Скорбященская церковь
Церковь иконы «Всех Скорбящих Радость» (ул. Шпалерная, 35а) построена в 1817–1818 гг. архитектором Л. Руской в стиле позднего классицизма на месте небольшого каменного храма, сооружённого в 1711 г. для сестры Петра I, царевны Наталии Алексеевны. Старую постройку разобрали, освободив место для нового здания.
Главный фасад храма с портиком из шести ионических колонн обращён на Шпалерную улицу. Особый интерес вызывает церковный зал, решённый в виде ротонды, с колоннадой из двадцати четырех мраморных колонн ионического ордера и расписанным кессонами потолком.
В прошлом веке церковь иконы «Всех Скорбящих Радость» была закрыта для верующих и вновь приняла прихожан в 1993 г.
Главная городская водопроводная станция
Исторические постройки бывшей Главной водопроводной станции (ул. Шпалерная, 56) расположены напротив знаменитого Таврического дворца.
Станцию открыли для снабжения города питьевой водой в 1868 г., и располагалась она рядом с Таврическим дворцом, в том месте, где раньше находилась шлюпочная гавань в виде канала и «ковша» овальной формы.
Ещё в октябре 1858 г. в Петербурге появилось Общество Санкт-Петербургских водопроводов, занявшееся развитием сети для подачи чистой воды в дома горожан.
В те годы процесс водоснабжения столицы выглядел следующим образом. На самом берегу Невы стояло здание с приёмными машинами, закачивающими воду через трубы, выведенные на середину реки. Из Невы вода попадала в отстойный бассейн, вырытый в земле ниже уровня дна реки, и там естественным образом очищалась от крупных загрязнений. Затем воду фильтровали и собирали в три больших резервуара, откуда при помощи мощных водонапорных машин подавали по трубам в квартиры горожан центральной части города. Главным зданием Шпалерной станции служила водонапорная башня высотой 52 метра. В её верхней части располагался гигантский бассейн с чистой водой, и давления хватало для подъёма воды до пятых этажей. С развитием города башня быстро утратила своё первоначальное предназначение, и довольно скоро вода паровыми машинами подавалась, минуя её, напрямую в город.
В настоящее время Главная городская водопроводная станция уже не работает – здесь находятся технические службы Водоканала Санкт-Петербурга и интересный музей.
Музейный комплекс «Вселенная Воды»
Музей «Вселенная Воды» (ул. Шпалерная, 56) работает в составе ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и занимает часть территории бывшей Водонапорной башни и помещения бывшего резервуара Главной водопроводной станции.
В музее открыто три экспозиции. В здании Водонапорной башни можно познакомиться с выставкой «Мир воды Санкт-Петербурга», в левой пристройке показан «Подземный мир Петербурга», а в здании резервуара представлена «Вселенная Воды».
Внутри здания башни устроен фонтан «Древо жизни», олицетворяющий живительную силу влаги, которая питает жизнь на нашей планете.
На территории музейного комплекса находится памятник петербургскому водовозу работы скульптора С. Дмитриева и фонтан «Водоканал Санкт-Петербурга».
Куб пенящейся воды сразу привлекает внимание шумом и необычным видом – в центре чаши из полированного красного гранита установлена конструкция на небольшом постаменте. В основе этого водомета – эффект лежащего на водяных струях логотипа «Водоканала Санкт-Петербурга». Фонтан торжественно запустили в мае 2003 г. к 300-летию со дня основания нашего города.
На территории открыт большой памятный мемориал, посвящённый работникам Водоканала, погибшим в Великую Отечественную войну.
Таврический дворец
Упомянутый в предыдущем рассказе Таврический дворец (ул. Шпалерная, 47) построен для князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Здание в стиле классицизма возвел в 1783–1789 гг. архитектор И.Е. Старов.
Центральная часть здания, или Главный корпус, имеет два этажа и украшена портиком с шестью колоннами. Венчает постройку невысокий купол на небольшом по высоте барабане. Справа и слева от Главного корпуса пристроены одноэтажные галереи, которые завершаются боковыми двухэтажными корпусами, служащими боковыми границами курдонера – парадного двора, разбитого перед Таврическим дворцом.
Пространство под куполом при Потёмкине занимал огромный Белоколонный зал, разделённый двумя рядами колонн на части, в одной из которых располагался Зимний сад. На строительство и роскошную отделку здания из казны была потрачена фантастическая сумма в 400 тыс. руб.
После смерти хозяина дворца князя Потемкина здание передали в казну как одну из резиденций. При императоре Павле I в нём располагались казармы Конного гвардейского полка, а при его сыне Александре I Таврический дворец вновь превратили в императорскую резиденцию.
В историю русского парламентаризма Таврический дворец вошёл как здание, где в 1906–1917 гг. размещалась Государственная дума. Для этого здание перестроили, превратив часть помещений в огромный зал заседаний парламента.
С 1930-х гг. дворец занят учебным заведением.
Таврический сад
Прямо за Таврическим дворцом на обширной территории раскинулся один из самых живописных петербургских общедоступных парков – Таврический сад (ул. Таврическая, 8).
Сад занимает территорию от Таврического дворца (Шпалерная, 47), давшего ему название, до Кирочной улицы и ограничен улицами Потёмкинской и Таврической.
Над обустройством этого сада в конце XVII в. трудился знаменитый садовый мастер Уильям Гульд, создавший здесь неповторимый мир искусственных прудов и горок, фонтанов и мостиков. Дом садовника Гульда до сих пор стоит на Потёмкинской улице (дом 2). Здание построено в 1793 г. по указу Екатерины II архитектором Ф.И. Волковым.
На территории сада можно познакомиться с несколькими интересными памятниками.
На живописном холме у пруда 10 ноября 1962 г. торжественно открыт монумент пионерам-героям. Это был первый подобный памятник в нашем городе. Красивая белая стела высотой около 5 метров из каранчеевского песчаника работы скульпторов В.С. Новикова и И.Н. Костюхина изображает полуразрушенную стену. В монолите вырублен горельеф «Группа юных бойцов со знаменем» из четырёх фигур пионеров. Памятник напоминает нам о подвиге юных горожан в годы Великой Отечественной войны.
В октябре 1995 г. в саду открыли памятник известному русскому поэту Сергею Есенину работы мастера А.С. Чаркина. Скульптура из белого карельского мрамора установлена к 100-летию со дня рождения поэта. Недалеко от памятника Есенину, ближе к ограде Таврического сада, стоит памятник П.И. Чайковскому. Бюст композитора установлен здесь к 150-летнему юбилею в 1990 г. Автором памятника выступил скульптор Б.А. Пленкин.
Смольный монастырь
В некотором отдалении от Таврического дворца и Главной водопроводной станции расположен комплекс зданий Воскресенского девичьего Смольного монастыря (пл. Растрелли, 3/1), открытого в Санкт-Петербурге в 1744 г. и просуществовавшего всего несколько десятилетий.
Район, где находился монастырь, при Петре I был застроен складами со смолой, необходимой для морских судов. Это отразилось в названии городского района – Смольнинский, а также в название местных зданий и учреждений – Смольный собор, Смольный институт.
Инициатором создания женской обители выступила императрица Елизавета Петровна, а строительство монастырских зданий она поручила архитектору Б.Ф. Растрелли.
Строительство началось в 1748 г., но по разным причинам затянулось, а затем и вовсе прекратилось – комплекс долго стоял недостроенным. Смольный собор завершили только в 1835 г., а неповторимую по красоте колокольню не построили вовсе.
Монастырь прекратил своё существование в конце XVIII в.
В наши дни в монастырских помещениях размещаются факультеты Санкт-Петербургского государственного университета.
Смольный собор
Центральной постройкой Смольного монастыря является Смольный Воскресения Христова собор (пл. Растрелли, 3/1), который для краткости называют Смольным собором. Как я уже упоминал, строительством этого храма в стиле барокко занимался архитектор Растрелли, к работам по расчистке территории приступили в 1745 г. Непосредственно строительство началось через три года, но уже в 1760-х гг. его приостановили, а затем и вовсе прекратили. Только в 1835 г. архитектор В.П. Стасов завершил возведение Смольного собора.
В основе здания – греческий крест. Центральная часть храма завершается пятью главами. Сам Растрелли планировал сделать храм однокупольным, но в дело вмешалась императрица Елизавета Петровна, настоявшая на пяти куполах. Зодчий увеличил высоту верхней части постройки, что в итоге придало ей легкость и устремленность вверх. Найденные пропорции Смольного собора считаются совершенными, а его декоративное убранство выше всяких похвал.
Знаменитый архитектор Джакомо Кваренги, каждый раз проходя мимо Смольного собора, снимал шляпу и говорил: «Вот это храм!»
В 1990-е гг. Смольный собор использовался в качестве концертного зала, где выступали коллективы с концертами классической и духовной музыки. С 2009 г. здесь начались православные богослужения, а через год Смольный собор полностью передали церкви.
Смольный институт
По соседству со Смольным монастырём расположено здание Смольного института, известного как Смольный институт благородных девиц (Смольный проезд, 6).
Это первое в России образовательное учреждение для женщин появилось в Санкт-Петербурге по инициативе И.И. Бецкого в 1764 г. Сюда принимали дочерей из дворянских семей, хотя уже через год при институте открылось отделение и для мещанских девиц, то есть для детей купеческих и мещанских семей.
Обучение начиналось в возрасте шести лет и заканчивалось, когда девушке исполнялось восемнадцать. Учениц института называли «смолянками». В программу их обучения входили арифметика, русская словесность, история, иностранные языки, география, рисование, музыка, танцы и рукоделие.
Все воспитанницы института носили форменные платья. В младшем возрасте они были кофейного цвета, более взрослые девочки одевались в платья темно-синего и голубого цветов, воспитанницы старших классов носили белые платья.
Смольный институт благородных девиц просуществовал в России до 1919 г., а затем воспитанницы, преподаватели и администрация этого замечательного учебного заведения отправились в эмиграцию в Сербию.
Отдельное здание для Смольного института в 1806 г. построил архитектор Дж. Кваренги. Монументальная постройка выделяется торжественным портиком с восемью ионическими колоннами, поднятыми над аркадой.
Осенью 1917 г. здание Смольного института заняли вооруженные отряды партии большевиков – здесь работал Петроградский военно-революционный комитет. В последующие годы здесь размещалось советское правительство, а после его переезда в Москву Смольный институт полностью перешёл в ведение городского комитета ВКП(б) и Совета депутатов трудящихся.
В наши дни в Смольном институте размещается резиденция губернатора Санкт-Петербурга.
Суворовский музей
Государственный мемориальный музей А.В. Суворова (Кирочная ул., 43) расположен в отдельном специально выстроенном здании. Он посвящен жизни и ратному подвигу генералиссимуса Александра Васильевича Суворова и стал первым подобным учреждением в нашей стране.
Открытие музея состоялось 13 ноября 1904 г. и было приурочено к 175-летию со дня рождения прославленного полководца. Специально для размещения памятной экспозиции по проекту архитекторов А.И. фон Гогена и Г.Д. Гримма построили здание оригинальной формы в стиле старинных крепостных сооружений.
С двух сторон главного фасада размещены две большие мозаичные картины: «Отъезд Суворова в поход 1799 года» и «Суворов, пересекающий Альпы». В 1918 г. новые власти музей закрыли, а уникальную коллекцию передали в другие музеи. В частности, в Русский музей отдали знаменитую картину художника Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
Только в 1951 г. в здании-крепости вновь заработал музей великого полководца.
В основе музейной коллекции – личные вещи генералиссимуса: ордена, сабля и шпага, грамоты о пожаловании Суворову чинов и титулов, подзорная труба и султан его шляпы. Более пятисот живописных полотен, в основном батальных, собрано в Суворовском музее. Здесь вы можете увидеть работы В.В. Мазуровского, Б.П. Виллевальде, Н.С. Самокиша, А.И. Гебенса и других художников. Музей владеет крупнейшей в России коллекцией обмундирования русской армии конца XVIII – начала XIX в.