Фрагменты ионических колонн в Петербурге на пл. Искусств

Фрагменты ионических колонн (четыре) (световые торшеры). Установлены осенью 2001 г. на пл. Искусств. Архитекторы Вадим Леонардович Спиридонов и Екатерина Владимировна Васильковская. Гранит. Общая высота 225 см.

Фрагменты ионических колонн в Петербурге на пл. Искусств

Образец уродства появился на пл. Искусств в ходе ее благоустройства и мощения гранитными плитами (авторский коллектив проекта благоустройства: О.А.Харченко, В.Л.Спиридонов, Е.В.Васильковская, Е.А.Деларов, И.Г.Казановская, А.А.Мелентьева, Е.Г.Станчинская — см.: Архитектурный ежегодник. Санкт-Петербург. 2002 — 2003. СПб., 2003. Вып. II. С. 196 — 197). Каждый из четырех объектов представляет собой косо срезанный фрагмент каннелированного (24 каннелюры) ствола ионической колонны (наибольшая высота 103 см, наименьшая — 70 см), поставленный на четыре камня-опоры (высота 20 см), которые, в свою очередь, помещены на профилированные базы с двумя валиками (высота 80 см), представляющие собой вольную трактовку классической базы ионического ордера

.

База стоит на круглом подиуме высотой 22 см. Ствол колонны срезан, нет ни капители, ни антаблемента, вследствие чего объект становится символом абсурда. Другая ассоциация — надгробный памятник: обломанная колонна нередко использовалась как символ безвременно прерванной жизни (см., например, надгробный памятник на могиле первого директора Лицея В.Ф.Малиновского на Большеохтинском кладбище). Под колоннами предполагалось установить светильники, чтобы все «парило в световых потоках» (выражение одного из создателей объекта). По словам В.Л.Спиридонова, «это как бы символ городской архитектуры, какой она сложилась за триста лет.

Фрагменты ионических колонн в Петербурге на пл. Искусств

Помимо того, что мы уже можем видеть, в основании колонны появится бронзовый пояс с орнаментами, символизирующими четыре архитектурных стиля: классика, барокко, эклектика и модерн» (Курчатова Н. Как бы символ //Дело (Санкт-Петербург). 2002. 12 авг. № 30. С. 5). После резкой критики (помимо указанной статьи Н.Курчатовой см.: Колдобская М. Страшная сила // Новое время. 2002. № 34. 25 авг. С. 9, где указано, что объекты были прозваны «открывашками», потому что «напоминают горлышко пивной бутылки с полуснятой крышкой») фрагменты колонн были в сент. 2002 г. демонтированы по распоряжению главного художника Петербурга И.Г.Уралова для доработки (устное сообщение районного художника Центрального района ААМаметдинова), а к апр. 2003 г. установлены вновь в прежнем виде.

Второй раз подверглись критике летом 2007 г. со стороны председателя КГИОП В.А.Дементьевой: «Усеченные колонны — это символы смерти <…>. Мне странно видеть их на этом месте, подобные памятники чаще устанавливают на кладбищах… Я уже поднимала этот вопрос, думаю, что рано или поздно к нему вернутся и, когда займутся благоустройством площади, колонны уберут» (Рис И. Площадь Искусств избавят от «символов смерти». И от парковки // Невское время. 2007. 11 июля. С. 6).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий