Тайные места Петербурга: Район Аничкова моста, Зимняя канавка, Средняя рогатка, некроманты

Район Аничкова моста

В Санкт-Петербурге есть загадочная местность, которую прозвали районом двойников. Она расположена по обе стороны от Аничкова моста и ограничена Фонтанкой, Литейным и Владимирским проспектами.

Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских
Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских

Суеверная императрица

В XVIII в. Фонтанка представляла собой городскую окраину. Здесь среди лесов, слывших у современников небезопасными, располагались дворцы и дачи знатных людей. Сейчас напротив Аничкова дворца стоит дворец Белосельских-Белозерских.

Это великолепное здание — плод труда Андрея Ивановича Штакеншнейдера, любимого архитектора императора Николая I, — появилось на бывшем Троицком подворье. Раньше на его месте находилась резиденция императрицы Анны Иоанновны.

Портрет императрицы Анны Иоанновны. Луи Каравак. 1730
Портрет императрицы Анны Иоанновны.
Луи Каравак. 1730

Однажды ночью стоящая на карауле дворцовая стража увидела, как императрица вошла в Тронный зал в торжественном облачении, прошлась по нему словно во сне, села на трон и замерла. Дежурный офицер почуял неладное и кинулся к фавориту Анны Иоанновны, герцогу Эрнсту Иоганну Бирону. Тот удивился и сказал, что этого не может быть, поскольку сам только что видел, как Ее Сиятельство удалилась в спальню.

Двойник появлялся еще неоднократно. Однажды его застала и сама Анна Иоанновна. «Это вестник смерти, — сказала она. — Скоро мне умирать». И действительно, вскоре так оно и случилось.

Императрица была женщиной суеверной, верила в привидения и сглаз. Боясь покойников, она специальным указом запретила любые похоронные процессии под окнами Зимнего дворца. Как-то сидя у окна, Анна Иоанновна увидела, что везут черный гроб. Императрица пришла в гнев и потребовала наказать ослушавшихся. В поисках виновных на все городские кладбища были отправлены офицеры, однако ни на одном из погостов траурная процессия не появилась…

Дворец, населенный призраками

В свое время Екатерина II арендовала Шереметевский дворец, чтобы поселить в нем молодого красавца камер-юнкера Жихарева. Но тот, не успев вкусить прелестей стареющей императрицы, пал от рук наемных убийц, которых подослал капризный и ревнивый действующий фаворит Платон Александрович Зубов. Говорят, что с тех пор призрак страдающего и взывающего к мщению юноши то и дело показывается в залах особняка.

Портрет Платона Александровича Зубова. Иван Егорович Эггинк. XIX в.
Портрет Платона Александровича Зубова.
Иван Егорович Эггинк. XIX в.

Фантом незадачливого любовника не одинок. Еще одна трогательная история связана с любовью графа Николая Петровича Шереметева к крепостной актрисе Прасковье Ивановне Жемчуговой-Ковалёвой. Чувства графа были настолько сильны, что он даже решился на тайный брак. К сожалению, судьба оказалась жестока: молодая жена заболела чахоткой и умерла, оставив сына. Говорят, что ее дух до сих пор живет в стенах дворца. Иногда можно услышать шорох ее платья, увидеть легкий силуэт, а порой сквозь закрытые двери сотрудники слышат, как она нежным голосом напевает арию.

В 1919 г. в Шереметевском дворце поселилась Анна Ахматова. С ее легкой руки здание стало называться Фонтанным домом, а его долгая история, полная тайн, не могла не повлиять на творчество. Не случайно самые загадочные строки поэтесса написала именно здесь, где ее навещали тени и призраки.

Портрет Антона Антоновича Дельвига. Гравюра. Пётр Федорович Борель. XIX в.
Портрет Антона Антоновича Дельвига. Гравюра.
Пётр Федорович Борель. XIX в.

Выполненное обещание

Недалеко от Шереметевского дворца, в начале Загородного проспекта, жил Антон Антонович Дельвиг, товарищ Александра Сергеевича Пушкина по лицею. Он очень увлекался духами и загробным миром и во всем видел знаки своей ранней смерти. Однажды Дельвиг взял со своего приятеля Николая Викторовича Левашова слово, что тот явится к нему после смерти. И сам пообещал сделать то же, если скончается первым.

Левашов не придал особого значения этим словам, но когда через семь лет после этого разговора Дельвиг умер, случилось следующее. Однажды в полночь Антон Антонович появился в кабинете своего приятеля, молча сел в кресло, а потом, не сказав ни слова, вышел.

В наши дни в Шереметевском дворце разместились Музей музыки, Музей Анны Ахматовой и Театр на Литейном
В наши дни в Шереметевском дворце
разместились Музей музыки, Музей
Анны Ахматовой и Театр на Литейном

Зимняя канавка

Одно из самых романтических и мистических мест в Санкт-Петербурге — арка над зимней канавкой. Наверное, все помнят оперу Петра Ильича Чайковского «пиковая дама». Так вот Лиза, от которой убегает сошедший с ума Герман, именно с нее бросается в воду.

Через небольшую Зимнюю канавку переброшены три моста: Первый Зимний, Второй Зимний и Эрмитажный (бывший Зимнедворцовый)
Через небольшую Зимнюю канавку переброшены
три моста: Первый Зимний, Второй Зимний
и Эрмитажный (бывший Зимнедворцовый)

Призрак самоубийцы

Самый короткий канал в Петербурге (ширина не более 20 м, длина — 228 м) появился в 1718 г. рядом с Зимним дворцом Петра I. Всегда затененный, он производил удивительное впечатление: каждый шаг здесь сопровождался усиленным эхом. Почти сразу же место приобрело романтическую славу. Здесь назначали друг другу свидания влюбленные, а придворные фрейлины облюбовали его для тайных встреч.

Графиня Варвара Николаевна Головина рассказывала князю Петру Андреевичу Вяземскому, что самые счастливые мгновения своей жизни она испытала именно во время тайных и недолгих прогулок вдоль берегов Зимней канавки с лейб-гвардии майором Раичем. Однако Зимняя канавка стала не только пленительной декорацией для романтических встреч, но и сценой для трагедии. Осенью 1869 г. в одной из городских газет появилось сообщение, которое взволновало весь Санкт-Петербург: «Вчера, 12 октября, во втором часу пополудни с моста через Зимнюю канавку бросилась в воду женщина.

Самоубийцей была некая Юлия Перова, снимавшая угол на Мещанской улице. Судя по всему, на роковой шаг она решилась из-за неразделенной любви, ибо в руках она сжимала дагерротип молодого человека, вероятно, ее возлюбленного». Какое-то время спустя на проложенном через Зимнюю канавку Эрмитажном мосту стали замечать девушку, которая стоит, опершись на гранит, и печально смотрит в темную воду. Но стоит ей только заметить, что кто-то собирается нарушить ее уединение, она словно тает в воздухе.

Портрет графини Варвары Николаевны Головиной. Элизабет Виже-Лебрён. 1797–1800
Портрет графини Варвары Николаевны
Головиной. Элизабет Виже-Лебрён. 1797–1800

Модест Ильич Чайковский вспоминал, что во время работы над оперой его брат делился воспоминаниями о графине Голицыной. Якобы той перед смертью тоже являлся офицер, который изрядно ее напугал. Говорили, что это был ангел смерти.

Проклятие «пиковой дамы»

Вышеописанная история с утопленницей невероятно впечатлила Петра Ильича Чайковского, работавшего в тот момент над оперой «Пиковая дама». Он отправил своему брату Модесту вырезку из старой газеты и попросил изменить уже готовое либретто, чтобы вставить туда сцену самоубийства несчастной Лизы. Все это время композитор жаловался друзьям, что опера «язвами источила душу» и что он весь истерзан дурными предчувствиями. Чайковский постоянно думал и писал о смерти и роке, а перед премьерой долго гулял вдоль Зимней канавки.

Портрет Петра Ильича Чайковского. Николай Дмитриевич Кузнецов. 1893
Портрет Петра Ильича Чайковского.
Николай Дмитриевич Кузнецов. 1893

Желая отвлечься, Пётр Ильич надолго уехал из Санкт-Петербурга, но в 1893 г. вновь вернулся в Северную столицу и поселился в доме № 13 на углу Малой Морской и Гороховой улиц. Здание располагалось напротив старинного особняка, в котором больше полувека назад жила княгиня Наталья Петровна Голицына, послужившая, по мнению многих, прообразом старой графини в повести «Пиковая дама». На новом месте Чайковский прожил всего 15 дней. 24 октября 1893 г. его состояние резко ухудшилось — он впал в тяжелое забытье. Модест Ильич Чайковский вспоминал, что во время работы над оперой его брат делился воспоминаниями о графине Голицыной. Якобы той перед смертью тоже являлся офицер, который изрядно ее напугал.

Говорили, что это был ангел смерти. Лечащий врач не отходил от постели композитора ни на шаг и говорил, что тот в бреду упоминал черного офицера, который стучится в двери дома напротив. Призрак утопленницы на Зимней канавке давно уже не появлялся. Но все отмечают, что даже в самый жаркий летний день здесь темно и чувствуется неприятный холодок.

И как ни влечет к себе красота этого места, ни туристы, ни влюбленные здесь надолго не задерживаются. Через какое-то время всех одолевает неясная тревога и тоска, а мирная гладь канала кажется зловещей…

В XVIII в. набережная Зимней канавки называлась Почтовой, поскольку неподалеку от нее, на нынешней Миллионной улице, располагался Почтовый двор
В XVIII в. набережная Зимней канавки называлась
Почтовой, поскольку неподалеку от нее, на нынешней
Миллионной улице, располагался Почтовый двор

Средняя рогатка

Сейчас от Санкт-Петербурга до Екатерининского дворца в Пушкине (царском селе) можно доехать за 20–30 минут. А когда-то границей города была Фонтанка, а летняя императорская резиденция казалась столь далекой, что путешествие до нее растягивалось на несколько суток.

За многолетнюю историю своего существования Чесменский дворец несколько раз перестраивался и во многом изменил свой первоначальный облик
За многолетнюю историю своего существования
Чесменский дворец несколько раз перестраивался
и во многом изменил свой первоначальный облик

На лягушачьем болоте

Каждый год царский двор выезжал из Зимнего дворца на летние квартиры. Императрица, ее фрейлины, служанки, лакеи и повара, гвардейские полки, министры, фаворит со своей челядью, прачки, горничные… Даже казну перевозили на нескольких десятках подвод. В то время даже у царской кареты не было смягчающих движение рессор, поэтому езда по тряской дороге давалась тяжело.

От долгого и медленного пути изнеженная царица и ее сопровождение изрядно уставали, поэтому примерно на полдороге приходилось делать остановку (сейчас эта местность называется Средней Рогаткой).

Специально для Чесменского дворца на фабрике Веджвуда в Англии на заказ выполнили знаменитый сервиз «С зеленой лягушкой» из 952 предметов
Специально для Чесменского дворца на фабрике
Веджвуда в Англии на заказ выполнили знаменитый
сервиз «С зеленой лягушкой» из 952 предметов

В 1774 г. Екатерина II повелела построить путевой дворец. Работы поручила Юрию Матвеевичу Фельтену, автору знаменитой решетки Летнего сада. Здание было выполнено в стиле готического замка: треугольное по форме, с крепкими стенами и тремя круглыми башнями. Для защиты от окружающих болот его обнесли земляным валом. Есть мнение, что архитектурным образцом послужил английский Лонгфордский замок.

Дворец сначала назывался Кикерикексинским (по названию болотистой местности, на которой был построен), или на русский манер Дворцом на лягушачьем болоте. В 1780 г. его переименовали в Чесменский — в честь победы русского флота в битве с турками при Чесме.

В советское время в Чесменском дворце действовал первый концлагерь Чесменка
В советское время в Чесменском дворце
действовал первый концлагерь Чесменка

Специально для Чесменского дворца на фабрике Веджвуда в Англии на заказ выполнили знаменитый сервиз «С зеленой лягушкой» из 952 предметов

Петербургские некроманты

Несмотря на то что возле Чесменского дворца выстроена церковь, место считается нехорошим. В XVIII в. Северную столицу наводнили авантюристы всех мастей. Среди них оказался и некий Маркиз де Бирс. Летом 1758 г. он поселился в местечке Кикерейскино вместе с многочисленной челядью: карлицами, дурами и шутихами. Жители окрестных сел тут же стали жаловаться, что чужеземный колдун насылает порчу и похищает детей. Приехавшая комиссия осмотрела дом, но ничего подозрительного не обнаружила.

Маг вызывает дух умершего. Гравюра. Эбенезер Сибли. XVIII в.
Маг вызывает дух умершего.
Гравюра. Эбенезер Сибли. XVIII в.

Вскоре маркиз исчез. Дом какое-то время стоял заброшенный, пока на его месте Екатерина не решила построить путевой дворец. Тогда-то и обнаружили множество диковинных вещей: предметы магического свойства, анатомические атласы и рукопись, которую архитектор Юрий Фельтен забрал себе. Говорят, в ней описывались мрачные тайны некроманта.
Рукопись снова всплыла в конце XIX в. в букинистическом магазине. Купивший ее профессор Санкт-Петербургского университета через некоторое время лишился рассудка и закончил дни в сумасшедшем доме.

Он без конца повторял непонятные слова — одну из магических фраз чернокнижника. Подозревают, что в дальнейшем таинственный манускрипт маркиза де Бирса украл один из коллег несчастного профессора, помогавших перевозить его в клинику, некто Гангус. Оставив работу, он сменил квартиру и начал вести странную жизнь, а затем основал «Общество друзей Аида» и добился разрешения установить перед Чесменским дворцом памятный знак в честь загадочного маркиза.

Камень странной формы и сейчас находится на своем месте. Раз в год, 20 июля, люди, одетые в странные одежды, исполняют возле него какой-то ритуал и наносят непонятные знаки. Говорят, это современные некроманты поклоняются своему учителю.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий