Бюст И.Е.Репина в Петербурге в Румянцевском саду

Бюст И.Е.Репина. Создан в 1951 г. Открыт 14 января 1999 г. Установлен в Румянцевском саду (Университетская наб.). Скульптор Матвей Генрихович Манизер (1891 — 1966), архитектор Вадим Леонардович Спиридонов. Бронза, гранит. Высота бюста 140 см, высота постамента 300 см. На лицевой стороне постамента укреплен накладной бронзовый медальон с надписью: «Илья Репин». На тыльной стороне постамента в граните выбита надпись: «Администрация С.-Петербурга. Российская Академия художеств. Государственный музей городской скульптуры. Исполнитель — комбинат «Скульптура». Спонсор — Балтийская строительная компания».

Бюст И.Е.Репина в Петербурге в Румянцевском саду

Стандартно-безликие бюсты двух великих русских художников, Ильи Ефимовича Репина (1844 — 1930) и Василия Ивановича Сурикова (1848 — 1916), созданные в период расцвета сталинизма, смотрятся абсолютно чужеродно рядом с обелиском, посвященным «Румянцева победам» (ср. с восторженной заметкой: Леусская Л.Е. «Место выбрано безошибочно» // Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 15 янв.). Канонизация именно Сурикова и Репина как главных русских художников XIX в. характерна для периода сталинизма; именно этой парой они вошли в доклад Сталина, посвященный 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции («<…> Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова!…» — см.: Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Издание четвертое. Л., 1944. С. 28; ср.: «Суриков <…>, великий русский художник-реалист, один из величайших историч. живописцев мира. Его творчество наряду с творчеством И.Е.Репина знаменовало вершину искусства передвижников» (Аноним. Суриков//Энциклопедический словарь. М., 1955. Т. 3. С. 349; то же самое в статье о Репине: Там же. С. 98). «В августе 1944 г. Совет народных комиссаров принял решение об установке в Ленинграде памятника Илье Репину в связи со 100-летием <…>К вековому юбилею Василия Сурикова, в июне 1948 г., Совет министров постановил увековечить и этого живописца» (Сидлин М. Администрация Петербурга выполнила решение Совета народных комиссаров: Репин и Суриков взошли на пьедесталы за Академией художеств в Санкт-Петербурге // Независимая газета. 1999. 19 янв. С. 2).

По воспоминаниям скульптора А.Н.Черницкого, в 1951 г. бюро секции скульптуры Ленинградского отделения Союза художников и Ленинградское отделение Союза художников РСФСР рекомендовали поручить изготовление бюста Сурикова Эйдлину (1918 — 2001), а бюста Репина — А.Т.Матвееву (1878 — 1960). Однако художественный совет управления культуры исполкома Ленгорсовета, в состав которого входил М.К.Аникушин (по мнению А.Н.Черницкого, Аникушин в тот период являлся одним из гонителей «формалиста» Матвеева, поскольку было опасно считаться «учеником Матвеева» — ср. с поздними высказываниями о Матвееве самого Аникушина: Слово. 1993. № 7/8. С. 25 — 38), поручил создание бюста Репина жене Аникушина, М.Т.Литовченко. Впоследствии этот заказ получил М.Г.Манизер, главный враг Матвеева [«После учреждения Академии художеств СССР по предложению М.Г.Манизера в письме к И.В.Сталину в 1947 г. в институте им. И.Е.Репина в Ленинграде на заседании Академии выступили скульпторы Вучетич и Азгур об увольнении А.Т. Матвеева с преподавательской деятельности. Он был лишен средств к существованию <…>» (Черницкий А.Н. Искусство и жизнь. СПб., 2004. Часть II. С. 54)], поэтому этот объект напоминает еще и о борьбе «академистов» с «формалистом» Матвеевым в конце 1940-х — начале 1950-х гг. (о борьбе матвеевцев и антиматвеевцев в 1960-е гг. см.: Пригов ДА , Шаповал СИ. Портретная галерея Д.А.П. М., 2003. С. 54 — 55). Бюст Репина работы Манизера был установлен на ст. Репино (Приморское шоссе; фотографии см. в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов, №№ Ар 45488 с датой 24 июля 1951 г., Ар 165446, Ар 165447), а бюст Сурикова работы Эйдлина — в Красноярске, но неиспользованные бронзовые отливки обоих объектов остались в собрании ленинградского музея городской скульптуры, неисчерпаемом источнике соцреалистической продукции. В авг. 1960 г. было принято решение установить бюсты Репина и Сурикова в Михайловском саду (Аноним. Здесь будут памятники // Вечерний Ленинград. 1960. 2 сент.), но реализована идея не была.

Бюст И.Е.Репина в Петербурге в Румянцевском саду

Именно о ней вспомнил главный художник Санкт-Петербурга И.Г.Уралов (отсюда и восторженный тон упомянутой заметки Л.Леусской). Поначалу он, как и было предписано решением 1960-го г., планировал установить их в Михайловском саду (см. инициированное И.Г.Ураловым распоряжение губернатора № 180-р от 24.02.1998 «Об установке в Михайловском саду бюстов И.Е.Репина и В.И.Сурикова», как сказано в документе — «в целях совершенствования эстетического облика городской среды и реализации идеи создания в Санкт-Петербурге „сада скульптур» под открытым небом»), потом в саду Академии художеств симметрично слева и справа от колонны Академии художеств, но после энергичных протестов от идеи отказался, выбрав в итоге Румянцевский сад, что и было с полугодовым опозданием зафиксировано в распоряжении губернатора № 535-р от 31.05.1999 «Об установке в Румянцевском саду бюстов И.Е.Репина и В.И.Сурикова», которое отменило распоряжение № 180-р от 24.02.1998. Разрешение Комитета гос. контроля, использования и охраны паамятников на установку бюстов в Румянцевском саду (с 1988 г. памятник культуры местного значения; см.: Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной: Справочник. СПб., 2000. № 335) было получено уже после их фактической установки (сообщено А.Л.Рейманом, начальником отдела ландшафтной архитектуры КГИОП). Народное название бюстов «Сурепка’. Об открытии см. и другие восторженные заметки: Бондаренко И. Репин и Суриков, равнение на Русский музей // Смена. 1999. 15 янв.; Аноним. Из фондов — на постаменты // Невское время. 1999. 15 янв.; Аноним. Путешествие из фондов в сад длиной полвека // Вечерний Петербург. 1999. 16 янв.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий