Памятник А.Нобелю в Петербурге на Петроградской набережной

Памятник А.Нобелю. Открыт 20 октября 1991 г. Установлен на Петроградской наб., около дома 24. Скульпторы Павел Онуфриевич Шевченко и Сергей Юрьевич Алипов, архитектор В.Н.Жуйков. Бронза, стекло. Высота скульптуры 670 см, постамента — 50 см. На постаменте надпись: «A. NOBEL».

Памятник А.Нобелю в Петербурге на Петроградской набережной

Памятник Нобелю — самый актуальный монумент для рубежа XX и XXI веков (1999-2001 гг.). Нобель Альфред Бернхард (1833 — 1896), шведский химик, изобретатель и промышленник, в 1843 — 1850, с 1853 жил в Петербурге. В 1866 г., смешивая нитроглицерин с тонко размолотой глиной (кизельгуром) и кальцинированной содой, получил динамит. Таким образом, этот памятник посвящен 125-летию изобретения динамита. Открыт накануне дня рождения Альфреда Нобеля (21 окт.). В д. 24, около которого памятник расположен, находилась контора заводов Нобеля, отца Альфреда.

Конкурс на памятник Нобелю был объявлен в 1989 г., инициаторами выступили Нобелевский фонд (Швеция) и Международный фонд истории науки (Волошина В. Одиночество инженера Нобеля // Вечерний Петербург. 1991. 21 окт.; Аноним. Возвращение Нобеля // Санкт-Петербургские ведомости. 1991. 23 окт.). К первому туру конкурса Шевченко и Алипов подготовили два проекта, и прошли оба. Во втором туре их проект набрал максимальное количество баллов — 60 (проекты оценивали представители Нобелевского фонда, специально приехавшие в Петербург), а проект, занявший второе место, — 21 балл. В окт. 1990 г. был установлен закладной камень объекта с бронзовой композицией, дававшей представление о стилистике будущего монумента; на камне была укреплена доска с надписью: «A.Nobel. Здесь в 1991 году будет открыт памятный знак». Впрочем, бронзовую композицию через три дня сняли, опасаясь кражи.

На открытии памятника присутствовали президент Нобелевского фонда Л.Гилленстен и исполнительный директор фонда М.Сульман. См. также: Лисицына А. Все дороги ведут в Петербург // Смена. 1991. 22 окт.; Кутейникова Н. Памяти Альфреда Нобеля // Невский вестник. 1991. 15 нояб. № 9. С. 10; Долгопятова Е. Памятник Альфреду Нобелю // СанктПетербургские ведомости. 1996. 22 мая. С. 6. Фотографии открытия см. в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов (№№ Ар 174894, Ар 174895). Необычайно экспрессивный монумент, изображающий взрыв, одновременно и модернистический, и супернатуралистический. Фор ма, возникшая как «стоп-кадр» разлетающихся в разные стороны оплавленных фрагментов физических объектов. Мотив деструкции здесь доведен до логического и эстетического предела.

За десять лет памятник сильно изменился — и физически, и концептуально. Автор при создании предпринимал усилия для консервации блестящей поверхности бронзы, рабочие обещали покрыть ее специальным лаком, но обманули. В итоге бронза, вначале сверкавшая, как золото, почернела, перестало блестеть и стекло. В заметках об открытии подчеркивалось, что основа памятника — «светло-золотистое дерево, выше — летящий сквозь бесформенные темные массы голубь» (Волошина В. Одиночество инженера Нобеля // Вечерний Петербург. 1991. 21 окт.). «<…> В латунно-бронзовых ветках чьи-то глаза, птицы, размытые силуэты смешиваются с каплями дождя. Дерево блестит вкраплениями витражей и поражает прохожих своим сюрреалистическим видом <…>» (Кожевникова Н. Вечное дерево Альфреда Нобеля // Невское время. 1991. 22 окт.).

Таким образом, в первоначальной концепции нетрудно было увидеть пластическое выражение мифопоэтического образа мирового древа, Yggdrasill скандинавской (!) мифологии (Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. С. 398 — 406; Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М., 1997. С. 99, 101). Почернев и запылившись, П.О.Шевченко Композиция. Бронза бронза стала «графичной» и уже ассоциируется не с «древом» (жизнью), а со смертью, которую несет взрыв. Кроме того, на памятник покушались хулиганы: «Памятник (Нобелю — М.З.) молодой, ему только два года, но он уже подвергался нападению, были попытки сломать одну из его частей — птицу, символ дерзания и полета человеческой мысли» (Елисеева М. О памяти, и не только о ней // Санкт-Петербургские ведомости. 1993. 29 окт.). Памятник А.Нобелю в Петербурге на Петроградской набережной

20 июля 2005 г. объект был отмыт от накопившейся сажи и окислов металлов и приобрел первоначальный вид. «В целях сохранения достойного облика исторических мест Санкт-Петербурга и в продолжение добрых традиций меценатства ЗАО „Группа Нобель» намерено взять под опеку памятник А.Нобелю, члену династии, внесшей неоценимый вклад в развитие России» (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2005. № 27. 18 июля. С. 34). О мытье объекта см. также: Аноним. Предприятие берет шефство над памятником // Петербургский час пик. 2005. 20-2 6 июля. № 29. С. 2; Заспа А. Купание великого мецената // Невское время. 2005. 21 июля; Кузнецова Е. «Нобель» помыл Нобеля // Недвижимость и строительство Петербурга. 2005. 25 июля — 1 авг. № 28. С. 14; Стрельцова X. Памятник Нобелю помыли. Теперь реставрировать будут // Вечерний Петербург. 2005. 27 июля. С. 6; Шигина А. Древу Нобелей цвести // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 28 июля.

Ср. с мыслями скульптора об экстравертности бронзы: «Камень или металл принципиально разные „существа». Камень, например, интровертен. Он хранит в себе собственную тайну, он замкнут на себе, самодостаточен. Скульптору надо увидеть скрытый в каменной глубине образ и выявить его. Бронза же, напротив, экстраверт: стремится к растеканию, распространению вовне. Она подвижна, изменчива, восприимчива к иной материи. Бронза гибка и, в зависимости от образа, позволяет включать в себя и стекло, и сталь, и смальту, причем в любых вариациях. И это оказывается не инкрустацией, а равноправным соприсутствием материалов. Она наиболее адекватна моему ощущению пространства, которое также течет, изменяется» (цит. по статье: Воронина А. Не событийность, а со-бытие // Художник Петербурга. 2000. Апрель. № 3. С. 12). О Шевченко см. хсе: Герман М.Ю. Павел Онуфриевич Шевченко // Скульптура: (История и современность): Сборник научных статей. СПб., 2002. Часть 1. С. 42 — 47.

Отмечено, что работам Шевченко свойственна «рафинированная культура поверхности». «Мерцание и полихромия материалов, неожиданная кружевная легкость металла, воздух, струящийся по поверхности бронзы и словно бы затуманивающий кое-где по продуманной автором схеме непреклонный силуэт памятника <…>» (с. 45). О памятнике Нобелю: «<…> Смотрел на бронзовое дерево с вкраплениями разноцветных прозрачных кристаллов, на эти бронзовые, населенные едва угадываемыми диковинными персонажами ветви <…>» (с. 46). См. также: Полищук О. Символы Питера размножаются // Gaudeamus: Городская студенческая газета. 2006. 18 окт. № 26.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий