Воскресенский Новодевичий монастырь

1tjolfe33

Словно из бескрайнего моря, вытекает из Сенной площади полноводная река Московского проспекта, устремляясь на юг. Неподалеку от Триумфальных Московских ворот, в том месте, где вливаются в его многоликое течение трамвайные голоса, на противоположной, четной стороне проспекта высятся золотые купола...



Еще недавно в унылом сером здании на Московском проспекте едва можно было заметить признаки былого величия и красоты. «Когдато здесь была церковь», — говорили петербуржцы. А сейчас полным ходом идет реконструкция, возводятся купола, возносятся в небокресты — возрождается к жизни Новодевичий монастырь, уголок уединения и покоя среди бурной деловой суеты. Он раскинулся на обширном участке земли, примыкающем к Новодевичьему кладбищу, еще одному петербургскому некрополю.




История Новодевичьего монастыря относит нас ко времени правления Елизаветы Петровны. Набожная императрица, мечтая на склоне лет удалиться от мира, решила основать в столице монастырь. Первоначально он располагался в летнем дворце императрицы, находящемся на Смольном дворе. В новую обитель были призваны монахини Новодевичьих обителей из Смоленска и Москвы, поэтому и в Петербурге монастырь стали именовать Новодевичыш. С воцарением Екатерины II при монастыре было учреждено училище для воспитания девушек из дворянских семей — так было положено начало знаменитому Смоленскому институту благородных девиц Монашеская жизнь в монастыре постепенно угасала и прекратилась со смеривтью последних его обитательниц. Император Николай I решил возобновить обитель. Монастырь перебрался из Смольного двора на 8ю линию Васильевского острова, в дом бывшей Униатской коллегии и здание приходской церкви Благовещения. Вскоре стало очевидно, что это место не слишком удачно для устройства обители, а здания недостаточно велики для монастырских помещений. Тогда император Николай в 1848 году выделил большой лесистый участок земли на Царскосельской дороге, неподалеку от Московских Триумфальных ворот. Было задумано создать целый монастырский комплекс, куда входило бы и кладбище. Проект был поручен академику архитектуры Николаю Ефимову, автору всех главных сооружений Новодевичьего монастыря. Долгие годы этот неутомимый исследователь архитектуры занимался изучением храмового зодчества и живописи, часто выполняя заказы на проектирование и постройку церквей и монастырей в России и за рубежом.


2tjolfe33

Уже в 1848 году по его замыслу выросла первая монастырская постройка — церковь во имя Божьей Матери Казанской, просуществовавшая до 1929 года". Затем, через год, была произведена закладка каменного храма Воскресения Христова с пятью приделами (шестой придел возвели позднее, в 1875 году, в подвальном помещении собора по проекту архитектора Григория Карпова). Первый камень в основание храма положил сам император Николай I, а уже через пять лет монахини смогли перебраться с Васильевского острова в каменные корпуса собора. Средства на сооружение Воскресенского храма были пожертвованы купцами Громовыми, а фундамент и цоколь сооружались на деньги, выделенные из казны. Двухэтажный пятиглавый собор был увенчан куполами на высоких барабанах, прорезанных окнами — большим золотым и четырьмя малыми. Фасадом храм выходил на Московский проспект, и именно этот фасад был виден каждому, кто проезжал или проходил мимо монастыря. Величественный собор, выполненный в руссковизантийском стиле, поражал своим великолепием. Росписи храма были созданы монастырскими живописцами. В соборе находились такие уникальные святыни, как икона Казанской Божьей Матери — родовая святыня семьи адмиралаУшакова, и образ Спаса Нерукотворного XVI века, которым, по преданию, Иван Грозный благословил своего сына. В приделе Успения Пресвятой Богородицы находился образ Смоленской Божьей Матери, написанный игуменьей Феофанией и считающийся чудотворным.


Собор во имя Воскресения Христова был освящен в 1861 году. По обе стороны от него, в корпусах второго этажа, протянувшихся вдоль Московского проспекта, были заложены еще две церкви. В левом корпусе — церковь во имя Трех Святителей Вселенских, а в правом — церковь Ватопедской Божьей Матери.




Ватопедская икона получила свое название оттого, что близ Пантелеймоновского монастыря на горе Афон юный царевич по имени Аркадий, сын императора Феодосия Великого, упал в море и был вынесен на берег чудесным заступничеством Богородицы. Мальчика нашли живым и невредимым под кустом возле тропинки, что вела к монастырю. От этого события и пошло название «Ватопеда», что значит «куст отрока». Феодосии в благодарность за спасение сына щедро одарил монастырь и подарил ему икону Богоматери.


3tjolfe33

Список иконы, подаренный Новодевичьему монастырю, к сожалению, не сохранился. Церковь во имя Ватопедской иконы еще называли Митрополичей, потому что рядом с нею находились покои митрополита. Симметрично этой церкви в больничном корпусе была устроена пятиглавая церковь Трех Святителей Вселенских Проект был составлен при участии архитектора Н. А. Сычева. Храм был выстроен на пожертвования крестьянина Василия Чижова и игуменьи Фсофании. Прихожане и жительницы монастыря очень любили этот храм изза особенно почитаемой алтарной иконы Богоматери «Благоухающий цвет».




На Новодевичьем кладбище, основанном в тот же год, что и обитель, в 1856 году был возведен кладбищенский храм во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость». Средства на строительство пожертвовала Аврора Карловна Карамзина, известная красавица, вдова убитого в Крыму полковника Карамзина. Церковь возвели прямо над могилой полковника, а в 1902 году Аврора Карловна почила и была похоронена рядом с супругом. Посетители кладбища и прихожане называли эту Справа от входа на кладбище в 1888 году был выстроен небольшой пятиглавый храм, посвященный святому пророку Илии. Храм был построен по духовному завещанию богатого петербургского мецената Ильи Громова и выполнен по проекту архитектора Леонтия Бенуа.


Многие захоронения Новодевичьего кладбища сохранились и в наши дни. На монастырском кладбище покоятся Н. Некрасов, Ф. Ttorчев, А. Майков, М. Врубель, Г. Невельский, С. Боткин, Д. Отт, П. Багратион, Н. РимскийКорсаков, К. Варламов, А. Лядов и многие другие знаменитые люди России. Здесь же похоронен и автор монастыря, зодчий Николай Ефимов.




Среди захоронений Новодевичьего кладбища есть одна скромная и простая могши — в ней погребена инокиня Исидора, странница Дарьюшка, которую почитают как святую. Дарья Александровна Шурыгина родилась в конце XVIII века в Новгородской губернии в религиозной крестьянской семье. Рано осиротев, она взяла на себя заботы о воспитании малолетних брата и сестры. С юности часто ходила она на богомолье в Горицкий монастырь, где и познакомилась с сестрами Феофанией и Варсонофией. Когда брат с сестрой выросли, она определила их судьбу и стала странницей. Много лет ходила Дарьюшка по святым местам православной Руси, находя в этом отраду и утешение своему сердцу. Когда же Феофания и Варсонофия были отозваны в Петербург, 70летняя странница поехала за ними. Сердце ее было преисполнено жалости ко всему живому; готово было всякого простить, хотя к себе Дарьюшка относилась часто с неподдельным самоуничижением. В монастыре ее полюбили все сестры. Ей было поручено собирать пожертвования на святую обитель. Незадолго до кончины она приняла монашеский постриг и имя Исидоры. После ее смерти в память о милосердной страннице в монастыре устроили поминальную трапезу, где кормили и одевали нищих и убогих, которых так любила и жалела Дарьюшка.


4tjolfe33

На кладбище есть удивительный памятник — статуя Христа, установленная на могиле молодой жены генерала Вершинина в 1915 году. Рассказывают, что безутешный супруг, вспоминая печаль умираю

щей о том, что после смерти все забудут о ней, решил поставить над могилой бронзовую скульптуру Спасителя, чтобы люди шли поклониться Христу, а заодно и поминали безвременно скончавшуюся женщину В советские времена, когда большинство храмов было закрыто

или разрушено, люди шли на кладбище и молились перед этой статуей. Сейчас она попрежнему пользуется популярностью среди прихожан.



В1895 году в обители была выстроена четырехъярусная надвратная звонница, напоминавшая колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Авторами проекта были Леонтий Бенуа и академик архитектуры Владимир Цейдлер, видный художник и скульптор. К сожалению, до наших дней эта прекрасная колокольня не сохранилась.


Строительство обители продолжалось. В 1885 году сестры позолотили купола, которые прежде были зелеными, в главном корпусе монастыря разместились мастерские, больница и аптека. К началу XX века первая постройка монастыря, деревянная церковь во имя Казанской Божьей Матери, изрядно обветшала и стала тесной, и на ее месте решено было выстроить новый каменный храм. В 1908 году была заложена новая церковь по проекту архитектора Василия Косякова, которую удалось освятить только после революции 1917 года.




Блистательный ансамбль Воскресенского монастыря после революции постигла судьба многих храмов России. В 1918 году обитель решено было преобразовать в трудовую коммуну. У монахинь отобрали большую часть помещений и вселили туда людей, не имеющих никакого отношения к церковной жизни. Храмы монастыря также постигла печальная участь: один за другим их закрыли и разорили, взорвали надвратную колокольню, надругались над могилами Новодевичьего кладбища, снесли кладбищенские храмы. Последней, в апреле 1938 года, была закрыта церковь во имя Ватопедской Божьей Матери. Монастырь был официально упразднен в 1925 году, но, несмотря на то, что большая часть имущества обители была конфискована, иноческая жизнь продолжалась, пока последнюю игуменью, тоже Феофанию, и сестер не арестовали и не сослали в Башкирию. Тех же

сестер, которые были больными и немощными, заперли в подвале одного из помещений обители, обрекая на мучительную смерть.


Монастырь, который славился и своей историей, и делами милосердия: больницей, приютом для бедных и обездоленных, иконописной школой, златошвейной мастерской, школами — был закрыт и разорен. Казанскую церковь использовали под склад, а после хотели взорвать. В советские годы здание обители принадлежало проектному институту, а во время войны на первом этаже бывшего Воскресенского храма находилось бомбоубежище.




В середине 90х годов двадцатого века началось возрождение обители. Церкви были возвращены монастырские святыни, и первым передали храм Казанской иконы Божьей Матери. В Рождественский пост 1996 года в монастырь прибыли монахини, и к этому же времени была обретена могила Феофании.




В Казанской церкви находится часть мощей архиепископа Верейского Иллариона (Троицкого), который скончался в больнице пересыльной тюрьмы. В последний путь его проводил митрополит Серафим (Чичагов), который жил в Новодевичьем монастыре, когда закрыли лавру. Мощи Иллариона покоились на Новодевичьем кладбище, и несколько поколений петербуржцев заботливо хранили скромную могилку. В 1998 году мощи были вновь обретены и помещены в Казанской церкви, а 9 мая 1999 года, по решению Священного Синода Русской Православной церкви, мощи Иллариона были перенесены в Москву, в Сретенский монастырь. В раке, где ранее покоились мощи, сейчас находится облачение, панагия, крест и Евангелие, с которыми он был погребен.


В том же 1999 году прихожане храма Христа Спасителя в Москве пожертвовали Казанской церкви Новодевичьего монастыря икону Божией Матери «Державная». Икона была освящена, перед ней отслужили молебен с акафистом, а затем совершили крестный ход вокруг монастыря с окроплением его стен святой водой. Сегодня по воскресным дням неизменно совершается акафист Державной иконе Божией Матери.


Панагия (от греч. panagia — всесвятая) — круглая иконка с изображением Богоматери, нагрудный знак архиереев.




В наши дни Казанская церковь — единственная действующая в Новодевичьем монастыре. Построенная в грековизантийском стиле, она напоминает собор святой Софии в Константинополе. Фасады церкви, выполненные из светлого кирпича, украшены голубой майоликой и причудливым орнаментом. Все пространство храма прорезают сводчатые арочные окна с мелкой расстекловкой. Невысокие красные купола венчают золотые кресты. Внутри храма купола и стены украшают росписи, иконы сияют золотом, повсюду мрамор, от бежевого оттенка до цвета чайной розы, огромное пространство залито светом.




Сегодня в монастыре постепенно налаживается иноческая жизнь. В 2001 году все монастырские постройки официально переданы обители. Ведутся реставрационные работы и уже засияли золотом купола восстановленной Воскресенской церкви. Для Ватопедской церкви вновь написан список Ватопедской иконы Божьей Матери «Отрада и утешение», который иконописцы Афонского монастыря передали в дар обители. В стенах монастыря действует воскресная школа, библиотека, мастерские и богадельня, детский хор, благотворительный центр для детей из неблагополучных семей. Обитель принимает многочисленных паломников, сирот из приютов и детских домов. Монастырское издательство выпускает книги об обители и ее святынях, а также о жизни игумений и сестер. В восстановленной и освященной 17 июня 2006 года митрополитом Владимиром церкви Казанской Божьей Матери ведутся богослужения, игумения и сестры делают все, чтобы монастырская жизнь развивалась и все храмы обители были восстановлены. Хочется верить, что скоро все золотые купола украсят собою петербургское небо, и колокольный звон прольется ввысь.





Комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря с некрополем Новодевичьего кладбища открыт для посещения ежедневно. Начало утренних богослужений в церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери в будние дни в 7 ч, в выходные и праздники — в 9.30. Начало вечерних богослужений — в 17 ч. Книжная лавка монастыря открыта ежедневно с 10 ч. до 19 ч.


Адрес: Московский проспект, д. 100.


Транспорт: ст. метро «Московские ворота»


Автобус: 3,65


Троллейбус 15,17,24,24а Трамвай: 29.

Читайте о других соборах Петербурга.





Сувениры из Петербурга!

suvenir

Связаться с нами и предложить новость на сайт можно по нашим контактам. Питербу @ с 2012 - по н.в.

Копирование материалов с сайта запрещено. Авторские права принадлежат авторам размещенных статей.

Яндекс.Метрика