Композиция из бюстов Б.Ф.Растрелли, А.Ринальди, Дж. Кваренги, К.И.Росси. в Петербурге

Композиция из бюстов Б.Ф.Растрелли, А.Ринальди, Дж. Кваренги, К.И.Росси. Открыта 28 мая 2003 г. Установлена в сквере на Манежной пл., около фонтана. Скульптор Владимир Эмильевич Горевой, архитектор Владимир Васильевич Попов. Бронза, гранит. Бюсты 1,5 нат. в., общая высота вместе с постаментами 310 см. На постаментах выбиты надписи: «Растрелли / Rastrelli», «Ринальди / Rinaldi», «Кваренги / Quarenghi», «Росси / Rossi». В композицию также входит гранитная призма с надписью на русском и итальянском языках: «Бюсты великих петербургских архитекторов итальянского происхождения. Дар правительства Итальянской республики и муниципалитета города Милана в год трехсотлетия Санкт-Петербурга».

Композиция из бюстов Б.Ф.Растрелли, А.Ринальди, Дж. Кваренги, К.И.Росси. в Петербурге

Растрелли Бартоломео Франческо (1700 — 1771), глава русского барокко. Ринальди Антонио (1710 — 1794), в 1756 — 1790 гг. придворный архитектор, олицетворяет переход от барокко к классицизму. Кваренги Джакомо (1744 — 1817), представитель русского классицизма. Росси Карл Иванович (1775 — 1849), представитель позднего классицизма. Идея установить на том месте, где до революции стоял памятник великому князю Николаю Николаевичу, четыре бронзовых бюста зодчих-итальянцев, чьими трудами украшалась северная столица, принадлежит губернатору В.А.Яковлеву. Во время встречи с праправнучкой Кваренги Мариэллой Альберини (Кваренги Берзи), публицистом и общественным деятелем, одно время работавшей политобозревателем журнала «Playboy», состоявшейся 20 авг. 1999 г., Яковлев, в частности, сказал: « Есть у нас Итальянская улица и Манежная площадь, а на ней — фонтан и четыре свободных постамента. Самое подходящее место для бюстов Кваренги, Растрелли, Росси и Ринальди» (Бессмертных Н. Яковлев встретил праправнучку Кваренги // Коммерсант-daily. 1999. 21 авг. С. 14; см. также: Федоров Н. Мариелла из рода Кваренги//Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 21 авг. С. 6).

В февр. 2001 г. Яковлев встречался с председателем палаты депутатов Итальянской республики Лучано Виоланте и сообщил о твердом намерении Петербурга установить памятники Росси, Трезини, Ринальди, Кваренги. « Решение возвести монумент зодчим уже принято» (Хопта Ю. Четверо итальянцев, не считая «турецкоподданного» // Недвижимость и строительство Петербурга. 2001. 12-1 9 февр. № 5. С. 10). Об этой же встрече и том же наборе итальянских архитекторов см.; Аноним. Памятник великим итальянцам // Санкт-Петербургские ведомости. 2001. 7 февр.

«Идея монументально увековечить память итальянских архитекторов родилась у губернатора Владимира Яковлева два года назад во время визита в Санкт-Петербург госпожи Мариэллы Альберини (Кваренги Берзи) — праправнучки Джакомо Кваренги по отцовской линии. Дружеская встреча происходила в стенах Смольного, который Кваренги считал главной постройкой своей жизни. Губернатор прочел госпоже Альберини краткое сообщение о творчестве ее знаменитого предка и выслушал комплименты гостьи „самому европейскому городу в Европе». Затем, дабы поддержать светскую беседу, прозрачно намекнул: есть, мол, у нас Итальянская улица, на ней — площадь, а на площади — фонтан и четыре свободных постамента. Самое подходящее место для бюстов Кваренги, Растрелли, Росси и Ринальди. Праправнучка поняла намек с полуслова и уехала на родину — уговаривать тамошних меценатов воплотить замысел губернатора. Вскоре добрая воля была оформлена протоколом о намерениях за подписями губернатора и посла Итальянской республики в России. Дальше — больше: в ноябре 2000 года готовность предоставить бюсты подтвердил итальянский президент, в феврале 2001 — председатель Палаты депутатов. Он сказал Яковлеву: „Дайте нам рисунки, а мы изготовим бюсты». Исполнить бронзовые изваяния вызвались мастера из Миланской Академии художеств. Вот тут-то у генерального консула Италии в Санкт-Петербурге г-на Сальваторе Пинна и возникло ощущение, что „все не так просто». Чтобы прояснить обстановку, он отправился в Комитет по градостроительству и архитектуре, где узнал массу интересного» (Речкин Вадим <Лихачева Л.Н.Х Невероятные приключения итальянцев на Манежной // Бюллетень недвижимости. 2001.1- 4 марта. № 16. С. 9). Следовали постоянные подтверждения того, что бюсты итальянских архитекторов будут установлены (Аноним. Четыре бюста встанут на Манежной // Смена. 2002. 12 июля. С. 3).

В конце сент. — начале окт. 2002 г. стало известно (сообщение Л.Н.Лихачевой), что бюсты итальянских архитекторов уже сделал В.Э.Горевой, а их изготовление финансировала Итальянская республика. 27 января 2003 г. мастерскую Горевого (в здании географических классов Академии художеств) посетили О.А.Харченко и И.Г.Уралов, знакомились с ходом работ над бюстами. Будущий объект упомянут в материалах: Золотоносов М. Груз 300 // Московские новости. 2003. 11 — 17 февр. С. 24; Подарки? В сад! [Беседа Л.Леусской с главным художником И.Г.Ураловым] // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 13 февр. (фамилия скульптора Горевого не указана); Леусская Л.Е. Кофе… с Александром Невским // СанктПетербургские ведомости. 2003. 18 марта.

В марте 2003 г. уже был утвержден проект планировки сквера. «В центре фонтана предлагается установить тосканскую каменную чашу» (Аноним. На Манежной появятся бюсты // Невское время. 2003. 26 марта). «Согласно проекту, разработанному НПО «Ранд» совместно с архитектором Владимиром Поповым, в сквере на площади предлагается замостить территорию вокруг фонтана, а также разместить бюсты итальянских архитекторов . В центре фонтана планируется установить каменную чашу. Кроме того предусмотрена установка памятного медальона-посвящения, каменных скамей вокруг фонтана и ограждение газонов гранитным бордюром» (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 12. 31 марта — 6 апр. С. 19); см. также: Аноним. Итальянцы на Манежной // Аргументы и факты (Петербург). 2003. Март. № 13. С. 1; Шумков В. Русские итальянцы и Павел I // Юный художник. 2003. № 4. С. 30 — 33 (архитектор В.Попов предусмотрел два варианта: «В одном случае бюсты станут по углам квадрата, посредине которого разместится небольшой бассейн — фонтан с водой, но без струй (? — М.З.). В другом — изображения зодчих расположатся веерно, а в центре появится ваза, объединяющая их»). О начале работ в сквере на Манежной пл.: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 15. 21 — 27 апр. С. 22 — 23; см. также: Аноним. Тосканская чаша — в центре фонтана // Невское время. 2003. 23 апр. О готовящемся открытии бюстов см.: Аноним. Дороги ведут из Рима: Новые приключения итальянцев в северной столице // Известия (Санкт-Петербург). 2003. 15 мая. С. 9; Миронов А. Италия возвращается в Петербург // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 15 мая. Установка объектов была санкционирована распоряжением администрации № 1135-ра от 16.05.2003 «О сооружении в Санкт-Петербурге памятников-бюстов великим петербургским архитекторам итальянского происхождения».

Композиция из бюстов Б.Ф.Растрелли, А.Ринальди, Дж. Кваренги, К.И.Росси. в Петербурге

Бюсты выполнены Горевым в «академической» манере, это нейтральные (никакие) в художественном отношении объемные изображения. Архитектор сделал бронзовые основания бюстов в виде капителей, отражающих вкусы архитекторов и стили, в которых они работали. Бюсты установлены в хронологическом порядке (при осмотре по часовой стрелке). Под Растрелли ионическая капитель, а под Росси — дорическая; промежуточные формы (Ринальди и Кваренги) манифестируют, хотя и неудачно, некое последовательное «упрощение» ионических волют, их деградацию и трансформацию в строгий дорический ордер по мере движения от барокко к классицизму.

Композицию следует признать неудачной, поскольку в Петербурге существует традиция установки памятников архитекторам около их знаменитых творений. Бюст Растрелли уже стоит около Екатерининского дворца в Пушкине (скульптор М.Т.Литовченко, открыт в 1991 г.), а бюст Дж.Кваренги — около здания Ассигнационного банка (Садовая ул., 21, скульптор Л.К.Лазарев, открыт в 1967 г.). Бюст Росси работы В В.Зайко планировалось установить перед дворцом на Елагином острове, однако этот проект реализован не был (см. распоряжение губернатора № 1065-р от 26.10.1998 «Об установке памятника-бюста К.И.Росси на Елагином острове», которым предписывалось установить бюст в 1998 г.), в итоге бюсты Росси установили в Михайловском саду (оправдано тем, что Росси построил Михайловский дворец) и на Манежной пл.

Об открытии композиции см.: Аноним. На Манежной поселились итальянцы // Вечерний Петербург. 2003. 29 мая. С. 2; Аноним. Установлены бюсты итальянцам, создававшим город//Известия (Санкт-Петербург). 2003. 29 мая. С. 9; Кондратенко Н. Они создавали облик Северной Венеции // Санкт Петербургские ведомости. 2003. 29 мая; Аноним. Великие итальянцы — на Манежной // Невское время. 2003. 29 — 30 мая. С. 2; Донское Н. Итальянская муза Северной Венеции // Новая газета (Санкт-Петербург). 2003. 29 мая — 1 июня. № 38. С. 11; Дмитриева С. Нам подарили итальянцев // Смена. 2003. 30 мая. С. 5; Вавилина И. Признание в любви // Новости от СВ (Петербург). 2003. Май. № 10 (190); Аноним. // Новости от СВ (Петербург). 2003. Июнь. № 11 (191); Аноним. В Петербурге открылся памятник итальянским архитекторам // Эспрессо (Москва). 2003. 1 — 15 июня. № 7 (73); Ковалев Е. Архитекторам нашли место на Манежной // Экономика и время. 2003. 9 июня. № 21. С. 19.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий