Острова Петербурга
В северо-западной части Санкт-Петербурга находится множество островов разной площади. Среди крупных и частично застроенных участков суши можно назвать Петровский остров, Елагин, Каменный и некоторые другие. Посмотрим, что там есть интересного…

В конце XIX в. знаменитая русская актриса Марья Гавриловна Савина решила организовать убежище для престарелых актёров – заведение, где отошедшие от дел артисты могли бы достойно провести последние годы жизни. Землю на Петровском острове для строительства отдельного особняка выделило государство, и в 1900–1902 гг. архитектор М.Ф. Гейслер возвел здесь дом. Согласно высочайшему указу, земля вокруг здания была неотчуждаема, что подтвердила даже Советская власть в 1923 г.
Дом ветеранов сцены состоит из ряда построек на территории парка площадью 5,5 га. После реконструкции комплекс рассчитан на постоянное проживание более ста артистов, художников, режиссёров и других творческих работников. В парке, созданном ещё в начале XVIII столетия, находится множество именных деревьев, высаженных в честь того или иного артиста.
Дом ветеранов сцены
В 2012–2013 гг. прошла полная реконструкция Дома ветеранов сцены. Деревянный корпус на берегу Малой Невки полностью разобрали и воссоздали в прежнем виде. Савинский корпус перестроили по старым чертежам и архивным документам.
На Елагином острове внимание привлекает Летний императорский дворец, сооружённый в 1785–1790 гг. архитекторами Дж. Кваренги и К.И. Росси.

Здание сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, и в 1940-е гг. его восстановили.
Летний императорский дворец
На Елагином острове находится любимый горожанами Центральный парк культуры и отдыха.
Пришло время переместиться на Каменный остров, где мы познакомимся с одной интересной постройкой на площади со странным названием.
Здесь, на пересечении Полевой и Театральной аллей, расположена площадь Старого театра. Театральная площадь появилась здесь в 1909 г., но спустя 15–20 лет площадь приобрела нынешнее название. Всё объясняется просто.

Строительство на Каменном острове временного театрального здания связано с закрытием на капитальный ремонт Большого театра. В 1826 г. архитектор С.Л. Шустов составил проект возведения лёгкого деревянного Каменноостровского, или Летнего, театра в стиле классицизма. В основу театральной постройки он взял параллелепипед, что совершенно естественно.

Каменноостровский театр
На всю ширину главного фасада зодчий разметил портик с восемью колоннами коринфского ордера. Тимпан фронтона украсил деревянным барельефом с изображением лиры, маски, тирсы и музыкальных инструментов. Перед крайними колоннами оставил площадки для скульптурных композиций «Аполлон с Паном» и «Кастор и Поллукс». Вокруг театра садовод Д. Буш разбил сквер в пейзажном стиле. Трёхъярусный зрительный зал был рассчитан на 750 человек. Плафон зала украшала орнаментальная роспись. Получилось простенько, но аккуратно. К слову сказать, статуи пропали после 1918 г.
Открытие новой сцены прошло 1 июля 1827 г. комедией В.А. Каратыгина «Двое из четверых».
С начала 1880-х гг. здание перестает использоваться по своему назначению. До начала 1900-х гг. в нём хранили декорации, некоторое время театр пустовал. С конца 1960-х гг. здесь разместился оркестр имени В.В. Андреева, затем работал Телевизионный театр местного телевидения.
Здание театра несколько раз ремонтировали. В 1842–1844 гг. архитектор А.К. Кавос провел перепланировку театрального зала. Тогда здание полностью разобрали, поскольку многие деревянные части постройки пришли в полную негодность. Её собрали заново по старым чертежам. В 1932 г. реставраторы под руководством архитектора Е.И. Катонина впервые занимались реставрацией постройки. Последняя большая реставрация прошла здесь сравнительно недавно – в 2010 г. Специалисты воссоздали исторические интерьеры зрительного зала (в частности, плафон), фойе и фасадов, а также реконструировали сцену. В театре появился цокольный этаж, предназначенный для размещения служебных помещений и хранения реквизита.
С 2005 г. Каменноостровский театр входит в состав Академического Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова.
Наша последняя остановка – на Крестовском острове, в Приморском парке Победы.
Этот мемориальный парк раскинулся на 168 га Крестовского острова и окружён со всех сторон водой. Парк заложили 7 октября 1945 г., и этот день обессмертила поэт Анна Андреевна Ахматова:
Но ранним утром вышли ленинградцы
Бесчисленными толпами на взморье.
И каждый посадил по деревцу
На той косе, и топкой, и пустынной,
На память о великом Дне Победы.
Большой коллектив архитекторов под руководством А.С. Никольского работал над сооружением сложного комплекса парковых зданий и сооружений, главным из которых был стадион имени С.М. Кирова – огромный, рассчитанный на 100 тысяч зрителей. Теперь этот стадион стал уже историей, так как на его месте возвели «Зенит-Арену».
Как и в Московском парке Победы, в Приморском сочетаются регулярный парк с пейзажным. Центральная ось направлена от главного входа к стадиону. Длина этой аллеи с тремя рядами лип достигает двух километров. Середина аллеи решена в виде площади, от которой отходят лучи парковых дорожек. Почти 17 га занимают пруды парка: 1-й и 2-й Северный, Южный, Крестовый, Мандолина и Круглый, все они – любимое место отдыха петербуржцев. По разнообразию зелёных насаждений – их более пятидесяти видов – парк занимает второе место в Санкт-Петербурге после Ботанического сада.
И вот сегодня – это светлый сад,
Привольный, ясный, под огромным небом:
Курчавятся и зацветают ветки,
Жужжат шмели, и бабочки порхают,
И соком наливаются дубки…
Звонница
В районе центральной площади находятся два памятника военной славы – «Матрос-десантник» и «Девушка, встречающая победителей». В парке есть даже сооружение времён войны – дот.
Несколько лет назад на самом берегу острова, за стадионом, возвели высокую звонницу в виде арки – карильон. Между двумя железобетонными конструкциями – опорами, облицованными искусственным камнем, – закреплена металлическая звонница сложной формы, покрытая золотой краской. По кругу звонницы прикреплены колокола. Часть колоколов, к которым можно подняться по внутренней лестнице, установлена в нишах опор. Подплывающие к Санкт-Петербургу на кораблях гости уже у Кронштадта замечают стройный силуэт белого с золотым верхом мемориального сооружения.
Японский город-побратим Осака сделал подарок Санкт-Петербургу, который сейчас украшает берег пруда недалеко от главной аллеи парка. Это большой каменный фонарь в традиционном японском стиле Юсими, что значит – «для приема гостей в японском саду с целью созерцания прекрасного зимнего пейзажа».
Каменный фонарь является точной копией фонаря работы известного мастера по ландшафтному дизайну Дзикэя Огавы, который установлен в осакском саду «Кэйтакуэн» в 1908 г. Камень, из которого сделан фонарь, тот же, что пошёл и на возведение замка Осаки – символа города.
Есть в парке и новая традиция. Делегации городов-побратимов Санкт-Петербурга высаживают дубы в особой памятной аллее. Одно из таких деревьев парка – дерево дружбы – появилось на аллее в память XII Конгресса Всемирной федерации породнённых городов, проходившего в нашем городе.
Памятная аллея растет не только ввысь, но и в длину.
Приморский парк Победы круглый год посещают десятки тысяч горожан, многие из которых даже не подозревают о мемориальном статусе этой территории. К сожалению, всё больше и больше забываются слова, выбитые на стеле в память о закладке парка: «В честь вашу, герои Великой Отечественной войны, заложили этот парк мы – трудящиеся Ленинграда осенью 1945 года. Да будет он вечно живым, вечно цветущим памятником народного мужества и славы!».