Тайны особняков Петербурга: Толстовский и Египетский дом, дом Ленсовета, Особняк Кшесинской

Толстовский дом

Между Фонтанкой и улицей Рубинштейна расположен один из самых знаменитых домов Санкт-Петербурга. Горожане называют его Толстовским, или «Толсты».

Толстовский дом. Набережная Фонтанки
Толстовский дом. Набережная Фонтанки

Петербургский киногерой

Дом необычной архитектуры занимает целый квартал и широко известен за пределами Санкт-Петербурга: его знаменитые дворы с высокими арками фигурируют во многих фильмах, среди которых «Вам и не снилось», «Зимняя вишня», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Построил здание архитектор Фёдор Иванович Лидваль в 1910–1912 гг. по заказу генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого, внучатого племянника героя Отечественной войны 1812 г. Петра Александровича Толстого.

Дом сразу же привлек внимание горожан. Необычная архитектура, новый дизайн и технические новшества (собственная прачечная, водопровод, лифты) — все это будоражило воображение петербуржцев.

Доходный дом графа Михаила Павловича Толстого. Фотография. 1912
Доходный дом графа Михаила Павловича
Толстого. Фотография. 1912

Специалисты обнаружили на фасаде здания масонские символы. Так, над пилястрами, которые украшают арки, расположены египетские обелиски, означающие у масонов стремление души вверх и ее очищение. Кроме того, на фасадах есть изображение ликторских связок и фасций — пучков прутьев, используемых для телесного наказания того, «кто не тешет камень сердца своего и не стремится к горнему».

Именитые жильцы

Дом облюбовали знаменитости. В разные годы здесь жили писатель Аркадий Тимофеевич Аверченко, профессор-медик Владимир Георгиевич Гаршин, начальник царской контрразведки Владимир Михайлович Якубов, поэт-революционер Василий Васильевич Князев, князь Михаил Михайлович Андроников, гимнастка Татьяна Иосифовна Сац, писатель Сергей Донатович Довлатов, певец Эдуард Анатольевич Хиль. Сейчас тут живут бизнесмен и меценат Владимир Абрамович Кехман, продюсер Владимир Владимирович Киселёв, а также художник Михаил Михайлович Шемякин во время своих приездов в Санкт-Петербург. Некоторые жильцы утверждают, что в Толстовском доме есть «нехорошая квартира», которая могла стать прототипом той, что описана в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Аркадий Тимофеевич Аверченко
Аркадий Тимофеевич Аверченко

Жительница Толстовского дома, культуролог и искусствовед Марина Колотило пишет: «Нехорошая „булгаковская“ квартира имела № 50, семь комнат и была расположена на пятом этаже пятиэтажного дома. По иронии нечистой силы нехорошая „толстовская“ квартира имеет № 60, восемь комнат и расположена на шестом этаже шестиэтажного дома».

Кстати, Булгаков, бывая в Ленинграде, останавливался у родственников именно в этой квартире. И, кстати, ее «исторический» номер — 660 (!): в Толстовском доме нумерация у квартир трехзначная, как в гостиницах, где первая цифра означает номер этажа. С жильцами этой квартиры с момента заселения дома происходили странные метаморфозы: люди становились агрессивными, завистливыми, злобными, писали доносы на соседей. В 1930-х гг. из квартиры стали бесследно исчезать люди. Исчезли они и из домовой книги 1929–1930 гг. — там такой квартиры просто нет. Последний доносчик жил в этой коммунальной квартире в конце 1990-х, доведя некоторых своих соседей до сумасшедшего дома».

В Толстовском доме есть как дорогие многокомнатные апартаменты с видом на Фонтанку, так и небольшие квартирки, глядящие окнами во внутренние дворы-колодцы
В Толстовском доме есть как дорогие
многокомнатные апартаменты с видом
на Фонтанку, так и небольшие квартирки,
глядящие окнами во внутренние дворы-колодцы

Жилой дом Ленсовета

После революции и гражданской войны в городе долго не велось строительство, и только в конце 1920х — начале 1930-х гг. Стали появляться здания новой эпохи для новых людей.

Первый жилой дом Ленсовета. Набережная реки Карповки
Первый жилой дом Ленсовета.
Набережная реки Карповки

Образцовая архитектура

Первой новостройкой в 1932–1934 гг. стал жилой дом Ленсовета под номером 13 на набережной реки Карповки. Здание в модном и прогрессивном стиле конструктивизма спроектировали архитекторы Евгений Адольфович Левинсон и Игорь Иванович Фомин. Дом предназначался для номенклатурной и творческой элиты города. Предполагалось, что в нем будет все для плодотворной работы и полноценного отдыха жильцов. Здание задумывалось как часть архитектурного ансамбля и должно было составлять единое целое с Домом культуры Ленсовета и жилым домом № 41 по Каменноостровскому проспекту. Оно имело вогнутый фасад и интересное решение оконных проемов. На второй этаж, где располагались галереи, вели открытые лестницы. Во дворе находились гранитные скамьи, беседки, клумбы и фонтан.

Актер Юрий Михайлович Юрьев — один из жильцов дома № 13, в честь которого установлена мемориальная доска
Актер Юрий Михайлович Юрьев — один из жильцов
дома № 13, в честь которого установлена
мемориальная доска

В здании насчитывалось 76 квартир, в каждой было от двух до шести комнат, ванная, балкон, кухня и встроенная мебель.

Некоторые квартиры имели второй этаж, на который вели добротные дубовые лестницы. По замыслу архитекторов, на первом этаже находились механические прачечные, магазины и парикмахерские, а на крыше — солярий.

Орден самоубийц

Казалось бы, не дом — мечта! Живи да радуйся. Особенно если вспомнить, что многие горожане ютились в коммунальных квартирах и общежитиях. Но вскоре по городу поползли слухи, что роскошное здание — убийца.

Гранитные плиты, из которых построен дом, оказались надгробиями
Гранитные плиты, из которых построен дом,
оказались надгробиями

Среди высокопоставленных жильцов номенклатурного дома наблюдался высокий процент суицидов и помешательств. Одни рассказывали, что через вентиляционные решетки пускали секретный газ, который сводит с ума. Другие шептались, что в доме живут члены какого-то тайного партийного «ордена самоубийц». Третьи твердили, что дом специально построили на берегу Карповки, чтобы сбрасывать в реку трупы. Со временем семьи высокопоставленных чиновников и знаменитостей старались не въезжать в этот дом, а выбивать квартиру в других местах. Никто не хотел сойти с ума, разрушить семью, погрязнуть в конфликтах или расстаться с жизнью. В начале XXI в. зданию потребовался капитальный ремонт: по построенным более семидесяти лет назад стенам пошли трещины.

Может то, что жильцы ходили по камням с чужих могил, и было причиной самоубийств и безумий
Может то, что жильцы ходили по камням с чужих
могил, и было причиной самоубийств и безумий

Строители стали разбирать гранитные плиты, из которых был собран дом, и обнаружилось, что почти все они могильные и привезенные с разных городских кладбищ. Плиты были уложены надписями вниз, и долгие годы жильцы не знали, по чем им приходится ходить. Возможно, именно в этом была причина многочисленных трагедий.

Дом Генриха Блокка

В доме под номером 65, что на Невском проспекте, когда-то кипела жизнь, а его адрес был известен всем и каждому. О нем писали в газетах, он оказывался в центре громких скандалов.

Генрих Блокк не жалел денег на отделку дома
Генрих Блокк не жалел денег на отделку дома

Пышная отделка фасада не случайно обращает на себя внимание. Здание построено в начале XX в. по заказу знаменитого банкира и мошенника Генриха Блокка. Он родился в Санкт-Петербурге, но утверждал, что является румынским князем и даже демонстрировал документы. Чрезвычайно удачливый Генрих Блокк сумел сколотить неплохой капитал и открыл собственную банковскую контору. Блокк принимал вклады от населения под высокие проценты и не скупился на агрессивную рекламу. Вскоре деньги стали течь в его карман рекой.

Теперь в доме великого комбинатора располагаются магазины и почта
Теперь в доме великого комбинатора
располагаются магазины и почта

Все шло прекрасно до тех пор, пока 22 марта 1906 г. банкир не повесился в собственном кабинете в доме на Невском. В его сейфе оказалось только три рубля. Чтобы возместить потери вкладчикам, пришлось распродать все имущество. При этом выяснилось, что имение уже заложено, дом лишь в частичной собственности, а на счетах нет средств…

Про внушительные сбережения банкира ходило немало слухов: одни уверяли, что он сам их заработал, другие твердили, что он одолжил 40 тыс. рублей у другого банкира. На самом деле, как выяснили газетчики, истинный капитал составлял всего лишь 485 рублей!

Двор ангела

В Санкт-Петербурге есть дворы, в которых обитают духи. Говорят, эти добрые создания могут исполнять желания, менять жизнь или просто улучшать самочувствие.

Наиболее известный петербургский двор находится в самом начале Невского проспекта. Местные жители знают его как двор Ангела и, наверное, каждый из них хотя бы раз заходил сюда, чтобы загадать желание. У многих оно, кстати, исполнялось.

Санкт-Петербург немыслим без особых дворов-колодцев
Санкт-Петербург немыслим без особых
дворов-колодцев

По городской легенде, говорить точный адрес двора нельзя. Можно только давать примерное объяснение, где он находится, иначе волшебство не сработает, желание не исполнится, а Ангел покинет магическое место. А еще не нельзя просить что-то ради корысти — деньги, успех и т. д. Просьба к дворовому Ангелу должна содержать что-то личное и не касающееся материальных вещей. И тогда он обязательно поможет. Попробуйте!

Говорят, что в этом удивительном дворе некоторым удалось увидеть настоящего ангела
Говорят, что в этом удивительном дворе некоторым
удалось увидеть настоящего ангела

Чудо-двор имеет пятиугольную форму и необычный вход в виде очень низкой и широкой арки. Он совсем небольшой по площади. Если встать в его центре и посмотреть наверх, то очертания видимого неба будут похожи на крылья ангела.

Особняк Кшесинской

В 1904–1906 гг. В самом сердце Санкт-Петербурга, рядом с петропавловской крепостью, почти на берегу Невы возвели особняк в стиле модерн. Его хозяйкой стала знаменитая на всю Россию Матильда Феликсовна Кшесинская — прима-балерина императорского театра.

Знаменитая балерина Матильда Кшесинская прожила долгую и интересную жизнь
Знаменитая балерина Матильда Кшесинская
прожила долгую и интересную жизнь

Матильда Феликсовна Кшесинская — первая русская балерина, исполнившая 32 фуэте. Впрочем, имя ее чаще связывают не с искусством, а с императором Николаем II. Несколько лет Матильда Кшесинская была любовницей будущего царя.

Он обожал ее настолько, что всерьез думал на ней жениться. После Октябрьской революции вызывающе дорогой особняк знаменитой балерины приглянулся новой власти. Поначалу здесь проживали солдаты мастерских запасного броневого автомобильного дивизиона, а в апреле тут начал действовать большевистский штаб. Матильда Кшесинская пыталась судиться, требуя возвращения имущества, и выиграла процесс, но ни особняк, ни драгоценности, ни ценные бумаги так и не получила. В советское время в здании разместился Музей революции, сегодня он переименован в Музей политической истории России.

В наши дни в особняке Кшесинской размещается Музей политической истории России
В наши дни в особняке Кшесинской размещается
Музей политической истории России

Говорят, однажды на выставку, посвященную революционным событиям 1917 г., пришел странный человек. Он скептически осмотрел экспозицию и, выходя из музея, выбросил пожелтевшие листки бумаги. Ими оказались старые бланки ордеров на арест с печатью ЧК и выцветшей подписью Феликса Эдмундовича Дзержинского…

Египетский дом

В начале ХХ в. Санкт-Петербург охватила мода на все загадочное, мистическое и таинственное. Росли тайные общества, множились религиозные собрания, поэты писали странные стихи, в которых предрекали гибель и катастрофы. Повлияла мистика и на архитектуру. Одним из прекрасных образцов этого времени стал знаменитый Египетский дом на Захарьевской улице.

В архитектуре Египетского дома использованы изображения с гробниц египетских фараонов
В архитектуре Египетского дома использованы
изображения с гробниц египетских фараонов

По обеим сторонам подъезда Египетского дома установлены величественные статуи бога солнца Ра, а над входом находится барельеф — летучий солнечный диск с крыльями. Еще выше помещено изображение особо чтимой египтянами богини неба — Хатор. Изобилие египетских деталей и декора, стилизованного под модерн, отлично сочетается со стройной конструкцией здания.

Построен дом в 1911–1913 гг. по проекту архитектора Михаила Александровича Сонгайло для вдовы действительного статского советника Ларисы Нежинской. Ее супруг, присяжный стряпчий, входил в состав правления многих солидных предприятий, поэтому она могла воплотить свои мечты без какого-либо стеснения. Сегодня Египетский дом особенно популярен среди романтической молодежи: поднявшись на его крышу, можно любоваться удивительными видами Северной столицы.

Выступающие из стен колонны увенчаны головами четырехликой богини любви
Выступающие из стен колонны увенчаны головами
четырехликой богини любви

В отделке дома много масонских символов. Не случайно среди первых его жильцов было несколько известных в столице членов масонских лож. К сожалению, долго пожить им в Египетском доме не довелось. Скоро началась война, и там разместились Бельгийское и Румынское посольства. Затем последовала революция, и последние масонские тайны теперь известны только стенам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: