, как Кронштадт называют миниатюрным Петербургом, подразумевая принцип застройки. Это не случайно. Изучая историю Кронштадта, я встретила в литературе предположения о том, что одно время у Петра I была идея сделать центром Петербурга именно Котлин. Но потом он сам счел ее утопической.
    После Гангутской победы 1714 года увеличивается торговое значение острова, и уже к началу XIX века 60% экспорта и 40% импорта России проходило через Кронштадтский порт.
     Осенью 1723 года Петр I с императрицей Екатериной приплыли на Котлин, чтобы заложить на острове крепость Кронштадт. Два дня Петр работал над чертежами Котлинской крепости, а 6 октября, когда все было готово для торжественной церемонии, вода затопила место будущей закладки. На следующие сутки вода ушла и, несмотря на проливной дождь, закладка крепости состоялась. Во время молебна она наречена была Кронштадтом. Работы по возведению крепости велись в течение всего года, и к началу зимы 1725 года вчерне была закончена западная часть оборонительной ограды. Строительство ограды продолжалось до 1734 года уже во времена преемников Петра Первого.
Кронштадтский район Петербурга 5
      В недолгое царствование Петра II (1727—1730) столицей России стала Москва; внук заявил, что «гулять но морю, как дедушка», он не намерен. Дворяне, купцы, ремесленники и оставшиеся без работы мастеровые покидали Петербург и Кронштадт. На Котлине почти полностью остановилось строительство, незаконченные дома разрушались, набережные ветшали.
С приходом к власти Анны Иоанновны столица вернулась в Петербург, а жизнь — в Кронштадт. В апреле 1732 года на остров прибыла комиссия военных инженеров, которая, обследовав наследие Петра, предложила внести существенные коррективы в план развития города. Изменения коснулись в основном местоположения эллингов и доков.

     30 июля 1752 года в присутствии Елизаветы Петровны состоялось торжественное открытие канала, названного в честь ее великого отца. Длина всей системы от устья до конца бассейна — более двух километров. Стены канала и дамбы были сделаны из тесаного камня, укрепленного металлическими скобами, и залиты цементом особого состава. В устье канала имелись два батопорта, с помощью которых морская часть канала содержалась сухой во время работ. Получилась первоклассная верфь. По мнению специалистов, в то время в Европе не было ни одного сооружения, равного кронштадтским докам: в них одновременно могли ремонтироваться более 10 кораблей.
     В мае 1783 года в Петербургском Адмиралтействе произошел разрушительный пожар, в результате которого стало ясно, что оно может быть опасным соседом для Зимнего дворца. Екатерина II издает указ о переводе Адмиралтейства — в Кронштадт. На остров отправляется специальная комиссия, а его территория подвергается перепланировке. В Кронштадте работают лучшие архитекторы того времени: С. К. Грейг, М. Н. Ветошников, В. И. Баженов, Ч. Камерон.

Кронштадтский район Петербурга 6     В восточной части города планировалось место для артиллерийского двора, севернее — для частной застройки морских офицеров, на самой восточной окраине ансамбль Кадетского корпуса, в северо-восточной госпиталь. В западной части города, у моря — биржи, обывательские строения, севернее — торговый центр с площадью и гостиным двором. Северо-западный угол отводился для застройки «сухопутных служителей». Этот план был почти полностью реализован к 1788 году. А к началу XIX века необходимость в переводе Адмиралтейства на остров отпала. Тем не менее специалисты в области архитектуры отмечают, что построенный на Котлине первый и единственный для своего времени военный городок сыграл значительную роль в строительстве казарм в России.

   Кронштадт сильно пострадал от наводнения 1824 года; работы по реконструкции продолжались до 1863 года. В течение этого времени крепость из деревянной и землебитной полностью превратилась в землебетон-ную и каменную. К примеру, «сняв верхнюю постройку, из ряжей вынимали камень и несколько верхних сгнивших венцов. Ряжевое основание усиливалось сваями, затем сваи срезались по уровню, и между головками их и выше укладывался бетон. По бетонной подушке устраивали постель из гранитных блоков, на ней выкладывали гранитный фундамент, затем возводили кирпичные стены, облицованные на высоту до пояса под амбразурами гранитными блоками со стороны моря... Выше пояса облицовка со стороны моря была выполнена из ревельской плиты...»

Кронштадтский район Петербурга 7
     Во время Крымской войны в 1854 года англо-французский флот совершил попытку нападения на Кронштадт. Тогда воды поблизости Кронштадта были впервые в истории военно-морского флота заминированы электрическими морскими минами конструкции Якоби и ударными минами Эммануила и Роберта Нобелей. После подрыва одного парохода союзники ушли, предварительно обстреляв крепость, но не нанеся ей никакого ущерба. В навигацию 1855 года неприятельский флот из 67 кораблей вновь блокировал Кронштадтскую крепость, но близко подойти не осмелился ни один корабль: «приходилось больше думать не о нападении, а о собственной защите».

Кронштадтский район Петербурга 11

Кронштадтский район Петербурга 12     Строительство батарей и заграждений велось силами гвардейских полков и подразделений флота. Ежедневно на работы выходило до 10 тысяч человек. Только в январе-феврале 1856 года было забито свыше 80 тысяч свай. К весне 1856 года все батареи были закончены. В марте того же года начались мирные переговоры между Россией, Францией и Англией, и работы по усилению обороны Кронштадта были приостановлены. Зато возобновилось гражданское и промышленное строительство. В 1858 году состоялось открытие Кронштадтского пароходного завода, который был признан одним из лучших в Европе предприятий подобного рода.
   Построены были здания театра, Морского собора (заложен в 1903 году), продолжались работы по замощению улиц и площадей.
Кронштадт сильно пострадал в годы революции и Гражданской войны. Обветшала и пришла в негодность почти половина зданий города — как деревянных, так и каменных. В катастрофическом положении оказался городской водопровод и канализация. Силы на восстановление городского хозяйства нашлись в конце двадцатых годов прошлого века. Первенцем строительства стал четырехэтажный дом, построенный в 1931 году на месте сгоревшего трактира «Германия». Затем последовали еще корпуса жилого городка для рабочих Морского завода, появились новые больница и поликлиника, школа, еще ряд жилых домов.

Кронштадтский район Петербурга 13    ...Началась Великая Отечественная война, и город снова вспомнил о своем главном предназначении: быть щитом Петербургу и России. Фашисты могли видеть из захваченного Петергофа не только строения, но и пешеходов на улицах Кронштадта. Весь период Ленинградской блокады Кронштадт подвергался массированным бомбардировкам и артобстрелам и был сильно разрушен, но, тем не менее, продолжали действовать ремонтная база кораблей Балтийского флота, лаборатория по размагничиванию судов и база подводных лодок, топивших вражеские транспорты и боевые корабли в Финском заливе и Балтийском море. Орудия кронштадтских моряков прикрывали ледовую Дорогу жизни, по которой поддерживалась связь осажденного Ленинграда со всей страной.

     После войны город был полностью восстановлен буквально в течение пяти лет. Тем не менее на его территории присутствует значительная часть жилья, построенного до 1917 года, и дома сталинской постройки 30-х годов прошлого века, несколько кварталов панельных и кирпичных пятиэтажных домов 1950— 1960-х годов. Строительство нового жилья на острове практически не ведется.
    В советское время и вплоть до 1996 года Кронштадт был закрытой территорией, здесь базировался Военно-морской флот страны. И хотя сейчас ограничения сняты, район по-прежнему считается территорией военных. Почти треть территории острова занимают воинские части, завод «Арсенал» и Кронштадтский морской завод.
На территории города расположены специализированные высшие учебные заведения, такие как Морской кадетский корпус, Мореходная школа, филиал Университета водных коммуникаций, общетехнический факультет Северо-Западного политехнического университета, филиал Академии сервиса и экономики.

      Рассказывают, что...

Кронштадтский район Петербурга 14     Нобелевский лауреат физик П. Л. Капица родился в Кронштадте в 1894 году. Его отец был военный инженер и строил бетонные форты. Здесь будущий физик учился в гимназии, откуда был исключен за неуспеваемость, и в реальном училище, которое закончил с отличием. Уже удостоенный Нобелевской премии, Капица стал дважды Героем Социалистического Труда. Как дважды Герою, ему полагался памятник на родине, который и был открыт в Кронштадте в 1979 году.
     В марте 2012 года в петербургских газетах была опубликована информация о том, что в Кронштадте планируется построить современный комплекс для малой пассажирской авиации. Скорее всего, самолеты будут летать отсюда в Лаппеенранту, Котку, Новгород, Вологду. «В развитии будущего аэропорта заинтересованы крупные бизнесмены из Финляндии, Петербурга и Москвы, они готовы выступить соинвесторами проекта». Так что у города-острова вполне осязаемое перспективное будущее.

      Что и где посмотреть

Музей Кронштадта 2      Музей истории Кронштадта (Ленинградская ул., 2)

    Музей находится в здании водоподъемной машины.
    Водоподъемная машина работала на первом в России водопроводе с 1803 года. В резервуар на втором этаже вода поднималась из невской струи, которая проходит южнее острова Котлин. Далее она текла по трубам в госпиталь и казармы. В 1909 году во время холерной эпидемии впервые в истории водоснабжения водопроводную воду стали хлорировать. К тому времени водоподъемная машина уже устарела.

Музей Кронштадта 1

Музей Кронштадта 3

Кронштадтский район Петербурга 21      Дом купца Синебрюхов (Аммермана ул., д. 19)

    Купец Михаил Синебрюхов занимался строительством и коммунальными услугами. В 1874 году он заключил с городом договор об организации снабжения всего Кронштадта водой. До тех пор чистая вода поступала только в госпиталь и казармы, а население брало воду из Обводного канала. Усилиями Синебрю-хова по всему городу появились водоразборные колонки. Дом устроителя водопровода считается одним из самых красивых в Кронштадте.

      Музей «Кронштадтская крепость» (Якорная пл., д. 2)

Экспозиция музея, посвященного истории города и Балтийского флота Росии, располагается на галереях
второго этажа Морского собора.

Кронштадтский район Петербурга 22      Музей-кабинет А. С. Попова (Макаровская ул., д. 1/3)

    Первый музей Кронштадта. Находится в здании Минных офицерских классов, где Александр Попов преподавал и делал свои первые радиостанции. Здесь можно видеть рабочий стол Попова и приборы, созданные его руками.

    Беседка Попова расположена перед зданием Минных офицерских классов. На крыше этого исторического домика была установлена антенна передатчика, сигналы которого принимал приемник в 30 метрах, в здании Минных офицерских классов. Поднимаясь по лесенке на крышу, Александр Попов монтировал эту первую в мире антенну.

      Музей-квартира святого праведного Иоанна Кронштадтского (Посадская ул., д. 21)

    Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) более полувека прожил в этом доме.

    Еще при жизни батюшки его жилище стало местом паломничества верующих. Слава об этом священнике гремела по всей России. В музее служат молебны и панихиды, рассказывают о жизни св. Иоанна Кронштадтского.

Кронштадтский район Петербурга 23      Морской собор (Якорная пл., д. 2)

    Собор выстроен архитектором Василием Косяко-вым в 1903—1913 годах в византийском стиле. Торжественная закладка Морского собора прошла в 1903 году в присутствии императорской семьи и адмирала Макарова. Строительство продолжалось 10 лет, грандиозное здание обошлось в 2 млн золотых рублей. В 1932-м здание закрытого собора переделали в кинотеатр, после войны — в музей «Кронштадтская крепость». Собор снова стал храмом в 2002 году.

      Кронштадтский футшток (Обводного канала наб., д. 1)

    Желтый павильон на берегу Обводного канала содержит в себе прибор-мареограф, автоматически записывающий уровень поверхности Балтийского моря. В устое моста рядом с ним находится футшток, на котором отмечена черта, соответствующая среднему уровню воды Финского залива. Наблюдения за колебаниями уровня Балтийского моря начались с самого основания Кронштадта в 1703 году. Все глубины и высоты на отечественных картах и лоциях отсчитывают-ся от нуля кронштадтского футштока.

Кронштадтский футшток      Итальянский дворец (Макаровская ул., д.З)

    Дворец князя Александра Меншикова, первого губернатора Петербурга и коменданта Кронштадта. Построен при участии итальянских мастеров и архитектора Джо-ванни Фонтана. Предполагают, что по этой причине получил название Итальянский. Четвертый этаж, так называемая «Штурманская башня», надстроен в 1900 году. Сейчас в этом дворце Кронштадтский матросский клуб, театр Балтийского флота, телерадиокомпания «Кронштадт», издательство газеты «Морская».

     Петровская пристань

   Первая пристань в Кронштадте, построенная еще в петровские времена. К ее строительству привлекали шведов, взятых в плен под Полтавой. В поверхность пристани вмурованы две пушки с форта «Павел I». Лежащие рядом ядра — большего калибра, так называемые брандскугели. Перед тем как зарядить ими пушку, такие ядра раскаляли до малинового цвета, чтобы поджигать ими деревянные корабли. Якоря — от катеров, высаживавших петергофский десант 5 октября 1941.

     Форты КронштадтаФорты Кронштадта 2

     Всего таких фортов 13, но мы познакомимся только с самыми-самыми из них.

     Форт Кроншлот. Первый форт Кронштадта, построенный в 1703—1704 годах. 18 (7) мая 1704 года царь Петр посетил форт и дал ему название Кроншлот, т. е. «коронный замок». Новгородский митрополит освятил форт, и царь отдал знаменитый приказ: «Содержать сию цитадель с Божиею помощью аще случится хотя до последнего человека». 23 (12) июля 1704 года Кроншлот атаковала шведская эскадра адмирала де Пру. Шведы высадили десант на Котлине, поставили там батарею и открыли по форту огонь, но ни разу не попали в него. Форт стрелял результативнее, и шведы развернулись, оставив мысли о нападении на Петербург. Они вернулись на следующий год, но к тому времени уже в самом Кронштадте стояли батареи, и десанта не получилось. В 1787—1789 годах форму форта изменили и перестроили его в камне.
     Форт «Император Александр I». С 1898 по 1918 год здесь в полной изоляции от внешнего мира производилась вакцина от чумы. Отсюда второе название форта — «Чумной».

Форты Кронштадта 1
   Форт «Тотлебен». Самый современный форт Кронштадта. Построен в 1897—1908 годах, выдвинут в море. Его гарнизон включал в себя около 1000 человек, имел собственную электростанцию, баню, синематограф. Дальность боя орудий форта достигала 18 км. В 1941 году форт спас оборонявшую Сестро-рецк 23-ю армию, обстреливая наступающих финнов и их коммуникации от Белоострова до Териоки (Зеле-ногорск). Разоружен в 1957-м. С 1988-го находится под охраной как памятник фортификации мирового значения.

     Читайте о других районах Петербурга на нашем сайте.




Сувениры из Петербурга!

suvenir

Главная
Развитие метро
СУЗЫ Спб
Пляжи Спб
Катки Спб
Бассейны Спб
Аквапарки Спб
дерево любви
мая 03, 2012 14368

Дерево любви в Питере

После реконструкции в саду Опочинина было «посажено» дерево-любви. С помощью маленьких красных листиков дереву создали форуму сердца. Теперь у влюбленных появилась новая традиция скреплять свои любовные союзы. Нужно повесить замочек на дерево, а…
Обзор 13 катков Санкт-Петербурга 2
янв 05, 2015 2812

Обзор 13 катков Санкт-Петербурга

Городским романтикам явно придутся по вкусу ночные массовые катания под крышей петербургских катков. В городе на Неве найдется несколько мест, где на всю ночь до рассвета можно отправиться в завораживающие ледовое путешествие вместе с друзьями и…
НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ
июль 25, 2013 7486

Невский проспект Петербурга

С кем только его не пытались сравнивать! Как только не называли! Но он был и остаётся таким, как есть, ^-полным своего очарования главным проспектом города на Неве. Замечательный русский писатель Николай Васильевич Гоголь точно подметил: «Нет ничего…
9vnXd5nccPU
нояб 01, 2012 21543

Аквапарки Петербурга. Перечень крупнейших акварапков Питера

Аквапарки - развлечение для любого возраста. В современных аквапарках Вы можете найти не только бассейн с горками, но и целый ряд оздоровительных комплексов, направленных на востановление Ваших сил и здоровья (это сауны, бани, различные виды…
87c9f50f7ecd063f8b-1820398
янв 17, 2013 3068

Крещение в Петербурге

Как сообщает Фонтанка.ру, в Крещение, 19 января, на реке Неве рядом со зданием Двенадцати коллегий СПбГУ состоится освящение воды. Об этом "Фонтанке" сообщили в пресс-службе университета.Крестный ход в 12:30 выйдет из университетского храма святых…

Связаться с нами и предложить новость на сайт можно по нашим контактам. Питербу @ с 2012 - по н.в.

Копирование материалов с сайта запрещено. Авторские права принадлежат авторам размещенных статей.

Яндекс.Метрика