Бюст К.И.Росси в Петербурге в Михайловском саду

Бюст К.И.Росси. Создан в 1835 г. Открыт 27 мая 2003 г. Установлен в Михайловском саду. Скульптор Николай Степанович Пименов (1812 — 1864). Бронза, гранит. Размеры бюста 68,5×47,5×26 см. Высота постамента 115 см.

Бюст К.И.Росси в Петербурге в Михайловском саду

Росси Карл Иванович (1775 — 1849), архитектор, один из главных создателей «блистательного Санкт-Петербурга» (см. о его работах книги доктора архитектуры М.З.Тарановской). Копия гипсового портрета, хранящегося в фондах Русского музея (см.: Государственный Русский музей. Скульптура XVIII — начала XIX века: Каталог. Л., 1988. № 913). Бюст был отлит в литейной мастерской при Академии художеств. Об открытии объекта см.: Зубанова В. Владимир Гусев постоял в тени своего тезки // Деловой Петербург. 2003. 28 мая. С. 3; Леусская Л.Е. В пруд и канал пустили воду // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 28 мая; Портнова 3. Новая жизнь любимого парка Росси // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2003. 29 мая. С. 7; Косицкая Н. Новый старый парк // Петербург экспресс. 2003. 2 июня. С. 8.

Вскоре после передачи Михайловского сада в ведение Русского музея, его директор изложил план установки в саду копий скульптур из фондов музея. В частности, на пресс-конференции 30 окт. 1998 г. он назвал «Утро» (1781 — 1782) Ф.И.Шубина, «Сеятеля» (1862) М.В.Харламова, «Фавна с козленком» (1839) Н.А.Рамазанова, «Мальчика в бане» (1853) С.И.Иванова, «Фавна, разувающего нимфу» (1849) ПАСтавассера, бюст И.П.Витали работы А.Е.Фолетти, а также бюсты Росси, Брюллова, Пушкина, Оленина (см.: Орешкин А. Людей и богов построили в очередь// Смена. 1998. 31 окт.; названия некоторых работ приведены с ошибками). Позже указывались работы для детской площадки: «Пастушок» (1861) Н.А.Блистанова и «Девочка с собакой (Друзья)» (1901) П.П.Трубецкого (Наумова О. Адамов сад // Санкт-Петербургские ведомости. 2002. 22 февр. С. 17).

Бюст К.И.Росси в Петербурге в Михайловском саду

Между прочим, первым мысль о создании в Михайловском саду музея русской скульптуры под открытым небом высказал Г.М.Преснов, историк искусства, более полувека возглавлявший отдел скульптуры Русского музея. Преснов «предполагал поставить в аллеях и на лужайках бронзовые отливы лучших работ известных мастеров, которые создали бы своеобразный ансамбль и продолжили музейную экспозицию. Объединяющим центром должен был стать памятник Александру III» ([Шапошникова Л.П.]. Памятник Александру III: Скульптор Паоло Трубецкой. СПб., 1996. С. 23). См. также более поздние предложения «Архитектурной мастерской О.С.Романова»: «Всего планируется разместить в саду 13 скульптур и скульптурных групп.

В отличие от белых мраморных скульптур и бюстов Летнего сада (за исключением памятника И.А.Крылову) скульптура Михайловского сада в основном бронзовая. Кроме уже установленных бюстов предполагается размещение следующих копий скульптур: „Фавн, играющий на свиринге» (Б.И.Орловский); „Портрет Ф.П.Толстого» (Г.Н.Дурнов); „Портрет И.П.Мартоса» (С.И.Гальберг), „Венера» (И.П.Витали); „Венера» (Ф.Ф.Щедрин); „Начало музыки» (С.И.Гальберг); Левушка с зеркалом» (К.М.Климченко); „Мальчик в бане» (С.И.Иванов); „Резвушка» (М.А.Чижов); „Молодой скульптор» (Ф.Ф.Каменский); „Девочка с собакой» (П.П.Трубецкой); „Пастушок» (НАБлистанов). Часть скульптур будут располагаться по традиционной для парков схеме, а часть — по принципу  доминант»» (Аноним. Михайловский сад — сад скульптуры // Антощенков B.C. Жизнь скульптуры в городе: Фотоальбом. СПб., 2008. С. 120 — 121).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий