Тайны храмов Петербурга: Исаакиевский собор, Смольный собор, Святотроицкая Сергиева Приморская пустынь

Исаакиевский собор

Основатель Санкт-Петербурга, император Пётр I, родился 20 мая, в день Преподобного Исаакия Далматского, и считал его своим покровителем. Поэтому одним из первых храмов в северной столице построили Исаакиевский собор.

Без величественного, отливающего темным золотом купола Исаакиевского собора, напоминающего шлем былинного богатыря, невозможно представить классический облик Санкт-Петербурга
Без величественного, отливающего темным золотом
купола Исаакиевского собора, напоминающего шлем
былинного богатыря, невозможно представить
классический облик Санкт-Петербурга

Долгий путь к величию

Удивительно, но нынешнюю доминанту Северной столицы возводили четырежды. Автором первого, еще деревянного, храма был голландский зодчий. Освятили церковь в 1706 г. Однако в сыром климате она быстро обветшала, и уже в 1717 г. на берегу Невы началось строительство нового здания. Тут и настал черед мистических событий. Через четыре года после начала работ умер первый архитектор, трудившийся над проектом, — Георг Маттарнови, еще через три года второй — Николай Федорович Гербель. Заканчивать собор пришлось каменных дел мастеру Якову Неупокоеву. Освященная в 1727 г. церковь получилась похожей на Петропавловский собор.

Исаакий Далматский
Исаакий Далматский

Но и она простояла недолго. Расположенное на болотистой почве здание стало проседать, а в 1735 г. попавшая в шпиль молния вызвала пожар. Церковь решили перенести в другое место. Постройкой третьего собора руководил архитектор Антонио Ринальди. Он был большим поклонником мрамора и задумал отделать им все сооружение. Однако после смерти Екатерины Великой вступивший на трон Павел I отказался от дорогого проекта. В результате над уже построенным до карниза мраморным основанием возвели кирпичные стены, которые увенчали маленьким куполом. Строение вызвало насмешки и послужило поводом для написания множества эпиграмм и шуток, но все же было освящено в 1802 г.

Плафон главного купола с изображением Богоматери в окружении святых. Фигуры 12 апостолов написаны Петром Васильевичем Басиным по картинам Карла Павловича Брюллова

Призрак архитектора Монферрана

Автором четвертого и окончательного проекта Исаакиевского собора стал молодой и тогда еще неопытный французский архитектор Огюст Монферран. Именно с его именем связано наибольшее количество легенд и мифов.

Тайны храмов Петербурга: Исаакиевский собор, Смольный собор, Святотроицкая Сергиева Приморская пустынь

Монферран представил Александру I 24 варианта будущего здания. Царь был настолько впечатлен, что назначил его руководителем работ. Строительство затянулось на долгие сорок лет: работы, начавшиеся в 1818 г., за кончились лишь в 1858 г. при императоре Николае I. В них участвовало 400 тыс. человек. Горожане перешептывались, будто Монеферран потому так долго строит, что знаменитая предсказательница Мария Ленорман напророчила ему смерть, как только он завершит собор. Предсказание оказалось пророческим. Менее чем через месяц после торжественного освящения храма, которое состоялось 30 мая 1858 г., в нем прошла панихида по его создателю.

Перед смертью Огюст Монферран высказал желание быть похороненным в своем главном детище. Однако император отказал вдове, сославшись на то, что архитектор — католик. Тело Монферрана увезли во Францию, но где покоятся ныне его останки, неизвестно. Говорят, призрак архитектора до сих пор остается в России. По ночам его темная фигура в длинном сюртуке обходит собор и совсем не боится редких прохожих.

Исаакиевский собор строили 40 лет
Исаакиевский собор строили 40 лет

Предание гласит, что якобы на открытии собора Александр II упрекнул Монферрана в том, что он носит усы, являвшиеся привилегией военных. Расстроенный архитектор почувствовал себя дурно и отправился домой, а через месяц умер. Есть и второй вариант этой легенды. Согласно ей, в скульптурной группе святых, склонивших голову перед покровителем собора Исаакием Далматским, была еще одна, изображавшая архитектора, стоявшего непреклонно. Заметив это, император высказал недовольство и прошел мимо Монферрана, не удостоив его даже кивком головы, не то что благодарности. Расстроенный архитектор заболел и вскоре умер.

Смольный собор

Смольный собор — жемчужина русского барокко. У него довольно сложная судьба, которую подчеркивает особая магия цифр. Храм строили 87 лет, те же 87 лет он исправно действовал, а еще 87 после большевистской революции простоял закрытым.

Собор построили на месте Смольного дворца, где провела юность тогда еще будущая императрица Елизавета
Собор построили на месте Смольного дворца,
где провела юность тогда еще будущая
императрица Елизавета

Святая обитель императрицы

Императрица Елизавета Петровна славилась переменчивым характером: периоды безудержного веселья, балов, маскарадов и царских охот сменялись религиозным трепетом и покаянием. В один из таких приступов высочайшей духовности она повелела построить собор и монастырь при нем. Сюда Елизавета планировала со временем удалиться, чтобы дожить свой век в молитвах, отказавшись от престола.

Портрет Бартоломео Франческо Растрелли. Лукас Конрад Пфандцельт. 1750–1760-е гг.
Портрет Бартоломео Франческо Растрелли.
Лукас Конрад Пфандцельт. 1750–1760-е гг.

Новую обитель — Воскресенский Новодевичий монастырь — решено было возвести на том месте, где во времена правления Анны Иоанновны стоял Смольный дворец. Проект возглавил придворный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. Доминантой сооружения стала колокольня, превосходившая по высоте шпиль Петропавловского собора (160 м). Прочные крепостные стены, характерные для многих монастырей, заменили нарядные двухэтажные жилые корпуса. Планировалось, что в них поселятся состарившиеся фрейлины двора. К работам привлекли тысячи крепостных и военных.

На новый каприз императрицы были выделены огромные деньги. Кроме того, она потребовала отлить для собора огромный колокол весом более 20 тыс. пудов, больше московского царь-колокола. Однако начавшаяся в 1757 г. Семилетняя война опустошила казну, да и сама Елизавета утратила желание отправляться в монастырь. Строительство остановили.

Проклятие собора

После смерти Елизаветы Петровны в 1761 г. собор еще долго оставался заброшенным и незавершенным. Монастырь при нем сначала служил пристанищем для ушедших на покой фрейлин, а затем здесь разместилось первое в России женское учебное заведение — Институт благородных девиц. Законченный вид собор приобрел только при Николае I благодаря архитектору Василию Петровичу Стасову. В 1835 г. на освящении храма горожане наконец смогли полюбоваться шедевром прошлого века, все-таки украсившим собой Северную столицу. Но на этом его злоключения не закончились. Во время советской власти в Смольном соборе находился склад декораций, а после 1990 г. он использовался как концертная площадка. В новое время над ним по-прежнему довлеет проклятие. Так, летом 2001 г. во время грозы в результате удара молнии обрушился шестиметровый крест собора. И хотя спустя три года его вернули на место, это так потрясло петербуржцев, что они снова заговорили о мистике.

Вид Смольного монастыря. Открытка. 1841
Вид Смольного монастыря. Открытка. 1841

В народе ходили слухи, что место, на котором возведен храм, проклято. Одни говорили, что во время строительства помощник архитектора совершил в алтарной части самоубийство, и теперь здесь поселился его призрак, а богослужения нельзя проводить целых сто лет. Другие утверждали, что в монастыре была замурована монахиня, призрак которой пугал по ночам юных смолянок. Существует также легенда о немом провизоре, державшем неподалеку от Смольного собора аптеку. Говорят, он готовил снадобья, для которых требовалась голубиная кровь, и, чтобы добыть ее, часто отправлялся на колокольню, где гнездилось множество этих птиц. Однажды, бросившись за голубем, провизор поскользнулся и, упав с огромной высоты, разбился насмерть. Впрочем, некоторые предполагают, что столкнул незадачливого лекаря призрак самоубийцы, которому надоели столь шумные визиты.

Еще Анна Андреевна Ахматова заметила одну странность: если приближаться к Смольному собору по Суворовскому проспекту, то здание становится ниже и словно уходит в землю, если же удаляться, то оно вырастает на глазах
Еще Анна Андреевна Ахматова заметила одну
странность: если приближаться к Смольному
собору по Суворовскому проспекту, то здание
становится ниже и словно уходит в землю, если
же удаляться, то оно вырастает на глазах

Долгое время считалось, что собор соединен подземным ходом со Смольным дворцом и будто бы именно там во время блокады скрывался от бомбежек генерал-полковник Андрей Александрович Жданов. Несколько лет назад слухи подтвердились. Под Смольным собором на самом деле обнаружили один из первых противоатомных бункеров, устроенный по всем правилам. А вот слухи, что от храма до станции метро Чернышевская проложена специальная тайная ветка подземного сообщения, до сих пор не подтвердились. Еще Анна Андреевна Ахматова заметила одну странность: если приближаться к Смольному собору по Суворовскому проспекту, то здание становится ниже и словно уходит в землю, если же удаляться, то оно вырастает на глазах

Святотроицкая Сергиева Приморская пустынь

В 1734 г. На берегу Финского залива на девятнадцатой от Санкт-Петербурга версте петергофской дороги была основана святая обитель — Святотроицкая Сергиева Приморская пустынь.

Входные ворота Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни
Входные ворота Свято-Троицкой
Сергиевой Приморской пустыни

Подарок императрицы

Основал монастырь архимандрит Варлаам (Василий Антипьевич Высоцкий), настоятель подмосковной Троице-Сергиевой лавры. Будучи духовником богобоязненной царицы Анны Иоанновны и ее сестры Екатерины, он пользовался огромным уважением. Посему в качестве подарка императрица повелела отвести под монастырь прекрасное место — возвышенность на берегу Финского залива недалеко от Петергофа.

Портрет архимандрита Игнатия (Дмитрия Александровича Брянчанинова)
Портрет архимандрита Игнатия
(Дмитрия Александровича Брянчанинова)

В мае 1735 г. архимандрит Варлаам освятил в пустыни первую церковь — небольшой деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. В это же время появились первые корпуса с монашескими кельями.

Однако после смерти настоятеля в 1737 г. дальней шее строительство в пустыни прекратилось. Лишь спустя 20 лет по проекту архитектора Доменико Трезини возвели большой каменный пятиглавый собор, куда в богатом окладе поместили на хранение главную святыню монастыря — чудотворную икону святого Сергия Радонежского.

Настоящий расцвет Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни начался в 1833 г., когда ее наместником стал архимандрит Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов). Он привлек лучших архитекторов своего времени, чтобы вернуть былое убранство пришедшим в упадок зданиям, основал детский приют, женскую богадельню, открыл больницу и школу. В 1988 г. его причислили к лику святых.

Призраки и красные комиссары

В 1917 г. пустынь была разграблена, в ней разместили детскую трудовую колонию, а игумена расстреляли. В 1930-х гг. территорию со всеми храмами отдали под нужды Школы переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР имени В. В. Куйбышева, начальником которой числился красный комиссар Пётр Максимович Фельдман. По его приказу стали уничтожать ценные памятники, разрушали надгробия, разбивали мрамор, оскверняли алтари, жгли и топтали иконы, а на месте куполов устроили наблюдательные вышки. Через какое-то время все заметили, что сам Пётр Фельдман резко изменился: он перестал проявлять прежнее рвение, пропускал уроки политинформации, стал нервным и пугливым.

В марте 1940 г. комиссар пустил себе пулю в лоб, оставив невнятную записку. В ней сообщалось, что он кончает с собой, потому что больше не может выносить преследования двух белых старцев, бесплотных и зловещих.

Призраки покинули пустынь после того, как ее вернули церкви
Призраки покинули пустынь после того,
как ее вернули церкви

Прибывшая для расследования скандального происшествия комиссия, естественно, отвергла версию о привидениях. Школу военизированной охраны вскоре перевели в другое место, а затем началась война. В 1960-е гг. в пустыни разместили школу милиции, а на месте бывшего церковного кладбища устроили плац. Продолжалось и разрушение храмов: снесли Троицкий собор, а также Кочубеевскую и Воскресенскую церкви. Все это время ученики и преподаватели школы шепотом рассказывали друг другу жуткие истории про злобных призраков. Так продолжалось до тех пор, пока в 1993 г. не приняли решение о возвращении пустыни в лоно церкви. После ее повторного освящения о призраках больше не вспоминали.

Буквально через неделю после того, как тяжелые сапоги новых хозяев застучали под некогда святыми сводами, в оскверненном монастыре начали происходить необъяснимые и пугающие вещи.

Красные курсанты, разместившиеся в бывших монашеских кельях, слышали, как ночью в длинных коридорах раздаются чьи-то шаги и жалобные стоны. Напуганные солдаты революции стали шептаться, что это призраки потревоженных покойников.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий