Композиция «Царская прогулка» в Петербурге на Портовой улице

Композиция «Царская прогулка» (состав: 20 предметов). Открыта 28 мая 2003 г. До 2006 г. стояла у президентской пристани, за оградой, и была недоступна для обзора, в 2006 г. установлена вне охраняемой территории государственного комплекса «Дворец конгрессов» (Стрельна), в конце Портовой ул., на площади перед пассажирским морским причалом. Скульптор Михаил Михайлович Шемякин (Карданов). Бронза, гранит. Фигуры Петра I (высота 320 см), Екатерины I (высота 260 см), карлика (высота 160 см), двух борзых собак, изображения двух пушек и кресла (высота 180 см). Статуи установлены на гранитном подиуме 11 х5 м, на который ведут 6 ступеней, подиум окружен балюстрадой (бронза); на боковой поверхности подиума по всему периметру установлено 12 маскаронов.

Композиция «Царская прогулка» в Петербурге на Портовой улице

Объект сделан 8 гротескном стиле, причем гротесковость касается не только фигур царя («гофмановский» автомат) и карлика с армиллярной сферой в руках и putto на левом плече, но и маскаронов на боковой поверхности подиума (львиные маски, маски «слуг Сатаны»…), и мелких деталей оформления пушек (морские коньки, гении славы на пушечных стволах, там же барельефные изображения ангелочков, львиные маски), и даже кресла, на спинке которого изображены: «масонский» глаз, «всевидящее око», маска дьявола с рогами и 12 ушей, срезанных с шести голов. Лишены черт гротеска только Екатерина и две борзые собаки.

Екатерина I Алексеевна (1684 — 1727), российская императрица с 28 янв. 1725 г., до принятия православия Марта Скавронская. В 1702 г. в Мариенбурге попала в русский плен и вскоре из солдатского трофея стала фактической женой Петра I. Роскошный, выпуклый и геометрически идеальный (в чем также состоит гротеск) бюст Екатерины, соответствующий канонам масскульта XX — XXI вв., — это целая концепция. Личность Екатерины в массовой культуре окутана различными легендами. Согласно одной из них, любовь Петра к ней была больше похожа на наваждение. Якобы на первом же свидании царь увидел на груди своей возлюбленной зловещий знак — перевернутый крест, что означало: ей дарована власть над людьми возможно, происходящая от самого Дьявола. Шемякин хотя и расставил по своей композиции множество «дьявольских» знаков, подчеркнул, что власть Екатерины над Петром имела не инфернальную, а сексуальную природу. Не случайно Екатерина в скульптурной композиции относится к барочному, «рубенсовскому» типу (широкие, откинутые назад плечи, крупный, обильно открытый бюст) и больше похожа на А.Х.Тарасову из фильма 1937 г. «Петр Первый», чем на прижизненные портреты Екатерины I. Карлик Яким Волков — любимец Петра I (о нем см.: Бердников Л.И. Венценосный Гулливер//Нева. 2009. № 10).

Первый вариант композиции (см. на фотографии) был открыт в Лондоне 5 июня 2001 г. (архитектор В.Б.Бухаев; об объекте см.: Лондон — Москва: все меньше тумана [Интервью посла РФ в Великобритании Г.Б.Карасина] // Труд. 2000. 20 июня. С. 4 (посол сообщил, что закладка памятника состоялась: «Мы ожидаем, что уже в ноябре на берегу Темзы встанет скульптура молодого русского монарха работы Михаила Шемякина»); Аноним. Новый Петр от Шемякина // Невское время. 2001. 7 июня; Барон Л. Петр Первый встречает корабли на Темзе // Санкт-Петербургские ведомости. 2006. 7 июля; Шемякин & Петербург. Пространство времени. СПб., 2007. С. 184 — 185. Памятник установлен в районе Дептфорд, в том месте на берегу Темзы, где в 1698 г. некоторое время жил Петр. Центральное место в композиции занимает фигура Петра с подзорной трубой в правой руке и с курительной трубкой в левой (высота 290 см). По левую руку от него расположен трон, по правую карлик, который сопровождал его в поездках. В раннем варианте были сделаны две пушки, поставленные по флангам, — они были воспроизведены в петербурсгком памятнике.

К 2000 г. относится интервью, которое Шемякин дал Сергею Кузнецову, главному редактору и издателю журнала «Большой Вашингтон»; в интервью речь, в частности, зашла и об установке в Лондоне «Царской прогулки» и роли Путина в этом событии. «С. К.: Возвращаясь к Вашему разговору с В.Путиным, как Вам показалось: он отнесся с вниманием только к Михаилу Шемякину или хочет поддерживать всех деятелей культуры? Может быть, это был разовый реверанс в Вашу сторону? — М. Ш.: Нет. Я был одним из тех людей, более-менее известных в искусстве, с которыми Путин встречался и уделил внимание. <…>Его стремление к повышению престижа и восстановлению имени российского искусства на международной арене абсолютно искреннее и очень серьезное. — С. К.: Недавно Вы были в Лондоне на закладке памятника Петру I. Мы освещали в журнале это событие. Не могли бы Вы сказать несколько слов об этом проекте. — М. Ш.: 16 мая <2001 г.>должно быть открытие памятника. Сейчас идет вовсю работа. Петр уже „уехал» в литейный цех. Предстоит еще много работы и в воске и в металле. Путин сказал, что установка памятника — большое событие не только в области искусства, но и в области политики. (В смысле сближения двух стран.) Он изъявил желание присутствовать на открытии памятника своему любимому государю. В этом плане наши вкусы сходятся» (Большой Вашингтон. 2000. № 6). Впрочем, на открытии Путина не было.

Присутствовали более 150 человек, включая Его Величество принца Майкла Кентского, посла России в Великобритании Г.Б.Карасина, а также послов семи других государств. Торжественный акт передачи объекта от имени российского народа Лондону был намечен на время предстоящего визита в Великобританию Путина, который состоялся 24 — 27 июня 2003 г. О торжественном акте передачи «Царской прогулки» забыли, визит проходил под знаком аналогий с Александром II (как более цивилизованным, нежели Петр I, реформатором). Композиция «Царская прогулка» в Петербурге на Портовой улице

Очевидно, с учетом интереса Путина к этой работе Шемякин и предложил ее для парка Константиновского дворца. Однако первоначально композиция (видимо, как неоднозначная по смыслу) была отвергнута управлением делами президента (см.: Пронин А. Скульптура nоn grata // Город. 2003. № 8. 3 марта. С. 10), но потом все же принята для установки как подарок (упомянута в постановлении правительства Санкт-Петербурга от 30.09.2005 № 1490 «О дарах Санкт-Петербургу в связи с празднованием его 300-летия», приложение 3 «Перечень имущества Санкт-Петербурга, передаваемого организациям, имущество которых находится в собственности РФ, пункт 5; композиция из 20 предметов передана ФГУ «Дворец конгрессов»). В петербургский вариант были внесены изменения, в частности, появилась Екатерина I. По поводу трона Шемякин на открытии сказал, что он нужен для того, «чтобы люди могли на нем фотографироваться», т.е. постмодернистский коллаж помимо мирискуснических реминисценций (декоративность, бутафорские оттенки), отсылок к А.Н.Бенуа и К.А.Сомову образца 1905 — 1906 гг., включил еще и чисто кичевый феномен, например, использованный Маркиным при создании статуи «Остап Бендер». К тому же обилие мелких деталей подразумевает рассматривание с близкого расстояния. Однако после установки в 2003 г. объект оказался в недоступной для посетителей Константиновского дворца зоне, особо охраняемой Федеральной службой охраны (рядом с вертолетной площадкой), и замысел превратить объект в кичевый не реализовался; позже к композиции был открыт подход. «<…> Дорогостоящий памятник установили у президентской пристани, за оградой, сделав его недоступным для свободного обозрения. К нему часто подвозили автобусами туристов, которые сквозь ограду пытались разглядеть (вдали, сбоку) нашумевший памятник. Удовлетворяя любопытство, шемякинский памятник через три года вновь демонтировали и разумно перенесли осенью 2006 года на площадь перед пассажирским морским причалом у пресс-центра, в доступное для всех посетителей Стрельны место <…>» (Вареник О.П. Искушение любовью: Тайны дворцовых памятников Стрельны. СПб., 2007. С. 42).

Об объекте см.: Аноним. Два Петра встретят высоких гостей // Вечерний Петербург. 2003. 29 мая. С. 2; Аноним. Открыта «Царская прогулка» // Известия (Санкт-Петербург). 2003. 29 мая. С. 9; Кедрова И. Окно в Европу — на троих // Трибуна. 2003. 30 мая. С. 2, а также в наших статьях: Для тех, кому за 300 // Город: Петербургский журнал. 2003. № 20. 2 июня. С. 15; 300-мания // Московские новости. 2003. 10 — 16 июня. № 22. С. 20 — 21. Фото объекта см.: Юхнева Е.Д. Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. XIX век: Путеводитель. СПб., 2005. С. 294. См. также: Николаева М.В. Скульптура в ансамбле Государственного комплекса «Дворец конгрессов» // Константиновский дворцово-парковый ансамбль в Стрельне: История и современность: Сборник статей. СПб., 2006. С. 299 — 300; Петряков А.М. Михаил Шемякин. Зазеркалье мастера. М., 2007. С. 369 — 370; Шемякин & Петербург. Пространство времени. СПб., 2007. С. 166, 169, 192-196.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий