Бюст М.К.Аникушина в Петербурге

Бюст М.К.Аникушина. Открыт 8 мая 2005 г. Скульптор Альберт Серафимович Маркин. Бронза, гранит. Высота бюста 70 см, высота постамента 200 см. На лицевой стороне постамента надпись: «Скульптор Михаил Аникушин».

Бюст М.К.Аникушина в Петербурге

Аникушин Михаил Константинович (1917 — 1997), советский скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962), секретарь правлений СХ РСФСР и СХ СССР (с 1963 г.), председатель правления Ленинградского отделения СХ РСФСР (с 1962 г.), член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1966), лауреат Ленинской премии (1958), почетный гражданин Санкт-Петербурга, самый высокопоставленный и могущественный член Союза художников в Ленинграде, активно влиявший на процесс установки памятников в 1960-е — 1970-е гг., что делало этот процесс полностью управляемым. В начале 1950-х гг. один из гонителей А.Т.Матвеева (по воспоминаниям А.Н.Черницкого, изложенным в беседах с автором). Многим скульпторам запомнился тем, что не давал ставить памятники, охраняя Ленинград от любых посягательств других авторов. Образец эстетического консерватизма, сам Аникушин смягчал свои работы элементами романтизма, в качестве материала признавал только бронзу. Один из создателей памятника Пушкину на площади Искусств (1957), который стал событием в формировании пейзажа Ленинграда. Официальный автор всех скульптур, входящих в ансамбль «Монумента в честь героической обороны Ленинграда» (1975, пл. Победы), а также фигуры Ленина для памятника на Московской пл. (1970). Восторженные воспоминания о «великом скульпторе» Аникушине написал ГД.Ястребенецкий: « Находясь вплотную к работе высоко на лесах, прекрасно представлял себе, как это будет смотреться на расстоянии и снизу. Это удивительное и редкое качество. Лепил он быстро, красиво и выразительно» (Ястребенецкий Г.Д. Интервью с самим собой. СПб., 2005. С. 288; см. также с. 192 — 193). Влияние Аникушина таяло вместе с эпохой социализма, и уже в 1984 г. власти города демонстративно игнорировали его мнение относительно установки памятника «Городу-герою Ленинграду» на пл. Восстания (подробнее см. в комментарии к этому объекту). Однако после смерти в 2003 г. вдовы Аникушина, скульптора М.Т.Аникушиной-Литовченко, власти неожиданно решили превратить мастерскую Аникушина, предоставленную ему в 1970-е гг. для работы над скульптурами для ансамбля в честь героической обороны Ленинграда (Вяземский пер., 8а), в музей «Мемориальная мастерская скульптора МХАникушина» (постановление правительства Санкт-Петербурга от 02.03.2004 № 295). О неблагополучном состоянии дел с музеефикацией мастерской см.: Косицкая Н. Наследие Михаила Аникушина разрушается в холодной мастерской // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2005. 28 апр. — 5 мая. С. 14; Орешкин А. Пролетая над гнездом кукушек Аникушина // Город: Петербургский журнал. 2007. № 5. 19 — 25 февр. С. 16 — 18; Водопьянов А. Сор из мастерской // Невское время. 2007. 21 февр. С. 1; Андреев С. Память об Аникушине продадут по частям? // Смена. 2007. 10 марта. С. 4 — 5; Золотоносов М. Скульптурная группа товарищей // Город: Петербургский журнал. 2007. №11.2- 8 апр. С. 19 — 21; Леусская Л.Е. Наследство гения // Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 3 мая; Телехов М. Дело Мастера // Российская газета. 2007. 19 июня. С. 11; Александров Н. Семейное дело // Вечерний Петербург. 2007. 29 авг. С. 4; Андреев С. Аникушин приглашает в гости // Смена. 2007. 30 авг. С. 6.

Бюст М.К.Аникушина в Петербурге

См. легенду, устанавливающую связь между Аникушиным и Маркиным: «Это произошло без малого 44 года назад. Во время приемных экзаменов два преподавателя полярно разошлись во мнениях относительно скульптурного портрета абитуриента Ч. Один оценил представленную работу хорошей оценкой, другой поставил двойку. Каждый чуть ли не до хрипоты отстаивал свои позиции. Но постепенно чаша весов склонялась в сторону более авторитетного скульптора, поставившего двойку. И если учесть, что это был сам Аникушин, нетрудно представить финал всей истории. Однако в нее вмешался третейский судья — ректор Виктор Михайлович Орешников. Взял и примирил обоих преподавателей: сложил их оценки вместе и разделил пополам. И получилась твердая удовлетворительная оценка, которая отворила двери академии молодому дарованию. Ныне Альберт Серафимович Маркин — академик, прекрасный скульптор и ректор СанктПетербургской академии живописи, скульптуры и архитектуры » (Трефилов Ю.И. «Повтори себя в учениках» // СанктПетербургские ведомости. 2004. 20 янв.).

Об открытии объекта см.: Щербакова Е. Скульптору воздвигнут памятник // Метро (Санкт-Петербург). 2005. 28 апр.; Гордин Е. Гуманитарный университет профсоюзов чествует ветеранов // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2005. 28 апр. — 5 мая. С. 15; Светлова М. Университет чествует своих героев//Учительская газета. 2005. 3 мая. № 18. С. 3; Аноним. Открыли бронзовый бюст Михаила Аникушина // Вечерний Петербург. 2005.4 мая. С. 2; Кошкина Л. Аллея Славы наполняется героями // Комсомольская правда. 2005. 12 — 19 мая. Приложение: Комсомольская правда в Петербурге. С. 33; Александров Н. Путем познания — по аллее идеалов // Оченьим: Журнал университетского сообщества СПб ГУЛ. 2005. № 8. Май. С. 146; Передельская М. Люди нашего города // Оченьим: Журнал университетского сообщества СПб ГУЛ. 2005. № 9. Июнь. С. 20 — 28 (приведен текст выступления ректора ГУЛ А.С.Запесоцкого, выдержанного в стиле торжественной советской риторики).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий