Первый кадетский корпус
С предложениями об учреждении начальных военно-учебных заведений для молодых людей выступали генерал-фельдмаршал Бурхард фон Миних и граф П.И. Ягужинский.
Первый кадетский корпус (В.О., Кадетская линия, 1) появился в России при императрице Анне Иоанновне, в 1732 г., когда в кадеты приняли 56 мальчиков. Спустя полгода количество учащихся корпуса выросло до 352 человек. Первым генерал-директором кадетского корпуса императрица назначила графа фон Миниха.
Для организации учёбы корпусу передали Меншиковский дворец на Васильевском острове, а позднее, в 1770-х гг., рядом выстроили здание красного цвета (Кадетская линия, 3) возможно, по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота или В.И. Баженова.
После реорганизации военных учебных заведений в 1743 г. на базе миниховского корпуса появился Сухопутный шляхетский кадетский корпус, где кроме общеобразовательных предметов воспитанникам давали и военные знания. В возрасте 15 лет кадеты выпускались в чине прапорщика и направлялись в армию.
Здание Первого кадетского корпуса
При Первом кадетском корпусе в 1740-х гг. существовали Общество любителей российской словесности и небольшой любительский театр.
Меншиковский дворец
С начала XVIII столетия обширный участок земли, занятый ныне Меншиковским дворцом (Университетская наб., 15), принадлежал знаменитому сподвижнику Петра Великого А.Д. Меншикову, для которого в 1710–1714 гг. архитекторы Д. Фонтана и Г.-И. Шедель построили трёхэтажный каменный дворец с не обычной для России ломаной крышей. Первое время дворец был единственным каменным зданием нового города, по этой причине многие официальные мероприятия проводились в нём. Дворец несколько раз перестраивался. В 1720-х гг. пристроили флигеля, а в 1730-1740-х гг. Д. Трезини возвел ещё один дворцовый корпус рядом с левым флигелем. Последние большие строительные работы проводились здесь в 1770-х гг. В 1731 г. дворец передали Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу (позднее – Первый кадетский корпус), просуществовавшему до 1917 г.
Во второй половине XX столетия Главный корпус Меншиковского дворца реставрируют, а после завершения всех работ в 1981 г. здесь открывается экспозиция «Культура России в первой трети XVIII века». Из восстановленных дворцовых интерьеров стоит обратить внимание на Ореховый кабинет с живописным плафоном, вестибюль и парадную лестницу, анфиладу парадных залов второго этажа.
В 2002 г. перед дворцом открыт памятник светлейшему князю А.Д. Меншикову работы скульптора М.Т. Литовченко и архитектора О.А. Бунина. На круглом высоком постаменте из полированного гранита установлен бронзовый бюст сподвижника Петра I.
Здание Академии наук
На Университетской набережной Санкт-Петербурга, поодаль от Меншиковского дворца, расположено здание Академии наук (Университетская наб., 5) с величественным портиком из восьми ионических колонн, обращенным на Большую Неву. Одно из известнейших в городе строений сооружено строго в стиле классицизма знаменитым архитектором Дж. Кваренги и заметно выделяется на фоне соседних построек в стиле барокко петровской эпохи. Трёхэтажное здание немного вытянуто вдоль набережной, первый, цокольный этаж облицован красным гранитом. Рельефная тяга выделяет третий этаж здания с прямоугольными оконными проёмами без наличников.
Внутри здания большую художественную и историческую ценность представляют парадная лестница с мозаичным панно работы выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова «Полтавская битва» и конференц-зал с нишей-экседрой, украшенной мраморными колоннами коринфского ордера. Лепной фриз в этом помещении выполнил мастер К. Гофферт, росписи падуг принадлежат художнику Ф. Рихтеру.
В 1831 г. архитектор И.Ф. Лукини пристроил к зданию Музейный флигель (Менделеевская линия, 1), завершив тем самым формирование Коллежской площади, существовавшей здесь в те годы.
Первое время в здании Академии наук располагались коллекции будущего Зоологического музея и многие другие собрания разных научных направлений. Помещения Музейного флигеля использовали для открытия академической типографии, книжной лавки и квартир профессоров А.М. Бутлерова, И.П. Павлова, А.П. Карпинского и А.Н. Крылова. В настоящее время во флигеле находятся Научный центр РАН, Научно-исследовательский институт истории естествознания и техники, поликлиника, издательство Академии наук.
Здание Двенадцати коллегий
Санкт-Петербургский государственный университет занимает в нашем городе множество зданий, а часть его факультетов расположена даже в Петергофе. Но центром этого учебного заведения остается знаменитое здание Двенадцати коллегий (Университетская наб., 7–9) – памятник архитектуры первой четверти XVIII столетия. Прежде чем вспомнить историю этой петровской постройки, несколько слов скажем о памятнике, установленном в створе Менделеевской линии. В начале улицы, между зданиями Академии наук и Двенадцати коллегий, на постаменте из красного полированного гранита высится памятник великому русскому учёному и энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову, открытый к его 275-летию 21 ноября 1986 г. Авторами этого монумента выступили скульпторы В.Д. Свешников и Б.А. Петров.
Здание Двенадцати коллегий строилось для размещения Сената и исполнительных органов государственного управления России – коллегий. Старое здание коллегий, сооружённое архитектором Д. Трезини, находилось в районе нынешней Троицкой площади, напротив Петропавловской крепости.
Но оно пришло в упадок и требовало ремонта. Государь принял решение о строительстве нового здания в другом месте – на Васильевском острове.
В основу композиционного решения этого здания положен принцип, известный как «town-house» (таун-хаус). Он довольно прост: отдельные части здания возводятся друг за другом на одной оси, под одной крышей и имеют смежные стены. В итоге каждая коллегия располагалась под собственной крышей, и все они, в то же время, соединялись в одну длинную, с зубчатой крышей постройку.
Строительные работы начались в 1722 г., а архитектурный конкурс на лучший проект провели в 1724 г., когда часть постройки уже была готова. На конкурс свои предложения представили архитекторы Д. Трезини, Т. Швартфегер, Б. К. Растрелли и другие, но ни один из проектов Петру I не понравился. Так и строили. Получилось, что первый этаж больше соответствует проекту Трезини, а второй – чертежам Швартфегера, причём заканчивал долгое строительство Двенадцати коллегий архитектор Джузеппе Трезини.
Фасад вытянутого от набережной Невы здания разбит на двенадцать частей, и каждая из них обозначена выступающей частью и фронтоном с волютами и раковинами. Из убранства отметим лопатки верхних этажей, руст первого этажа, лепнину и окраску в два цвета – типичные признаки петровского барокко.
Из интерьеров здания только Петровский зал несёт в себе следы той эпохи – всё остальное утеряно во время реконструкции 1830-х гг., проведённой под руководством архитектора А.Ф. Щедрина. В 1835 г. в здание Двенадцати коллегий въехал Санкт-Петербургский университет, для которого старую петровскую постройку и переделывали. Архитектор Щедрин выделил композиционный центр здания, при нём сооружены парадная лестница и большой белоколонный зал.
Открытую аркаду, существовавшую при Петре I, застеклили, перед главным фасадом разбили небольшой садик, огороженный высокой чугунной оградой.
Перед центральным входом в Университет со стороны Менделеевской линии в 2007 г. установили памятник студенту Университета («Крылатый Гений»). Скульптура летящего ангела с факелом в руке выполнена из бронзы, а создана она мастером М.В. Беловым.
Раз мы заговорили о Санкт-Петербургском университете, то нужно обязательно упомянуть о другом здании, расположенном по соседству. Новобиржевой Гостиный двор небольшой своей частью выходит к зданию Двенадцати коллегий. Примечательная постройка в виде замкнутого четырёхугольника сооружена здесь в начале XIX столетия по проекту архитектора Дж. Кваренги и надстроена архитекторами Я.Я. Кетчером и В.И. Пилявским ещё одним этажом в 1936 г. Нижняя часть здания выполнена в виде открытой аркады и обработана рустом. Замковые камни арочных проёмов связаны с профилированной тягой второго этажа, прямоугольные оконные проёмы которого расположены в нишах. Стены второго и третьего этажей также обработаны рустом, но менее рельефным.
Угловые части постройки несколько выступают перед общей линией здания и дополнительно выделены полуциркульными окнами второго этажа в богатом обрамлении.
В апреле 1934 г. в Новобиржевой Гостиный двор въехал исторический факультет Уиверситета, к которому позднее присоединился философский факультет.
Рядом со зданием Двенадцати коллегий можно видеть небольшую постройку, расположенную торцом к Университетской набережной. Это – ректорский флигель Университета, возведённый в 1794 г. и перестроенный архитектором А.Ф. Щедриным в 1840–1842 гг. Флигель известен тем, что в 1880 г. здесь родился знаменитый поэт Александр Блок.
В заключение разговора о Санкт-Петербургском университете познакомимся с любопытным музеем под открытым небом, открытым в 2005 г. в первом и во втором дворах дворца Петра II. Здесь вы попадаете в настоящий сад скульптур – их великое множество! Из них можно отметить памятники: «Единорог», «Мадам Баттерфляй», «Нос», «Императору Александру II», «Одинокий король», «Кошке», «Размышление о Маленьком принце», «Скамья советов». Здесь же устроен небольшой классический лабиринт, составленный из камней, присланных университетами разных стран.
Интересный фонтан «Ромео и Джульетта» сооружён в саду в 2005 г. у стены здания кафедры фонетики филологического отделения (Дворец Петра II).
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни,
И гибель их у гробовых дверей
Кладет конец непримиримой розни.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Этот небольшой, удивительный, наполненный поэзией фонтанчик создан трудами известного русского медальера и скульптора Г.П. Постникова по мотивам бессмертной трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Ещё в середине 1990-х гг. скульптор создал медаль, одна из сторон которой и стала основой для фонтана, посвящённого любви.
Гранитная поверхность фонтана декорирована металлическими пластинами. На стилизованных листах пергамента – цитаты из Шекспира на русском и английских языках. Чаша и каменная часть «русла реки» изготовлены из ладожского гранита.
После недолгих размышлений автор композиции взял за основу принцип работы водомёта бахчисарайского фонтана слёз, где вода медленно, по капле стекает вниз, словно «плачет», печалясь о потерянном чувстве. Главная вертикаль фонтана – стилизованная река времени Лета. Она не только разделяет две враждующие семьи, но в последний раз объединяет два любящих сердца, двух молодых людей, шагнувших в поток вечности. Центральный медальон расколот на две половины – левую, с изображением Ромео и семьи Монтекки, и правую, в которой Джульетту окружают её родственники Капулетти. Два враждующих клана ощетинились шипами неприступных оград и подъёмных мостов, изображённых скульптором в виде острых наконечников.
Влюблённые вырываются из порочного кланового круга и приближаются навстречу друг другу. Ромео и Джульетта делают встречный шаг, но шаг к любви оказывается шагом к смерти:
Горюя, солнце спряталось в тумане.
Достигнут мир, но сумрачен рассвет.
Пойдём. Осталось взвесить наказанье.
Одних простим, другим прощенья нет.
Ведь былей всех печальнее на свете
Вот эта – о Ромео и Джульетте.
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Биржа
Центральным сооружением архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова служит величественное здание Биржи (Биржевая пл., 4), выступающей композиционным центром этой небольшой территории.
Строительство здания Биржи началось 23 июня 1805 г. и закончилось в 1810 г., при этом официальное открытие отложили на шесть лет. В основу постройки архитектор Тома де Томон положил периптер – прямоугольный древнегреческий храм, обрамлённый со всех сторон колоннадой.
Но Биржа и есть храм торговли, и её деятельность активно поддерживалась русским правительством ещё со времён Петра I.
На высоком стилобате высится здание с 44 белоснежными колоннами дорического ордера, широкие гранитные лестницы и пандусы по краям ведут наверх. Главный фасад Биржи обращён к Неве и завершён на аттике скульптурной композицией «Нептун с двумя реками». Противоположная сторона здания украшена другой скульптурной группой – «Навигация с Меркурием и двумя реками». Всё скульптурное убранство выполнено мастером С.К. Сухановым из пудостского камня.
Над колоннадой возвышается центральный объём строения – главный биржевой зал, по сторонам от него в три яруса устроены служебные помещения служащих. Полуциркульные окна верхнего света декорированы широким наличником.
По своим пропорциям и совершенству композиции здание Биржи на Васильевском острове Санкт-Петербурга стоит в ряду лучших мировых образцов классической архитектуры.
Таможня
Примечательное здание Таможни (наб. Макарова, 4) построил архитектор И.Ф. Лукини в 1829–1832 гг.
Бурное развитие внешней торговли в первой половине XIX столетия стало причиной увеличения штата таможенных чиновников, для которых правительство решило построить большое отдельное здание. Для этого выбрали участок на Васильевском острове – основном месте перевалки и хранения грузов, поступающих в Россию морским путём.
Главный фасад здания с аккуратной башней выходит на Малую Неву и развёрнут по отношению к Стрелке так, чтобы создавалась некоторая симметрия с Кунсткамерой – вторым здесь зданием с башней. Классическая по стилю постройка выделена по главному фасаду высоким портиком с ионическими колоннами, опирающимися на выступ первого этажа, решённого зодчим как цоколь и выделенного рустовкой. Полуциркульные оконные проёмы дополнительно выделяют первый этаж здания. Тимпан (пространство внутри портика) украшен сложным рельефом. Портик Таможни венчают медные скульптуры богов Меркурия, Нептуна и Цереры. Само здание завершено куполом на высоком барабане с прямоугольными окнами.
Из внутренних помещений таможни нужно отметить Главный зал с прекрасной орнаментальной росписью под лепку и двумя дорическими колоннами из жёлтого искусственного мрамора по центру.
В 1927 г. здание бывшей Таможни передали Институту русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук. Сравнительно недавно, в 1999 г., в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, перед зданием института открыли памятник гениальному поэту, созданный скульптором И.Н. Шредером ещё в 1899 г. Бюст поэта долгое время хранился на складе Государственного музея городской скульптуры, пока правительство Санкт-Петербурга не приняло решение установить его перед зданием Института русской литературы.
Стрелка Васильевского острова
На восточной оконечности (Стрелке) Васильевского острова довольно быстро сформировался неповторимый и величественный историко-архитектурный ансамбль.
Первые проекты застройки этого участка суши относятся к 1716 г., когда государь Пётр Алексеевич решил разместить здесь правительственные учреждения: здание Двенадцати коллегий, Гостиный двор, Биржу и православный собор. Но планы неутомимого Петра I воплотились в реальные постройки лишь частично – построили Кунсткамеру и дворец царицы Прасковьи Фёдоровны, переданный в дальнейшем Академии наук.
Волею случая на Стрелке сформировались академический городок и центр международной торговли, так как работали Биржа и Гостиный двор.
В 1801 г. известный архитектор Ж.Ф. Тома де Томон представил проект нового биржевого здания, а А.Д. Захаров разработал в 1803–1804 гг. планировку Стрелки, в основном сохранившуюся до нашего времени. Новое здание Биржи и Ростральные колонны-маяки стали одной из визитных карточек Санкт-Петербурга, а силуэт этой части города особенно выразителен с художественной точки зрения.
Основные строительные работы произведены на Стрелке в 1826–1832 гг. Тогда здесь появились корпуса пакгаузов и здание Таможни с башней. В 1900–1904 гг. за Биржей построили огромный комплекс Клинического повивально-гинекологического института.
Некоторое время в начале XX в. в городе обсуждался проект строительства громадного выставочного центра прямо напротив Биржи, но, к счастью, этот проект не был воплощен в жизнь и неповторимая композиция осталась неприкосновенной. Лишь в 1925–1926 гг. архитектор Л.А. Ильин распланировал сквер между Ростральными колоннами, получивший название Биржевого. Знакомство со Стрелкой Васильевского острова нужно непременно начинать у самой Невы, к которой ведут два длинных полукруглых спуска, украшенные гранитными шарами. Здесь вы попадёте в самое «петербургское» место города.
Полукруглый Биржевой сквер получил в год 300-летия Санкт-Петербурга два новых памятника: «Стрелка Васильевского острова» и «Якорь петровской эпохи». Памятный знак «Стрелка Васильевского острова» торжественно открыли в ноябре 2003 г. Авторами бронзового барельефа с изображением зданий Стрелки выступили скульпторы А.С. Кунц и Д.М. Никитин. В зимнее время памятник подогревается и не замерзает, а во время заката игра света и тени влияют на восприятие изображения. Второй памятник – «Якорь петровской эпохи» – состоит из подлинного якоря-кошки, найденного в Шкиперском протоке в 2001 г.
Его установили перед зданием Биржи в мае 2003 г.
На памятной доске о морской реликвии можно прочесть: «Русский якорь корабля Русского флота. Олонецкий завод 1723 г. Найден на Васильевском острове в 2001 г. Установлен в честь 300-летия Санкт-Петербурга».
Настоящими памятниками морскому величию России выступают две Ростральные колонны, сооружённые в 1805–1810 гг. Тома де Томоном на Стрелке Васильевского острова. Две колонны высотой 32 метра выкрашены красной краской и декорированы бронзовыми корабельными носами. С момента постройки они служили маяками – в верхней части колонн размещались светильники в виде больших чаш на треножниках. В былые времена смолу для работы этих светильников служащие маяков поднимали наверх вручную по лестнице, скрытой внутри каждой из колонн.
В 1957 г. к светильникам подвели природный газ, который и сейчас используют в качестве топлива. Колонны зажигают по праздникам, а факелы огня высотой до 7 метров видны далеко по Неве.
Камнетёсные работы для архитектора Томона здесь выполнил тот же мастер С.К. Суханов. У основания каждой из колонн установлены по две громадные статуи из пудостского известняка, символизирующие морских богов, в частности Нептуна и богов торговли. Над скульптурами работали два мастера: скульптор Ж. Камберлен является автором мужской скульптуры у северной колонны, а скульптор Ф. Тибо создал три других скульптуры.
Не так много в мире сооружений, которые могут сравниться по изяществу и мощи с Ростральными колоннами. «Колоссальные фигуры Нептуна и других богов сидят у подножия колонн и, сливаясь своими грубыми формами с тяжёлым цоколем, дают впечатление каких-то произведений природы, а не рук человеческих», – писал русский архитектор И. Фомин.