Тайны домов Петербурга: Смольный, дома Фотоателье Карла Буллы, Академии художеств, Пиковой дамы, Евментьева

Фотоателье Карла Буллы

Часть петербургской истории мы видим глазами Карла Карловича Буллы. В тысячах его черно-белых фотографий запечатлена многогранная жизнь предреволюционной России: простой люд, светские красавицы, разгрузка баржи на Фонтанке, масленичные гуляния на марсовом поле…

Сегодня в доме № 54 на Невском проспекте, где находилась мастерская Карла Карловича Буллы, открыт фотосалон его имени и работает небольшой музей
Сегодня в доме № 54 на Невском проспекте,
где находилась мастерская Карла Карловича
Буллы, открыт фотосалон его имени
и работает небольшой музей

Начало великого пути

Карл Карлович Булла — фотограф императорского двора, обладатель специального знака «фотограф Санкт-Петербурга». История этого человека, посвятившего всю свою жизнь тому, чтобы сохранить для потомков черты своих современников и детали быта, начинается с загадки.

Карл Булла за работой. Фотография. Начало XX в.
Карл Булла за работой. Фотография. Начало XX в.

Родился будущий фотохудожник 26 февраля 1855 г. в прусской провинции Силезия, в маленьком городе Леобшютц. По одним сведениям, в возрасте 10–12 лет родители привезли его в Санкт-Петербург, по другим, более вероятным, мальчика просто посадили на корабль, который шел в российскую столицу. Причины этого до сих пор остаются загадкой.

По приезде мальчик сразу устроился на работу в фирму «Дюпант», занимавшуюся изготовлением и продажей фотопринадлежностей. Сперва он трудился посыльным, потом его допустили в лабораторию, где производили фотопластинки, а через двадцать лет Карл Булла основал собственную фирму. Изобретенный и запатентованный им способ нанесения светочувствительной эмульсии стал приносить немалый доход.

Фёдор Иванович Шаляпин (играет) и Александр Иванович Куприн (стоит). Фотография. Карл Булла. Начало XX в.
Фёдор Иванович Шаляпин (играет) и Александр
Иванович Куприн (стоит). Фотография.
Карл Булла. Начало XX в.

Глаза эпохи

Первая известность пришла к Карлу Булле, пожалуй, в 1895 г., когда в приложении к «Русскому фотографическому журналу» появилась фотография «Лес» с комментарием «Негатив изготовлен нашим известным фото графом и фабрикантом К. К. Буллой». Еще до того, как основать производство фотоматериалов, он открыл собственное фотоателье на Садовой улице.

Несмотря на жесткую конкуренцию, Карл Булла быстро сумел завоевать симпатии публики. На его фотографиях люди получались живыми: он умел передать и очарование молодой барышни, и старательную серьезность гимназиста, стоящего за спинкой стула, на котором сидела его великосветская маменька, и хитрый умный взгляд солидного дельца.

Мастер всегда разговаривал со своими клиентами во время съемки, делился светскими и городскими новостями, шутил. Стало доброй традицией ежегодно или в особо знаменательный день отправляться к Карлу Булле, в его роскошный, по-купечески богатый салон. Слава Карла Буллы росла. Он стал самым популярным мастером павильонной съемки в Петербурге. Среди его клиентов были Фёдор Иванович Шаляпин, Александр Иванович Куприн, Лев Николаевич Толстой, Корней Иванович Чуковский и даже император Николай II.

В фотосалоне Карла Буллы до сих пор царит атмосфера искусства, а прошлое тесно переплетается с современностью
В фотосалоне Карла Буллы до сих пор царит
атмосфера искусства, а прошлое тесно
переплетается с современностью

Реклама фотоателье Карла Буллы гласила: «В павильоне производятся: портреты и группы с натуры. Увеличение портретов с визитных или кабинетных карт в какой угодно форме. Переснятие копий с визитных или кабинетных карточек, картин, гравюр, рисунков. Съемка всяких технических предметов для клише, кои легко могут быть доставлены в павильон» Карл Булла не ограничивался только павильонной съемкой.

В 1886 г. он обратился в Министерство внутренних дел за разрешением на проведение «всякого рода фотографических работ вне дома». А когда в 1894 г. то же Министерство разрешило выпуск почтовых открыток, он быстро открыл собственную типографию для их печати.

У Карла Буллы было много особых агентов по всему городу. Они сообщали о всевозможных происшествиях, что позволяло ему очень быстро оказаться со своей камерой там, где требовалось запечатлеть что-то важное или интересное, забавное или грустное.

Отец репортажной фотографии

Вскоре Карл Карлович Булла занялся уличной съемкой и стал фоторепортером. По его же словам, он фотографировал все: «всякие архитектурные предметы, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, памятники, магазины, виды, моментальные снимки спорта всякого рода, с лошадей, собак и других животных».

Монгольский министр Саин-Наин-хан и его семья. Фотография для журнала «Нива». Карл Булла. 1913
Монгольский министр Саин-Наин-хан и его семья.
Фотография для журнала «Нива». Карл Булла. 1913

Усовершенствованная техника полиграфии в конце XIX в. позволила одновременно воспроизводить изображение и текст. Это привело к перевороту в фотографии и открыло новые варианты ее использования.

Карл Булла стал активно сотрудничать с журналами, которые читала вся Россия: «Петербургская жизнь», «Огонек», «Столица и усадьба», «Нива». А вскоре слава фотографа перешагнула и российские границы: его фоторепортажи стали публиковать в зарубежных периодических изданиях.

Но наибольший успех Карла Буллу ожидал в 1903 г. Во время пышного празднования двухсотлетия Северной столицы фотограф запечатлел официальные городские торжества, высоких гостей и парады, открытие нового моста, подаренного французским правительством. В следующем году он уже снимал Николая II, после чего стал официальным фотографом императорской семьи и двора. А потом Карл Булла исчез…

200-летие лейб-гвардии кирасирского полка Его Величества. Прощание со старым штандартом. Фотография для журнала «Нива». Карл Булла. Начало XX в.
200-летие лейб-гвардии кирасирского полка
Его Величества. Прощание со старым штандартом.
Фотография для журнала «Нива». Карл Булла.
Начало XX в.

За свои заслуги Карл Булла получил звание почетного гражданина Санкт-Петербурга, а затем и дворянский титул. Он имел похвальные листы от Министерства торговли и промышленности, был награжден медалями и почетными российскими знаками и даже являлся кавалером ордена Короны Румынии и персидского ордена Льва и Солнца. Ежегодный доход его фирмы составлял 250 тыс. рублей.

Продолжатели семейного дела

В 1916 г. или 1917 г. Карл Булла внезапно передал свое дело сыновьям Виктору и Александру и уехал в Эстонию на остров Эзель (теперь Сааремаа). Одни говорят, что он выбрал это место потому, что любил там отдыхать.

Другие утверждают, что там у него была любовь, с которой он и прожил последние годы. Так это или нет, никто не знает. Доподлинно известно только одно, что жил знаменитый фотограф довольно тихо, передавал свое мастерство соседским мальчишкам и, конечно же, фотографировал все вокруг. Умер он в 1929 г., на том же острове и похоронен.

Сегодня в музее-фотосалоне Карла Буллы посетители могут взглянуть на интерьеры и обстановку, в которых работал мастер
Сегодня в музее-фотосалоне Карла Буллы
посетители могут взглянуть на интерьеры
и обстановку, в которых работал мастер

Дело Карла Буллы продолжили оба его сына. Виктор стал штатным фотографом Смольного, снимал Владимира Ильича Ленина, Льва Николаевича Троцкого, Льва Борисовича Каменева, Григория Евсеевича Зиновьева.

Александр продолжил заниматься павильонной фотографией и был довольно известным мастером. Однако вскоре его арестовали и сослали на Беломорканал, где он умер в 1934 г. В 1938 г. расстреляли и Виктора.

Остров Сааремаа. Здесь прожил свои последние годы Карл Булла
Остров Сааремаа. Здесь прожил
свои последние годы Карл Булла

Сегодня в доме 54 по Невскому проспекту на месте легендарного салона находится фотоателье и музей Карла Буллы, где хранится отреставрированная аппаратура великого русского фотографа. Огромнейший архив, оставшийся после Карла Буллы и его сыновей, перешел во владение государства. Большинство драгоценнейших снимков до сих пор не опубликованы, и даже не все негативы отпечатаны.

На Малой Садовой улице стоит бронзовый памятник петербургскому фотографу — это и есть Карл Булла
На Малой Садовой улице стоит бронзовый
памятник петербургскому фотографу — это и есть
Карл Булла

Академия художеств

Это одно из самых престижных творческих учебных заведений не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Из его стен вышло немало талантливых художников, архитекторов, скульпторов.

Здание Российской Академии художеств на берегу Невы
Здание Российской Академии художеств
на берегу Невы

Академия художеств учреждена при императрице Елизавете Петровне по инициативе ученых и просветителей Михаила Васильевича Ломоносова и Ивана Ивановича Шувалова. Решение об основании учебного заведения для подготовки будущих художников Сенат вынес 6 ноября 1757 г.

Само здание было построено в 1764–1788 гг. по проекту архитекторов Жана Батиста Валлена-Деламота и Александра Филипповича Кокоринова. В числе первых выпускников академии значились многие известные художники и архитекторы, например, Федот Иванович Шубин, Василий Иванович Баженов, Фёдор Степанович Рокотов.

Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова — директора и первого ректора Императорской Академии художеств. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1769
Портрет архитектора Александра Филипповича
Кокоринова — директора и первого ректора
Императорской Академии художеств.
Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1769

А вот участь первого ректора Александра Филипповича Кокоринова оказалась незавидной. Согласно преданию, однажды академию посетила императрица Екатерина II и во время визита случайно испачкала платье о свежеокрашенную стену. Конечно, ректор получил выговор и оказался так подавлен случившимся, что той же ночью повесился на стропилах под куполом здания Академии. Впрочем, по официальной версии, Кокоринов умер своей смертью, от водянки. Тем не менее говорят, что с той поры в академии поселился фантом. Является он в основном студентам, которые за полночь готовятся к экзаменам в мастерских или граверных. На шее у него обрывок пеньковой веревки, а в руках рейсфедер.

Дом Пиковой дамы

Особняк на улице Гороховой, 10 (или Малой Морской, 10), когда-то принадлежал княгине Наталье Петровне Голицыной.

Некоторые литературоведы считают, что именно с нее Александр Сергеевич Пушкин писал образ старухи-графини в «Пиковой Даме».

Наталья Петровна Голицына (урожденная Чернышёва) занимала должность фрейлины и статс-дамы при пяти императрицах, начиная от Екатерины II и заканчивая супругой Николая I Александрой Фёдоровной, и имела бурное прошлое. Однажды Александр Сергеевич Пушкин познакомился с внуком княгини, Сергеем Голицыным, и тот поведал удивительную историю.

Особняк до сих пор привлекает внимание своими гармоничными пропорциями и шикарной отделкой
Особняк до сих пор привлекает внимание своими
гармоничными пропорциями и шикарной отделкой

В середине 1750-х гг. его бабка, которой к тому времени едва исполнилось семнадцать, встретилась в Париже с графом де Сен Жерменом — великим авантюристом, мистиком и алхимиком. Очарованный юной барышней, граф открыл ей тайну трех выигрышных карт. А она в свою очередь передала ее внуку, когда тот, проигравшись в карты, пришел просить у нее денег. По легенде, мимо дома княгини прогуливался черный офицер, но видела его только она. А в 1893 г., за две недели до собственной кончины, этого же офицера наблюдал композитор Петр Ильич Чайковский, переехавший в дом напротив особняка Голицыных.

Портрет Натальи Петровны Голицыной. Бенуа-Шарль Митуар. 1810-е
Портрет Натальи Петровны Голицыной.
Бенуа-Шарль Митуар. 1810-е

Говорят, в свое время великий поэт пытался ухаживать за внучкой княгини, но ему было отказано от дома. В отместку он написал «Пиковую даму». Однако Наталья Петровна пришла в восторг, узнав, что ее считают прототипом пушкинской героини.

Дом Евментьева

В одном из подъездов старинного особняка на углу гороховой улицы и набережной Фонтанки притаилась ротонда — помещение с колоннами, увенчанное куполом с балюстрадой и изображением змеи. Ее считают одним из самых мистических мест Санкт-Петербурга.

Уникальный особняк построен в конце XVIII в. богатым откупщиком Саввой Яковлевым, а впоследствии перешел во владение некоего Александра Евментьева. Есть также версия, что здание в конце XVIII — начале XIX вв. принадлежало известному петербургскому масону — графу Андрею Прокофьевичу Зубову. А еще, по слухам, там располагался храм сатанистов. Доказательством тому якобы служат узоры решеток балюстрады, в которых видны пентаграммы.

Дом Евментьева, в котором находится Ротонда (улица Гороховая, 57 / набережная Фонтанки, 81)
Дом Евментьева, в котором находится Ротонда
(улица Гороховая, 57 / набережная Фонтанки, 81)

Из вестибюля дома поднимаются две симметричные чугунные лестницы, которые уводят прямо к куполу. Еще одна небольшая лестница уходит налево и выводит на маленькую площадку. Говорят, что если подниматься по винтовой лестнице с закрытыми глазами, то никогда не дойдешь до самого верха, а застрянешь где-то между реальностями. А еще рассказывают, что ровно в полночь на площадке ротонды можно встретить самого дьявола.

Стены Ротонды содержат многочисленные надписи, оставленные здесь еще в начале XX в.
Стены Ротонды содержат многочисленные надписи,
оставленные здесь еще в начале XX в.

У подножия лестницы находится маленькая дверца, якобы ведущая в подвал. Но в этом подвале уже давно никто не бывал. По слухам, несколько лет назад один смельчак на спор с приятелями рискнул туда войти. Вернулся он через четверть часа, прежний юнец превратился в трясущемся седого старика…

Смольный

На одной из карт в Стокгольмском Историческом музее, составленной в Xii в. Известным шведским географом Карлом Юлем, изображена старинная шведская волость Ингерманландия.

Туда входит территория Санкт-Петербурга и большей части его окрестностей. Причем участок, где ныне находится здание смольного, отмечен пентаграммой — символом черной магии!

Сегодня в здании бывшего Смольного института размещается правительство Санкт-Петербурга
Сегодня в здании бывшего Смольного института
размещается правительство Санкт-Петербурга

В XIX в. на берега Невы прибыл итальянец Джакомо Кваренги строить будущий институт благородных девиц. Кто-то из местных старожилов попытался предостеречь архитектора — мол, место нехорошее, но тот даже не стал слушать. Так и вырос Смольный. Среди его воспитанниц затем ходили слухи, что в окнах запертого флигеля по ночам скользит призрачный силуэт.

Владимир Ильич Ленин в Смольном. Исаак Израилевич Бродский. 1917
Владимир Ильич Ленин в Смольном.
Исаак Израилевич Бродский. 1917

При большевиках в Смольном разместился штаб революции. Бывший помощник коменданта Алексей Гудков вспоминает, что в октябре 1917 г. патруль остановил возле здания выпускника юнкерского училища, якобы намеревавшегося совершить диверсию. Арестованного отвели к коменданту Василию Баланову, а тот с размаху всадил ему пулю в лоб, за что получил благодарность от самого Владимира Ильича Ленина.

Спустя какое-то время соратники Ленина стали замечать, что тот выглядит подавленным. Однажды ночью все те же Василий Баланов и Алексей Гудков, проходя мимо кабинета вождя, услышали его крик. Через мгновенье выскочил и сам Владимир Ильич с безумным видом. Заглянув в кабинет, мужчины увидели в дальнем углу лицо того самого застреленного юнкера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: