Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов

Тайны Гатчинского двореца

Гатчинский дворец полон тайн и мистики. Его самый знаменитый владелец, Павел I, провел в этом месте много лет, ожидая царствования. Здесь он завел второй двор, а на широком плацу муштровал собственную армию, устроенную на милый его сердцу прусский манер.

Гатчинский дворец похож на рыцарский замок. С ним его роднят знаменитые подземные ходы и гроты.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Изначально Гатчинский дворец был подарком Екатерины II
своему фавориту графу Григорию Орлову
Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Портрет Павла I. Степан Семенович Щукин. 1797

Со времен графа Григория Григорьевича Орлова в нише стены Парадной опочивальни находилась потайная дверь на темную винтовую лестницу. По ней из парадных аппартаментов второго этажа можно было спуститься на нижний этаж главного корпуса и через туалетную комнату императора по той же потайной лестнице пройти в подвалы, где начинался подземный ход длиной 130 м. Гулкие подвалы использовались для увеселения гостей. Благодаря хорошей акустике эхо здесь повторяло до четырех слогов, и посетители дворца развлекались специальными «кричалками». Из-за этого выход из тоннеля на берег Серебряного озера был назван гротом «Эхо».

Павел I часто пользовался потайным ходом дворца. Он любил устраивать гостям неожиданные сюрпризы, внезапно исчезая и снова появляясь. На маленькой пристани у грота русского Гамлета всегда ждал слуга с лодкой. Укрепляя фундамент замка, реставраторы действительно наткнулись на тайный ход. В начале его свод достигает высоты человеческого роста, но постепенно понижается. Внутри он выложен камнем. Предназначение загадочного тоннеля точно не выяснено. По мнению реставраторов, он пролегает под дном нескольких водоемов и является частью подземных коммуникаций старинной Гатчины.

По утверждению экскурсоводов государственного музея-заповедника, эхо в потайном ходе «работает» не везде: оно отвечает лишь тому, кто встанет у второй от входа пары фонарей. В этом состоит инженерный секрет архитектора Антонио Ринальди, построившего Гатчинский дворец.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Осень в Гатчинском парке

Загадки герба Гатчины

В декабре 1800 г. Павел утвердил гатчинский герб, один из самых необычных среди про чих гербов российских городов. В описании к нему сказано: «Щит разделен пополам. В верхней, золотой половине, — государственный двуглавый орел, увенчанный тремя императорскими коронами, имеющий на груди червленый щиток с вензелевым изображением имени императора Павла I; за щитком — крест Державного ордена Св. Иоанна Иерусалимского, покрытый Мальтийскою короною. В нижней, лазоревой, части литера G». Герб насыщен символами. Черный имперский двуглавый орел подчеркивает особый статус Гатчины среди других городов. Отсюда, по замыслу Павла, должна была начаться новая Россия — единая, справедливая, мудрая, духовная.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов

На гербе расположены сразу четыре короны. Одна — большая императорская, две по меньше венчают головы орла, и еще одна — на груди птицы. Это корона мальтийских рыцарей, главой ордена которых император Павел I был несколько лет. В центре герба размещен мальтийский крест.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера
Мальтийского ордена. Сальваторе Тончи. 1801

Можно предполагать, что герб Гатчины содержит некий код Павла I, его благословение потомкам и грядущим поколениям, а загадочный мальтийский крест призван хранить и оберегать город. Однако могущество и силу он дарует лишь тем, кто стремится к гармонии и ищет свое предназначение. Знатоки рыцарской геральдики говорят, что восемь лучей креста символизируют либо во семь райских блаженств, которые ждут рыцарей на небесах, либо восемь рыцарских добродетелей, либо восемь языков (народов), образующих орден монахов воинов.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Герб города Гатчина

Некоторые исследователи считают, что мальтийский крест означает единение четырех древних аштарских богов. Другие полагают, что он образован двумя свастиками — солнечной и лунной, которые соприкасаются концами. Таким образом, крест символизирует единство света и тьмы, добра и зла, прошлого и будущего. В некоторых источниках утверждается, что мальтийский крест обладает магической силой и наделяет его владельца особым могуществом, ибо этот знак определяет сущность нашего мира и предназначение человека на земле.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Мальтийский крест

Привидения дворца

Подземные ходы и герб — не единственные загадки Гатчинского дворца. Бывшая императорская резиденция просто наводнена призраками. О встречах с привидениями рассказывали и в старые времена, а со временные работники дворца-музея говорят о необъяснимых и мистических событиях. Порой во дворце возникает ощущение, словно мимо кто-то быстро пронесся, появляется внезапное движение воздуха, настолько сильное, что двигаются гардины. В парадных залах это происходит редко, а вот в Арсенале — достаточно часто. Там сотрудники слышат шаги. Чаще всего человеческие, но порой кажется, словно вокруг бегает большой пес. Иногда слышен хохот, который то удаляется, то приближается. Изредка видно мутное облако, которое перемещается по залу.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Гатчинский дворец удачно сочетает в себе
элементы русской загородной усадьбы
и английского охотничьего замка

Привидения Гатчинского дворца не всегда миролюбивые. Однажды они пытались за душить ночного охранника прямо на посту. Один из охранников рассказывал, что но чью из Часовой башни дворца доносится старинная мелодия, хотя взяться ей там неоткуда. Другой утверждал, что во время ночного дежурства он явственно слышал звук каблучков, шорох платья и дыхание девушки, которая стремительно спускалась по ступенькам вниз. Она дошла до двери помещения, где находился охранник, подергала ручку, а потом все прекратилось.

Тайны Двореца Бобринских

Район Коломны, несмотря на близость к центру города, всегда сохранял провинциальные черты. удивительно, но в нескольких сотнях метров от классической сенатской площади зимнего дворца и главного собора российской империи находилась истинно русская усадьба с большим подворьем и садом.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
В XIX в. дворец Бобринских был одним из самых
знаменитых центров светской и культурной жизни
Петербурга

Усадьба строилась в конце XVIII в. по проекту итальянского архитектора Луиджи Руска для человека, появление на свет которого было окружено романтикой, тайнами, и недомолвками. Это был незаконнорожденный сын Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова — граф Алексей Бобринский. Екатерине удавалось до последнего мига скрывать беременность, так как, по уверениям императрицы, между ней и мужем не было интимных отношений. Однако сами роды скрыть во дворце было трудно. Тогда камердинер Екатерины, преданный ей Василий.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Алексей Григорьевич Бобринский. На портрете
видно сходство с матерью Екатериной Великой

По легенде Екатерина то ли в саду, то ли в самом дворце Бобринских спрятала несметные сокровища для своего внебрачного чада. Говорят, что покинувшие Россию после Октябрьского переворота наследники Алексея хотели указать большевикам тайное место в обмен на половину найденного, но те от казались. Современные обитатели дворца утверждают, что клад тщательно охраняется: время от времени здесь видят призрак монаха в черном капюшоне, который вышагивает по темным вечерним коридорам. Шкурин, поджег свой дом на окраине столицы. Пётр III, который любил пожары и не про пускал ни одного, ускакал туда. За это время Екатерина родила сына, которого вынесли из дворца, завернутого в бобровую шубу. Отсюда, по легенде, он и получил фамилию Бобринский.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Екатерина II в виде Законодательницы в храме богини
Правосудия. Дмитрий Григорьевич Левицкий.
Начало 1780-х

Новоиспеченный граф вырос в семье Василия Шкурина, был несметно богат и жил в праздности. В Петербурге резиденцией Алексея Григорьевича стал дворец на Галер ной улице, который носит его имя — дворец Бобринских.

Тайны Дворца в Пелле

Ожерелье великолепных императорских дворцов, окаймляющих Санкт-Петербург, сквозь века доносит до потомков мысли о красоте, гордости и победах. но бывают места, которые остались лишь в истории грандиозных замыслов. таков дворец в пелле, памятник семейному конфликту, противостоянию властной матери и нелюбимого сына. мечта Екатерины II
В 1785 г. Екатерина II, великая императрица Российской империи, писала, слегка кокетничая, барону Фридрху Гримму: «Все мои загородные дворцы только хижины в сравнении с Пеллой, которая воздвигается, как Феникс…» Пеллой, в честь родного города Александра Македонского, Екатерина назвала Ивановскую мызу, которая находилась в месте впадения реки Тосны в Неву. Императрица приобрела эту территорию для своего любимого внука Александра. Название местности в духе «греческого проекта» должно было навевать мысли о духовном родстве Российской империи с мировой державой Александра Великого.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Дворец в Пелле.
Джакомо Кваренги. Начало XIX в.

Пеллинский дворец должен был стать самой крупной резиденцией российских императоров.

Архитектор Иван Егорович Старов планировал возвести 23 отдельных строения, соединенных крытыми переходами галереями. Вокруг внушительного дворца должны были находиться восемь больших жилых и 16 служебных построек. Главное здание проектировалось в классическом стиле, любимом императрицей. Фасад вдоль Невы предполагалось построить длиной более 200 м, а вдоль Шлиссельбургского тракта — 500 м. От дворца к Неве должна была спускаться широкая каменная лестница.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Михайловский
замок

На возведение дворцового имения было потрачено огромное количество ценных строительных и отделочных материалов: лучшие сорта мрамора и гранита свозились к пристани неподалеку — 500 м. От дворца к Неве должна была спускаться широкая каменная лестница. На возведение дворцового имения было потрачено огромное количество ценных строительных и отделочных материалов: лучшие сорта мрамора и гранита свозились к пристани неподалеку.

Разобранный замок

После смерти императрицы на престол взошел ее нелюбимый сын — Павел I. У него была своя грандиозная мечта и идея. Русский царь вознамерился построить в центре столицы Михайловский замок, окруженный рвом. Здание планировалось возвести в лучших традициях рыцарской архитектуры. Павел приказал разобрать дворец, который строился по приказу его матери, а драгоценный итальянский мрамор и полированный северный гранит пустить на постройку нового сооружения. Для архитектора пережить бесславный конец его любимого детища было настоящим ударом. Однако счастья в Михайловском замке Павел I не дож дался. Он был убит в нем — камни словно отомстили за пренебрежение к материнской воле.

На месте замка в Пелле в XIX в. были построены казармы артиллерийской бригады. Дважды, после Великой Отечественной войны и в конце 1980х гг., принимались решения восстановить Пеллинский дворец по первоначальному замыслу, но «мечта Екатерины» так и осталась невоссозданной. Сегодня остатки служебных корпусов окружены высоким забором и поросли бурьяном. Ничто не напоминает о том, что здесь мог быть один из самых красивых дворцовых комплексов страны…

Тайны Строгановского двореца

На углу невского проспекта и мойки у полицейского моста находится большой роскошный дворец в стиле барокко работы знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. это был единственный раз, когда обер архитектор императорского двора взялся за заказ не для императрицы.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Строгановский дворец называли дворцом русских
Медичи, масонов и гастрономов
(Вид с набережной реки Мойки)

Строгановы — известная семья российских промышленников, купцов, меценатов, государственных деятелей, богачей и чудаков, верных трону и стране. На их фамильном гербе стояла надпись: «Отечеству принесу богатство, себе оставлю имя».

Огромное здание Строгановского дворца, занимающее целый квартал на Невском проспекте, построено всего за шесть недель. Это подтверждено документами. Его заказчиком стал барон Сергей Григорьевич Строганов. Выстроенный дом находился во владении рода вплоть до 1918 г. и прославился не толь ко на весь Санкт-Петербург, но и далеко за его пределами. Род Строгановых ведет свое начало от богатых граждан Великого Новгорода. Перебравшись на реку Вычегду, они занялись добычей соли — по тем временам ценнейшего продукта, приносящего большую прибыль. В XVI в. царь Иван Грозный пожаловал Анике Строганову прикамские земли.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Строгановский дворец. 1750–1754

В дальнейшем его сыновья построили здесь несколько крепостей (острожков) и развернули соляное дело. Унаследовав от отца предприимчивость, братья завели торговые склады во многих городах русского Севера и в центральных районах страны, отправляли своих людей в далекую Среднюю Азию, вели торг с заморскими странами и Сибирью. Кроме того, они тратили немалые средства на постройку храмов, покупку редких книг, организацию художественных промыслов и иконописных мастерских.

С именем Александра Сергеевича Строганова связано немало литераторов конца XVIII в. — начала XIX в., начиная от Дениса Ивановича Фонвизина и Гавриила Романовича Державина и заканчивая Иваном Андреевичем Крыловым и Николаем Ивановичем Гнедичем. Многие художники также находили в нем истинного покровителя и ценителя своих произведений.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Архитектора не ограничивали ни в чем:
ни в расходах, ни в материалах, ни в фантазии

Воспитанником Александра Строганова был талантливый строитель Казанского собора Андрей Воронихин. На постройке храма трудился без устали и сам граф, несмотря на свое слабое уже здоровье. Поговаривали, что знатный вельможа немногими днями переживет освящение собора. Александр Строганов твердо верил в свое предопределение и после окончания первой службы подошел к митрополиту под благословение, проговорив: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром». И точно, граф скончался 15 сентября 1811 г., ровно через двенадцать дней после обозначенного события.

Тайны дворца

Известно, что Александр Строганов был видным масоном и основателем одного из самых радикальных масонских союзов — Великого востока Франции. В его дворце собирались члены петербургской ложи вольных каменщиков, поэтому здесь было немало тайных символов. Так, чередование парадных залов, личных покоев, коридоров и прочих помещений здания обозначало ритуальный тайный путь, который должен пройти каждый настоящий масон. В убранстве дворца и его декоративных элементах присутствовало множество масонских знаков и разнообразных эмблем духовного восхождения.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Портрет Александра Сергеевича Строганова.
Александр Григорьевич Варнек.1814

Кстати, Казанский собор, покровителем которого был Строганов, многими исследователями считается олицетворением масонского храма. Так это или нет, останется, наверное, тайной. Загадкой является и то, чей портрет изображен на медальонах, украшающих фасады и интерьеры дворца. Существуют версии, что он принадлежит архитектору Бартоломео Растрелли либо самому графу, но обе они малоубедительны.

Считалось, что в Физическом (Египетском) кабинете дворца находился алтарь масонского святилища. Как известно, Египет играл важную роль в символике масонства, ведь по легенде первые каменщики участвовали еще в постройке пирамид. Отсюда и скульптурные изображения сфинксов при входе в здание.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Большой зал Строгановского дворца

Тайны Мраморного двореца

На берегу невы, напротив петропавловской крепости, стоит роскошный дворец, при строительстве которого использовали тридцать два вида мрамора. так любил этот материал и виртуозно умел использовать его в своих работах только один архитектор — Антонио Ринальди.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Мраморный дворец

Царский подарок

Великолепный Мраморный дворец был прощальным подарком Екатерины Великой своему бывшему фавориту Григорию Орлову. По легенде, проект дворца принадлежал самой императрице. Увидев его, Антонио Ринальди будто бы так расхваливал Екатерину, что та предложила ему построить здание, раз оно так хорошо. Однако пожить в подаренных царской рукой покоях Григорию Орлову не пришлось. Строили дворец долго, и граф умер в то время, когда шли отделочные работы.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Бриллиант «Орлов» в царском скипетре —
прощальный подарок графа Орлова
Екатерине Великой

Отставленный царский любимец также преподнес бывшей возлюбленной подарок — огромный алмаз «Орлов», который стал украшением императорского скипетра. В Мраморном дворце есть потайной ход, который ведет из кабинета в молельную. Говорят, что он был соединен подземным коридором с Зимним дворцом и другими великокняжескими резиденциями на Дворцовой набережной. Ходила легенда, что этот ход появился после покушения на Александра II. По слухам, там же была проложена ветка царского метро. Правда это или нет — неизвестно.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
Портрет графа Григория
Григорьевича Орлова. XVIII в.

Дворец поэта

Екатерина выкупила у наследников дворец в казну, а перед смертью подарила его своему внуку — великому князю Константину Павловичу, брату двух будущих императоров — Александра I и Николая I. Константин отрекся от престола в пользу старшего брата Николая, и Мраморный дворец стал домом для еще двух великих князей — Константина Николаевича и его сына Константина Константиновича. Последний был поэтом, творившим под псевдонимом К. Р. (Константин Романов). На его стихи написано несколько романсов, самый известный из которых — «Растворил я окно…». Кроме того, Константин Константинович покровительствовал молодому крестьянскому поэту Ефиму Придворову, прославившемуся впоследствии под псевдонимом Демьян Бедный.

Тайны Гатчинского, Бобринского, Строгановского, Мраморного дворцов
В советское время в Мраморном дворце
находился музей В. И. Ленина: тут принимали
в пионеры лучших учеников

Генерал Александр Редигер так писал о Константине Константиновиче Романове: «Это была личность особенно светлая и симпатичная. Чрезвычайно умный, очень начитанный, добрый, деликатный и благовоспитанный, великий князь производил на всех, имевших с ним дело, чарующее впечатление. <…>. Везде его чрезвычайно любили за доброту и привет ливость. Он до тонкости знал все внешние обязанности строевого начальника и любил всю парадную сторону гвардейской службы, любил офицеров и нижних чинов, но сам остался в душе поэтом, смотревшим на все крайне благодушно, но не способным проводить настойчиво какие-либо требования, а тем более карать»

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: