Памятник Г.К. Жукову в парке Победы в Московском районе Петербурга

Памятник Г.К. Жукову. Открыт 7 мая 1995 г. Установлен в парке Победы в Московском районе на центральной аллее. Скульптор Ян Янович Нейман, архитекторы Филипп Аронович Гепнер (1917 2000), Алексей Григорьевич Леляков (1930 — 1996) (проект благоустройства территории). Бронза, гранит. Высота (без постамента) 410 см. Общая высота — 750 см.

Памятник Г.К. Жукову в парке Победы в Московском районе Петербурга

Жуков Георгий Константинович (1896 — 1974), Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза, с авг. 1942 г. 1 -й зам. наркома обороны СССР и зам. Верховного главнокомандующего. В сент.-окт. 1941 г. командовал войсками Ленинградского фронта. Отправленный Хрущевым в отставку в 1958 г. с поста министра обороны, Жуков находился не у дел и писал мемуары (опубликованы в 1969 г.), которые вскоре понадобились органам пропаганды в период ресталинизации. Именно в этот период Жуков становится не только популярной, но и мифологической фигурой — как один из «сталинских орлов», как главный носитель его стиля и главный исполнитель его державной воли.

Особенное значение для мифологизации имела киноэпопея «Освобождение» (реж. Ю.Н.Озеров, 1970 — 1972), вышедшая на экраны еще при жизни маршала, — пик ресталинизации в области массового визуального искусства, а также кинофильм «Блокада» (по роману А.Б.Чаковского, реж. М.И.Ершов, 1975 — 1978), снятый в стилистике «Освобождения» почти как его продолжение.

Общественный комитет по сооружению памятника маршалу Жукову был создан с разрешения властей в 1982 г. Иногда газеты публиковали письма ветеранов с требованиями поставить памятник (Сенин В.Ф. Будет ли памятник? // Смена. 1989. 9 мая). Но только 18 декабря 1989 г. было принято решение исполкома Ленгорсовета № 975 «О проведении открытого конкурса на лучшее проектное предложение памятника Г.К.Жукову» (подача проектов до 16 нояб. 1990 г., подведение итогов конкурса до 1 февр. 1991 г.; информацию о конкурсе см.: Аноним. Памяти маршала // Вечерний Ленинград. 1990. 23 янв.).

Между прочим, в соответствии с идеологическими обычаями того периода объявлению конкурса предшествовало письмо в главную городскую газету читателей-ветеранов с призывом создать памятник Жукову (Стрелков Н., Польщиков В. Памятник полководцу // Ленинградская правда. 1988. 10 июля). Первоначальное место было выбрано тогдашним главным художником города, Ф.К.Романовским, — на пересечении пр. Стачек и пр. Маршала Жукова, на холме (где в 1946 г. был установлен обелиск, ныне входящий в состав ансамбля «Кировский вал» — см. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной: Справочник. СПб., 2000. № 746). Памятник там и заложили, на закладном камне была сделана надпись: «Здесь будет сооружен памятник полководцу Маршалу Советского Союза Г.К.Жукову. Заложен 5.5.1990» (Трефилов Ю. Останутся в сердцах потомков святы // Ленинградская правда. 1990. 6 мая; Дорогим В. Легендарному полководцу// Вечерний Ленинград. 1990. 7 мая; впоследствии закладной камень был демонтирован). В конкурсе приняло участие б творческих коллективов, первую и вторую премии было решено не присуждать, третью премию получил проект скульптора Э.М.Агаяна и архитекторов С.И.Соколова (бывший главный архитектор Ленинграда) и П.С.Соколова (стоящая фигура маршала с развернутой картой в руках, вырубленная из серого гранита) (см.: Аноним. Маршалу Жукову // Ленинградская панорама. 1991. № 4. С. 28).

Поскольку итогами конкурса устроители удовлетворены не были, было принято решение провести второй тур, по существу — второй конкурс. Он был проведен в соответствии с распоряжением мэра № 764-р от 26.12.1991 «О проведении заказного конкурса на лучший проект памятника Г.К. Жукову», однако и он не дал однозначного результата (см.: Ильченко С. Памятник маршалу Жукову — продолжение конкурса // Вечерний Петербург. 1992. 19 февр.). Тогда был объявлен новый заказной конкурс, третий по счету, в котором приняли участие 13 коллективов (см. распоряжение мэра № 490-р от 26.05.1992 «Об утверждении нового состава жюри на лучший проект памятника Г.К.Жукову», которым утверждался состав жюри из 27 человек во главе с М.К.Аникушиным). В конкурсе приняли участие 17 проектов, из которых 13 были заказаны, а четыре были «встречными», т.е. их подача являлась инициативой авторов (Ильченко С. Премия будет. А памятник? // Вечерний Петербург. 1992. 4 июля). 27 мая 1992 г. в Союзе художников состоялось общественное обсуждение проектов. «Внушительно-торжественная экспозиция включила в себя и скульптуру юноши <…>, и мемориал, недвусмысленно отождествляющий Георгия Константиновича с Георгием Победоносцем…» (Кожевникова Н. «По имени твоему и житие твое» — девиз одного из проектов памятника маршалу Г.К.Жукову // Невское время. 1992. 29 мая). На этом обсуждении разгорелся спор о месте установки (хотя все проектанты имели в виду место на пересечении пр. Стачек и пр. Маршала Жукова). В третьем конкурсе победил проект скульптора Я.Я.Неймана и архитектора Ф.А.Гепнера. Второе место было присуждено Л.Л.Михайленку и В.А.Сохину, третье — П.А.Якимовичу, Б.Г.Костыгову, А.В.Кралину и Б.В.Черных [по воспоминаниям Б.Г.Костыгова (беседа с автором 11 янв. 2007 г.), Павел Антонович Якимович вылепил Жукова, похожим на Роммеля, немецкого генерал-фельдмаршала]. Как подчеркивал автор «Вечернего Петербурга», он же пресс-секретарь Комитета по культуре, «несмотря на дискуссии и злые выпады, конкурс <…> завершен» (Ильченко С. Премия будет. А памятник? // Вечерний Петербург. 1992. 4 июля).

Проект, получивший первую премию, был предложен к реализации; проект благоустройства территории был сделан архитектором А.Г.Леляковым. Несмотря на то, что место уже было выбрано, продолжали звучать сомнения, предлагалось установить памятник в парке Победы (Румянцев Н., полковник в отставке. Еще раз о памятнике маршалу Г.К.Жукову //Санкт-Петербургские ведомости. 1993. 6 апр.). Тем не менее 2 августа 1993 г. появилось распоряжение мэра Петербурга № 626-р об установке памятника Жукову на пересечении пр. Стачек и пр. Маршала Жукова (были названы скульптор Нейман и архитектор Гепнер), а 19 нояб. 1993 г. Градостроительный совет согласовал хкизный проект художественной концепции объекта совместно с проектом благоустройства. Однако впоследствии выяснилось, что внутри холма проходит тепломагистраль, и памятник здесь ставить нельзя. Тогда В.Д.Кирхоглани, один из авторов планировки парка Победы в Московском районе, который продолжал оставаться архитектором парка, предложил Нейману место на главной аллее парка.

Тем более, что по первоначальному проекту 1952 г. здесь планировалась вертикальная доминанта — 16-метровый памятник Сталину, который был отлит, но не установлен из-за смерти «кремлевского горца» (потом этот монумент установили в Гори). Фундамент, однако, установить успели. Кирхоглани мечтал установить на этом месте памятник-бюст Ленина общей высотой 600 см, поскольку потребность в вертикальной доминанте, естественно, ощущалась, но этот проект осуществлен не был (см.: Кирхоглани В.Д. Парк Победы в Московском районе // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. СПб., 1997. Вып. 4. С. 394).

После проверки памятник Жукову было решено ставить на «сталинский» фундамент, что закрепило распоряжение мэра № 75-р от 25 янв. 1995 г. «Об изменении места установки памятника маршалу Г.К.Жукову», предписавшее установить памятник в центральной части «Аллеи Героев» парка Победы 5 мая 1995 г. (Поздняков А. У каждого времени — свои герои // Сегодня. 1995. 25 янв. С. 6; Аноним. Памятник маршалу на аллее Героев // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 27 янв., в разделе «Хроника»; Орешкин А. Монументы меняют постаменты // Смена. 1995. 31 янв.; Он же. Смена прописки влияет на облик памятника Жукову // Там же. 1995. 2 марта; см., кстати, статью: Чулаки М.М. Отправлять ли Жукова в
ссылку? // Вечерний Петербург. 1994. 4 февр., в которой автор предлагал установить памятник Жукову именно на центральной аллее парка Победы). Кстати, тем же распоряжением № 75-р был зарезервирован участок на пересечении проспектов Маршала Жукова и Стачек для увековечивания памяти сентябрьских событий 1941 г. Фигуру отлили в февр. 1995 г., 3 марта на заводе «Монументскульптура» была начата контрольная сборка монумента (см.: Трефилов Ю. В бронзе, на века // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 4 марта), 22 марта — отделка скульптуры (см.: Сергеев А. <Володин А.С>. Великому полководцу // Вечерний Петербург. 1995. 23 марта), строительные работы на месте установки памятника начались 27 марта 1995 г.

Процесс работы едва не осложнился тем, что к 50-летию Победы памятник Жукову в Петербурге запланировал поставить и З.К.Церетели: на Марсовом поле, по свидетельству Я.Я.Неймана, мог появиться белый конь из каррарского мрамора, а на нем черно-бронзовая фигура маршала. Проект Церетели, если бы его начали осуществлять, мог отменить установку памятника Неймана. Идею Церетели поддерживала дочь Г.К. Жукова, Маргарита Георгиевна, однако этот проект, который мог стать апофеозом петербургского кича, в итоге отпал.

К 50-летию Победы и в контексте первой войны в Чечне власти развернули идеологическую реставрацию, которая окрасила стиль празднования 50-летия Победы в хорошо знакомые тона. Помимо самой пышности празднования знаковым оказалось высказывание В.С.Черномырдина, возглавлявшего тогда «партию власти» («Наш дом Россия») о заслугах Сталина, потом повсеместно прошли торжественные заседания, праздничные концерты в знакомом советском стиле и т. п. Естественно, не был забыт и Жуков как «сталинский маршал». Кстати, на этом фоне контрастно выглядел рассказ А.Солженицына «На краях» (Новый мир. 1995. № 5) — краткое жизнеописание маршала Жукова, в котором он был изображен «винтиком» тоталитарной машины (об этом рассказе см.: Золотоносов М. Среди кузнечиков: Заметки о неписьменной культуре // Московские новости. 1995. 3-10 сент. № 59. С. 23).

Памятник работы Я.Я.Неймана, возникший как одно из следствий мифологизации маршала и превращения его фигуры в культовую (не случайна оставленная одним из рецензентов картина открытия: «На холодном ветру реяли красные знамена коммунистов и имперские штандарты социал-патриотического движения „Держава». Кто-то держал плакаты „Сталин и Жуков — творцы победы». Ни одного российского триколора…» — Шароградский А. Маршал Жуков смотрит хмуро // Невское время. 1995. 11 мая), — один из самых удачных монументов последнего времени.

Прежде всего, он лаконичен, руки маршала опущены и практически лишены ложной патетики, вся экспрессия сосредоточена в широко расставленных ногах и разведенных плечах, знаком чего оказались упругие складки шинели на спине. Почти ничего внешнего, пафосного; «триумф воли», символ несдвигаемости, непоколебимости и беспощадности советского военачальника (о чем, между прочим, не преминули тогда же напомнить: Жеребов Д. Нужно ли ставить памятник маршалу Жукову? // Невское время. 1992. 21 февр.), которого поэт Н.М.Кононов выразительно назвал «полкодавом» (Кононов Н.М. Пароль: Зимний сборник.

М., 2001. С. 71). Я.Я.Нейман отказался от использования свободной композиции и других возможностей, которые предоставляет бронза, в частности отказался от фигурировавшего в эскизе бинокля в руке. Доминирует принцип лаконичной гранитной скульптуры. Правая рука опущена, в ней перчатка («след» бинокля). «<…> Жуков изображен пешим, в полный рост и в шинели образца 1942 года — таким он командовал Ленинградским фронтом. Левая рука полусогнута, правая сжимает только что сорванную перчатку» (Орешкин А. Кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда // Смена. 1995. 11 мая). Фигура выше постамента в 1,2 раза, что характерно для современного монументального искусства вообще и для творчества Я.Я.Неймана в частности. Об открытии см. также: Отрадина Л. Полководец полководцев// Вечерний Петербург. 1995. 6 мая; Трефилов Ю. Маршал Жуков на аллее Героев // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 7 мая.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий