Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения ХристоваЦерковь Симеона и Анны

Церковь Святых и праведных Симеона и Анны (ул. Моховая, 48), расположенная на углу улиц Белинского и Моховой, является единственной постройкой архитектора М.Г. Земцова, сохранившейся в Санкт-Петербурге.

Строительство этого храма в стиле барокко велось на месте деревянной церкви Михаила Архангела в 1731–1734 гг. Храм с высокой колокольней, увенчанной шпилем, представляет особую ценность исключительной цельностью архитектуры и удачно подобранным пропорциям и масштабам. По своему устройству церковь Симеона и Анны довольно традиционна для нашей страны. Но применение классических форм в организации фасадов и интерьеров прекрасно сочетается в ней со стилем петровского времени. В этом здании М.Г. Земцов последовательно применяет целый комплекс классических приёмов, возможно, предвидя наступление эпохи классицизма в русской архитектуре.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

В XIX столетии храм несколько раз перестраивали, в результате чего погибла оригинальная отделка помещений храма. С 1938 по 1991 г. в храме церковные службы не проводились.

Цирк

На противоположной набережной реки Фонтанки, напротив церкви Симеона и Анны, расположено большое приземистое здание c высоким куполом. Это – цирк Гаэтано Чинизелли (наб. реки Фонтанки, 3), сооружённый в 1876–1877 гг. по проекту архитектора В.А. Кеннеля.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Цирк Чинизелли стал первым в нашей стране стационарным цирком – основная масса цирковых артистов в те годы давала представления в передвижных цирках-шапито.

Новое каменное цирковое здание в Петербурге поражало современников отделкой главного фасада и необычно большим залом с высоким куполом диаметром 49,7 метра. Купол словно парил над залом, где не было и нет ни колонн, ни пилонов.

Большие арочные окна главного фасада циркового здания дополнительно украшены скульптурами древнегреческих муз. В центральном окне расположена муза трагедии Мельпомена, муза лирической поэзии Эвтерпа находится в левом и правом окнах, богиня любовной поэзии Эрато установлена в боковых ризалитах. Аттик венчает скульптурная композиция.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Внутреннее убранство петербургского цирка отличалось богатой отделкой. Множество зеркал многократно увеличивали сияние позолоченной лепнины, с этим соседствовали малиновый бархат кресел и благородный мрамор лестниц. Зрительный зал, разделённый на ложи и ярусы, вмещал до 5 тысяч зрителей, при том что сидячих мест в цирке было всего 1200.

В конце XIX – начале XX в. по самой высокой цене продавались места в ложе и партере – их приобретали состоятельные петербуржцы. Самыми дешёвыми были места во 2-м ярусе, на котором открыли даже галерею, где зрители просто стояли. Пройти сюда можно было прямо с улицы, причём выхода в партер с галерки не имелось. Богатая публика с городской беднотой в цирке Чинизелли не перемешивалась.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Цирковые представления пользовались огромным успехом у публики, причём Чинизелли всякий раз предлагал все новые и новые программы.

В прошлом веке цирк продолжил свою работу, и кроме российских артистов на его сцене выступали мастера из других стран. В 2013–2015 гг. в цирке провели капитальную реконструкцию и восстановили исторические интерьеры и внешний облик этого памятника петербургской архитектуры.

Инженерный замок

Рядом с Летним садом и Марсовым полем, у воды реки Фонтанки, высится Инженерный, или Михайловский, замок (Садовая ул., 2) – неприступная резиденция императора Павла I, убитого в ней заговорщиками в 1801 г. Как же строился этот грандиозный памятник недолгому правлению нелюбимого государя?

В феврале 1797 г. строители заложили первый камень в фундамент дворца, и к концу октября 1797 г. каменщики подвели его стены под временную кровлю. Работы на строительной площадке велись круглые сутки – ночью при свете факелов и костров, а число рабочих доходило до 6 тысяч человек.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Осенью 1800 г. основные строительные работы прекратились, но отделка залов и комнат императорской резиденции продолжалась до 1801 г.

Руководителем строительства замка государь Павел Петрович назначил архитектора В. Бренну, хотя тот всё же не стал единственным автором проекта этого грандиозного по масштабам сооружения. Историк Н.Е. Шильдер указывал на то, что «дворец строился по проекту В.И. Баженова и окончательно выполнен с некоторыми изменениями первоначального проекта архитектором Бренна».

Масштабность проекта указывает на причастность к проектированию архитектора Баженова, основные идеи которого переработал затем его коллега, архитектор Бренна.

Дворец отличается отсутствием цельной архитектурной композиции и был, со слов драматурга Августа Коцебу, «крайне неудобен для всех тех, которым приходилось бывать в нем…».

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Император Павел I лично участвовал в разработке планов постройки и постоянно вмешивался в работу зодчих. Квадратное в плане здание, а длина стороны около 100 метров, имеет восьмиугольный внутренний двор. Очень интересна планировка помещений, которые имеют в замке разные формы: прямоугольные, круглые, треугольные и многоугольные.

Объёмно-пространственное решение дворца асимметрично, и каждый фасад решён с использованием индивидуальной отделки. Очень живописен фасад, обращённый к Летнему саду, с ровными ступенями гранитной лестницы, мраморной колоннадой террасы и барельефами среднего аттика. На гранитных постаментах поставлены скульптуры Флоры и Геркулеса. Лучшая часть замка – главный фасад со входом с характерными для Бренны наличниками ворот и особой обработкой рустов с заострённым центром. Здесь на фронтоне можно видеть превосходную по исполнению мраморную скульптурную композицию «История, заносящая на скрижали славные деяния царствования».

Прочие два фасада дворца имеют более скромную отделку и немного похожи друг на друга. Архитектор повторил выступы на фасадах, со стороны Садовой улицы поместив в них церковь, а со стороны Фонтанки – Круглый зал.

На фронтоне главного фасада надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Знаток петербургской истории Н.А. Синдаловский рассказывает о городской легенде, связанной с этой надписью. Незадолго до убийства императора в Петербурге появилась юродивая, предсказавшая, что Павел I проживет ровно столько лет, сколько букв в тексте на фасаде Инженерного замка. На резиденции сорок семь букв. В 1801 г. государю Павлу I Петровичу должно было исполниться 47 лет.

Во дворе, куда можно попасть через единственные Воскресенские ворота, из отделки лучше всего зодчему удались скульптурные арматуры стен, но бросается в глаза пестрота разных по форме и размерам оконных проёмов.

В 2003 г. во дворе установили памятник Павлу I работы скульптора В.Э. Горевой.

Со стороны главного южного фасада в 2003 г. восстановлен небольшой участок Воскресенского канала – часть водной системы, окружавшей Инженерный замок. Через него к входу перекинут Трёхчастный мост, автором которого был инженер П.П. Сакен. Название переправы связано с его видом – в плане он похож на трезубец: один из его устоев находится у Воскресенских ворот, три других – со стороны Липовой аллеи. Площадь перед Инженерным замком носит имя Петра Великого.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Из великолепной внутренней отделки многое утеряно за годы жизни замка, и что-то пытаются в наши дни воссоздать реставраторы. В 2003 г. восстановлен Общий Столовый зал в анфиладе парадных комнат императрицы Марии Фёдоровны. Отреставрирована Тронная императрицы Марии Фёдоровны, богато декорированная лепниной с позолотой и со стенами в малиновом бархате.

После смерти владельца Михайловский дворец государя Павла I Петровича пустовал, и в 1819 г. его передали Главному инженерному училищу, среди выпускников которого значатся композитор М.И. Глинка, писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович и некоторые другие известные в нашей стране люди.

В настоящее время Михайловский дворец является филиалом Русского музея.

Памятник Петру I

Кленовая аллея перед входом в Михайловский замок восстановлена архитекторами Е.И. Катониным и В.Д. Кирхоглани в 1950-х гг. Её смысловым центром выступает памятник императору Петру I, скульптора Б.К. Растрелли-старшего. Высокий, в римском стиле пьедестал выполнен архитектором Ф.И. Волковым.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Конная статуя самодержца выполнена ещё при жизни царя-реформатора, но полностью скульптор завершил её к 1747 г. Предполагалось именно этот монумент поставить на Дворцовой площади, но от этой идеи отказались.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

На мраморном постаменте – два бронзовых барельефа с сюжетами петровских побед: «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», исполненных знаменитыми русскими мастерами В.И. Демут-Малиновским, И.Е. Моисеевым, И.И. Теребеневым и М.И. Козловским. На лицевой стороне накладными буквами сделана надпись: «Прадеду – правнук».

Памятник Петру I у Михайловского замка является одним из популярнейших туристических объектов Санкт-Петербурга.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова

Настоящей жемчужиной петербургского зодчества выступает собор Воскресения Христова (наб. канал Грибоедова, 2а), сооруженный на берегу Екатерининского канала, на месте смертельного ранения императора Александра II 1 марта 1881 г. Второе название храма – Спас на Крови.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Строительство этого мемориального храма продолжалось долгих 24 года, а проект необычной постройки составил архитектор Альфред Александрович Парланд. Конечно, в реализации этого грандиозного проекта принимало участие множество архитекторов, художников, мозаичистов и других мастеров.

Памятная часовня на месте ранения императора появилась 17 апреля. Она простояла до начала строительства самого храма.

После проведения двух открытых конкурсов император Александр III решил остановиться на предложении архитектора Парланда, и в 1883 г. строительство собора началось. Освящение готового храма состоялось в августе 1907 г. в присутствии императора Николая II и членов августейшей фамилии.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Нужно отметить, что церковные службы совершались в Воскресенском соборе редко – храм был закрыт для свободного посещения. Являясь мемориалом памяти убитого террористами государя, собор служил местом его поминания.

В основе собора типичная для храмов композиция – центральный объём увенчан пятью главами, причём центральная сооружена в виде шатра. Всего собор венчают девять глав. Колокольня пристроена к основному объёму церкви. Архитектура собора повторяет ярославские храмы XVI–XVII вв. Более того, в устроении Спаса на Крови отразились наиболее яркие черты «русского стиля».

Неповторимость постройке придаёт отделка фасадов, обильное использование эмали, мозаик, позолоты, мрамора, гранита и фасадного кирпича.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Внутреннее убранство собора Воскресения Христова не уступает внешнему виду храма. Площадь одних только мозаик, изготовленных в знаменитой мастерской В.А. Фролова, составляет 7065 кв. метров. Известные художники работали над интерьерами собора, такие как В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, Ф.С. Журавлев и многие другие.

Сегодня собор Воскресения Христова является популярным петербургским музеем.

Конюшенное ведомство

Конюшенное ведомство, или Конюшенный двор (наб. реки Мойки 2–4 / Конюшенная пл., 1), располагалось на одноименной площади. Формирование Конюшенной площади, вытянутой вдоль исторического здания двора от Большой Конюшенной улицы до канала Грибоедова (Екатерининского), проходило постепенно на протяжении XVIII и XIX вв. Хотя официальное название площади дали уже 20 августа 1739 г.

С 1730-х гг. территория застраивалась жилыми домами работников конюшни, кузницами и амбарами для фуража. Конюшенное ведомство (двор) обеспечивало императорскую фамилию каретами и колясками, поэтому и располагалось оно рядом с императорскими резиденциями.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Новое здание Конюшенного двора архитектор Л. Руска начал возводить в 1800-х гг., но завершил постройку в 1817–1823 гг. другой архитектор – В.П. Стасов. В 1865 г. комплекс построек Конюшенного двора частично реконструирует архитектор Г.Ф. Гросс.

Центральную часть комплекса занимает здание церкви Спаса Нерукотворного Образа при Придворно-конюшенном ведомстве. Возведённая по проекту архитектора Н.Ф. Гербеля, она капитально перестроена в стиле классицизма архитектором В.П. Стасовым.

Главный фасад храма украшен колоннами ионического ордера и парным барельефом работы скульптора В.И. Демут-Малиновского: «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста». Прямоугольное, почти квадратное здание храма завершено невысоким куполом и увенчано крестом. Правый и левый дальние углы постройки завершаются круглыми приземистыми барабанами, выполняющими роль колокольни. Этот храм знаменит тем, что 1 февраля 1837 г. здесь отпевали поэта А.С. Пушкина, а в 1857 г. – композитора М.И. Глинку. С 1919 по 1990 г. церковь была закрыта властями и использовалась сторонними организациями.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Остальная территория комплекса, при всей ценности здания, не особо интересна – конюшни, помещения для карет и экипажей, здания для обслуживающего персонала.

В XX в. Конюшенный двор использовался различными учреждениями, а сейчас его реконструируют.

Экскурсия по Петербургу №17: Церковь Симеона и Анны – Цирк – Собор Воскресения Христова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: