Памятник «Александр Невский коленопреклоненный перед иконой Божьей Матери» в Петербурге в поселке Ленинское

«Александр Невский коленопреклоненный перед иконой Божьей Матери». Скульптура открыта в апреле 2000 г. Установлена в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской обл. (Советская ул., 44) на территории храмового комплекса, около церкви святых равноапостольных Константина и Елены. Скульптор Альберт Серафимович Маркин. Бронза. Высота фигуры 220 см, высота бронзового плинта 10-2 0 см. Несанкционированный памятник.

Памятник «Александр Невский коленопреклоненный перед иконой Божьей Матери» в Петербурге в поселке Ленинское

Г.И.Чаркина, жена А.С.Чаркина, сообщила нам, что в основе события, которое изображает памятник, лежит легенда, согласно которой в начале похода против шведов в 1256 г. князь Александр Ярославич (ок. 1220 — 1263) якобы молился перед иконой Божьей Матери в церкви свв. Константина и Елены, расположенной именно там, где ныне находится поселок Ленинское (до 1947 г. Хаапала). Однако в биографических источниках и литературе об Александре Невском говорится лишь о молитве князя Александра в Софийском соборе Новгорода перед Невской битвой (Житие Александра Невского; см. также: Клепинин Н.А. Святой и благоверный великий князь Александр Невский. М., 1993. С. 49; Пашуто В.Т. Александр Невский. М.; Екатеринбург, 1995. С. 60; Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы. СПб., 1995. С. 15 — 43), других же отмеченных молитв о даровании победы (описание которых входило, прежде всего, в литературный этикет — см.: Лихачев Д.С. Поэтика дневнерусской литературы. 3-е изд., дополненное. М., 1979. С. 87) не зафиксировано (см. о лыжном походе в Финляндию по льду Финского залива: Пашуто В.Т. Указ. изд. С. 117). Иными словами, памятник посвящен несуществующему, воображаемому событию (хотя проходить с войском через эту местность князь теоретически мог), основан на фантазии новорусского заказчика. Это классический бодрийяровский симулякр, в эстетическом отношении — кич, являющийся выполнением заказа на «патриотическую скульптуру» и раскрывающий важнейшую грань деятельности А.С.Чаркина. Вследствие всего этого объект и включен в каталог в виде исключения — несмотря на то, что расположен в Ленинградской области. Попутно укажем, что у современных жителей пос. Ленинское существует поверье, что именно здесь скрывался от царского правительства Ленин (автору даже показали место, где некогда стоял дом, в котором жил Ленин). На самом деле это такой же миф, как и молитва Александра Невского: кажется, эта местность порождает симулякры.

Каменная церковь Константина и Елены и другие сооружения красивого храмового комплекса на так называемой «Бабушкиной горе» («Яммялянмяки» — местное название) были построены в 1998 — 1999 гг. по проекту архитектора Ф.К.Романовского на деньги бизнесмена Константина Вениаминовича Голощапова (на его же деньги создана и установлена скульптура) в бывшей деревне Хаапала, ныне поселок Ленинское (см.: Земля Невская православная: Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Краткий церковно-исторический справочник. СПб., 2000. С. 68; о Голощапове см. во вступит, ст.). Освящение церкви состоялось 11 сент. 2001 г. (т.е. накануне того дня, который православная церковь посвящает Александру Невскому: именно 30 авг./12 сент. 1724 г. по повелению Петра I мощи святого были доставлены из Владимира и помещены в Благовещенскую церковь), освящение произвел сам патриарх Московский и всея Руси Алексий II (см.: Олькина М. Алексий II посеял в Ленобласти вечное // Коммерсанты СанктПетербург. 2001. 12 сент. С. 15; Сидорин В. Храм как центр духовного возрождения // Вести. 2001. 13 сент.). Храмовый комплекс включает три церкви, вся территория обнесена забором, внутри размещены даже лавка церковных и аптечных товаров и беседка с небольшим фонтаном, украшенным женской фигурой. Около церкви автор, осматривавший комплекс летом 2002 г., увидел 8 елочек, рядом с каждой — медная табличка, например: «Почетный ктитор храма Голощапов Константин Вениаминович посадил эту ель в память о посещении храма равноапп. Константина и Елены в день освящения. 11 сентября 2001 г.». В тот же день елочки посадили (о чем свидетельствуют другие медные таблички) патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, глава администрации президента А.С.Волошин, представители президента в Северо-Западном и Центральном округах В.В.Черкесов и Г.С.Полтавченко, губернатор Ленинградской области В.П.Сердюков и президент Российской Академии художеств, «главный скульптор эпохи» З.К.Церетели. В результате получился «тематический парк».

Фигура Александра Невского изображена коленопреклоненной (князь опирается на левое колено), в согнутой правой руке шлем, в левой — меч; поверх кольчуги надета мантия, на груди четырехконечный крест. Все детали стандартны, фигура статична и маловыразительна, детально проработаны пластинки кольчуги, узор на шлеме и орнамент на одежде; скульптор стремился к «усредненному жизнеподобию». Взгляд князя обращен на небольшую изящную «часовенку» (облицована известняковыми плитами), увенчанную куполом с шестиконечным крестом (это образ той церкви, в которой князь молился в 1256 году). На «часовенке» находится икона Богоматери с младенцем Христом, обращенная к князю; справа и слева от «часовенки» симметрично установлены две вертикальные гранитные стелы высотой 100 см каждая, на которых укреплены пластины из желтого металла. На левой пластине выгравирована надпись: «Односельчане пос. Ленинское. Участники Великой Отечественной войны 1941 — 1945 г. Ушедшие из жизни после войны, в разные годы. Вечная память», ниже — 58 фамилий; на правой пластине выгравированы 62 фамилии. Композиция из бронзовой скульптуры, «часовенки» и двух стел размещена на невысоком подиуме со стандартным плиточным мощением площадью примерно 8×10 м, над которым летом 2002 г. устанавливался декоративный навес с оформлением из кованого металла. С одной стороны навес украшен мечом, с другой — шестиконечным крестом, причем, в мече видны черты креста, а крест напоминает меч. Памятник «Александр Невский коленопреклоненный перед иконой Божьей Матери» в Петербурге в поселке Ленинское

Поскольку православным молиться надо, стоя на двух коленях (на одно колено во время молитвы становятся католики, с которыми князь воевал; хотя в «Житии Александра Невского» и есть фраза: «<…> вниде вь церковь святыя Софья и паде на колъно пред олтарем и нача молитися <…>», понимать «кольно» тут надо как множественное число — «колени»), смысл эпизода, «инсценированного» безграмотным в религиозном отношении скульптором, сводится к тому, что князь не молится, а приносит воинскую присягу перед битвой за православную веру с католическим миром [см. солдата, преклонившего одно колено и целующего знамя части, на обложке брошюры Г.С.Карнеева «Воинские и патриотические ритуалы» (М., 1989); ср. также с фигурами воинов, преклонивших одно колено, с автоматами в руках, входящими в состав мемориала Е.В.Вучетича и Я.Б.Белопольского в Берлине (Белопольский Я.Б. Памятник воинам Советской армии, павшим в боях с фашизмом: Сооружен в Берлине. М., 1950. Илл. 16, 17), а также с монументом «Защитникам Родины» (1970) Н.В.Томского в Саранске, в состав которого входит фигура коленопреклоненного воина с мечом в руках]. Но принося присягу, князь стоит перед иконой Божьей матери — парадокс, вполне логичный для кича.

В памятнике соединены военные и религиозные смыслы (что снова акцентирует внимание на военной сущности православия), различные исторические эпохи (XIII и XX века) и нестыкуемые стилистики парадного «столичного» монумента и скромного поселкового мемориала умершим ветеранам-односельчанам. Тяжелая темная бронза не сочетается с легким, воздушным стилем красивых бело-голубых храмов, как та же бронза никак не соединяется с известняковой «часовенкой», украшенной иконой современного письма, гранитными стелами, «ресторанным» навесом с металлическими украшениями и плиточным мощением. Сверх всего голова, ее наклон, лицо отсылают к изображениям Иоанна Крестителя на картине А.А.Иванова «Явление Христа народу» (1837 — 1857) и Христа на картине И.Н.Крамского «Христос в пустыне» (1872). Все это вопиющее разностилье весь этот стихийный «постмодернистский» монтаж разнородных изображений и является характернейшим признаком кича. По сведениям, полученным в нояб. 2002 г. из администрации муниципального образования «Выборгский район Ленинградской облати», «по установке памятника на территории храмового комплекса в поселке Ленинское распоряжение главы администрации не принималось». Упоминание см.: Косицкая Н. Александр Невский готов встать // Комсомольская правда (Санкт-Петербург). 2002. 30 апр. С. 7. Подробнее об объекте см. в наших статьях: Чтото с памятником моим стало // Город: Петербургский журнал. 2003. № 9 (44). 10 марта. С. 15; Чижик и компания: Кич в монументальном и декоративном искусстве Петербурга: 1994 — 2002 // Столичный стиль (Москва). 2003. № 4. С. 63 — 64. В кн. «Альберт Чаркин. Жизнь в искусстве» (СПб., 2002. С. 151, 163) ошибочно указано, что объект расположен в пос. Рощино и что он был открыт в 2001 г.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий