Экскурсия по Петербургу №11: Зимний дворец – Александровская колонна – Главный штаб

Экскурсия по Петербургу №11: Зимний дворец – Александровская колонна – Главный штабЗимний дворец

Важнейшим зданием Дворцовой площади является знаменитый Зимний дворец (Дворцовая пл., 2), построенный в 1754–1762 гг. известным архитектором Б. Растрелли для императрицы Екатерины II. Это уже четвёртое здание, история которого началась при отце-основателе города Петре I Алексеевиче.

В 1711 г. на территории современной Миллионной улицы появился первый Зимний дворец.

В 1719–1721 гг. архитектор Г. Маттарнови строит второй Зимний дворец – его место ныне занимает Эрмитажный театр. В 1732 г. Растрелли начинает строительство третьего Зимнего дворца (на месте нынешнего) и завершает его через три года. И наконец, через тридцать лет появляется последняя постройка.

В основе проекта – четырёхугольник с большим внутренним двором и тремя фасадами: на Адмиралтейство, на набережную и на площадь. Нарядное барочное здание стало настоящим украшением столицы Российской империи. Фасады расчленены антаблементом на два яруса, второй, парадный, объединён множественными колоннами из ионических и композитных ордеров, первый также симметрично украшен ими. Обилие колонн и лепнины, множество статуй на крыше здания делают творение Растрелли удивительным по красоте и цельности, неповторимым в своём роде сооружением русского барокко.

Фасад, обращённый к Дворцовой площади, является главным – архитектор предусмотрел здесь три въездные арки, ведущие в парадный двор сооружения.

Там, в центре северного корпуса, располагается основной вход во дворец. Здесь находится главная лестница здания – Иорданская. Парадный двор, украшенный небольшим круглым фонтаном, в наши дни служит проходом в музей.

Первая реконструкция этой части дворцового комплекса проводилась архитектором Н.А. Горностаевым в середине XIX в. Именно тогда в центре двора и появился сад с чашей-фонтаном из финляндского гранита. Вторая реконструкция двора проведена уже в наши дни, в 2000 г.
Фасады Зимнего дворца несколько раз меняли цвет. Основными цветами за годы его существования были розовый, желтый и зелёный. В 1910-х гг. здание перекрасили в красно-кирпичный цвет, был он и просто красным, что противоречило традиции окрашивать петербургские здания в пастельные тона.

Колоннада и некоторые детали фасадов должны были иметь тот же цвет, что и стены, вернее, тонировались под цвет всего сооружения, не сильно выделяясь в общем цветовом ритме здания.

Экскурсия по Петербургу №11: Зимний дворец – Александровская колонна – Главный штаб

Внутреннее убранство Зимнего дворца, над которым работали известнейшие архитекторы России, превосходит по красоте и роскошеству самые смелые предположения. Здесь и лепнина, позолота, разного рода и типа росписи, ценные породы дерева и камня – из всего этого состоят дворцовые интерьеры. Среди зодчих, работавших над внутренним убранством Зимнего дворца, назовем имена С.И. Чевакинского, Ю.М. Фельтена, А. Ринальди, Ж.-Б. Валлен-Деламота, Дж. Кваренги, И.Е. Старова, К.И. Росси, О. Монферрана, В.П. Стасова и А.П. Брюллова.

Из интерьеров, созданных этими прославленными архитекторами, отметим Золотую гостиную с удивительной по красоте и сложности лепниной, Галерею 1812 года, Малахитовый зал, Георгиевский и Александровские залы…

В 1896 г. со стороны Адмиралтейства на Разводной площади устроили Собственный сад с великолепной кованой оградой, изготовленной по рисункам архитектора Р.Ф. Мельцера. Работы продолжались вплоть до 1901 г., уровень земли был поднят на 1 метр, а на следующий год здесь высадили клёны, вязы, ясени и голландские липы. Большой фонтан по проекту архитектора Р. Шмелинга с чашей из серого гранита устроили в центре.

В Зимнем дворце находится известный на весь мир Музей Эрмитаж, занимающий целый комплекс зданий по Дворцовой набережной, а с недавних пор и часть здания Главного штаба.
Второе здание этого музейного комплекса – Малый Эрмитаж – вплотную примыкает к Зимнему дворцу (Дворцовая наб., 36) и образует с ним единое целое. Это небольшое по главному фасаду, но вытянутое вдоль дворца здание построено в 1764–1775 гг. по проекту архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота. В то же время со стороны Миллионной улицы начали строительство трёхэтажного здания по проекту архитектора Ю.М. Фельтена.

Оба здания в итоге соединили висячим садом.

Фасад на Неву украшен классическим портиком с шестью коринфскими колоннами. Первый этаж обработан крупным рустом и завершается рельефной тягой. По первому и второму этажам идет ряд полуциркульных окон. Здание украшено скульптурой. На втором этаже установлены статуи Флоры и Помоны, на аттике расположена сложная композиция. Фасад со стороны Миллионной улицы не так выразителен и оригинален и повторяет стилистику фасадов Зимнего дворца, но с классическими элементами. В 1840–1843 гг. архитектор В.П. Стасов надстроил в здании ещё один этаж.

Экскурсия по Петербургу №11: Зимний дворец – Александровская колонна – Главный штаб

Из помещений особый интерес представляет Мраморный зал, устроенный архитектором А.М. Штакеншнейдером в 1850-х гг. на втором этаже. Зал украшен каннелированными колоннами, росписями и лепниной в мавританском и итальянском стилях. Всех поражает обилие мрамора и позолоты в отделке.

На уровне второго этажа находится знаменитый Висячий сад, в сооружении которого принимали участия Ж.-Б. Валлен-Деламот и Ю.М. Фельтен, а также, позднее, и В.П. Стасов. Первые деревья здесь были высажены в 1766 г., но для завершения работ в нём пришлось ждать окончания строительства корпуса, выходящего на Неву, поэтому итоговая планировка принадлежит Ж.-Б. Валлен-Деламоту.

После возведения боковых галерей сад окончательно отгородили от холодных ветров, и в нём установился свой микроклимат: весна здесь наступает раньше, а осенний листопад проходит позже обычного. Дополнительно в шанцевых сводах под садом проходили инженерные коммуникации комплекса, немного прогревавшие здесь почву. В 1840–1843 гг. Стасов при участии садового мастера Т. Грея провёл большую реконструкцию Висячего сада, а спустя десять лет архитектор Штакеншнейдер возвёл в северной части стеклянную кровлю Оранжереи. В 2011 г. закончилась масштабная реконструкция сада с заменой системы дренажа, защитного слоя и покрытия дорожек. Растения высадили в соответствии с планом архитектора В.П. Стасова.

Здание Старого, или Большого, Эрмитажа соседствует с Малым Эрмитажем по линии Дворцовой набережной. Это третье музейное здание сооружено архитектором Ю.М. Фельтеном в 1771–1787 гг. в стиле раннего классицизма с использованием стен предыдущих построек. В 1851–1859 гг. архитектор А.И. Штакеншнейдер перестраивал Старый Эрмитаж, но реконструкция коснулась в основном планировки и внутреннего убранства – фасад сохранился практически без изменений. Интересна, в частности, его парадная лестница со ступенями из итальянского белого мрамора, металлическими витыми перилами и эффектным расположением маршей. Колонны вестибюля вытесаны из белого мрамора и шокшинского порфира. Из внутренних помещений Старого Эрмитажа отметим отделку Большого зала с колоннами коринфского ордера и лепными панно над дверными проёмами.

Название этой части комплекса связано с тем, что с XIX столетия здесь находилось хранилище коллекции Эрмитажа.

Старый Эрмитаж связан с соседним зданием Эрмитажного театра аркой и специальным переходом, переброшенным через Зимнюю канавку. На месте театра ранее находился второй Зимний дворец, здание которого и использовал архитектор Дж. Кваренги для возведения театрального корпуса для Екатерины II. Работы начались в 1783 г. и поначалу ограничились тем, что внутри бывшего дворца были сооружены сцена и зрительный зал.

Далее работы продолжились, и были капитально перестроены фасады и внутренние помещения, а 16 ноября1785 г. здесь состоялось первое представление. Все строительные работы в Эрмитажном театре завершились в 1787 г.

Первый этаж здания решён как цокольный и обработан рустом, второй и третий связаны колоннадой из десяти коринфских колонн, немного углублённой по отношению к общей линии постройки. Оконные проёмы первого этажа помещены в арочных углублениях, что придает постройке дополнительную нарядность. Боковые ризалиты со стороны Невы и Зимней канавки украшены скульптурой.

Большой интерес представляют планировка и отделка театрального зала, решённого зодчим в виде античного амфитеатра. Коринфские колонны, медальоны и ниши со статуями Аполлона и муз придают ему торжественность и великолепие. Стилистическая целостность позволяет отнести Эрмитажный театр к выдающимся сооружениям русского классицизма конца XVIII в.
Последним строением комплекса зданий Эрмитажа является знаменитое монументальное здание с атлантами на Миллионной улице, 35 – Новый Эрмитаж.

Строительство этого специального здания для музейной коллекции вел в 1839–1852 гг. знаменитый немецкий архитектор Лео фон Кленце. Новый Эрмитаж с фасадом в стиле неогрек является первым в России специализированным музейным (среди художественных музеев) зданием.

Экскурсия по Петербургу №11: Зимний дворец – Александровская колонна – Главный штаб
Главный фасад со стороны Миллионной выделяется массивным портиком с десятью мастерски высеченными из серого сердобольского гранита атлантами работы скульптора А.И. Теребенева. Скульптурное украшение своих построек всегда было чрезвычайно важно для фон Кленце, и в России он не изменил своей стилистической привычке.

В композиции фасадов Нового Эрмитажа скульптура играет определяющую роль, показывая назначение здания как храма искусства и центра культуры.

Статуи и барельефы изображают известных художников, архитекторов и скульпторов прошлого и выполнены, как и орнаментальный декор, скульпторами В.И. Демут-Малиновским, Н.А. Токаревым, П.В. Свинцовым, А.В. Логановским, Д.И. Иенсеном, А.И. Теребеневым, Н.А. Рамазановым и Н.А. Устиновым.

Внутренняя отделка Нового Эрмитажа поражает богатством и красотой. Особенно хорошо смотрится большой зал с двадцатью колоннами из сердобольского гранита и мозаичным полом, а также парадная лестница, обрамлённая эффектной колоннадой. Удивительно нарядны росписи и лепнина зала итальянского искусства, в отделке которого принимали участие известные русские художники и лепщики. Как и многие помещения Зимнего дворца, залы Нового Эрмитажа сами по себе являются подлинными произведениями искусства.

Александровская колонна

Первое место среди памятников воинской доблести русской армии в войне с Наполеоном, безусловно, принадлежит Александровской колонне – главной доминанте Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

Это высокое совершенное по пропорциям сооружение стало памятником победам России в Отечественной войне, героизму русского воинства и величию правления императора Александра I.

На Невском, как прибой нестройный,
Растёт вечерняя толпа.
Но неподвижен сон спокойный
Александрийского столпа. Гранит суровый, величавый,
Обломок древних скал!
Как знак побед, как вестник славы,
Ты перед царским домом встал.
В.Я. Брюсов

Работы по строительству колонны начались в 1829 г., после проведения открытого конкурса на лучший памятник, официально объявленного от имени императора Николая I в память об императоре Александре I Павловиче, на чьё правление и выпало противостояние с французским императором.

Французский зодчий О. Монферран стал официальным строителем памятника.

Экскурсия по Петербургу №11: Зимний дворец – Александровская колонна – Главный штаб

Работая над проектом этого важного для столицы мемориального сооружения, зодчий работал не только над художественными проблемами, но и решал несколько трудных технических задач. Во-первых, нужно было придумывать к готовому гранитному стержню основание и окончание, что было достаточно сложно, учитывая размеры монумента. Во-вторых, Монферран пытался вписать высокий, если не сказать сильно вытянутый, монумент в пространство обширной Дворцовой площади так, чтобы сохранить важную в таком деле монументальность и величие памятника, посвящённого победе в самой главной войне XIX столетия. Конечно, в своей работе французский зодчий опирался на опыт предыдущих поколений архитекторов.

В проектировании Александровской колонны он использовал многие детали знаменитой римской Траяновой колонны.

Триумфальная колонна на Дворцовой площади является самой высокой в мире, изготовленной из цельного камня, и высота эта не случайна. Колонна в Санкт-Петербурге должна была превысить знаменитую Вандомскую колонну, воздвигнутую в честь побед Наполеона в центре Парижа.

Высота памятника47,5 метра, ствол длиной 25,6 метра выполнен из цельного куска розового гранита, добытого в Пютерлакской каменоломне.

Экскурсия по Петербургу №11: Зимний дворец – Александровская колонна – Главный штаб

Своё название Александровская колонна получила в честь императора Александра I, и это нашло отражение в убранстве сооружения. Вершину этого ампирного памятника венчает бронзовая капитель дорического ордера, её верхняя часть выполнена в виде прямоугольной абаки из кирпича с облицовкой бронзовыми листами, на которой установлен полукруглый металлический пьедестал.

Завершается сооружение фигурой ангела, попирающего змею, работы скульптора Б. Орловского, специально придавшего лицу ангела черты императора Александра I.

Фигура ангела символизирует тот мир и покой, которые принесла армия России, победив в жестокой схватке наполеоновские войска. Левой рукой ангел держит высокий четырёхконечный крест, правая длань символически простёрта над головой к небу, ангел как бы указывает: «Сим победиши!», побуждая вспомнить историю обретения креста Господня царицей Еленой.

Её сын, римский император Константин Великий, перед поездкой матери в Палестину попросил её: «Во время трёх сражений я видел на небе крест, а на нём надпись “Сим победиши”. Найди его!». Царица ответила: «Найду».

Большие барельефы (5,31 × 3,1 м) украшают кубический пьедестал колонны и в аллегорической форме представляют славу русского оружия и отвагу солдат. В аллегории «Победа и Мир» со стороны здания Главного штаба представлена фигура античной богини Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты Отечественной войны: «1812, 1813, 1814». Эти даты сообщали современникам главные даты основных сражений: Бородинской битвы 26 августа 1812 г., Лейпцигского сражения, или Битвы народов, 4–6 октября 1813 г., и, наконец, победоносного вступления русских войск в Париж и подписания мирного договора весной 1814 г.
Со стороны Зимнего дворца мы видим две крылатые женские фигуры, которые держат доску с надписью: «Александру I благодарная Россия».

Верх композиции украшает изображение Всевидящего ока, под крылатыми фигурами помещены доспехи русских витязей: шлемов, приписываемых Александру Невскому и Ермаку Тимофеевичу, кольчуги XVII в. царя Алексея Михайловича и щита Олега X в., который он прибил к вратам Царьграда.

Древнерусское вооружение было сделано с оригиналов, которые хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а инициатором этого выступил президент Академии художеств А.Н. Оленин, который и помог в допуске Монферрана к бесценным национальным реликвиям. Если смотреть дальше, то по обеим сторонам рельефа можно видеть символические изображения главных водных преград 1812 г. – реки Вислы в виде молодой девушки с сосудом и Немана в виде старца-водолея. Как мы помним, в 1813 г. русские войска под началом князя Кутузова форсировали Неман и продолжили войну с Наполеоном уже на территории европейских государств.

Экскурсия по Петербургу №11: Зимний дворец – Александровская колонна – Главный штаб

На двух других барельефах помещены аллегорические изображения «Правосудие и Милосердие» и «Мудрость и Изобилие». Круглый вал базы колонны украшен лавровыми листьями. Художественное убранство пьедестала выполнили художники Дж. Б. Скотти, Ф. Брюллов и другие.

При устройстве основания под постамент колонны рабочие забили 1250 6-метровых сосновых свай в том месте, где ранее проводил свайные работы Растрелли. На его сваи рабочие натолкнулись в 1829 г., ещё когда начали готовить основание для фундамента. Грунт в котловане уплотнили до такой степени, что в него с трудом втыкался железный лом.

Поверх свай уложили толстые, 1,5-метровые гранитные блоки, собрав мощную подушку фундамента колонны, в центре которого строители заложили бронзовую шкатулку с монетами, отчеканенными из платины, золота, серебра и бронзы в честь победы над Наполеоном, и юбилейными медалями из металлов разного достоинства.

Туда же поместили и небольшую пластину из позолоченной бронзы с памятной надписью: «В лето от Рождества Христова 1831 начато сооружение памятника воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании положенном в 19 день ноября 1830 г. в Санкт-Петербурге. При сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбониер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же Архитектора Августина де Монферранда».

Фундамент выложили из двенадцати рядов гранитных камней толщиной от 40 до 60 сантиметров, водрузив 3 февраля 1832 г. поверх этого своеобразного «слоёного пирога» громадный монолит весом 400 тонн, ставший основанием для пьедестала. Работы по устройству основания и фундамента велись зимой, поэтому Монферран для лучшего схватывания добавлял в цементный раствор водку.

Позднее французский архитектор вспоминал: «Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла.

В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор».
В финской каменоломне под Выборгом в это время велась непрерывная работа по подготовке монолита к транспортировке в столицу. К лету 1834 г. два парохода отбуксировали колонну в Кронштадт, а оттуда – в Санкт-Петербург, до Дворцовой набережной.

Всего за десять минут в июле 1834 г. рабочие под руководством подрядчика Яковлева, в присутствии императорской фамилии, выгрузили колонну на Дворцовую набережную, к огромному наклонному помосту длиной 54 метра, шириной 31 и высотой 11 метров.

Особым способом монумент перекатили к месту установки, и на 30 августа назначили окончательный срок подъёма гранитного исполина.

За один час сорок пять минут две тысячи солдат и четыреста рабочих при помощи специально сконструированных лесов вручную установили колонну на постамент. Всю техническую часть рассчитал и подготовил инженер генерал-лейтенант А.А. Бетанкур.

Монферран вспоминал: «Когда на часах Зимнего дворца пробило два, раздался троекратный удар колокола и одновременно с этим начался подъём колонны. Это было любопытное зрелище – лежащий монолит колонны из красного гранита в 28 метров длиной и 3,5 метра в диаметре, опутанный канатами, из которых, как в тумане, вырисовывались шесть десятников, ловких широкоплечих молодцов, подлинных геркулесов… Вокруг царила глубокая тишина, прерываемая лишь глухим гулом кабестанов: на лицах изумление, боязнь, надежда, ожидание…

Сейчас уже никто не признается в том, что в течение 100 минут, пока длилась установка монолита, все с ужасом опасались самой ужасной катастрофы…

Трудно описать внезапный переход от мучительной душевной тревоги к чувству удовлетворения, какое испытал каждый, когда колонна была установлена… Бурные крики “Ура!” неслись со всех концов площади».

Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1834 г. при огромном стечении зрителей. Более десяти тысяч человек, среди которых были все члены императорской фамилии, представители высшего света и духовенства Российской империи, находились в те минуты на Дворцовой площади. Горожане были везде: вокруг строительной площадки, в окнах зданий, на крыше Главного штаба. Церемония сопровождалась торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска во главе с императором. После богослужения перед Зимним дворцом парадным строем прошли солдаты и офицеры разных полков русской армии.

После установки на пьедестале закрепили барельефные плиты и различные элементы декора, но полностью работы были завершены только через два года.

«Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рождённые, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска… Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище… Вечером долго по улицам освещённого города бродили шумные толпы, наконец освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс, один со своим часовым», – вспоминал тот праздничный день поэт Василий Жуковский.

Величественное сооружение весом 600 тонн никак не укреплено и просто стоит, удерживаемое собственным весом благодаря идеальному архитектурному расчёту талантливого французского зодчего.

В истории строительства Александровской колонны есть поразительный и одновременно парадоксальный факт – главный памятник победе России над наполеоновской Францией выполнил француз О. Монферран.

Монумент реставрировали несколько раз. Первое серьёзное подновление колонны было проведено в 1963 г. Через 15 лет была восстановлена историческая диабазовая брусчатка вокруг памятника, а к постаменту вернули фонари, установленные в 1876 г. Большие работы проводились на памятнике в 2002–2003 гг., а великолепная, декорированная двуглавыми орлами ограда, снятая в 30-е гг. прошлого столетия, воссоздана в 2004 г.

Вокруг Александровской колонны возникло несколько легенд и преданий.

Поначалу много спорили, как памятник установлен: по центру площади или нет. Ведь визуально кажется, что колонна расположена точно в центре Дворцовой площади, что не соответствует действительности, – она ближе к Зимнему дворцу.

Вскоре после открытия появились в Петербурге первые «страшные» истории, повествующие о том, что колонна в любой момент может упасть. Суеверные обыватели старались обходить сооружение стороной, а каретам приказывали объезжать «ненадёжный» монумент по самому краю площади.

Архитектор Монферран, дабы развеять сомнения и страхи жителей Петербурга, каждое утро не спеша прогуливался вместе с маленькой собачкой рядом со своим творением, подолгу останавливаясь у постамента.

Ещё одна городская легенда повествует о том, что в основание колонны француз Монферран заложил ящик очень дорогого французского шампанского – для будущих поколений, которые сумеют достать этот бесценный презент.

Долго ходил по Петербургу слух, что Александровская колонна должна была быть построена из мрамора, но архитектор тайно продал этот ценный камень, заменив дешёвым финляндским гранитом. С началом работ по строительству Исаакиевского собора подобные слухи вновь начали циркулировать по столице.

Об этом, естественно, доложили на самый верх, и император будто бы ответил: «Да Бог с ним, с эти Монферраном, пускай себе берет сколько угодно, только бы другим не давал».

В связи с Александровской колонной возникла и интересная петербургская традиция: сколько раз жених обойдет колонну, держа на руках свою невесту, столько детей и родится в их семье.

Главный штаб

Общую композицию Дворцовой площади завершает грандиозное здание Главного штаба (Дворцовая пл., 6/8), два длинных крыла которого соединены величественной триумфальной аркой. История строительства зданий и арки напрямую связана с историей формирования Дворцовой площади.

Экскурсия по Петербургу №11: Зимний дворец – Александровская колонна – Главный штаб

Проблему организации территории перед Зимним дворцом власти пытались решить неоднократно. Ещё в 1772 г. архитектор И.Е. Старов предложил свой проект реконструкции находящихся здесь зданий, но его планы не получили дальнейшего воплощения.

В 1779 г. императрица Екатерина II возвращается к идее сделать парадную площадь рядом со своей резиденцией, и Академия художеств, по высочайшему повелению, объявляет конкурс на застройку территории между восточным углом Адмиралтейства и Миллионной улицей. Побеждает проект архитектора Ю. Фельтена, по которому в итоге у Невского проспекта построили три новых дома: один для Брюса и два для Ланского.

Снаружи здания имели рядовую отделку, что характерно для Фельтена, но внутри интерьеры поражали красотой и роскошью.

В доме Ланского был устроен большой театральный зал, который позднее, в начале XIX в., даже снимала дирекция Императорских театров. В 1790-х гг. рядом с Зимним дворцом архитектор В. Бренна строит манеж, на месте которого позднее будет построено известное нам здание Штаба гвардейского корпуса, и оформление Дворцовой площади завершается с трёх сторон. Незадолго до Отечественной войны 1812 г. жилые дома по Невскому проспекту приобрёл Главный штаб русской армии.

Экскурсия по Петербургу №11: Зимний дворец – Александровская колонна – Главный штаб

В 1819 г. Росси получает указание перестроить частные фельтеновские дома для размещения Главного штаба, причём в зданиях, выходящих на Мойку, нужно было разместить дополнительно два министерства: финансов и иностранных дел. Бюрократический аппарат Империи рос, и в столице уже не хватало места для новых чиновников.

Собственно строительные работы по перестройке домов, которые возвёл Фельтен, и строительство зданий вдоль берега Мойки начались в 1820 г., для чего была организована «Комиссия по устроению против Зимнего дворца правильной площади».

Несущие стены зданий, выходящих к Невскому проспекту, Росси сохранил, как и некоторые интересные интерьеры в них, а выкупленные строения вдоль Мойки просто снёс, так как они не представляли никакого художественного интереса и исторической ценности.

Два здания Главного штаба зодчий закончил к 1823 г., корпуса на Мойке для Министерства финансов построили через три года, а к 1827 г. была сооружена арка Главного штаба, без которой Санкт-Петербург уже невозможно даже представить.

Знаменитая арка Главного штаба служит композиционно-пространственным стержнем комплекса военных зданий. В пропорциях она близка к квадрату, что было необходимо, учитывая высотность примыкающих построек. Противопоставление света и тени между двумя сводами ансамбля усиливает объёмно-пластическое построение всей конструкции, создавая необходимый ритм. В большей степени декорирована скульптурой та часть Триумфальной арки, фасад которой смотрит на Зимний дворец. Это усиливает её художественное значение, придает обязательную для подобных сооружений парадность и торжественность.

Здесь арка выступает как памятник героическому прошлому русской армии и всего народа, победе в Отечественной войне 1812 г.

В этом творении архитектор К.И. Росси выразил тот эмоциональный настрой, с которым русские части входили в побеждённый ими Париж. Это помогло гениальному архитектору найти нужное стилистическое направление в своей работе на Дворцовой, угадать стилистику композиции, что проявилось в неповторимом скульптурном украшении арки, нарисованном лично зодчим и исполненном в натуре лучшими скульпторами того времени – Пименовым и Демут-Малиновским. Горельефы из воинских доспехов и оружия – щиты, панцири и шлемы, статуи воинов между колоннами, арматура и пара летящих гениев Славы по бокам арки – всё это раскрывает замысел К.И. Росси, показывает и величие побед русского оружия, и славу России, и торжество добра над злом.

Экскурсия по Петербургу №11: Зимний дворец – Александровская колонна – Главный штаб

Украшением аттика является барельеф из гирлянд и шлемов, а венцом композиции служит триумфальная колесница Победы с высоко поднятым в левой руке штандартом, увенчанным двуглавым орлом – символом России, который управляет шестеркой летящих к победе в стремительной скачке коней.

На высоте 36 метров парит этот памятник воинской славы над главной площадью Санкт-Петербурга.

Строительство всего сооружения обошлось государству в огромную сумму – почти 7 млн руб., при этом только на скульптурное украшение арки архитектор потратил 236 тыс. руб.
При всей простоте композиционного решения ансамбля зданий Главного штаба Росси добился колоссального эстетического эффекта. Удивительный, неповторимый вид открылся сквозь арку на Зимний дворец, и когда на фоне великолепного Зимнего дворца вырастает Александрийский столп, то кажется, нет на свете прекрасней городского вида по лаконичности архитектурных линий и законченности художественных решений.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий