Тайны соборов Петербурга: Андреевский собор, Храм Спаса на Крови, Дацан

Андреевский собор

Еще одна аномальная зона Санкт-Петербурга находится на Васильевском острове в районе Андреевского собора. Этот храм стоит на пересечении большого проспекта и 6-й линии.

Купол Андреевского собора то и дело подвергался напастям: в него била молния, он трескался и проваливался.

Купол Андреевского собора то и дело подвергался напастям: в него била молния, он трескался и проваливался
Купол Андреевского собора то и дело
подвергался напастям: в него била
молния, он трескался и проваливался

Роковой храм

Возведение Андреевского собора было задумано еще в 1724 г. при Петре I. Шведский архитектор Никодемус Тессин Младший даже выполнил чертежи по просьбе русского императора, однако смерть Петра не позволила воплотить проект в жизнь.

Строительство началось в 1728 г. Изначально появилась деревянная церковь. Однако ее тут же стали преследовать неприятности. В 1761 г. в купол попала молния, и храм полностью сгорел. Новое строение возвели уже из камня, но в 1766 г. и его купол треснул и обвалился.

Андреевская церковь на Большом проспекте Васильевского острова. Литография. Фердинанд-Виктор Перро. 1841
Андреевская церковь на Большом проспекте
Васильевского острова. Литография.
Фердинанд-Виктор Перро. 1841

Во время блокады рядом с Андреевским собором практически в одно и то же место упали несколько фугасных зарядов. Факт тем более удивительный, что во время обстрелов немцы старались не трогать высокие здания, по которым артиллеристы наводили прицел. Еще один роковой случай произошел летом 1999 г.: дерево, растущее напротив собора, упало и убило маленькую девочку.

Создателя собора, архитектора Александра Францевича Виста, тут же арестовали. В ходе разбирательства выяснилось, что подрядчики поставили некачественные строительные материалы. Зодчего не осудили, но от возведения храма отстранили, и дальше его карьера пошла под откос. Строить он продолжал и даже много, но заказы были незначительными, а вскоре о нем и вовсе забыли. Дальнейшая судьба Александра Виста, как и год его смерти, неизвестны.

Портрет Сергея Геннадиевича Нечаева (1847–1882
Портрет Сергея Геннадиевича Нечаева
(1847–1882)

В своем труде Сергей Нечаев писал: «Революционер — человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй, медицину…. Он презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю общественную нравственность».

Аномальная зона

Почти напротив собора находится знаменитый квартал аптекарей и аптека Пеля, а рядом с ней — здание Андреевского училища. Старинный дом с гармоничным фасадом выстроил архитектор Фёдор Иванович Волков еще в XVIII в. На первом этаже здания располагались классы, а на втором — квартиры учителей.

В 1797 г. Андреевский собор стал храмом ордена Святого Андрея Первозванного
В 1797 г. Андреевский собор стал храмом
ордена Святого Андрея Первозванного

Среди преподавательского состава было несколько интересных личностей. Одна из них — Сергей Геннадьевич Нечаев — известный нигилист и революционер, лидер «Народной расправы». Он жил в 1860-х гг. и, как ни странно, вел Закон Божий. Его перу принадлежит знаменитый «Катехизис революционера». В 1869 г.

Нечаев и члены его организации убили студента Иванова, нарушившего дисциплину. Этот эпизод послужил основой для романа Достоевского «Бесы», а сам революционер стал прототипом Петра Верховенского. С конца XIX в. в училище на втором этаже жил преподаватель арифметики и инспектор Фёдор Кузьмич Сологуб, человек мрачный и суровый. Именно здесь он дописывал свой роман «Мелкий бес», в котором вывел образ спятившего учителя Ардальона Передонова.

Портрет Фёдора Кузьмича Сологуба (1863–1927)
Портрет Фёдора Кузьмича Сологуба
(1863–1927)

После революции в Андреевском соборе одно время хранились кости из Кунсткамеры. Сейчас он снова освящен, возвращен церкви и по-прежнему сияет белоснежной красотой. Правда, местные жители не забыли о том, что место вокруг него нехорошее, патогенное.

Храм Спаса на Крови

Посреди нарочито европейского Санкт-Петербурга, построенного по строгим архитектурным канонам, стоит церковь в русском стиле, очень похожая на храм Василия Блаженного на красной площади. Купола-луковицы с эмалевым покрытием, изразцы и мозаика смотрятся весьма странно среди строгости классицизма, а сам храм буквально повис над каналом, разрывая набережную.

Храм Спаса на Крови построен на месте гибели императора Александра II
Храм Спаса на Крови построен на месте гибели
императора Александра II

Место всероссийской трагедии

Утром 1 марта 1881 г. император Александр II направлялся в Зимний дворец после своего обычного присутствия на разводе войск в Михайловском манеже. Путь его лежал мимо Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова). Внезапно к царской карете бросился человек и метнул в нее сверток. Раздался взрыв, но никто не пострадал. Царь, живой и невредимый, выбрался из экипажа и подошел к раненому юноше, уже лежавшему связанным на снегу. Им оказался народоволец Николай Рысаков. В этот момент раздался второй взрыв — между собой и императором бросил бомбу еще один террорист Игнатий Гриневицкий. На этот раз все оказалось куда трагичнее.

Портрет императора Александра II. Неизвестный автор. 1865
Портрет императора Александра II.
Неизвестный автор. 1865

Гибель императора потрясла всю Россию. Уже на следующий день наследник престола Александр III принял решение возвести на месте убийства отца храм. Его строили долгих 24 года (с 1883 по 1907 г.). Более 7000 м2 внутреннего пространства украсили мозаичные фрески, выполненные по эскизам знаменитых художников Виктора Михайловича Васнецова и Михаила Васильевича Нестерова.

Непосредственно на месте гибели императора выстроили особый придел, где сохранили брусчатку, на которой умирал монарх.

Однажды гадалка предсказала Александру II, что восьмое покушение на его жизнь окажется роковым. До того дня было совершено уже семь попыток убить царя, восьмая действительно стала последней.

В народе верят, что храм Спаса на Крови нельзя разрушать — он спасает от бед
В народе верят, что храм Спаса на Крови
нельзя разрушать — он спасает от бед

С первых же дней после освящения храма о нем стали ходить легенды. Одни говорили, что иногда из него доносятся стоны убиенного императора, другие — что собор спасает от бед.
В народе родилась даже своеобразная молитва-заговор: Спас, Спас на Крови! Спаси нас, спаси! От дождя, от ножа, от волка, от дурака, от ночной мороки, от кривой дороги. Еще верили, что храм Спаса на Крови нельзя разрушить. И вскоре это получило подтверждение. В 1941 г. власти решили взорвать сооружение как «объект, не имеющий архитектурной и художественной ценности».

В стенах уже просверлили отверстия и даже заложили взрывчатку. Но тут началась Великая Отечественная война, и взрывников в срочном порядке призвали на фронт. Во время блокады в храм свозили трупы горожан, скончавшихся от голода или убитых во время обстрелов. При этом бомбы и снаряды чудесным образом пролетали мимо, будто собор был заговоренным.

В хрущевскую эпоху Спас на Крови вновь едва не уничтожили под предлогом строительства новой транспортной магистрали. Но собор снова уцелел. Пошли слухи, что произошло это благодаря крови находившихся тут мертвых ленинградцев, якобы пропитавшей все стены и подвалы здания.

В 1970 г. в храме Спаса на Крови началась реставрация. Однако работы затянулись настолько, что горожане даже успели привыкнуть к тому, что собор окружен лесами. В середине 1980-х гг. неожиданно появилось пророчество, предвещавшее, что советская власть будет стоять до тех пор, пока стоят леса вокруг Спаса на Крови. Разобрали их в 1991 г. как раз накануне августовского путча. Некоторые убеждены, что собор спасают от разрушения символы, которыми украшены кокошники окон.

Равносторонний крест в круге — древний защитный знак.

По преданию, в храме находится икона, присмотревшись к которой, можно увидеть проступающие даты: 1917, 1941, 1953… Все это роковые годы для российской истории — Великая Октябрьская революция, начало Великой Отечественной войны, смерть Сталина… Есть и другие, но они пока еще нечеткие. Видимо, потому, что имеют отношение к будущему.

Дацан

Санкт-Петербург не зря называют самым веротерпимым российским городом. Здесь представлены храмы множества религиозных конфессий. Один из наиболее экзотических и загадочных — Буддийский дацан.

Архитектура буддийского храма впечатляет своей символичностью, которая во многом схожа со сказочностью
Архитектура буддийского храма впечатляет своей
символичностью, которая во многом схожа со сказочностью

Секретная миссия

Первые буддисты появились в Санкт-Петербурге в тот момент, когда он только строился. Поначалу их было немного, в основном буряты и калмыки, но к концу XIX в. буддистская община Северной столицы стала более многочисленной.

В 1898 г. в город с особым поручением от далай-ламы прибыл Агван Лобсан Доржиев. Перед ним стояла задача узнать, готова ли Россия помочь Тибету в борьбе против английской экспансии. Заручившись поддержкой одного из русских аристократов, буддийский посланник без труда получил аудиенцию у Николая II. Будучи убежденным англофобом, царь отнесся к призывам Лхасы вполне сочувственно.

Буддийские молитвенные барабаны
Буддийские молитвенные барабаны

Совершив еще несколько поездок в Россию, Агван Лобсан Доржиев окончательно поселился в Санкт-Петербурге и получил разрешение на строительство храма. В 1909 г. он приобрел на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли, уплатив за него 18 тыс. рублей.

Выбор места для постройки буддийского храма сопровождается моленьями, гаданием, учетом астрологических и прочих примет. При закладке храма в центре обозначенного периметра здания зарывают сосуд со священными дарами: лекарственными и душистыми травами, серебром и золотом, драгоценными камнями, а также с записями священных заклинаний и особых молитв.

Место поклонения Будде

Строительство дацана продолжалось шесть лет, с 1909 по 1915 г. Он получил название «Источник Святого Учения Будды, сострадающего ко всем существам» и стал не только самым большим и самым северным буддистским храмом в Европе, но еще и одним из самых дорогих. Позолота, яркие росписи, облицовка, да и сам архитектурный проект потребовали значительных капиталовложений.

Особенной величавостью отличается алтарный зал буддийского храма — именно здесь проводятся хуралы (молебны)
Особенной величавостью отличается алтарный зал буддийского
храма — именно здесь проводятся хуралы (молебны)

Настоятелем храма стал лама Агван Лобсан Доржиев. Первая служба состоялось 21 февраля 1913 г. в честь 300-летия российской династии Романовых. Однако действовал дацан недолго: уже в конце 1916 г. обряды перестали проводить, а все служители покинули город. В 1919 г. храм разграбили, уничтожив при этом уникальную библиотеку и собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая.

В 1924 г. храм продолжил работу до новой волны антирелигиозной борьбы. Весной 1935 г. органы НКВД арестовали первую группу лам. А еще спустя два года устроили ночной разгром ленинградского дацана, расстреляв всех монахов и живших при нем людей. Сам дацан передали во владение физкультурников.

Во время Великой Отечественной войны в буддистском храме устроили военную радиостанцию, а в 1960-х гг. — лабораторию Зоологического института. 25 ноября 1968 г. здание причислили к памятникам архитектуры местного значения, а 9 июля 1990 г. решением исполкома Ленгорсовета вновь передали буддистам.

Вход в буддийский храм украшают каменные скульптуры львов
Вход в буддийский храм украшают
каменные скульптуры львов

В дацане была установлена большая позолоченная статуя Будды — подарок короля Сиама Рамы V. Вот как описывает ее писатель Вениамин Александрович Каверин: «Большой Будда сидел в нише на скрещенных ногах, загадочно улыбаясь. Он был молодой, лет семнадцати, нежно-розовый, с ленивыми раскосыми голубыми глазами. Чашечки с рисом и сахаром стояли перед ним, свет горел в парчовых цветных столбах». После разграбления храма статуя Будды бесследно исчезла.

 

По легенде, ее разбили, а осколки сбросили в один из прудов Елагина острова. Говорят, что все участники этого погрома вскоре умерли от странных и тяжелых болезней. Существует также поверье, что тот, кто найдет части золотого Будды и соединит их снова, получит крепкое здоровье и сможет осуществить четыре желания.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий