Памятник А.А.Ахматовой в Петербурге на ул. Восстания

Памятник А.А.Ахматовой. Открыт 2 сентября 1991 г. Установлен перед входом в гимназию № 209 (ул. Восстания, 8). Скульптор Вадим Иванович Трояновский, архитектор Владимир Сергеевич Васильковский (1921 — 2002). Гранит (фигура, постамент). Высота фигуры 250 см, высота постамента 50 см. На лицевой стороне постамента надпись: «Анна Ахматова». На боковой стороне постамента надпись: «В дар гимназии от фирмы „Индэкс,,»; на плинте надпись: «Трояновский».

Памятник А.А.Ахматовой в Петербурге на ул. Восстания

Памятник, над которым скульптор работал с 1970-х гг. (одним из «промежуточных итогов» была мраморная Ахматова, купленная министерством культуры), создан к 100-летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой (1889 — 1966). Активную роль в установке сыграл бизнесмен Ю.А.Зорин, один из спонсоров памятника Гоголю (в школе, около которой памятник Ахматовой установили, училась его дочь), преодолевший сопротивление Аникушина и бюрократические заслоны. Ощущается некоторая близость к портрету 1914 г. работы Н.И.Альтмана, в то же время хорошо заметно, что особых хтетических амбиций у скульптора не было. Гранитная Ахматова — «закрытая», замкнутая в себе, скрывающая свои страдания, в том числе и будущие, живущая «в мертвом городе под беспощадным небом». Лучшее время для осмотра памятника — середина октября — начало ноября, когда мокрый гранит и свинцовое небо имеют один цвет и «рифмуются». Замкнутость психологическая, в том числе облика ее лирической героини, закрытой для любви и всех вторжений внешнего мира, объединяется с замкнутостью гранитной формы. «Одна на скамье подсудимых / Я скоро полвека сижу» (1960). Монолитная фигура Ахматовой имеет некоторые черты архаической скульптуры: неподвижная, прямая поза, практически без поворота вокруг вертикальной оси, некоторая угловатость, нет только архаической улыбки и нога положена на ногу. Кажется, что скульптор не столько органически строил тело, сколько создавал абстрактную тектонику статуи, пребывающей в покое, и потому отдельные части фигуры геометризированы. Памятник А.А.Ахматовой в Петербурге на ул. Восстания

Все эти особенности, утрирующие природу материала, гранита, выражают существенные черты в посмертном культовом образе Ахматовой, особенно характерном для атмосферы празднования ее столетия в 1989 г., прежде всего, ее «царственность», величественный облик «императрицы», чеканность и суровость ее формулировок, любовь к памятникам (см.: Жолковский А.К. К переосмыслению канона: советские классики-нонконформисты в постсоветской перспективе // Новое литературное обозрение. 1998. № 29. С. 66 — 67). В 1989 г. все эти характеристики еще не были подвергнуты реинтерпретации и деконструкции (см.: Жолковский А.К. Анна Ахматова — пятьдесят лет спустя // Звезда. 1996. № 9. С. 211 — 227). О творчестве Трояновского, в частности, о мраморной статуе Ахматовой, см. статью: Башинская И.А. Утверждение ценности духовной жизни человека // Художник Петербурга. 2000. Апрель. № 3. С. 10. Об открытии см.: Аноним. Подарили памятник <подпись к фотографии>// СанктПетербургские ведомости. 1991. 3 сент.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий