Тайны театров и музеев Петербурга: Эрмитажный театр, Мариинский театр, Кунсткамера

Тайны Эрмитажного театра

XVIII век — век декораций, масок и игр. Царский двор того времени любил чрезмерность и эффекты, а потому был благосклонен к усердию ради развлечений и высоко ценил их устроителей. Одним из них был итальянец Джузеппе Бригонци.

Эрмитажный театр в наши дни
Эрмитажный театр в наши дни

Хитроумный механик

Сведений о Джузеппе Бригонци дошло немного. Точно известно, что приехал он в Россию при императрице Елизавете Петровне, слыл известным стихотворцем, а также искусным механиком. В то время любимый придворный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли (кстати, тоже итальянец) перестроил по приказу и капризу императрицы старый Зимний дворец и возвел новый театральный зал, в котором с прежним великолепием продолжали ставить итальянские оперы и интермедии.

Надо сказать, Елизавета уделяла театру много внимания и времени и даже лично придумала многие из театральных удобств, чертежи к которым затем выполнил Растрелли.

Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. Евгений Евгеньевич Лансере. 1905
Императрица Елизавета Петровна в Царском
Селе. Евгений Евгеньевич Лансере. 1905

Джузеппе Бригонци также трудился над разработкой механической части для императорских театров. Он проектировал хитроумные устройства, которые помогали воплощать на сцене самые смелые замыслы. Нужна молния с неба, пруд с лебедями или правдоподобные облака, что пролетают по придуманному небу, темнея во время заката? Пожалуйста! Требуется в краткий срок сменить декорации для следующей интермедии, чтобы не прогневать императрицу и ее притязательных гостей? Легко! Синьор Бригонци все сделает!

Искусный итальянец ловко управлял театральной машинерией и при следующей самодержице Екатерине. Вместе с еще одним соплеменником, знаменитым декоратором Пьетро ди Готтардо Гонзаго, он не покладая рук трудился над тем, чтобы представления в императорских театрах поражали великолепием и пышностью.

Призрак эрмитажного театра

Сведения о Джузеппе Бригонци достаточно скудные, а во времена Екатерины о нем становится практически ничего не известно. Находятся лишь смутные упоминания о том, что ему поручили строить здание Ассигнационного банка на Садовой улице. Но что-то пошло не так: то ли итальянец ошибся в расчетах, то ли его подвели строители, то ли с ним сыграл дурную шутку зыбкий болотистый грунт… Проект воплотить не удалось, деньги были потрачены впустую. От переживаний мастер развлечений и механических чудес сошел с ума и покончил с собой, бросившись в Фонтанку возле Летнего сада.

Дворцовая набережная у Эрмитажного театра. Карл Петрович Беггров. 1824
Дворцовая набережная у Эрмитажного театра.
Карл Петрович Беггров. 1824

Как-то уже при императоре Николае I дежурный офицер, совершая обход возле Эрмитажного театра, заметил невысокого человека, одетого на старинный манер. На нем были камзол, чулки, туфли с серебряными пряжками, напудренный парик и косицы. Он выглядел странно, будто пришел на маскарад, и плакал, стоя у дверей. Офицер окликнул его, незнакомец вздрогнул и… исчез прямо на глазах!

Через некоторое время с необычным господином в напудренном парике столкнулся кто-то из лакеев. Слухи о встречах с тайным незнакомцем стали быстро распространяться по двору до тех пор, пока однажды его не увидел пожилой повар. Он сразу признал в плачущем призраке театрального мастера Джузеппе Бригонци. Так призрак Эрмитажного театра обрел имя.

В XVIII в. знали толк в эффектных и пышных представлениях
В XVIII в. знали толк в эффектных и пышных
представлениях

Порой дух несчастного механика видят стоящим перед дверью, ведущей в театр. Если она закрыта, то слышно, как призрак Бригонци плачет и что-то быстро-быстро говорит на итальянском языке. Призрак Бригонци никому не причиняет вреда. Он просто появляется у входа в Эрмитажный театр и тут же исчезает, если на него внимательно посмотреть.

Тайны Мариинского театра

Мариинский театр — место, куда стараются попасть все гости северной столицы. Его оперная труппа признана одной из лучших в мире.
Свою историю Мариинский театр отсчитывает с 1783 г., когда Екатерина Великая издала указ об учреждении Большого Каменного театра. Правда, находился он на месте нынешней Консерватории, а здесь располагался деревянный театр-цирк. В 1859 г. обветшалое сооружение сгорело, и вместо него решили построить современное. Проект поручили Альберто Кавосу, и тот блестяще справился с задачей. Присмотревшись к зданию, можно заметить большой, почти цирковой купол. Под его высокими сводами расположен закрытый для посещения публики Головинский зал, увековечивший имя Александра Яковлевича Головина — главного художника императорских театров начала XX в.

Когда-то на месте Мариинского театра находился деревянный театр-цирк
Когда-то на месте Мариинского театра
находился деревянный театр-цирк

Головин часто приглашал к себе в гости друзей: Александра Александровича Блока, Анну Андреевну Ахматову и Николая Степановича Гумилёва, Максимилиана Александровича Волошина. Кстати, по слухам, именно в этом зале Волошин вызвал Гумилёва на дуэль. Еще одна легенда гласит, что Головин писал здесь портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Прославленный оперный певец не любил позировать и особенно раздражался, когда на каждом сеансе художник подолгу искал место, куда бы «правильнее» его поставить. Найдя, наконец, идеальную точку в центре зала, Александр Яковлевич обвел стопы именитого солиста краской. Следы сохранялись на паркете вплоть до реконструкции театра в 1960-х гг., а потом кто-то аккуратно вырезал доски и унес их как реликвию.

Нынешним заядлым посетителям Мариинского театра хорошо известен призрак благообразной старушки в красном пиджаке с золотыми пуговицами, который порой появляется в коридорах. Говорят, это одна из служительниц театра, которая проработала в нем всю жизнь.

Портрет супруги императора Александра II, Марии Александровны (именно в ее честь Мариинский театр получил свое имя). Франц Ксавер Винтерхальтер. 1857
Портрет супруги императора Александра II,
Марии Александровны (именно в ее честь
Мариинский театр получил свое имя).
Франц Ксавер Винтерхальтер. 1857

Тайны Кунсткамеры

Удивительный музей редкостей, более известный как кунсткамера, появился в 1714 г. По инициативе Петра I. Поговаривали, что царь устроил здесь бесовское скопище и на каждом экспонате стоит печать Антихриста.

Аномальные явления не могли обойти стороной находящееся в Кунсткамере собрание редких вещей и чудес природы
Аномальные явления не могли обойти стороной
находящееся в Кунсткамере собрание редких
вещей и чудес природы

В первые годы петербуржцы боялись ходить в музей. Тогда Пётр I повелел пускать всех бесплатно и угощать штофом водки или вина, а непьющим подносить кофе. С 1718 г. экспозиция переместилась в Кикины палаты, принадлежавшие главе Адмиратейства Александру Васильевичу Кикину, колесованному за участие в заговоре против царя. Вскоре служащие Кунсткамеры начали жаловаться, что по комнатам бродит призрак бывшего хозяина. В его присутствии гасли свечи и даже якобы оживали человеческие уродцы и чучела. В 1727 г. Кунсткамера переехала в специально построенное здание на Васильевском острове. Но и тут бедокурила нечисть.

В 1747 г. случился пожар, который уничтожил большую часть экспонатов. Восстановительные работы начались лишь семь лет спустя по приказу императрицы Елизавета Петровны, но вскоре прервались, так и не завершившись.
После 1917 г. в Кунсткамере объявился еще один призрачный обитатель. В коллекции музея находился скелет человека огромного роста, череп которого вместе с другими экспонатами пропал в ходе революционных событий. С тех пор ночами скелет великана ищет свою недостающую часть.

Один из экспонатов Кунсткамеры — скелет великана Николая Буржуа
Один из экспонатов Кунсткамеры — скелет
великана Николая Буржуа

В особой кладовой Кунсткамеры за черной дверью хранились несколько магических экспонатов. Один из них — часы в корпусе из красного дерева, идущие назад. Когда-то их привез один офицер, но механизм оказался неисправен: порой стрелки начинали двигаться назад и при этом всегда останавливались, указывая на 9 ч 45 мин. Как только это случалось, кто-нибудь из сотрудников музея умирал. Была там и бронзовая кошка, о которой ходило предание: если она моргнет, то присутствующий при этом человек умрет.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий