Чернышёв мост
Исторический Чернышёв мост, в наши дни – мост Ломоносова, перекинут через реку Фонтанку в районе площади Ломоносова и связывает две части улицы Ломоносова.
Переправа сооружена в камне в 1785–1788 гг. предположительно по проекту французского инженера Ж.Р. Перроне на месте старого деревянного моста.
Трёхпролётная переправа длиной 57,2 метра ранее разводилась, механизмы были спрятаны в четырёх гранитных башнях, ныне являющихся всего лишь украшением. Из семи подобных типовых построек в Санкт-Петербурге сохранилось только две: Чернышёв (Ломоносов) и Старо-Калинкин мосты.
С конца XIX столетия существовали проекты реконструкции переправы, предусматривавшие полный демонтаж исторической постройки. В силу разных причин эти проекты не воплотились в жизнь, что и спасло два уникальных сооружения.
В 1912–1913 гг. инженер А.П. Пшеницкий руководил капитальным ремонтом моста, причём он постарался максимально точно сохранить его исторический облик. Тогда же мост получил освещение – шестигранные фонари на круглых каменных обелисках, поддерживаемых стилизованными морскими коньками. В прошлом столетии мост неоднократно ремонтировали и подновляли.
Памятник М.В. Ломоносову
С моста Ломоносова перейдем на площадь Ломоносова. Пространство этой городской площади решено в виде многоугольника, бόльшая часть которого проходит по линии набережной реки Фонтанки. За эту форму горожане прозвали площадь «Ватрушкой».
Площадь сформировалась после застройки Театральной улицы и Чернышёва переулка в 1830-х гг. Историческое название площади – Чернышёва (Чернышевская), и связано оно с владельцем близлежащих земельных участков, графом И.Г. Чернышёвым.
Современное название дано площади 23 августа 1948 г. в честь русского учёного и просветителя М.В. Ломоносова, чей бюст работы скульптора П.П. Забелло украшает сквер с 24 сентября 1892 г. (пл. Ломоносова).
Для постамента авторы выбрали красный финский гранит. На лицевой стороне постамента прикреплён рельеф, над ним врезными золочёными знаками написано: «Михаил Васильевич / Ломоносов». Под рельефом: «Родился близ г. Холмогор / в 1711 году, / скончался в С. Петербурге / 4 апреля 1765 года». С тыльной стороны постамента размещён следующий текст: «Невод рыбак расстилал / по брегу студеного моря: / мальчик отцу помогал / Отрок, оставь рыбака! / Мрежи иные тебя ожидают, / иные заботы: / будешь умы уловлять / будешь помощник Царям! / Пушкин».
Надписи на постаменте придумал гласный Городской думы И.И. Домонтович. Сам сквер круглой формы разбили ещё в 1877 г., а после установки памятника он стал называться Ломоносовским.
Музей железнодорожного транспорта
На Садовой улице в доме № 50 размещается Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации, основанный в 1813 г. Музейный комплекс состоит из нескольких корпусов, строительство которых продолжалось с 1901 по 1911 г. и обошлось казне в 90 тыс. руб. Проектирование и строительство здания вели архитекторы П.С. Купинский и СП. Галензовский.
Для широкой публики этот музей открыли только в 1862 г., а его экспозиция тогда состояла из шести разделов: модельного, строительно-рабочих инструментов, физического, геодезического, минералогического и образцов строительной техники.
В настоящее время в музее более 60 тысяч единиц хранения. В залах музея сегодня развернуты экспозиции: «Зарождение железных дорог России», «Мостостроение», «Подвижной состав», «Вагоностроение», «Организация движения поездов» и другие. В зале № 6 представлен макет механизированной сортировочной горки.
Юсуповский сад
Непосредственно к музею примыкает Юсуповский сад (Садовая ул., 54) с обширным прудом и тремя островками. Этот городской пейзажный парк создан в 1790-х гг. при реконструкции усадьбы Юсуповых архитектором Дж. Кваренги. Еще с первой половины XVIII столетия здесь располагалось загородное имение сенатора Б.Г. Юсупова с деревянным домом в барочном стиле, позже перестроенным в каменный. Сын сенатора Н.Б. Юсупов решил кардинально реконструировать дом, и в 1789–1753 гг. Кваренги возводит каменный дворец в стиле классицизма, один из фасадов которого выходит на реку Фонтанку, а лицевой – на Садовую улицу.
Садовый фасад дворца выделен портиком из шести ионических колонн, завершённым балконом. Решётка парка изготовлена в 1836–1840 гг. на заводе Сан-Галли по проекту архитектора К.К. Кольмана.
Уже в 1810 г. здание покупает государство и размещает в нём Институт корпуса инженеров путей сообщения.
Сад вошёл в историю русского спорта. Здесь впервые в России прошли соревнования по фигурному катанию, а в 1896 г. фигуристы даже провели международный чемпионат. В начале XX столетия на катке в Юсуповском саду выступали многие известные мастера спорта, в том числе и первый русский олимпийский чемпион Н.А. Панин-Коломенкин.
В 1893–1894 гг. на территории Юсуповского сада для Общества спасения на водах архитектор П.С. Купинский построил небольшое трёхэтажное здание. Здесь разместились канцелярия общества, музей, библиотека и зал заседаний. На первом этаже хранили различные средства для спасения утопающих.
В наши дни здание занимает Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции Санкт-Петербурга. На доме установлена мемориальная доска из красного гранита с надписью: «В этом здании 16 мая 1911 года был создан Российский Олимпийский Комитет».