Памятник А.Д.Сахарову в Петербурге на пл. Сахарова

Памятник А.Д.Сахарову. Модель создавалась в 1998 — 2003 гг. Установлен в ночь с 3 на 4 мая, открыт 5 мая 2003 г. на пл. Сахарова. Скульптор Левон Константинович Лазарев (1928 — 2004). Бронза, валун (розовый гранит). Высота фигуры 320 см, наибольшая высота валуна 160 см. На валуне на лицевой стороне вырублена надпись: «Академик А.Сахаров». С тыльной стороны валуна врезана информационная доска из серого гранита с надписью: «Дар городу скульптора Левона Лазарева и жителей Санкт-Петербурга Андрея Степаненко, Валерия Гаврилюка, Виктора Елисеева, Исаака Кушнира. 2003».

Памятник А.Д.Сахарову в Петербурге на пл. Сахарова

Сахаров Андрей Дмитриевич (21.05.1921 — 14.12.1989), выдающийся советский физик-теоретик, принимавший участие в создании термоядерной бомбы, Герой Социалистического Труда (1953, 1956, 1962), правозащитник (с 1966 — 1967 гг.), подвергавшийся репрессиям, преследованиям и издевательствам со стороны КГБ СССР в 1970-е — 1980-е гг., русский демократ. Фигура Сахарова символизирует третий образ России, противостоящий двум наиболее распространенным: не дореволюционная Россия и не коммуно-советское прошлое, а «диссидентская» новая демократическая Россия, освободившаяся ото ВСЕХ исторических черт, в том числе и от «тысячелетних национальных архетипов» (об этой позиции «вождей диссидентского просвещения» см.: Гальцева Р. Тяжба о России: На рубеже столетий // Новый мир. 2002. № 8. С. 126). Памятник Сахарову — едва ли не единственный монументальный символ третьего варианта — России как страны, создаваемой по типу всех других цивилизованных стран.

История создания памятника Сахарову в Петербурге начинается в 1996 г. По информации, полученной от сотрудника Союза архитекторов Санкт-Петербурга З.П.Ивкиной (беседа 16 апр. 2002 г.), открытый конкурс проектов памятника Сахарову был объявлен в июле 1996 г. постоянной комиссией по образованию и культуре ЗакСа (председатель Л.П.Романков) и Санкт-Петербургским союзом архитекторов (см.: Кореневский М. Мемориал Сахарова//Вечерний Петербург. 1996. 19 июля); в число инициаторов конкурса входил правозащитник Антуан Аракелян. «В Петербурге продолжается открытый конкурс на разработку эскизного проекта мемориала Андрея Дмитриевича Сахарова <…>, объявленный Санкт-Петербургским Сахаровским центром, постоянной комиссией по образованию и культуре городского Законодательного собрания и Союзом архитекторов. „25 проектов представлены на участие в конкурсе», — сообщил <…>член жюри конкурса <…>Антуан Аракелян» (Аноним. Оцените проекты памятника Сахарову сами // Смена. 1996. 19 сент.).

«4 июля на заключительном слушании в Законодательном собрании представители мэрии, топонимической комиссии, депутатского корпуса, общественно-политических сил пришли к единому мнению: нет лучше места для создания мемориала, посвященного Сахарову и его идеям чем площадь Сахарова. А в середине июля Санкт-Петербургский сахаровский центр, городской парламент, Союз архитекторов через все крупные газеты и радиостанции объявили конкурс на лучший проект мемориала. Условия были такие: все государственные затраты на сооружение мемориала должны вписываться в сумму 30 тысяч долларов. Премия за лучший проект — 5 миллионов рублей» (Орешкин А. Памятник Сахарову: известно — где, не известно — что//Смена. 1996. 21 сент.). 19 сент. 1996г. в Доме архитектора состоялись открытые слушания (Там же).

Место установки памятника было определено Л.П.Романковым — площадь перед библиотекой Академии наук, получившая имя Сахарова в мае 1996 г. (по предложению того же Романкова; см.: Александрова О. Безымянную площадь у БАН предлагают назвать именем Сахарова // Невское время. 1996. 6 апр. С. 2; Сердитов А. Безымянная площадь готовится получить имя Андрея Сахарова // Смена. 1996. 11 апр.; Бойко О., Горбачева Е. В Петербурге появилась площадь имени Академика Сахарова // Невское время. 1996. 22 мая; распоряжение мэра № 496-р от 20.05.1996 «О площади и парке академика Сахарова»; в связи с переименованием на площади был проведен митинг с участием А.А.Собчака и Д.С.Лихачева, на здании Библиотеки Академии наук была укреплена информационная доска с надписью: «21 мая 1997 года на площади будет открыт памятник А.Д.Сахарову»; в «Реестре объектов городской среды Санкт-Петербурга», утвержденном как приложение к постановлению правительства СПб № 117 от 6 февр. 2006 г., указан топоним «пл. Академика Сахарова»).

Подача проектов была намечена на 9 сент. 1996 г., с 16 по 25 сент. проекты были выставлены в Союзе архитекторов. Первое заседание жюри состоялось 18 сент., второе и последнее 23 сент., когда были подведены итоги. В результате рейтингового голосования по сумме мест «относительно лучшим» был признан проект архитектора Е.М.Рапопорта, причем жюри подчеркнуло, что не считает возможным рекомендовать проект к реализации. Второе место заняли скульптор Алексей Дмитриевич Савинков и архитектор Маргарита Борисовна Кряжева; третье место — архитектор Олег Борисович Голынкин (протокол заседания жюри от 23.09.1996 хранится в Союзе архитекторов Санкт-Петербурга у З.П.Ивкиной).

Кстати, выставленный на конкурс проект скульптора Алексея Андреевича Архипова и архитектора Григория Ивановича Карелина был близок по образному решению к проекту Рапопорта: в гигантском яйце (бронза, 5×3,5 м) начались внутренние процессы, и оно начало разламываться на несколько частей (модели в гипсе и бронзе хранятся в мастерской скульптора). В итоге жюри приняло решение о необходимости объявить новый конкурс с привлечением иностранных участников, однако продолжения не последовало, причем, не потому, что не было денег (хотя 5 млн. руб., составлявших премию за первое место, Л.П.Романков собирал как частные пожертвования у депутатов ЗакСа), а ввиду общего нежелания заниматься этим памятником (в сент. 1996 г. власть в городе поменялась, и вместо мэра А.А.Собчака появился губернатор ВАЯковлев; стилистика и семиотика власти сразу стали иными). Впрочем, отмечалось, что за 30 тыс. рублей реализовать проект Рапопорта невозможно, по каковой причине жюри и решило объявить новый конкурс с привлечением иностранцев (Иванова Е. Памятник Сахарову останется на бумаге? // Невское время. 1996. 27 сент.; см. также об итогах конкурса: Богданович И. Конкурс будет продолжен // Невское время. 1996. 2 окт.).

Проект Рапопорта предусматривал создание «супрематического» (эпитет самого Рапопорта) амфитеатра (трансформированная агора, пространство для политических дискуссий, для агона — состязания в красноречии и борьбы мнений; см.: Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. С. 66 — 67), а в центре амфитеатра — «гранитный куб, рассеченный „естественной трещиной». В ее центре динамичная композиция из полированного металла и стекла, с лазерной подсветкой и светоцветовой программой. Лицевая сторона куба заполирована.

На боковых гранях его тексты с цитатами из работ и высказываний А.Д.Сахарова» (из пояснительной записки к проекту, которую вместе с изобразительными материалами Е.М.Рапопорт любезно передал автору при встрече 1 нояб. 2002 г.). Трещина, образовавшаяся вследствие взрыва внутри монолита, символизировала треснувший/взорванный тоталитаризм. Сам взрыв стал частью памятника, причем, он ассоциируется как с обвинениями Сахарова в «подрывной работе против Советского государства» (см. тассовку «О Сахарове А.Д.», опубликованную 22 янв. 1980 г. в день высылки академика в Горький), так и с активным участием Сахарова в создании водородной бомбы.

Надписи на боковых гранях куба: «Академик Андрей Сахаров. 1921 — 1989. Права человека. Нравственность. Политика. Свобода. Человечность. Разум. Гуманизм». Проект памятника, предложенный Рапопортом, — абстракция, татлинская по духу пространственная инсценировка кубистической картины (см.: Деготь Е. Русское искусство XX века. М., 2000. С. 22) с характерным «родовым знаком» — кубом, ассоциирующаяся как с «Черным квадратом» К.С.Малевича, так и с инсталляциями концептуалистов 1980-х — 1990-х гг., создававших пространственные метафоры мира.

Проект Рапопорта был весьма «литературным» и отсылал к описанной Е.И.Замятиным «площади Куба»: «Шестьдесят шесть мощных концентрических кругов: трибуны. <…>Вот один — стоял на ступеньках налитого солнцем Куба. А наверху, на Кубе, возле Машины — неподвижная, как из металла, фигура того, кого мы именуем Благодетелем» (Замятин Е.И. Мы // Замятин Е.И. Сочинения. М., 1988. С. 36 — 37). Рапопорт показывал этот Куб взорвавшимся изнутри. Другая ассоциация возникала с фразой Ю.В.Трифонова из романа «Нетерпение»: «Громадная российская льдина не раскололась, не треснула и даже не дрогнула. Впрочем, что-то сдвинулось в ледяной толще, в глубине, но обнаружилось это десятилетия спустя» (Трифонов Ю.В. Нетерпение: Повесть об Андрее Желябове. М., 1973. С. 529).

Видимо, какой-то неофициальный новый конкурс все же был объявлен, чему осталось одно свидетельство: 21 мая 1997 г., в годовщину дня рождения Сахарова, «комиссия под председательством Дмитрия Лихачева подвела итоги конкурса поступивших проектов. Они были созданы авторами из СанктПетербурга, Москвы, Армении, Канады, США, других регионов России и зарубежья. <…>Творческий коллектив петербургских зодчих и скульпторов продолжит работу над проектом мемориала с учетом рекомендаций жюри. Благоустройство площади и создание мемориала намечено осуществить благодаря спонсорской поддержке, в ближайшее время будет открыт специальный банковский счет» (Аноним. Памяти академика Сахарова // Невское время. 1997. 22 мая). Чем закончился этот международный конкурс, осталось неизвестным.

Левон Лазарев работу над памятником Сахарову начал в 1998 г. [см. изображение фигуры Сахарова (1998, тонированный гипс, 170 см) в журнале «Новый мир искусства», 1999. № 6 (11). С. 21]. «Несколько лет назад Левон Лазарев приглашал „Мемориал» (В.В.Иофе в этом принял активное участие) к участию в акции на площади Сахарова по презентации будущего памятника Сахарову. У нас в архиве есть фотографии и видеоматериал этой акции. Макет памятника демонстрировался в зале истфака, затем был вынесен на площадь „на примерку». Там же состоялся митинг» (из письма И.А.Флиге автору от 29.01.2003).

Примерка полутораметровой модели памятника состоялась в двадцатых числах мая 1999 г. и была приурочена ко дню рождения Сахарова (сообщено И.А.Флиге; ни в одной из городских газет упомянута не была). Первоначально предполагалось, что вокруг памятника будет сделан амфитеатр с валунами, на которых можно будет сидеть; тем самым создавался образ аудитории для дискуссий, который был позаимствован у Рапопорта вместе с местом расположения и ориентацией памятника на Менделеевскую линию и философский факультет университета (Рапопорт отказался от предложения скульптора подготовить архитектурный проект); архитектором памятника, как указал нам Лазарев, являлся поначалу И.Г.Уралов [о чем см. единственное упоминание: Золотоносов М. Скульптурная эпидемия // Аргументы и факты (Петербург). 2002. 17 апр. № 16. С. 16], правда, впоследствии Уралов от участия в работе отказался.

.

Затем на этих камнях, по идее Уралова, должны были выбить математические и физические формулы, однако, скульптор от камней отказался вообще (одна из причин отказа — дороговизна: стоимость одного обработанного валуна достигала, по словам Лазарева, 1000 долларов), оставив только один большой валун, на который и поставлена фигура «дискуссионного» академика. В февр. 2003 г. в Региональном архитектурно-художественном фонде производилось компьютерное моделирование памятника: стоящая на валуне фигура академика была еще окружена моделями атомов с электронами на обручах-орбитах, которые «висели» в пространстве вокруг постамента (он предполагался более высоким, чем в установленном варианте).

На художественном совете был утвержден именно этот эскиз (благодарим сотрудника Регионального архитектурно-художественного фонда Н.Т.Гремицкую за предоставление фотомонтажа), но затем Лазарев отказался и от моделей атомов (ввиду их сложности в установке), что вызвало (уже в начале мая 2003 г., перед самым открытием памяника) резко негативную реакцию И.Г.Уралова, видимо, стремившегося подчеркнуть, что Сахаров — именно физик, а не диссидент и правозащит-ник. В итоге архитектора у памятника не оказалось, и можно отчасти согласиться с теми, кто говорил и говорит об отсутствии осмысленного архитектурного решения.

Фигура Сахарова, выполненная в импрессионистической манере из позеленевшей бронзы, словно «наляпанной» на каркас, не стоит, а как бы парит, лишенная веса; в профиль представляет собой вытянутую S-образную. Это странный Сахаров, залетевший к нам из другого мира, пластическое выражение фразы «не от мира сего. Не физик-теоретик и не правозащитник, а Сократ, гонимый демосом, слабый физически (В.П.Некрасов вспоминал, что ему грели не только кисель, но и селедку, потому что он не выносил ничего холодного, — см.: Некрасов В.П. Странный человек // Сахаровский сборник. N.Y., 1981. С. 163), но твердый духом. Руки отведены назад, за спину — это одновременно и руки зека, и крылья ангела, пытающегося взлететь. Поскольку памятник является «альтернативным», то фигура стоит на «антипостаменте» — гранитном валуне.

Распоряжение губернатора № 794-ра от 20 мая 2002 г. «Об установке в Санкт-Петербурге памятника академику А.Л.Сахарову» (вышло накануне дня рождения Сахарова), подписанное вследствие активности инициативной группы во главе с И.Я.Кушниром, предписало установить памятник в 2002 г. на пл. Сахарова (указывалось, что монумент — дар скульптора Л.К.Лазарева, СПБ отделения Всемирного клуба Ротари и граждан В.Д.Елисеева, И.Я.Кушнира и Р.С.Свирского). В марте 2002 г. автор имел возможность видеть в одной из мастерских Лазарева (на Народной ул., 28) гипсовую модель высотой 320 см (об этом см. в нашей статье: Похабник Барков — в прошлом Ленин // Московские новости. 2002. 16-2 2 апр. № 15. С. 23; приведено фото).

Первоначально установка была намечена на осень 2002 г.; по сведениям, полученным от Лазарева 12 сент. 2002 г., фигуру обещали отлить к середине ноября 2002 г., а установка казалась возможной 14 декабря 2002 г., к годовщине смерти, но это не состоялось. По сведениям, полученным от скульптора 2 нояб. 2002 г., установка была окончательно намечена на май 2003 г. (впервые сообщение об открытии памятника 5 мая 2003 г. см: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 16. 28 апр. — 11 мая. С. 4; открытие было включено в программу торжественных мероприятий, подготовленную комитетом по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга).

Организационная работа по установке началась в янв. 2003 г. (см. упоминание в материале: Подарки? В сад! [Беседа Л.Леусской с главным художником И.Г.Ураловым] // СанктПетербургские ведомости. 2003. 13 февр). 28 апр. возник острый конфликт с руководством университета, которое (устами главного инженера и, возможно, не без подсказок спецслужб) выступило против установки памятника Сахарову и даже угрожало демонтировать уже уложенное основание, и только обращение И.Я.Кушнира к средствам массовой информации (пресс-конференция состоялась в Интерфаксе 29 апр. 2003 г.) позволило продолжить работу.

«Накануне события скульптор Лазарев на специально созванной пресс-конференции предъявил копию факса от главного инженера СПбГУ, в котором тот уведомлял о недопустимости какой бы то ни было строительной деятельности на примыкающей к университету территории, поскольку памятник Андрею Сахарову помешает традиционным линейкам, на которых первокурсники проходят посвящение в студенты» (Олькина М., Соболев А. Академика Сахарова приставили к Петербургскому университету // Коммерсантъ. 2003. 6 мая. С. 4). «<…> За неделю до назначенной даты официального открытия монумента на голову организаторов посыпались, мягко говоря, неприятности. Сначала скульптору Левону Лазареву позвонил человек, представившийся главным инженером Петербургского государственного университета, и заявил, что руководство вуза-де возражает против установки памятника там, где его хотят установить.

Заметим, что, по информации Лазарева, когда он представлял макет будущего памятника в стенах Университета, воодушевленные студенты и профессура сами вынесли изваяние Сахарова во двор с криками: „Вот здесь он должен стоять!» В официальных же документах четко названо место установки 320-сантиметровой бронзовой фигуры академика: „…на площади, носящей его имя». <…>По центру площади уже давно подготовлено основание для памятника, но сейчас университетское начальство почему-то пришло к выводу, что небольшая скульптура будет… мешать празднику посвящения в студенты, который традиционно проходит именно на этом месте в начале сентября. В то же время, по данным лидера „сахаровской» инициативной группы Исаака Кушнира, аккурат посреди площади с весны по осень работает сезонный пивной бар. Так, может, это хозяину бара не нравится Андрей Дмитриевич?.. Так или иначе, звонившие „от Вербицкой» (ректора Университета) якобы пригрозили, что плиты, положенные в основание памятника, снесут.

Одновременно с этой напастью последовала и другая. <…>Свое вето — подчеркнем: за несколько дней до запланированного открытия памятника — неожиданно наложил главный художник города Иван Уралов. Дело в том, что согласно ранее утвержденному макету у подножия нобелевского лауреата должны были двигаться по орбитам всевозможные стилизованные атомы и ядра, а по площади предполагалось разбросать каменные „листки» с цифрами и формулами. „Технически это очень трудно осуществимо, — горячится Кушнир, — а главное — значительно удорожает проект. Мы и эти-то деньги еле собрали…» (Последний тезис требует уточнения: памятник возводится на пожертвования частных лиц.) Не по душе главному петербургскому художнику и то, что на постаменте хотят написать просто: „Сахаров».

По одной из версий, господин Уралов сам собирался каким-то образом поучаствовать в создании памятника Андрею Дмитриевичу, но не вышло. Внезапное сопротивление со стороны Университета, опять же по одной из версий, объясняют тем, что первый проректор этого вуза якобы является родственником господина Уралова. Так это или не так, но, по мнению инициативной группы, „чего же ждать от чиновника, который позволил наводнить город кошками, швейками, бендерами?.. Это — его вкус! Наверное, по его понятиям, Петербург должен представлять не Сахаров, а Нагиев и Трахтенберг!» <…>Примечательно, что с родными человека, которому ставят памятник, проект не согласовывался, и никто из них приезжать на торжественное открытие не собирается. Памятник А.Д.Сахарову в Петербурге на пл. Сахарова

Впрочем, говорят, что в Петербурге была подруга вдовы Сахарова, фотографировала скульптуру, и якобы сама Елена Боннэр, посмотрев снимки, сказала: „Да, это он. Только у него ноги были длиннее…» Впрочем, Исаак Кушнир откровенно говорит, что мнение вдовы Андрея Дмитриевича его не особенно интересует, поскольку „госпожа Боннэр — дама крайне политизированная», а для участников инициативной группы „увековечиваемый» — прежде всего ученый» [Стрельникова В. Я узнал его со спины // Новая газета (Санкт-Петербург). 2003. 5 — 7 мая. №31. С. 15].

Памятник был установлен исключительно благодаря настойчивости инициативной группы во главе с Кушниром, в которую также входили Андрей Степаненко, Валерий Гаврилюк, Виктор Елисеев и др. (Ротари-клуб как спонсор отпал). Был использован фундамент для памятника Т.Г.Шевченко, заложенный еще в 1995 г. (в соответствии с распоряжением мэра № 185-р от 09.03.1994 «Об установке памятника Т.Г.Шевченко»). Комментарий к надписи. Степаненко Андрей Николаевич — генеральный директор ОАО «Фонд имущества СанктПетербурга». Гаврилюк Валерий Васильевич — президент группы компаний «Термекс». Кушнир Исаак Яковлевич — начальник технической подготовки производства ОАО «Электросила», коллекционер.

Предварительная информация об открытии объекта: Гремицкая Н.Т. Васильевский остров помолодел // Дизайн и строительство (Санкг-Петербург). 2003. № 1. Весна. С. 36 — 37; Аноним. Тому, кто не боялся говорить правду // Невское время. 2003.30 апр. (Лазарев: «Я задумал этот памятник много лет назад, тогда это была полутораметровая скульптура, где академик Сахаров был изображен в смирительной рубашке <…>»); Смена. 2003. 5 мая. С. 2 (Е.Г.Боннэр против установки памятника); Аноним. Памятник Сахарову откроют экспрезиденты // Вечерний Петербург. 2003. 5 мая. С. 1 (имеется в виду мистификационное сообщение в «Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга» о том, что на открытие ожидается прибытие М.С.Горбачева и Б.Н.Ельцина);

Аноним. Без заглавия // Газета (Санкт-Петербург). 2003. 5 мая. С. 3. Об открытии см.: Аноним. Академик Сахаров в бронзе // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 6 мая; Аноним. Андрей Дмитриевич остановился на площади // Вечерний Петербург. 2003. 6 мая; Аноним. Памятник правозащитнику// Известия (Санкт-Петербург). 2003. 6 мая. С. 9; Золотоносов М. Сократ, гонимый демосом // Московские новости. 2003. 6 — 12 мая. С. 22; «Не надо никаких памятников» (беседа с Е.Г.Боннэр) // Там же; Мальцев Д. Прорвавший блокаду // Российская газета. 2003. 6 мая. С. 1; Пришедко И. Горбачев к Сахарову не приехал // Смена. 2003. 6 мая. С. 2; Рубцова В. Дань чести и совести // Невское время. 2003.6 мая; Свердлов И. «А ведь Андрей Сахаров так все это ненавидел!»: В Петербурге открыт памятник Андрею Сахарову // Газета (Санкт-Петербург). 2003. 6 мая. С. 2; Аноним. Открыт памятник Сахарову // Смена. 2003. 8 мая. С. 3; Аноним. Первый в России // Санкт-Петербургский курьер. 2003. 8-1 5 мая. № 18. С. 3; Аноним. «Я на углу у ЛГУ…» // Метро (Санкт-Петербург). 2003. 12 мая; Аноним. <Без заглавия>// Октябрьская магистраль. 2003.

16 мая («Сам памятник, созданный известным петербургским скульптором Л.Лазаревым, вызвал неоднозначную реакцию собравшихся. И хотя с трибуны все выступающие единодушно восхищались творением Лазарева, в толпе можно было услышать не самые приятные слова в адрес скульптора. „Лазаревский» Сахаров выглядит слегка „прижатым», но гордым»).

Негативные оценки неподготовленных к восприятию искусства зрителей памятник получал и позже: «Вид у нашего секретного физика действительно жалкий. Спеленутые за спиной руки, но в то же время ершистость и несломленность в позе, в гордо поднятой голове типичного и чуть карикатурного интеллигента. Это, по сути, памятник не А.Д.Сахарову, одному из создателей отечественной водородной бомбы, трижды Герою Социалистического Труда, лауреату ленинских и государственных премий, а карикатура в бронзе, некий не совсем дружественный шарж на человека, возвысившего свой голос против Системы <…>» (Каралис Д.Н. Бойтесь чиновников, дары принимающих // Невское время. 2007. 12 янв. С. 11).

Писатель Е.А.Игнатова тоже негативно оценила работу Лазарева: «Скульпторы-монументалисты изживают наследие прошлого, подменяя пафос пародией и гротеском. Мечта любого скульптора — поставить свое произведение в историческом центре города. Но включение новых памятников в сложившийся архитектурный контекст требует особого такта. Это удалось Михаилу Шемякину, с его Петром I в Петропавловской крепости — и не удалось Левону Лазареву, автору памятника академику Сахарову на Стрелке Васильевского острова. В 2003 году на площади между Библиотекой Академии наук и зданием Двенадцати коллегий — главным корпусом Петербургского университета — появился зеленый сталагмит, установленный на камне.

Трехметровая, неестественно вытянутая фигура смущала студентов, ее сравнивали то с сосиской, го с сосулькой и терялись в догадках, почему Сахаров зеленый? <…>Гротескный памятник Сахарову — одна из последних работ талантливого скульптора Лазарева, но место для него выбрано неудачно. Насколько это важно, Лазарев знал по собственному опыту: в 1970-х годах на Невском проспекте появился его памятник жертвам расстрела демонстрации в 1917 году — человек, лежащий на кромке тротуара. Скульптуру вскоре убрали, потому что в сумерках ее принимали за пьяного, выползавшего на проезжую часть. Памятник Лазарева Льву Толстому в Новосибирске, решенный в экспрессивном стиле, тоже простоял недолго — по замыслу скульптора, в корпусе памятника были оставлены дыры, и при сильном ветре Толстой начинал выть.

Я вспомнила об этом при виде памятника Сахарову, выросшего, как гигантская сосулька, на площади рядом с гармоничными зданиями Двенадцати коллегий и Библиотеки Академии Наук» (Игнатова Е.А. Памятники как память // Иерусалимская антология, сайт www.antho.net/library/ignatova/pamyatnik.html). См. также мнение постоянного автора газеты «Завтра»: «Хороший памятник академику Сахарову получился у питерского скульптора Лазарева. Интимный, с глубоким внутренним смыслом, отражающий противоречивую сущность искателя правды, защитника человеческих прав, так и не сумевшего понять, что, действуя по указке ненавидящей Россию и все русское своей жены Елены Боннэр, ставшей нынче мощным рупором ЦРУ, „век свободы не видать». Только уж больно неудачное место выбрали этому творению петербургские градостроители. Думается, что удачно вписался бы он в пространство двора филологического факультета Санкт-Петербургского университета, где пока расположилась своего рода свалка из бронзовых чертей „Скамьи советов», безногой „Мадам Баттерфляй», отцеживающей молоко из грудей, головы Бродского, почему-то положенной на рваный саквояж; совсем неуместной здесь аляповатой доски с изображением Святой Ксении Блаженной и карикатурного до неприличия Александра Блока» (Ямщиков С. Памятники беспамятству // Завтра. 2007. 11 июля. № 28).

Из интервью Л.Лазарева (уточняются некоторые детали истории создания памятника и его рецепции): «Как складывалась история памятнику Сахарову? Вас не огорчило резкое отношение к этому вдовы академика Елены Боннэр? — Я бы не сказал, что ее отношение было таковым. По крайней мере, меня это „обошло». Поначалу мы задумывали этот памятник вместе с Женей Раппопортом. Он сделал архитекторский проект без скульптуры, а я в это время уже заразился идеей и стал делать для себя фигуру размером метр шестьдесят. Там было больше политической окраски, чем получилось в конечном результате, когда я сделал Сахарова в смирительной рубашке. Потом в университете была выставка нескольких художников, и я принес эту фигуру, которая всем очень понравилась.

После выставки студенты вытащили ее на улицу, поставили на камень, и образовался стихийный митинг. Исаак Кушнир — большой умница, коллекционер, прекрасно разбирающийся в искусстве, сказал: „Я лягу костьми, но этот памятник будет стоять». А где деньги взять на это дело, было неизвестно. Я сделал фигуру бесплатно, в подарок городу, а Кушнир нашел людей, которые оплатили бронзу и установку. А от Елены Боннэр ко мне на дачу, где я делал скульптуру, приезжала ее подруга… кажется, Галина Авербух. Ей фигура понравилась, она ее сфотографировала, а потом сказала мне, что Боннэр была довольна и сказала, что „это Сахаров, только вот ноги у скульптуры длиннее». А вот когда москвичи сказали, что тоже будут делать ему памятник, тогда она очень резко воспротивилась» (Как Лазарев лепил Немировича и Станиславского — размещено в интернете на сайте газеты «Версия в Питере», дата: 2004. 15 марта).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий