Воскресенский монастырь, Московские триумфальные ворота, Парк Победы в Петербурге


Воскресенский монастырь, Московские триумфальные ворота, Парк Победы в ПетербургеВоскресенский Новодевичий монастырь

Воскресенский Новодевичий монастырь (Московский пр., 100) расположен на Московском проспекте, относится к числу действующих.

Его история началась в 1849 г. с выделения государственного участка земли у Московских триумфальных ворот и закладки первого камня в основание будущей обители.

Проект монастырского комплекса разработал архитектор Н.Е. Ефимов, и в 1854 г. все работы были закончены. На закрытой территории расположились ризница, трапезная, больница, библиотека и многочисленные хозяйственные постройки.

Монастырское здание в псевдорусском стиле решено в виде буквы «П», а центральной его постройкой является Воскресенский собор с пятью главами, сооружённый в 1849–1861 гг. по проекту архитектора Н.Е. Ефимова. Вход в виде монументального портала расположен со стороны Московского проспекта. С 1895 г. перед собором возвышалась колокольня в четыре яруса, стоявшая отдельно от комплекса, в 1930-е гг. она была разрушена, но существуют планы по восстановлению этого примечательного сооружения.

Воскресенский Новодевичий монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь

В боковых частях комплекса встроено два шатровых храма. С южной стороны в игуменском корпусе расположена Афонская церковь, в северной стороне, над трапезной, освящена церковь Трёх Святителей.

Настоящим украшением территории монастыря служит церковь Казанской иконы Божией Матери, сооружённая в 1907–1914 гг. по проекту архитектора Н.Е. Ефимова. Храм этот двухэтажный, пятикупольный, в византийском стиле. Низкие барабаны и приплюснутые купола придают постройке особое очарование. Осматривая этот храм, стоит обратить внимание на отделку фасадов бетонной скульптурой и мозаиками. В крипте храма предусмотрены склепы для захоронений 350 человек. Стены храма ранее покрывали тёмно-зелёный искусственный мрамор и росписи в русском стиле, которые частично сохранились.

Воскресенский Новодевичий монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь

Не сохранилась небольшая церковь на кладбище, примыкающем к монастырю. Эта церковь Илии Пророка находилась у входа. Её построил в 1888-х гг. архитектор Л.Н. Бенуа в стиле московской церковной архитектуры. Деньги на постройку храма Илии Пророка выделил известный лесопромышленник И.Ф. Громов.

Не сохранилась и Карамзинская церковь. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» стояла над захоронением командира Александрийского гусарского полка А.Н. Карамзина, сына знаменитого историка. Храм, сооружённый в 1856 г., снесли в 1930 г. вместе с могилами.

Новодевичье кладбище основано вместе с обителью и считалось одним из привилегированных в Санкт-Петербурге. Часть знаменитостей перенесли в другие некрополи, но среди сохранившихся могил можно найти захоронения обер-прокурора Святейшего синода К.П. Победоносцева, поэтов Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова.

В настоящее время кладбище закрыто для новых захоронений.

Одной из достопримечательностей Московского проспекта выступает Скотопригонный двор (Московский пр., 65) – комплекс зданий в стиле классицизма, сооружённых в 1821–1825 гг. по проекту архитектора И.И. Шарлеманя. По сторонам от ворот двора стояли бронзовые скульптуры быков, которые сейчас находятся в районе станции метро «Звездная», у бывшего Мясокомбината. Автором скульптур является барон П. Клодт.

Процесс работы Скотопригонного двора выглядел следующим образом. Быков загоняли во двор, вместимость которого составляла до 5 тысяч животных. Во дворе было расположено два ряда прясел, к которым быков привязывали в ожидании покупателей.

В 10 часов утра поднимался флажок и начинался торг – ярмарка считалась открытой. У хозяев быков покупали оптом, по двести-пятьсот голов. После того как заканчивалась торговля с крупными оптовиками, на ярмарку приходили мелкие торговцы, покупавшие уже у оптовиков животных небольшими партиями. К двум часам торговля прекращалась, и ярмарка закрывалась до следующего дня.

Со двора скот перегоняли на бойни, где они ждали своей участи. Бойни просуществовали здесь до 1930-х гг., затем их перенесли за город. На месте Скотопригонного двора построили молокозавод.

Московские триумфальные ворота

Московские триумфальные ворота возведены в центре одноимённой площади. Сооружены они в 1838 г. повелением императора Николая I, в честь славных побед русского оружия, о чём была сделана надпись на аттике: «Победоносным войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1829, 1830 и 1831 гг.». Со стороны Москвы надпись выполнена по-русски, со стороны Петербурга – по-латыни.Московские ворота стали последним сооружением выдающегося зодчего Василия Петровича Стасова, оставившего после себя архитектурные шедевры Северной столицы.

Московские триумфальные ворота
Московские триумфальные ворота

Проект строительства круглой площади на границе Санкт-Петербурга, южнее Лиговского канала, был утвержден в 1831 г. Комитетом для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. К тому времени относят и первые проекты строительства на новой площади триумфальных ворот. Ещё до утверждения проекта государем Стасов возводит макет ворот в натуральную величину.

За двадцать дней зимой 1834 г. плотники построили ворота, по которым и были сделаны окончательные чертежи, представленные на утверждение. Окончательное утверждение проекта Московских триумфальных ворот произошло 20 апреля 1834 г., а сметы на производство работ, подготовленные Стасовым при участии М.Е. Кларка, директора Александровского чугунолитейного завода, определялись суммой 825 051 руб. 20 коп.

Московские ворота имеют свои отличительные особенности. Они полностью изготовлены из чугуна, что обусловило иную архитектурную концепцию – свободно стоящий дорический портик, величественный и лёгкий одновременно.

Этот приём зодчий использовал в Царском Селе. Скромные, но одновременно строгие и торжественные триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам» собраны из чугунных деталей в 1817 г. в парке Екатерининского дворца. Но вернемся назад в Петербург.

Московские триумфальные ворота
Московские триумфальные ворота

Портик Московских ворот, украшенный двенадцатью каннелированными колоннами дорического ордера, перекрыт антаблементом с фризом, состоящим из медночеканенных гениев с гербами тридцати шести русских губерний. Главными из них служат гении «Изобилие» и «Победоносный». Надписи украшают аттик, декорированный также скульптурными группами «Трофеи».

Декоративное убранство фриза, трофеев выполнил замечательный скульптор Б.И. Орловский, автор бронзовой фигуры ангела, которой увенчана Александровская колонна.

В сентябре 1834 г., в 5-ю годовщину заключения Адрианопольского мира с Турцией, прошла торжественная церемония закладки Московских ворот. В фундамент сооружения положили золотые, платиновые, серебряные и медные монеты; туда же поместили плиту с текстом императорского указа о строительстве триумфальных ворот и датой закладки. Далее в котлован опустили двадцать два именных камня с инициалами членов строительного комитета, императорской фамилии и архитектора.

Для фундамента привезли оставшиеся от недостроенной колокольни Смольного монастыря гранитные кирпичи. К сентябрю 1835 г. фундамент высотой 4 метра, из крупной бутовой тосненской плиты на известковом растворе с последующей утрамбовкой, полностью закончили.

К августу доставили на завод гипсовую модель трофея, первого элемента декора ворот, и приступили к изготовлению чугунных форм, на основе которых принялись чеканить скульптуру из меди. Дольше Орловский работал над гениями с гербами, точность исполнения которых должна была быть безупречной. Смерть скульптора прервала работу над скульптурным убранством Московских ворот, которая была закончена уже без Орловского.

Работой по сборке чугунных деталей, первые из которых стали привозить к месту строительства в 1836 г., руководил мастер Забурдин. К концу года было собрано шесть колонн одного ряда. К июню 1837 г. все чугунные детали и часть медных были установлены. Колонны, а так задумал Стасов, были разделены на несколько групп: две группы из четырёх колонн с краев сооружения и две в середине из двух колонн. Этим достигнута необходимая гармоничность сооружения: центральный пролёт имеет при этом ширину более 9 метров, а два боковых – по 6.

В мае 1838 г. украшение ворот фигурами гениев и трофей было закончено, на аттике прикрепили надпись, составленную императором Николаем I.

Мемориальное сооружение предстало во всей своей красе. 1 млн 180 тыс. руб. было затрачено на изготовление и установку этого самого крупного на то время сооружения из чугуна.

Весной 1838 г. под руководством Ивана Кельбурга начали покраску ворот в тёмно-бронзовый цвет. Скульптуры покрыли просто бронзовой краской, а кордегардии с двух сторон от ворот получили светло-коричневые фасады. Два фонаря-торшера на чугунных столбах, чугунные банкетки для прохожих в боковых пролётах ворот и полосатая будка со шлагбаумом дополнили общую картину городской заставы с триумфальными воротами по центру.

Московские триумфальные ворота
Московские триумфальные ворота

В 11 часов утра 16 октября 1838 г., под звуки оркестра, Московские триумфальные ворота торжественно открыли.

Трудно сложилась судьба этого бесценного памятника русской боевой славы и одного из лучших творений Стасова в ХХ в. При проведении работ по реконструкции Московского проспекта в 1930-е гг. ворота демонтировали, а здания кордегардий снесли.

Долгое время скульптурное убранство памятника лежало на складах Академии художеств, Артиллерийского музея и Музея городской скульптуры. И только 8 мая 1956 г. городские власти приняли решение восстановить памятник. Но всё оказалось не так просто. За годы хранения на складах потерялось большое число деталей и частей сложного сооружения. Из тридцати гениев сохранилось только тринадцать, не хватало сорока трёх колец от колонн. Всё это пришлось изготавливать заново.

В 1959 г. Московские триумфальные ворота в основном собрали, но реставрационные работы продолжались ещё более двух лет. Историческую надпись позолоченными бронзовыми буквами на аттике восстановили лишь в 2002 г.

Парк Победы

В начале ХХ в. эта окраина Петербурга называлась Сызранским полем (Московский пр., 188), память о названии в честь города Сызрань осталась в одноимённой улице, что расположена неподалёку. Тогда на большом пустыре кто-то построил кирпичный завод, что было удобно, так как глина лежала под ногами.

В 1930-е гг. появляются планы реконструкции этой части города – Московский проспект становится важной магистралью. Власти планируют возведение нового городского центра в районе Средней Рогатки, на Московской площади ударными темпами строится Дом Советов с залом заседаний на 3000 человек. Идет большое строительство. Оставить без внимания изрытый ямами пустырь между Кузнецовской и Бассейной улицами городские власти не могли, и в 1939 г. ландшафтный архитектор Татьяна Борисовна Дубяго предложила план благоустройства территории вокруг кирпичного завода. Весной 1941 г. здесь начались первые работы, но начавшаяся Великая Отечественная война прервала благоустройство на четыре года.

Парк Победы
Парк Победы

Московский парк Победы – один из крупнейших парков Санкт-Петербурга. Его площадь достигает 68 га. Первую очередь парка открыли для горожан уже 7 июля 1946 г. Окончательно парк достроили в 1950-х гг.

В течение первого месяца в парке высадили 17 тысяч деревьев, что говорит о размахе строительных и ландшафтных работ. Одна из «завершающих» дат в истории парка – 1957 г. Тогда в парке появился парадный вход с пропилеями на Московском проспекте.


Парк строится и в наши дни. Здесь появляются новые памятные сооружения. В связи с этим меняется статус территории. Московский парк Победы превращается в мемориальный комплекс памяти погибших в блокаду горожан, чей прах лежит на бывшем Сызранском поле, в карьерах, заполненных водой, на земле бывшего кирпично-пемзового завода № 1, превращённого в блокаду в крематорий.

Парк Победы
Парк Победы

Авторы проекта пытались создать не просто памятник героизму и стойкости народа, но и организовать новое место отдыха горожан. Вот почему парк совмещает в себе регулярную часть – центральную аллею и пейзажную, свободную часть с кривыми дорожками, лужайками, цепочкой прудов в глиняных карьерах бывшего кирпичного завода и мостиками, раскинутыми по всей зелёной зоне. Это действительно удалось, а время придало многим частям парка необходимый натуральный колорит: если вы свернёте с Аллеи героев вглубь зарослей деревьев, то попадёте в чудесные уголки почти «дикой» природы.

Каждый пруд парка имеет название. Один из самых старых прудов называется «Адмиралтейским». Рядом с ним расположены «Капитанский» и «Корабельный» пруды. Ещё в 1930-х гг. появилось название пруда «Очки» – водоём состоит из двух круглых частей, соединённых протокой. У Московского проспекта находится Пейзажный пруд с тремя островами.

В юго-восточной части парка расположен Матросский пруд. Самый поздний пруд получил название «Фонтанный».

Парадный вход в Московский парк Победы решён в виде пропилей – двух портиков с четырьмя колоннами. Внутренняя сторона этих сооружений украшена шестью композициями из бронзы, посвящёнными подвигу воинов и тружеников тыла. В самом начале центральной аллеи, сразу за парадным входом со стороны Московского проспекта, устроен один из самых величественных городских фонтанов «Венок Славы». Долгое время это был самый высокий фонтан города. Центральную часть фонтана окружают 20 водомётов, по периметру круглого бассейна расположены ещё двадцать четыре тюльпана-насадки, чьи струи переплетаются сверкающим на солнце венком, усиливая ощущение праздника, триумфа славы, радость победы. Именно с фонтана начинается Аллея Славы – официальная, регулярная часть парка, которая делит его на две половины и заканчивается на проспекте Юрия Гагарина. На аллее установлены бюсты героев – уроженцев нашего города.

В стороне от центральной аллеи, в более свободной обстановке, находятся несколько интересных скульптур. К югу от центральной аллеи, на радиальной дорожке, можно увидеть скульптуру на высоком постаменте. Это памятник Зое Космодемьянской работы скульптора М.Г. Манизера, установленный в 1951 г. Подвиг молодого бойца диверсионно-разведывательной группы послужил основой для многих художественных произведений. Скульптор изобразил героиню в тот момент, когда она уходит на задание.

На берегу небольшого пруда, на противоположной стороне от памятника Космодемьянской, в том же 1951 г. установлен памятник Герою Советского Союза Александру Матросову, рядовому стрелкового полка, закрывшему грудью 23 февраля 1943 г. амбразуру немецкого дзота в бою под деревней Чернушки.

Рядом с памятником Матросову, по дорожке вглубь парка, находится интересный памятник работы скульптора Дивеевой. В 1953 г. он установлен в парке Победы и посвящён гражданскому подвигу француженки Раймонды Дьен, известного борца за мир, против войны во Вьетнаме.

Парк Победы
Парк Победы

На небольшой станции «Сент-Пьер-де Кор» 20-летняя Раймонда бросилась на рельсы перед идущим поездом, который вёз танки на погрузку в порт для дальнейшей отправки на войну во французскую колонию, боровшуюся за независимость. Примеру Раймонды последовало несколько женщин, и это вынудило машиниста остановить локомотив. Вьетнамская война была крайне непопулярна во французском обществе. «Ни одного человека, ни одного су для грязной войны во Вьетнаме!» – был лозунг того дня. Раймонду Дьен арестовали, но о событиях на железнодорожной станции стало известно во всём мире. Именно тогда и родилась идея воплотить в бронзе подвиг молодой и мужественной женщины.

Следующий памятник на этой же дорожке, много дальше от главной аллеи, установлен на небольшой лужайке и подарен делегацией из Чехословакии. Бронзовая композиция «Братьям по оружию» (оригинальное чешское название – «Братство») известного чешского скульптора, народного художника республики Карла Покорны появилась в парке в 1965 г.

Не многие знают, что это копия, а оригинал монумента установлен в центре чешской столицы. Композиция «Братство» создана скульптором на основе эскизов и фотографий замечательного чешского фотографа-портретиста Карела Людвига, который сделал много снимков во время освобождения Праги от фашистов советскими войсками.

Скульптор запечатлел момент радостной и долгожданной встречи чешского партизана с русским солдатом.

В своей прогулке по Московскому парку победы мы подошли к нескольким мемориальным сооружениям, посвящённым блокаде. Они появились в парке сравнительно недавно, когда информация о том, что южная часть парка служит братской могилой десяткам тысяч горожан и защитников города, стала известна петербургской общественности.

Долгие годы скрывалась страшная правда о том, что в печах кирпичного завода № 1, превращённого в огромный крематорий, сжигались трупы умерших, хоронить которые не было ни сил, ни времени, ни места. Сейчас на месте здания завода-крематория построен павильон станции метро «Площадь Победы». Во время войны завод работал более 1000 дней, из них в блокаду – 760. Точное число кремированных не знает никто. Называют цифры от 100 до 600 тысяч – огромная, чудовищная цифра. Поэтому на памятном знаке, напротив входа в парк с Бассейной улицы написаны слова: «Мы помним Вас 1942–1943». Знак в виде куба облицован красным и чёрным камнем, с него начинается Мемориальная аллея Памяти, открытая 27 января 2004 г. Она была создана к 60-летию снятия блокады. На стороне, обращённой к парку, установлена мемориальная доска с текстом секретного решения № 157с от 7 марта 1942 г. «Об организации сжигания трупов на 1-м кирпичном заводе “Ленгорпромстома”».

На другой мемориальной доске знака можно прочесть следующие слова: «Мемориальная аллея Памяти создана в память о погибших ленинградцах, кремированных в 1942–1943 гг. в тоннельных печах переоборудованного в период блокады Кирпичного завода № 1», на месте погребения праха которых сооружены памятник «Ротонда» и памятный знак «Вагонетка».

Пройдя от памятного знака в сторону пруда, вы выйдете к этим памятникам. Справа расположен памятник «Ротонда» (Павильон Памяти). Постройка решена архитектором Е. Шаповаловой в виде классического открытого портика и сооружена на берегу пруда, устроенного на месте карьера, в который сгружали пепел с прахом кремированных горожан. На высоком гранитном цоколе прикреплена бронзовая табличка со словами: «В память тысяч погибших, жертв блокады и защитников города, сожжённых в печах стоявшего здесь кирпичного завода». В центре сооружения – урна из шокшинского порфира на постаменте из розового гранита. Павильон торжественно открыли 27 января 1995 г.

Во время работ по реконструкции парка обнаружили вагонетку кирпичного завода. На том же берегу пруда, в нескольких метрах от Павильона Памяти, на постаменте полированного гранита в виде стилизованных шпал, установлена найденная металлическая вагонетка. Две мемориальные доски сообщают: «Вагонетка Кирпично-пемзового завода № 1 – подлинная реликвия времен Великой Отечественной войны… Вагонетка поднята со дна пруда Московского Парка Победы 21.07.1999 г. …». На таких тела умерших отправлялись в туннельные печи в последний свой земной путь.

История возникновения крематория в парке относит нас к зиме 1942 г., одной из самых свирепых в череде блокадных зим. В Колпине сложилась невыносимая ситуация с погребением убитых и умерших от голода колпинцев: линия фронта была расположена очень близко, и город находился под постоянным обстрелом. Местные власти решают кремировать трупы в термических печах Ижорского завода. Это-то и подтолкнуло исполнительную власть Ленинграда организовать кремацию в самом городе, также испытывавшему огромные проблемы с захоронением жертв блокады. Был предложен 1-й кирпичный завод Управления промышленности строительных материалов (адрес – Московское шоссе, 8). 15 марта 1942 г. на заводе был запущен «невиданный в истории и во всем мире крематорий, рождённый мыслью по-фронтовому работавших людей, блокадой и тяжёлой обстановкой, в которой находился тогда наш город». В качестве топлива использовали дрова и сланец.

В течение всего 1942 года было кремировано 109 925 трупов. В дальнейшем, в связи со снижением смертности от голода и улучшением работы городского хозяйства, стало возможным основную часть погибших кремировать в этом главном крематории блокадного города, отказавшись от кремации в других частях Ленинграда.

С конца 1990-х гг. шли разговоры о строительстве мемориального православного храма памяти жертв блокады. На месте массовых захоронений в июне 1996 г. установили деревянный

Поклонный крест, у которого совершаются панихиды в памятные дни. В 2000 г. к нему прикрепили табличку: «Здесь были печи завода-крематория; прах сотен тысяч воинов и жителей блокадного Ленинграда покоится в прудах, газонах, под вашими ногами; Вечная им память!».

В январе 2010 г. в парке началось строительство временной православной часовни, и завершилось оно в мае того же года. Автор проекта каменной постройки – архитектор Е. Пунько.

Площадь Победы

Центральным сооружением ансамбля площади Победы является величественный мемориальный комплекс защитникам Ленинграда, возведённый по оси Московского проспекта. Идея поставить в этом месте, известном как Средняя Рогатка, памятник защитникам города в годы Великой Отечественной войны существовала давно.

Сбор средств на этот памятник осуществлялся по всей стране, для чего в банке был открыт специальный счёт № 114292. Более 2 млн руб. перечислили на строительство десятки тысяч простых людей, а жители города – студенты и школьники, военнослужащие, ветераны войны и простые горожане – приняли непосредственное участие в работах на строительной площадке. Всего на строительство памятника защитникам Ленинграда израсходовали почти 12 млн руб.

Площадь Победы
Площадь Победы

Большой творческий коллектив архитекторов работал над мемориалом под руководством архитекторов СБ. Сперанского и В.А. Каменского. Всю скульптурную часть выполнил скульптор М.К. Аникушин.

Строительство началось весной 1974 г. и завершилось через год – открытие памятника состоялось 9 мая 1975 г., в день празднования 30-летия Победы над врагом. Вторую очередь комплекса – Памятный зал – открыли 23 февраля 1978 г.

Центральным композиционным стержнем комплекса служит гранитный обелиск высотой 48 метров. Золочёные цифры «1941–1945» помещены на его лицевой части, которая выходит на Пулковское шоссе. У подножия обелиска установлена скульптурная композиция «Непобедимые». Фигуры рабочего и солдата олицетворяют собой героизм и мужество защитников города, как гражданских, так и военных, рука об руку боровшихся с врагом все годы блокады. От площадки перед скульптурой вниз, в сторону шоссе, спускается широкая лестница, ограниченная с боков пилонами, которые служат постаментами скульптурным группам защитников сражающегося города. Здесь и солдаты, и ополченцы; мать провожает сына на фронт; женщины работают вместо своих мужей в литейном цехе. Здесь, на Площади Победителей, все те, кто встал на защиту любимого города и отстоял его в ратном и трудовом подвиге.

Площадь Победы в Петербурге
Площадь Победы в Петербурге

В центре мемориала, прямо за обелиском, находится открытый памятный зал «Блокада». Верх зала, куда ведут, огибая с двух сторон обелиск, две гранитные лестницы, взят в символическое кольцо, подобно фашистскому кольцу, сковавшему наш город в сорок первом. Главная широкая лестница спускается в зал со стороны Московского проспекта.

Общая длина гранитного кольца – 124 метра, и оно разорвано со стороны Пулкова, откуда был направлен один из главных ударов на врага. На внешней стороне – надпись: «Подвигу твоему, Ленинград!».

В центре зала на невысоком постаменте из чёрного лабрадорита установлена скульптурная группа «Блокада», которая фокусирует в себе весь смысл этого мемориала – тяжесть невосполнимых потерь преодолевается стойкой верой в будущую Победу.

Скульптор Аникушин рассказывал о своём памятнике следующее: «Здесь всё: и бомбежки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютая стужа, страдания и боль Ленинграда, города, который терзал безжалостный враг…».

Площадь Победы в Петербурге
Площадь Победы в Петербурге

Девятьсот светильников установлено вдоль стен – по количеству дней блокады. Под светильниками – наименования населённых пунктов, мест боев, а в коридоре – названия предприятий, работавших на фронт. Двенадцать художественно-исторических композиций устроены в зале. Они повествуют о легендарной эпопее по защите города. Два больших, размером 4,13 × 13,5 метра, панно из смальты украшают помещение музея. На одном из них – «1941 – Блокада» – солдаты уходят на фронт. Второе панно называется «Победа» и рассказывает о радостной встрече солдат-героев, вернувшихся с победой домой. Созданы композиции художниками А.А. Мыльниковым, С.Н. Репиным, И.Г. Ураловым и Н.П. Фоминым.

Реликвии, собранные в экспозициях, рассказывают нам о событиях той войны: пробитая осколком солдатская каска; пустая, израсходованная до последнего патрона пулемётная лента; продовольственные карточки; коптилка, которая заменяла свечу; заявление с просьбой о зачислении в ополчение; детский дневник с записями обстрелов и воздушных тревог… Свидетельства прошлого… напоминание о прошлом… память о прошлом. В воздухе слышны звуки метронома, играет тихая музыка, а приглушённый свет да красное мерцание светильников многократно усиливают общее восприятие экспозиции. Боевые знамёна воинских частей и кораблей Балтийского флота, флаги партизанских отрядов – все они развешаны у стен под потолком. На больших мраморных досках золотом написаны имена почти 700 защитников Северной столицы, сложивших голову на невской земле. С 1995 г. в зале хранится «Книга памяти» с именами защитников и жителей осаждённого Ленинграда.

Само помещение памятного зала расположено под землёй, подобно древнему храму, месту сакральному, трепетному – месту вечной памяти. На площадке перед входом в музей горит вечный огонь. Отдать дань памяти защитникам города приходит ежегодно более миллиона человек.


Реклама

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: