Композиция из 10 скульптур в Петербурге на Московском проспекте

Композиция из 10 скульптур для украшения фасада («вестибюля под открытым небом») нового здания Российской национальной библиотеки (Московский пр., 165/2). Четыре скульптуры «Религия», «Правосудие», «Театр», «Виноделие» были временно установлены в мае 1998 г. в связи с открытием нового здания. Зимой 2002 г. было демонтировано сильно накренившееся «Виноделие», в июне 2002 г. — «Религия», «Правосудие» и «Театр». В марте — апреле 2003 г. были установлены все скульптуры (расположение слева направо, если стоять лицом ко входу в здание): «Театр», «Архитектура», «Механика», «Медицина», «Правосудие», «Религия», «Воздухоплавание», «Виноделие», «Философия», «Музыка». Скульпторы Борис Александрович Свинин (1938 — 1994) и Алексей Александрович Мурзин. Медная гальванопластика. Высота 240 — 245 см.

Композиция из 10 скульптур в Петербурге на Московском проспекте

Новое здание Российской национальной библиотеки строилось в 1985 — 1998 гг. по проекту архитекторов В.Н.Щербина и Л.К.Варшавской. Внутренняя планировка напоминает дворец культуры и мало соответствует библиотечной функции. «В композиции библиотеки лейтмотивом служит тема ротонды классического типа. <…>Кольцевая колоннада, составленная из сдвоенных пилонов, формирует своеобразный круглый вестибюль под открытым небом» (Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга: Три века истории. СПб., 2004. С. 383).

Очевидно, первоначальным архитектурным проектом установка скульптур не была предусмотрена, а идея возникла позже и впервые обнаружилась в распоряжении мэpa № 268-p от 28.03.1996 «О сооружении в Санкт-Петербурге памятников» (приложение 1). Разработка композиции и эскизов осуществлены Б.А.Свининым и его учеником А.А.Мурзиным; модели в 1/3 натуральной величины выполнил Б.А.Свинин; фигуры «Виноделие» и «Правосудие» выполнены самим Б.А.Свининым, остальные — А.А.Мурзиным. По сведениям, полученным от А.А.Мурзина, в процессе работы скульпторов консультировал М.КАчикушин. Скульптуры Свинина — Мурзина — реплика на десять фигур ученых, философов и поэтов древности (Вергилий, Геродот, Гиппократ, Гомер, Демосфен, Евклид, Платон, Тацит, Цицерон, Еврипид), которые созданы в 1830 — 1831 гг. по рисункам С.И.Гальберга, В.И.Демут-Малиновского, М.Г.Крылова, С.С.Пименова, Н.А. Токарева и установлены между колоннами на фасаде корпуса Росси Публичной библиотеки (о них см.: Тарановская М.З.

Здание Публичной библиотеки и павильоны Аничкова дворца. Л., 1957. С. 29 — 30; идентификация: Раков Ю.А. Античные стражи Петербурга. СПб., 2002. С. 68 — 74). В известном смысле, для фасада нового здания спроектировали пародию на глиптотеку старого россиевского фасада. За исключением «Правосудия» и «Религии» все остальные статуи-персонификации изображены обнаженными. Нетривиальностью отличаются две: «Архитектура» и «Философия». «Философия» представляет собой обнаженную женщину в воинском шлеме и с копьем в руке — парафраз фидиевской Афины Лемнии, смешанной с обнаженной «Девушкой с веслом» 1930-х гг. (см.: Золотоносов М.Н. Gluptokratos: Исследование немого дискурса: Аннотированный каталог садово-парковой скульптуры сталинского времени. СПб., 1999. С. 20 — 26) и реплика на Афину на аттике фасада корпуса Росси старого здания Публичной библиотеки (1834, В.И.Демут-Малиновский).

В свою очередь, этот симбиоз логично сопоставить, с одной стороны, с порнооткрытками конца XIX века (см.: 1000 Nudes: Uwe Scheid Collection. Кöln, 1994. P. 172, 191, 201), на которых обнаженные женщины «пикантно» изображались в шлемах и с оружием, с другой стороны, с обнаженными и полуобнаженными женскими телами на соц-артовских картинах В.Комара и А.Меламида, где ню иронически стыкуется с визуальными идеологемами соцреализма (например, со Сталиным на картине «Происхождение социалистического реализма», 1982 — 1983). В данном случае такой визуальной идеологемой соцреализма является все новое здание Российской национальной библиотеки (1974 — 1998) в целом, спроектированное В.Н.Щербиным (1930 — 1997), — последний образец помпезного стиля брежневской эпохи.

Обнаженная Афина, богиня мудрости — очевидная новация, возможно, вызванная буквальным переводом слова «философия» на русский язык и выделением из «любомудрия» первой части в виде обнаженной сексапильной натуры. Так же нетривиальна и статуя «Архитектура», воплощенная в образе обнаженного красавца-архитектуса со свернутым в трубку чертежом под мышкой, который опирается на колонну, — перевертыш венецианской статуи 1720 — 1722 гг. (мастерская скульптора П.Баратта), установленной в Летнем саду, где воплощением «Архитектуры» является обнаженная женщина, держащая развернутый чертеж.

Композиция из 10 скульптур в Петербурге на Московском проспекте

У Свинина получился, скорее, деловитый «Строитель коммунизма», промодулированный принципами все того же соц-арта (в беседе с автором в апр. 2003 г. Мурзин сетовал на то, что в процессе изготовления тело этого «архитектора» получилось более мощным, чем было в модели). Расположенные друг против друга («Архитектура» вторая слева, «Философия» вторая справа), разнополые обнаженные статуи словно обменялись атрибутами. Кстати, аналогичным несоответствием женского грамматического рода и мужского пола персонификации отличается и «Механика» — по сути «Mechanicus» (см.: Золотоносов М. Обнаженные в натуре: Гендерология в новейшей монументальной скульптуре Петербурга // Город: Петербургский журнал. 2003. № 43. 10 нояб. С. 21).

Первоначальная установка четырех статуй в мае 1998 г. и окончательная установка всех объектов в апр. 2003 г. соответствовали двум торжественным открытиям нового здания Российской национальной библиотеки. Первое состоялось 27 мая 1998 г. в День библиотекаря (про «открытие двух читальных залов на первом этаже» см.: Беленкова Э. В книжный храм вошел читатель // Санкт-Петербургские ведомости. 1998. 28 мая), Путин тогда был первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ; второе — 12 апр. 2003 г., А.А. Архипов. Кирилл и Мефодий. Модель. 2008. Гипс тонированный. Проект установки памятника в центре круглого двора перед входом в новое здание Российской национальной библиотеки на Московском пр., 165, корп. 2 причем было организовано специально для президента РФ В.В.Путина, который принял участие в этом открытии-симулякре (внутри здания есть мемориальная латунная доска с надписью: «Новое здание Российской национальной библиотеки открыто 12 апреля 2003 г. при участии президента России В.В.Путина», доска установлена в 2007 г.).

К моменту второго открытия РНБ работала уже пять лет. Второму открытию была посвящена только короткая анонимная заметка, ведущие городские газеты событие не осветили, поскольку все проводилось в тайне [см.: Аноним. У книжной сокровищницы новоселье // Экономика и время (Санкт-Петербург). 2003. 28 апр. № 16. С. 19; см. также: Золотоносов М. Не читать мне больше интересных книжек // Город: Петербургский журнал. 2007. № 3. 5 — 11 февр. С. 24 — 27].

Предложенный АААрхиповым памятник Кириллу и Мефодию мог бы завершить всю многофигурную композицию, став не только композиционным, но и смысловым центром (к примеру, памятник Кириллу и Мефодию работы скульптора В.Гиновски стоит в Софии перед зданием Народной библиотеки; копия этого памятника, подаренная Мурманску и открытая там в 1990 г., установлена в сквере перед зданием областной научной библиотеки).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий