Памятник Ф.М. Достоевскому в Петербурге

Памятник Ф.М. Достоевскому. Открыт 30 мая 1997 г. Установлен на Большой Московской ул./Владимирской пл. Скульпторы Любовь Михайловна Холина (1918 — 1998), Петр Александрович и Павел Петрович Игнатьевы, архитектор Вадим Леонардович Спиридонов (мощение, фонари, гранитное ограждение, решетка). Бронза, гранит. Высота скульптуры 220 см, высота постамента 150 см. На фасаде постамента надпись: «Достоевскому», в нижней части бронзового массива надпись: «Любовь Холина. Петр Игнатьев. Павел Игнатьев. Вадим Спиридонов. 1997»; на одной из гранитных тумб ограждения прикреплена медная табличка с надписью: «Сооружен фирмой камнеобрабатывающий завод Возрождение, май 1997 г.».

Памятник Ф.М. Достоевскому в Петербурге

Один из самых интересных и концептуальных памятников рассматриваемого периода, хотя и испорченный местом установки — на Большой Московской ул., рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери, прихожанином которой был Ф.М.Достоевский (1821 — 1881), — и явно неудачным архитектурным решением (пошлые фонарики, мощение и т. п.). «Холина в качестве прототипа выбрала портрет Достоевского работы В.Перова (1872) и скульптурный портрет работы С.Коненкова (1933). От Перова идет вся мизансцена, поворот головы, сцепленные и тяжело положенные на колено руки. И ни одной мелкой детали, нуждающейся в расшифровке . От Коненкова — спокойствие и некий „лесной» фольклоризм, „отприродность». Памятник и постамент сделаны из бронзы, а закодированы „под камень»» (Золотоносов М. «У ног Иисусовых» // Московские новости. 1997. № 25. 22 — 29 июня). В рецензии допущена ошибка: постамент сделан из гранита, но бронзовая фигура несет отпечаток гранитного генезиса.

Эскиз будущего монумента был создан еще в конце 1950 — начале 1960-х гг. Однако много лет власти Ленинграда не разрешали создать памятник Достоевскому, считавшемуся писателем «реакционным». Для ситуации безнадежного ожидания характерен проект установки бюста Достоевского работы Холиной в сквере с северо-западной стороны Владимирского собора, напротив ворот (предложение директора музея-квартиры Достоевского Б.Н.Рыбалко, архитектор В.А.Петров; см.: Новиков Ю. Сквер на площади станет началом музейной экспозиции // Ленинградская правда. 1988. 1 марта). В 1990 г. Холина (вместе с архитектором В.А.Петровым, умершим в 1992 г.) победила на конкурсе проектов памятника Достоевскому, который был проведен по решению исполкома Ленгорсовета от 31 окт. 1988 г. № 856 «О проведении открытого конкурса на лучшую идею, место установки и проектное предложение памятника Ф.М.Достоевскому». Об открытом конкурсе проектов см.: Аноним. Великому писателю // Вечерний Ленинград. 1988. 17 нояб.; о выставке проектов памятника Достоевскому см.: Овечкин М. «Сидящий в раздумье» // Смена. 1989. 30 нояб. [см., например, оставшиеся от того конкурса интересный проект памятника Достоевскому Л.К.Лазарева, находящийся в собрании Музея городской скульптуры (изображение приведено в альбоме: Левон Лазарев. СПб., 2002. С. 33), а также проект скульптора А.А.Архипова — см. на с. 487].

По первоначальному замыслу Холиной, фигура писателя должна была изготавливаться не из бронзы, а из гранита и иметь высоту 3 — 3,5 м, причем, устанавливать памятник планировалось в месте впадения канала Грибоедова в Крюков канал, на гранитной набережной (в том месте, которое было канонизировано иллюстрациями М.В.Добужинского к «Белым ночам»), чтобы камень парапета и ограды сливался с камнем памятника, и Достоевский «вырастал» из гранита набережной (см. о победе Холиной в конкурсе и об особенностях ее проекта, в частности, сравнение с работами В.Г.Перова и С.Т.Коненкова: Дмитренко А. На Крюковом канале // Ленинградская правда. 1990. 1 марта; ср. с ахматовским образом: «В XIX веке были гранит и вода» — Ахматова А.А. Город (1957) // Ахматова А.А. Сочинения: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 249). Однако по многим причинам этот проект реализовать не удалось. Установка памятника на Большой Московской ул. была предусмотрена распоряжением мэра А.А.Собчака № 268-р от 28.03.1996 «О сооружении в Санкт-Петербурге памятников» (приложение 3) во II квартале 1996 г. (см.: Орешкин А. Новые памятники императорам, писателям и слонам // Смена. 1996. 23 янв.), а затем была подтверждена распоряжением губернатора В.А.Яковлева № 226-р от 20.03.1997 «Об установке в СанктПетербурге памятника Ф.М.Достоевскому», в котором был указан новый срок — май 1997 г. Первоначально планировалось установить объект ближе к центру Владимирской площади, однако это не позволили сделать подземные коммуникации, в изобилии здесь проложенные. В результате объект разместили в самом начале Большой Московской ул., в самом начале бульвара, на фоне старинных обшарпанных домов и пыльных деревьев. Закладка памятника состоялась 11 нояб. 1996 г., в день 175-летия со дня рождения Достоевского (см.: Соловей П.С. Он взглянет на нас с постамента // Вечерний Петербург. 1996. 11 нояб.). Ключевым образом исходного — гранитного — памятника был «дом-утюг» — подобие тех домов, которые наполняют «Петербург Достоевского» (отчасти этот мотив «утюга» заметен и в установленном памятнике из бронзы). Как призналась Холина, «сначала пришла идея, вернее, слово — „угол» У Достоевского все видится силуэтами и углами. Когда я поняла, я побежала к мраморщикам — искать камень. Не сразу нашла такой кусок, какой был мне нужен, — углом» (цит. по статье: Соловей П. Нашли угол для Достоевского: В Петербурге открыт памятник великому писателю // Труд. 1997. 12 июля). Рассказ Холиной посвящен нереализованному проекту памятника Достоевскому для Омска (в фондах Музея городской скульптуры хранится гранитная модель памятника высотой около 100 см, две гипсовые фигуры к проекту памятника 1989 года и бронзовая модель памятника для Омска, относящаяся к 1989 — 1991 гг.). Петр Александрович и Павел Петрович Игнатьевы — сын и внук Л.М.Холиной, помогавшие ей завершить работу и установить монумент.

О подготовке к открытию памятника см.: Орешкин А. На Большой Московской ждут Федора Михайловича // Смена. 1997. 5 марта. Об открытии см. заметки: Емельянова Л. Гению мировой культуры // Санкт-Петербургские ведомости. 1997. 31 мая; Никонова 0. Долгая дорога к Достоевскому // Невское время. 1997. 31 мая; Орешкин А. Достоевский встал между храмом и рынком // Смена. 1997. 31 мая; Шикова М. «…Ибо хочу быть человеком» // Вести. 1997.31 мая.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Петербурге

«К сожалению, преклонный возраст помешал автору самостоятельно довести идею до реализации: Холиной помогали более молодые товарищи. Результатом стала досадная незавершенность композиции, непроработанность деталей, особенно если смотреть сзади. На церемонии открытия памятника верный ОМОН стоял стеной, отделив козлищ от агнцев, — выступал сам губернатор. А когда сползла тяжелая простыня, открыв взорам публики великого романиста, усаженного в идеологически выдержанную позу церковного нищего, вперед робко протиснулся кто-то из козлищ: „Можно, простите, поинтересоваться, какова дальнейшая судьба этой простыни?». То был не бомж, а санитар соседней Мариинской больницы, где, по его словам, простыни — страшный дефицит: на троих больных выдают одну, да и то запасы кончаются. Начальство удалилось, и уже час спустя подножие памятника усеяли пьяненькие. С тех пор они там постоянно» (Кривулин В.Б. Охота на мамонта. СПб., 1998. С. 84 — 86).

В сент. 2003 — июне 2004 гг. пространство вокруг памятника было резко изменено «новорусским» ремонтом Кузнечного пер. и Большой Московской ул., которые превратились в «пешеходную зону» (о ней см. в комментарии к композиции «Три ангела» Б.М.Сергеева). В частности, были снесены все деревья с бульвара в центре Большой Московской ул., и памятник лишился фона. «Евроремонт улицы и ПЗ памятник Достоевскому добили. Потому что он, прежде всего, лишился фона и торчит теперь, как последний зуб во рту: все деревья на бульваре вырубили, а взамен высадили тощие палочки, и за спиной Достоевского теперь не кроны, а пустота. Может быть, лет через 30-40 три «палочки» позади Достоевского и станут нужным фоном, если приживутся, а пока все выглядит жалко» (Золотоносов М. Полупешеходная полузона // Город. Петербургский журнал. 2004. № 42. 22 — 28 нояб. С. 14). Кстати, к лету 2006 г. «тощие палочки» окончательно засохли. «Новорусский» ремонт был усилен появлением на Владимирском пр. арт-бара «Достоевский» (дом 15), трехзвездочной гостиницы «Достоевский» (дом 19) и казино «Федор Достоевский» в центре ювелирной торговли «Золотая страна» (дом 9) — рядом с угловым домом 11 (на пересечении Владимирского пр. и Графского пер.), в котором Достоевский жил в 1842 — 1845 гг., когда писал «Бедных людей». «Певец униженных и оскорбленных» трансформировался в бренд роскошной жизни и рулетки (см.: Золотоносов М. Аморальная архитектура // Город: Петербургский журнал. 2003. № 37. 29 сент. С. 26 — 27), инструментами выражения которых стал кич. Выразительной иллюстрацией стала фигура сидящего Достоевского (1 нат. в., гипс крашеный) в вестибюле арт-бара, причем, на левой поле сюртука была сделана надпись: «Сахалин» (в конце 2003 г. вместо арт-бара в д. 15 оказалось итальянское кафе, и фигура Достоевского бесследно исчезла — о ней см. в нашей статье: Полупешеходная полузона // Город. Петербургский журнал. 2004. № 42. 22 — 28 нояб. С. 15). 10-летию создания объекта посвящена статья автора «Достоевский: десять лет без права переписки» (Город: Петербургский журнал. 2007. № 19. 4 — 10 июня. С 26 — 27.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий