Композиция «Муму» в Петербурге у клуба-кафе «Муму»

Композиция «Муму». Установлена около входа в клуб-кафе «Муму» (Садовая ул., 92 — пл. Тургенева). Открыта 25 марта 2004 г. Скульптор Арам Аревикян. Чугун. Высота 160 см. Мемориальная доска с надписью: «В память о Собаке. В честь 150-летия со дня публикации в журнале „Современник» рассказа И.С.Тургенева „МУМУ». Март 2004».

 

Композиция «Муму» в Петербурге у клуба-кафе «Муму»

Исходная идея скульптора: Герасим снял сапоги и фартук, оставил у входа Муму и зашел в трактир выпить. Идею посвятить объект 150-летию публикации повести «Муму» в «Современнике» предложил Л.Р.Немировский (художественный руководитель «Чаплин-клуба», в прошлом художественный руководитель «Санкт-Петербургского Дома юмора и сатиры»), он же стал автором текста на мемориальной доске.

Семиотическая природа объекта — знак-указатель. Как и положено масскульту, обыгрываются топонимы (при том, что Тургенев никогда на Покровской пл., ныне пл. Тургенева не жил, а Герасим в Фонтанке Муму не топил), поэтому в доме рядом на той же площади Тургенева расположен магазин «Накануне» (Садовая ул., 90). В массовой культуре из всего творчества И.С.Тургенева известно только «Муму» (первая публикация: Современник. 1854. № 3), которое знают все, и это закономерно, потому что повесть просто и выразительно излагает вечно актуальный сюжет: БЕСПРЕКОСЛОВНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ВЛАСТИ, КРЕПОСТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ ГОСУДАРСТВА.

Композиция «Муму» в Петербурге у клуба-кафе «Муму»

К 40-летию публикации «Муму» И.С.Аксаков писал, что Герасим является олицетворением «русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы…». Это написано в 1894 г. Немота выносливого и бесправного народа, все вариации на тему пушкинской ремарки «Народ безмолвствует», подчинение приказу, симбиоз из тайной зависти/ненависти к власти и наслаждения от подчинения ей вследствие страха наказания и любви к ежовым рукавицам и железной дисциплине — видимо, это те главные значения, которые сделали повесть «Муму» вечно актуальной в России. Кроме того образная система «Муму» позволяет соединить два важнейших концепта современной культуры: смерть (убийство) и смех, веселье. Веселое убийство — символ современной культуры в ее наиболее демократичных и массовых образцах, культуры, которая переварила садизм и сделала его своей концептуальной основой.

Об открытии см.: Аноним. На Неве чествуют Муму // Новые Известия. 2004. 23 марта (указано, что будет открыта мемориальная доска); Аноним. Муму на площади Тургенева // Санкт-Петербургские ведомости. 2004. 26 марта; Аноним. Про Муму не забыли // Труд. 2004. 26 марта; Аноним. Старался Горький, написал «На дне», а памятник поставили Муме! // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2004. 26 марта.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий