Памятник «Гений» в Петербурге на Менделеевской линии

«Гений». Установлен перед входом в Санкт-Петербургский государственный университет (Менделеевская линия, 2) 23 февраля 2007 г. Открыт 26 февраля 2007 г. Скульпторы Михаил Владиленович Белов, Андрей Алексеевич Ананьев, Валерий Владимирович Тиминский, архитектор Владимир Викторович Цехомский. Бронза, гранит. Высота постамента 300 см. Надпись на лицевой грани основания: «Универсантам посвящается». Надпись на тыльной грани основания: «Идея создания памятника: культурный фонд „Знаменитые универсанты СпбГУ». Скульптор: Белов М.В. При участии: Ананьев А.А., Тиминский В.В. Архитектор: Цехомский В.В. Конструктор: Белова Е.И.».

Памятник «Гений» в Петербурге на Менделеевской линии

Гений в римской мифологии сначала божество — прародитель рода, затем бог мужской силы, олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Постепенно Гений стал мыслиться божеством, рождавшимся вместе с человеком; иногда предполагалось два гения — добрый и злой, руководившие поступками человека. Считалось, что Гения имели города, корпорации, воинские части и т. д. Изображались в виде юношей с рогом изобилия, чашей, всегда без крыльев (Штаерман Е.М. Гений // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 1. С. 272; см. также: Винкельман И.И. История искусства древности.

Малые сочинения. СПб., 2000. С. 77). В специальной литературе подчеркивается языческое происхождение «гения», которому в христианстве соответствует концепт «ангела» (см.: Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Опыт исследования. М., 1997. С. 581 — 590; на связь Гения с ангелом указывал еще Винкельман, анализируя статую Гения из виллы Боргезе, на самом деле являвшегося Эротом: Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения. СПб., 2000. С. 121), откуда, очевидно, крылья.

Крылатый «ангело-эрото-гений» парит в воздухе, держа в руках факел знаний, атрибут титана Прометея; в проекте предполагался и лавровый венок, атрибут «Славы», чтобы были собраны все возможные символы скульптурного пафоса, кстати, адекватно выраженного высокопарным официальным комментарием: «Согласно античной мифологии, Гений — покровитель смелых, выдающихся, передовых и неординарных личностей. Воспаряющая фигура Гения опирается на стилизованную колонну из бронзы, символизирующую незыблемость знаний, служащую фундаментом и основой любых достижений. Высоко поднятый факел в одной руке — символ знания, освещающего путь человечеству. Лавровый венок в другой — награда первенствующему на пути познания. Летящая фигура олицетворяет собой неудержимый полет мысли и гения человечества» (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2007. № 8. 5 марта. С. 4; в окончательном варианте лаврового венка нет).

Художественного значения объект лишен, в исторической среде смотрится чужеродно, внедрен в нее незаконно. Приме- j чательно, что статуя посвящена не знаменитым профессорам университета, а тем, кто в нем учился (именуемым с помощью неологизма «универсанты»), в чем явно ощутим намек на «универсантов» В.В.Путина и объявленных его наследниками С.Б.Иванова и Д.А.Медведева (в момент открытия памятника оба — первые заместители председателя правительства РФ). «Гений» — их коллективный монументальный «псевдоним» (см. курьезную книгу: Влиятельные универсанты: Питомцы Ленинградского — Санкт-Петербургского университета: Кто есть кто. 2-е изд. СПб., 2007). Но для руководства университета объект необходим не просто как жест верноподданости и лояльности, воплощенных в нехитрой аллегории, но и как композиционный и смысловой центр массовых мероприятий, проводимых 1 сентября и в другие маркированные дни.

Не исключено, что он рассматривается как пластическая и смысловая антитеза памятника АДСахарову (2003) работы Л.К.Лазарева, который руководство университета сразу невзлюбило и неоднократно предлагало демонтировать. У фигуры Сахарова руки отведены назад, за спину — это одновременно и руки зека, и крылья ангела, которому не дают взлететь. А поскольку памятник является «альтернативным», то и фигура стоит на «антипостаменте» — гранитном валуне. Наоборот, «Гений», промоутированный руководством университета, летит, раскрыв крылья, а постаментом служит классическая колонна.

16 мая 2003 г. был установлен закладной камень некоего «памятника универсанту», причем, на территории университета (по другую сторону от здания Двенадцати коллегий, см.: Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 15. 21 — 27 апр. С. 31); не исключено, что впоследствии этот объект, создания которого добивался фонд «Знаменитые универсанты», был поглощен «Гением» (ср.: Ермошко А. Культурный фонд «Знаменитые универсанты СпбГУ» // Санкт-Петербургский университет. 2007. № 6. 19 апр.).

Памятник «Гений» в Петербурге на Менделеевской линии

30 июня 2005 г. в здании исторического факультета СпбГУ открылась выставка проектов памятника, по сообщению А.Ермошко, было представлено 20 проектов, среди них работы Е.Ротанова и К.Симуна, но победил проект М.Белова. Фотомонтаж «Гения» см.: Вечерний Петербург. 2006. 7 февр. С. 7. Представленный на этой фотографии эскиз рассматривался на заседании Общественного совета, где единодушно согласились с идеей установки объекта (см.: Лебедева К. Студент с крыльями и жена с буревестником // Известия. 2006. 30 янв. С. 8), и 23 марта 2006 г. на заседании Градостроительного совета.

Градостроительный совет, однако, в окончательном виде памятник не принял, но администрации университета удалось установить объект в обход совета, добившись положительного решения КГИОПа об установке в охранной зоне и подписания постановления правительства Санкт-Петербурга № 877 от 12.07.2006 «Об установке памятного знака „Универсанту»». Удивительно то значение, которое этому объекту придавала тогдашний ректор СПбГУ Л.А.Вербицкая: «Это будет являться олицетворением всего передового, гениального, что делает наших универсантов знаменитыми». Символ «станет для Университета официальным и будет помещен на бланках и документах вуза» (Лебедева К. Указ. соч.).

Об открытии см.: Аноним. Гений Университета // СанктПетербургские ведомости. 2007. 21 февр. С. 1; Аноним. Памятник студенту // Смена. 2007. 26 февр. С. 2; Аноним. У студентов Университета появился ангел-хранитель // Metro (Санкт-Петербург). 2007. 26 февр.; Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2007. № 7. 26 февр. С. 25 («Символом Петербургского университета станет скульптура крылатого гения. По словам ректора СпбГУ Людмилы Вербицкой, эта фигура олицетворяет Мысль, которая делает петербургских универсантов известными всему миру»); Шергина Н. В Петербурге открыт памятник гению // Новые Известия. 2007. 26 февр.; Бардачев Д. За «Универсанта» заплатил выпускник // Деловой Петербург. 2007. 27 февр. С. 4;

Румянцева Л. Наши студенты почешут Гению пятку: Новый памятник у здания Двенадцати коллегий уже стал обрастать приметами // Смена. 2007. 27 февр. С. 2 («Присутствовавший на открытии памятника Вадим Тюльпанов Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга> уже успел придумать для скульптуры свою примету: чтобы получить пятерку, студенты должны будут почесать крылатому гению пятку»); Щагина С. Я — Гений, ангел, северянин // Вечерний Петербург. 2007. 27 февр. С. 2; <Фото с подписью>// СанктПетербургские ведомости. 2007. 27 февр.; <Фото с подписью>// Невское время. 27 февр. С. 8; Тюленева В. Ловите Гения! или Куда подевался лавровый венок? // Санкт-Петербургский университет. 2007. № 3. 28 февр. С. 26 — 27;

Аноним. Воспаривший гений // Санкт-Петербургский курьер. 2007. 1 — 6 марта. № 9. С. 3; Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2007. № 8. 5 марта. С. 4 («Михаил Белов — лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры в 1998 г. за создание памятника Н.В.Гоголю <…>. Он награжден медалью Св. Александра Невского „За труды ради Отечества» (2002 г.) <…>Благотворитель памятника Александр Евневич — выпускник математико-механического факультета 1981 года. В настоящее время возглавляет компанию „Орими Трэйд», является председателем совета директоров компании „Максидом» <…>»);

Алексютина Н. Гений взял студентов под опеку // Учительская газета. 2007. 6 марта. № 9. С. 3; Ермошко А. Культурный фонд «Знаменитые универсанты СпбГУ» // Санкт-Петербургский университет. 2007. № 6. 19 апр. С. 5 — 6; Александр Евневич: «Было бы хуже, если бы „Гений» остался незамеченным» // Санкт-Петербургский университет. 2007. № 7. 30 апр. См. также: Золотоносов М. Памятник неизвестному гению // Город: Петербургский журнал. 2007. № 25. 16-2 2 июля. С. 20.

3 апр. 2008 г. на заседании Всемирного клуба петербуржцев были определены самые удачные и самые неудачные монументально-декоративные объекты. Единственным неудачным объектом в этом разряде был признан «Гений» [см.: Александров Н. «Универсанта» занесли в Черную книгу // Вечерний Петербург. 2008. 3 апр. С. 3; Леусская Л.Е. Архитектуру разделили на три // Санкт-Петербургские ведомости. 2008. 4 апр.; Дажунц О. Фрунзенский универмаг попал в Красную книгу // Metro (Санкт-Петербург). 2008. 7 апр. С. 3].

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий