Композиция «Памяти Трезини» («Рука творца»). Открыта 7 июля 2003 г. Установлена во дворе д. 2 по Чернорецкому пер. (территория Музея городской скульптуры). Скульптор Наг Арнольди (Nag Arnoldi). Бронза. Высота скульптуры 280 см, высота круглого постамента 190 см. На постаменте информационная доска с надписью: «Nag Arnoldi. Наг Арнолди. „Отmaggio a Trezzini» dona del Cantona Ticino-Svizzera a San Pietroburgo per i 300 anni. Дар кантона ТичиноШвейцария Санкт-Петербургу по случаю 300-летнего юбилея со дня основания. 7.7.2003».
Трезини Доменико Андреа (1670 — 1734), архитектор и инженер, швейцарец по происхождению, с 1703 г. работал в России, среди его работ Петропавловский собор и здание 12 коллегий. Объект представляет собой руку, держащую «архитектурную форму». Постамент, как и скульптура, сделан из бронзы. Памятник лишен художественного значения, его появление объяснимо лишь обстановкой празднования 300-летия Петербурга. Змеевидные пальцы правой руки, держащие архитектурную форму, напоминают, скорее, об ожившем мертвеце, а не о творце архитектурных форм — тем более, что вместо большого пальца изображен еще один указательный.
Трудно сказать, были ли дьяволические коннотации сознательно внесены скульптором. Не исключено, что объект представляет собой трехмерный ребус: из куба, который держит рука, выходит двутавр, а буква «Т» может ассоциироваться с «Trezzini». Для небольшого двора объект слишком велик, во двор его поставили только для того, чтобы не уродовать им городскую среду. По мнению главного художника Петербурга И.Г.Уралова, «Рука» является трансформацией дерева: «Я представляю Трезини иначе. <…>Данная скульптура есть превосходный шанс доказать, что Петербург не является косным городом, городом исключительно академической скульптуры… тоже далеко не всегда безупречной в эстетическом отношении.
Данная скульптура является парковой. Лично я вижу в ней дерево, из которого рождается строение. Это именно скульптура, а не памятник. Но будет и памятник архитектору, проект которого уже есть, причем памятник — в классическом стиле» (цит. по статье: Глокман Ф. Рука творца на фоне Лавры // Невское время. 2003. 8 июля).
Первые сведения об объекте относятся к апр. 2003 г. Установка объекта была закончена к 4 июля 2003 г., открытие состоялось во время недели кантона Тичино (где родился Трезини) — части официальной программы Швейцарии, посвященной 300-летию Петербурга. См. также: Аноним. Швейцария подарит «Руку творца» // Известия (Санкт-Петербург). 2003. 5 июля. С. 7; Аноним. Из Тичино с уважением // СанктПетербургские ведомости. 2003. 8 июля; Галенко Е. Нам подарили руку Трезини // Вечерний Петербург. 2003. 8 июля; Рогозин О. Щедрые подарки «альпийских гномов» // Известия (Санкт-Петербург). 2003. 8 июля. С. 7; Трофименков М. Швейцарцы дали «Руку» на отсечение // Коммерсантъ. СанктПетербург. 2003. 8 июля. С. 16 («Памятник вызывает скорее ассоциации с такой классикой петербургской „расчлененки», как гоголевский „Нос» <…>»);
Воротников Э. Над Питером взметнулась «Рука творца» // Комсомольская правда (СанктПетербург). 2003. 9 июля. С. 6; <Фотография с подписью>// Газета (Петербург). 2003. 9 июля. С. 12; Аноним. В Питере появилась «Рука творца» // Санкт-Петербургский курьер. 2003. 10 июля. № 27. С. 3; Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 25. 14-2 0 июля. С. 19; Аноним. Вот Вам рука от Наги // Метро (Санкт-Петербург). 2003. 15 июля; Викторова А. «Рука творца» в Северной столице // Культура. 2003. 17-2 3 июля. № 28; Аноним. Земляки — гениальному Трезини // Утро Петербурга. 2003. 18 июля; Золотоносов М. Силиконовый бюст на нашей родине // Город: Петербургский журнал. 2003. № 29. 4 авг. С. 13; Он же. Дедушка с веслом // Московские новости. 2003. 12 — 18 авг. №31. С. 18.