Тайны Эрмитажного театра
XVIII век — век декораций, масок и игр. Царский двор того времени любил чрезмерность и эффекты, а потому был благосклонен к усердию ради развлечений и высоко ценил их устроителей. Одним из них был итальянец Джузеппе Бригонци.
Хитроумный механик
Сведений о Джузеппе Бригонци дошло немного. Точно известно, что приехал он в Россию при императрице Елизавете Петровне, слыл известным стихотворцем, а также искусным механиком. В то время любимый придворный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли (кстати, тоже итальянец) перестроил по приказу и капризу императрицы старый Зимний дворец и возвел новый театральный зал, в котором с прежним великолепием продолжали ставить итальянские оперы и интермедии.
Надо сказать, Елизавета уделяла театру много внимания и времени и даже лично придумала многие из театральных удобств, чертежи к которым затем выполнил Растрелли.
Джузеппе Бригонци также трудился над разработкой механической части для императорских театров. Он проектировал хитроумные устройства, которые помогали воплощать на сцене самые смелые замыслы. Нужна молния с неба, пруд с лебедями или правдоподобные облака, что пролетают по придуманному небу, темнея во время заката? Пожалуйста! Требуется в краткий срок сменить декорации для следующей интермедии, чтобы не прогневать императрицу и ее притязательных гостей? Легко! Синьор Бригонци все сделает!
Искусный итальянец ловко управлял театральной машинерией и при следующей самодержице Екатерине. Вместе с еще одним соплеменником, знаменитым декоратором Пьетро ди Готтардо Гонзаго, он не покладая рук трудился над тем, чтобы представления в императорских театрах поражали великолепием и пышностью.
Призрак эрмитажного театра
Сведения о Джузеппе Бригонци достаточно скудные, а во времена Екатерины о нем становится практически ничего не известно. Находятся лишь смутные упоминания о том, что ему поручили строить здание Ассигнационного банка на Садовой улице. Но что-то пошло не так: то ли итальянец ошибся в расчетах, то ли его подвели строители, то ли с ним сыграл дурную шутку зыбкий болотистый грунт… Проект воплотить не удалось, деньги были потрачены впустую. От переживаний мастер развлечений и механических чудес сошел с ума и покончил с собой, бросившись в Фонтанку возле Летнего сада.
Как-то уже при императоре Николае I дежурный офицер, совершая обход возле Эрмитажного театра, заметил невысокого человека, одетого на старинный манер. На нем были камзол, чулки, туфли с серебряными пряжками, напудренный парик и косицы. Он выглядел странно, будто пришел на маскарад, и плакал, стоя у дверей. Офицер окликнул его, незнакомец вздрогнул и… исчез прямо на глазах!
Через некоторое время с необычным господином в напудренном парике столкнулся кто-то из лакеев. Слухи о встречах с тайным незнакомцем стали быстро распространяться по двору до тех пор, пока однажды его не увидел пожилой повар. Он сразу признал в плачущем призраке театрального мастера Джузеппе Бригонци. Так призрак Эрмитажного театра обрел имя.
Порой дух несчастного механика видят стоящим перед дверью, ведущей в театр. Если она закрыта, то слышно, как призрак Бригонци плачет и что-то быстро-быстро говорит на итальянском языке. Призрак Бригонци никому не причиняет вреда. Он просто появляется у входа в Эрмитажный театр и тут же исчезает, если на него внимательно посмотреть.
Тайны Мариинского театра
Мариинский театр — место, куда стараются попасть все гости северной столицы. Его оперная труппа признана одной из лучших в мире.
Свою историю Мариинский театр отсчитывает с 1783 г., когда Екатерина Великая издала указ об учреждении Большого Каменного театра. Правда, находился он на месте нынешней Консерватории, а здесь располагался деревянный театр-цирк. В 1859 г. обветшалое сооружение сгорело, и вместо него решили построить современное. Проект поручили Альберто Кавосу, и тот блестяще справился с задачей. Присмотревшись к зданию, можно заметить большой, почти цирковой купол. Под его высокими сводами расположен закрытый для посещения публики Головинский зал, увековечивший имя Александра Яковлевича Головина — главного художника императорских театров начала XX в.
Головин часто приглашал к себе в гости друзей: Александра Александровича Блока, Анну Андреевну Ахматову и Николая Степановича Гумилёва, Максимилиана Александровича Волошина. Кстати, по слухам, именно в этом зале Волошин вызвал Гумилёва на дуэль. Еще одна легенда гласит, что Головин писал здесь портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Прославленный оперный певец не любил позировать и особенно раздражался, когда на каждом сеансе художник подолгу искал место, куда бы «правильнее» его поставить. Найдя, наконец, идеальную точку в центре зала, Александр Яковлевич обвел стопы именитого солиста краской. Следы сохранялись на паркете вплоть до реконструкции театра в 1960-х гг., а потом кто-то аккуратно вырезал доски и унес их как реликвию.
Нынешним заядлым посетителям Мариинского театра хорошо известен призрак благообразной старушки в красном пиджаке с золотыми пуговицами, который порой появляется в коридорах. Говорят, это одна из служительниц театра, которая проработала в нем всю жизнь.
Тайны Кунсткамеры
Удивительный музей редкостей, более известный как кунсткамера, появился в 1714 г. По инициативе Петра I. Поговаривали, что царь устроил здесь бесовское скопище и на каждом экспонате стоит печать Антихриста.
В первые годы петербуржцы боялись ходить в музей. Тогда Пётр I повелел пускать всех бесплатно и угощать штофом водки или вина, а непьющим подносить кофе. С 1718 г. экспозиция переместилась в Кикины палаты, принадлежавшие главе Адмиратейства Александру Васильевичу Кикину, колесованному за участие в заговоре против царя. Вскоре служащие Кунсткамеры начали жаловаться, что по комнатам бродит призрак бывшего хозяина. В его присутствии гасли свечи и даже якобы оживали человеческие уродцы и чучела. В 1727 г. Кунсткамера переехала в специально построенное здание на Васильевском острове. Но и тут бедокурила нечисть.
В 1747 г. случился пожар, который уничтожил большую часть экспонатов. Восстановительные работы начались лишь семь лет спустя по приказу императрицы Елизавета Петровны, но вскоре прервались, так и не завершившись.
После 1917 г. в Кунсткамере объявился еще один призрачный обитатель. В коллекции музея находился скелет человека огромного роста, череп которого вместе с другими экспонатами пропал в ходе революционных событий. С тех пор ночами скелет великана ищет свою недостающую часть.
В особой кладовой Кунсткамеры за черной дверью хранились несколько магических экспонатов. Один из них — часы в корпусе из красного дерева, идущие назад. Когда-то их привез один офицер, но механизм оказался неисправен: порой стрелки начинали двигаться назад и при этом всегда останавливались, указывая на 9 ч 45 мин. Как только это случалось, кто-нибудь из сотрудников музея умирал. Была там и бронзовая кошка, о которой ходило предание: если она моргнет, то присутствующий при этом человек умрет.