Памятник Ф.А. Герстнеру в Петербурге

Памятник Ф.А. Герстнеру. Открыт 30 октября 2007 г. Установлен в Световом зале Витебского вокзала (Загородный пр., 52). Скульптор Салават Александрович Щербаков (Москва). Бронза, гранит. Высота фигуры 250 см. На лицевой стороне постамента надпись (накладными буквами): «Франц Антон фон Герстнер». Ниже бронзовая доска с надписью: «Автор и строитель первой железной дороги в России Санкт-Петербург — Царское Село — Павловск. Открыта 30 октября 1837 г.». На правой боковой стороне плинта надписи: «С.Щербаков 2007»; «Лит Жуковский APT».

Памятник Ф.А. Герстнеру в Петербурге

Герстнер Франц Антон (1793 — 1840), чешский инженер и предприниматель. Предложил Николаю I построить железные дороги Петербург — Москва — Одесса (или Таганрог), Москва — Нижний Новгород и Москва — Коломна. Специальная комиссия, назначенная императором, осторожно разрешила только создание опытного участка железной дороги Петербург — Царское Село (с продолжением до Павловска). После полуторагодичных усилий в 1834 — 1836 гг. Герстнер с трудом добился указа императора, утверждавшего «Положение об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска». Естественно, что официальная историография изображала дело иначе: « Чтобы не быть голословным и доказать, что в России, несмотря на снежные зимы и морозы, возможно иметь железные дороги, Герстнер просил для опыта позволить ему построить маленькую железную дорогу между Петербургом и Павловском. Император Николай I дал на это свое соизволение, и вот в 1837 г. в России появилась первая железная дорога. Таким образом, только светлому уму и высокопросвещенной энергии императора Николая I обязаны мы появлением у нас железных дорог» (Аноним. Великий почин // Петербургская газета. 1896. 27 июня). Официальное открытие состоялось 11 нояб. (30 окт. по старому стилю) 1837 г. (см.: Павлов В. Рельсовая история // СанктПетербургские ведомости. 2007. 26 окт.). О Герстнере см.: Воронин М.И., Воронина М.А. Франц Антон Герстнер: 1793 — 1840. СПб., 1994. В советское время отношение к Герстнеру было негативным (« Попытался монополизировать строительство жел. дорог в России, делая при этом ставку на привлечение иностр. капитала, что вызвало резкий протест передовых слоев рус. общества» — Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1971. Т. 6. С. 425). Распоряжением мэра № 268-р от 28.03.1996 «О сооружении в Санкт-Петербурге памятников» (приложение 1, п. 14) предусматривалось создание на Витебском вокзале памятной стелы Герстнеру, однако никаких действий предпринято не было. Возможно, кстати, что на основании этого документа 1996 г. памятник и был открыт в 2007 г. До 2003 г. (реставрация и ремонт Витебского вокзала) на том месте, где установлен объект, стояла статуя В.И.Ленина по модели В.Я.Боголюбова и В.И.Ингала (памятник по этой же модели был в 1969 г. открыт в Зеленогорске, см.: Калинин Б.Н., Юревич П.П. Памятники и мемориальные доски Ленинграда: Справочник. Л., 1979. С. 38; см. также: Ленкова Т.Н. В.И.Ленин и железнодорожный транспорт. Библиографический указатель литературы. М., 1969). Об открытии памятника Герстнеру см.: Аноним. С паровозом в руках // Санкт-Петербургский курьер. 2007. 27 сент. — 3 окт. № 39. С. 3; Аноним. Строитель первой дороги // Октябрьская магистраль. 2007. 27 окт.; Аноним. Человеку-паровозу // Metro (Санкт-Петербург). 2007. 30 окт.; Аноним. //Санкт-Петербургские ведомости. 2007. 31 окт.; Ветошина Д. От паровоза до электрички // Известия (Санкт-Петербург). 2007. 31 окт. С. 8; Лямкина О. РЖД отметили юбилей памятником и выставкой // Невское время. 2007. 31 окт. С. 6; Овчарова Т. Первым маршрутом // Гудок. 2007. 31 окг. («Перед входом в вокзал установлен макет паровоза „Проворный», которым лично управлял фон Герстнер во время его первого рейса»); Аноним. В полный рост // СанктПетербургский курьер. 2007. 1 — 7 нояб. № 44. С. 3; Аноним. Вагончик тронется, перрон останется // Вечерний Петербург. 2007. 2 нояб. С. 2; Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2007. № 44. 5 нояб. С. 7; Аноним. Первый машинист замер на вокзале // Комсомольская правда. (Санкт-Петербург). 2007. 6 нояб. С. 5; // Город: Петербургский журнал. 2007. 12-1 8 нояб. № 40. С. 25; Золотоносов М. Нет, не того так пылко я леплю // Город: Петербургский журнал. 2008. № 1. 21 — 28 янв. С. 20.

Памятник Ф.А. Герстнеру в Петербурге

Мемориальная доска Герстнеру, строителю Царскосельской железной дороги, была установлена на здании Витебского вокзала в 1997 г., к 160-летию открытия Царскосельской железной дороги (скульпторы B.C. и С.В.Ивановы, архитектор Т.Л.Торич, гранит, бронза; распоряжение губернатора № 1129-р от 06.11.1997 «Об установке мемориальной доски ФАГерстнеру», предписавшее открыть объект 11 нояб. 1997 г. на здании Витебского вокзала). Надпись на доске: «Францу Антону фон Герстнеру, атвору проекта и строителю первой в России железной дороги — Царскосельской. Движение открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: