Бюст К.Фаберже в Петербурге на площади Карла Фаберже

Бюст К.Фаберже. Открыт 19 декабря 1996 г. Установлен на фоне завода «Русские самоцветы» (площадь Карла Фаберже). Скульпторы Леонид Викторович Аристов и Валентин Васильевич Иванов (1944 — 2007), архитектор Борис Григорьевич Гришко (1947 — 2006). Гранит (бюст, постамент). Высота бюста 170 см, высота постамента 300 см.

Бюст К.Фаберже в Петербурге на площади Карла Фаберже

Бюст сделан из черного габбро, колонна — из серо-розового гранита. Установка памятника была предусмотрена распоряжениями мэра № 268-р от 28.03.1996 «О сооружении в Санкт-Петербурге памятников» (приложение 2; срок — II квартал 1996 г.; см.: Ветров Д. Памятник Фаберже на площади ювелиров? // Вечерний Петербург. 1996. 19 янв.; Орешкин А. Новые памятники императорам, писателям и слонам // Смена. 1996. 23 янв.) и № 325-р от 17.04.1996 «Об установке в Санкт-Петербурге памятника Карлу Фаберже». В 2007 г. появилось постановление правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2007 № 669 «О принятии в собственность Санкт-Петербурга памятника Карлу Фаберже». Как указано в документе, в связи с окончанием работ по установке памятника Фаберже (?! — М.З.), а также работ по благоустройству прилегающей к памятнику территории, выполняемых на основании распоряжения мэра от 17.04.1996 № 325-р, правительство Санкт-Петербурга постановило принять памятник в собственность Санкт-Петербурга в качестве дара от ОАО «Русские самоцветы».

Карл Густавович Фаберже (1846 — 1920), поставщик двора Его Императорского Величества (с 1885 г.), придворный ювелир (с 1910 г.), глава торгового дома «К.Фаберже», выросшего из фирмы, основанной его отцом в 1841 г. (см.: История фирмы Фаберже по воспоминаниям главного мастера фирмы Франца П.Бирбаума. СПб.: АО «Русские самоцветы», 1993). «Самыми популярными предметами „от Фаберже» всегда были изделия из золота и серебра, покрытые окрашенной в нежные тона эмалью, искусно положенной на механически обработанную основу» (Габсбург фон Г. История Дома Фаберже // Габсбург фон Г., Лопато М. Фаберже: придворный ювелир. Вашингтон, 1993. С. 29). Расцвет фирмы пришелся на начало XX в. В советское время о Карле Фаберже практически не упоминалось в литературе и на само имя был наложен запрет (статьи о нем, например, нет в третьем издании «Большой советской энциклопедии», соответствующий том которой вышел в 1977 г.), отсюда и большой интерес к придворному ювелиру в начале 1990-х гг., вызванный не только преклонением перед ювелирным искусством, но и неомонархическими восторгами, с одной стороны, и попыткой использовать имя Фаберже в целях саморекламы, с другой. Первая в советское время выставка произведений фирмы Фаберже прошла в марте 1989 г. в выставочном павильоне Елагиноостровского дворца (см.: Яковлева В. Великий Фаберже // Искусство Ленинграда. 1989. № 2. С. 28 — 29). Продолжателем дела Фаберже объявило себя АО «Русские самоцветы» (см.: Фаберже и петербургские ювелиры: Сборник мемуаров, статей, архивных документов по истории русского ювелирного искусства / Под общей ред. В.В.Скурлова. СПб., 1997. С. 695), хотя исторических, организационных и эстетических оснований для этого нет. Но именно АО «Русские самоцветы» финансировало изготовление и установку памятника, хотя более логично было его разместить около магазина фирмы (Б.Морская, 24). Для «привязки» памятника к заводу на первом этаже разместили ювелирный салон «Фаберже», установив вывеску со знаковой фамилией на фасаде.

Бюст К.Фаберже в Петербурге на площади Карла Фаберже

О намерении установить памятник см.: Хопта Ю. Феномен Фаберже // Недвижимость Петербурга. 1996. 25 марта — 1 апр. № 11. С. 8 — 9. Памятник Фаберже был «заложен 30 мая 1996 г., в день 150-летия Карла Фаберже. Открыт 19 декабря 1996 г., в день 200-летия прибытия семьи Фаберже в Россию» (Фаберже и петербургские ювелиры. С. 629). О закладке памятника см.: Качнов К. Установка бюста Фаберже может вызвать заторы на улицах // Невское время. 1996. 29 мая; Климентьев Е. Живи и давай жить другим! // Вечерний Петербург. 1996. 30 мая. Об открытии см.: Ветров Д. Бюст и год Фаберже//Вечерний Петербург. 1996. 19 дек.; Ильченко С. Памятник великому ювелиру // Санкт-Петербургские ведомости. 1996. 20 дек.; Барабанова М. Дело Фаберже живет и побеждает // Невское время. 1996. 20 дек.; Орешкин А. Фаберже — наследник Пушкина, Пушкин — наследник Фаберже//Смена. 1996. 20 дек.

Сам бюст выглядит вполне традиционно и малоинтересно. К тому же цилиндрический постамент (колонна) тонковат для довольно массивного бюста. Установлена колонна на основание в виде трех квадратных гранитных плит, площадь которых равномерно уменьшается от нижней к верхней; по углам каждой из плит укреплены светильники — анодированные «золотые» шары (всего их 12). Эта затея архитектора выглядит вульгарно и кичеподобно.

В 2003 г., в связи с 300-летием Петербурга, актуализировавшим сразу все исторические темы, увековечение Фаберже было продолжено. Внутри магазина «Яхонт» (Б.Морская, ул., 24, дом ювелирной фирмы К.Г.Фаберже, 1899, арх. К.К.Шмидт) были установлены работы Евгения Михайловича Каца: бюст К.Фаберже (2001, бронза, высота 80 см, надпись на плинте: «C.Faberge», на втором этаже) и два барельефа в вестибюле, изображающие эпизоды посещения Фаберже Зимнего дворца и встречу ювелира с Николаем II и императорской семьей. В торговом зале на стене висит барельефный портрет Фаберже в круге (надпись по кругу: «Karl Faberge. 1846-1920»).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий