Памятник героям-морякам Балтийского морского пароходства и труженикам Ленинградского морского торгового порта у ворот Петербургского порта

Памятник героям-морякам Балтийского морского пароходства и труженикам Ленинградского морского торгового порта, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Открыт 29 июня 1989 г. Установлен у ворот Петербургского порта. Скульптор Ян Янович Нейман, архитекторы Валериан Дмитриевич Кирхоглани (1913 — 1994) и Валерий Михайлович Липовский. Бронза (фигуры и постамент). Высота фигур 350 см, общая высота 650 см. На лицевой стороне надписи: «Героям-морякам Балтийского морского пароходства и ленинградского порта. 1941 — 1945», «Экипажам погибших судов: „Вторая пятилетка», „Луначарский», „Луга», „Ярвамаа», „Мардус», „Хильда», „Скрунда», „Леена», „Холланд», „Выборг», „Балхаш», „Трувор», „Сибирь», „Тобол», „Октябрь», „Эргонаутис», „Акселькарл», „Тасуя», „Кумари», „Найссар», „Мееро», „Аюперно», „Алев»». На тыльной стороне надписи: «„Колпаке», „Атта», „Амга», „Кери», „Вайндло», „Виире», „Густав», „Виениба», „Эверита», „Скауте», „Сигулда», „Расма», „Эстиран», „Гайсма», „Полерно», „Лина», „Марс», „Мариамполь», „Кретинга», „Утена», „Шяуляй», „Гамма», „И.Папанин», „Ален», „Атис Кронвальдис», „Бартава», „Кришьянис», „Вальдемарс», „Элла», „Аусма», „Иманта», „Вирония», „Астра», „Аэгна», „Кримулда»»; «Экипажам интернированных судов 1941 — 1945: „Андрей Жданов», „Иосиф Сталин»».

Памятник героям-морякам Балтийского морского пароходства и труженикам Ленинградского морского торгового порта у ворот Петербургского порта

Очередной памятник из длинного ряда сооружений, посвященных Балтийскому флоту (об архетипической для Петербурга «корабельной» символике см.: Трушина Л.Е. Архетипы Петербурга // Художник Петербурга. 2001. Февр./март. № 6. С. 7). Достаточно сказать, что к 1 окт. 1984 г. в Ленинграде было установлено 9 памятников кораблям и частям краснознаменного Балтийского флота, а также 5 мемориальных досок (см.: Порецкина Э.Н. Стойкости и мужеству героев: Памятники и мемориальные доски Ленинграда, посвященные победе в Великой Отечественной войне: Справочник. Л., 1985. С. 45 48, 100 — 102). Идея памятника принадлежала председателю совета ветеранов Балтийского морского пароходства Л.Н.Загорулько [см. об этом: Лазарев А. Подвиг бессмертен! // Моряк Балтики (Ленинград). 1989. 8 июля. № 27. С. 2], решение собрания ветеранов БМП об установке памятника датировано 27 янв. 1964 г. В февр. 1965 г. начальник БМП А.Л.Васильев обратился с соответствующей просьбой в Ленгорсовет, ответ пришел из горисполкома (от 27 июля 1965 г. № 401/28), в ответе было указано, что исполком не имеет принципиальных возражений, но БМП должно обеспечить финансирование проектных работ, включая проведение конкурса.

Памятником отмечен так называемый героический прорыв Балтийского флота из Таллина в Кронштадт 28 — 29 авг. 1941 г., когда большому числу наших кораблей и транспортов, организованных в четыре конвоя, удалось пройти одним 150-мильным фарватером, генеральное направление которого противнику было хорошо известно. В Финском заливе обстановка была крайне сложной, между островами Кери и Мохни немцы создали сильную минно-артиллерийскую позицию, поставили свыше 3 тыс. мин. Из более чем 100 боевых кораблей погибло несколько, ни один из боевых кораблей не был потоплен авиацией, несмотря на интенсивные атаки пикирующих бомбардировщиков; в то же время из 67 транспортов и вспомогательных судов, участвовавших в прорыве и перевозивших войска таллинского гарнизона, погибло 34 (см.: Ачкасов В.И. Прорыв флота из Таллинна в Кронштадт// Краснознаменный Балтийский флот в Отечественной войне советского народа 1941 — 1945 гг.: В 4 кн. М., 1990. Кн. 1. С. 87 — 100).

Памятник героям-морякам Балтийского морского пароходства и труженикам Ленинградского морского торгового порта у ворот Петербургского порта

Прямо противоположную оценку событию дал в беллетризованной хронике (трилогии) «Таллиннский переход» И.Л.Бунич, подсчитавший, что во время перехода погибло около 18 тыс. человек. В завершающей книге трилогии он писал: «<…> Эту операцию по праву можно считать самой кровавой катастрофой в истории русского и советского флотов» (Бунич ИЛ. Балтийская трагедия. Катастрофа. Одиссея самурая. СПб., 1996. С. 317; см. также две первые книги: Бунич И.Л. Таллиннский переход. Операция «Нептун». Ростов н/Д, 1994; Он же. Балтийская трагедия. Агония. Л.Кеннеди. В погоне за «Бисмарком». СПб., 1996). Объект был открыт в канун дня морского флота СССР. «Памятник изображает палубу гибнущего судна. На ней два моряка. Один из них поддерживает рукой раненого товарища. В другой руке — полотнище корабельного флага, сбитого вражеским снарядом» [Лазарев А. Подвиг бессмертен! // Моряк Балтики (Ленинград). 1989. 8 июля. № 27. С. 2]. Комментарий к надписям.

В списке судов приведены’ названия гражданских кораблей СССР, а также Эстонии, Латвии и Литвы, которые в 1940 г., после присоединения Прибалтики к СССР, вошли в состав советского гражданского морского флота, а в 1941 г. участвовали в прорыве, перевозя войска таллинского гарнизона, и были либо потоплены, либо интернированы. По сообщению скульптора Неймана, список судов составили ветераны Балтийского морского пароходства (была названа одна фамилия — Загорулько). Все эти суда подробно описаны в трилогии И.Л.Бунина, по всей вероятности, использовавшего рассказы ветеранов.

В цитированной статье В.И.Ачкасова некоторые названия кораблей, приведенные на памятнике, также присутствуют, в частности, указано, что суда были организованы в четыре конвоя, в первый конвой из перечисленных на памятнике входили транспорты «Вирония», «Колпаке», «Ярвамаа», «Алев», «Элла», «Кронвальдс» и ледокол «Вальдемарс»; во второй конвой — транспорты «Найсаар», «Папанин», «Эргонаутис», «Шяуляй», «Эверита», шхуна «Атта»; в третий конвой транспорты «Луга», «Тобол», «Балхаш», «Асумаа», «Кумари», «2-я пятилетка», «Скрунда» (Ачкасов В.И. Указ. соч. С. 89). Кроме того, в статье упомянуто, что для заграждения гаваней Таллина в северном проходе Купеческой гавани был затоплен транспорт «Гамма», а восточный вход в Минную гавань был загражден затопленным буксиром «Мардус»; ряд судов, в том числе катер-тральщик «Вайндло» поставили 112 мин (Там же. С. 91). Наконец, в описании прорыва указано, что «на мине подорвался и затонул транспорт „Элла»», «от попадания нескольких авиационных бомб затонул ледокол „Вальдемарс»», «„Вирония», „Сатурн» и „Алев» подорвались на минах и затонули», «подорвались на минах и погибли также транспорты „Луга», «Эверитис» и „Ярвамаа»» (Там же. С. 93 — 94).

«Андрей Жданов» и «Иосиф Сталин» — гражданские теплоходы, которые в начале войны были переведены в состав ВМФ как военные транспорты; оба подорвались на минах, поле чего были уведены в Финляндию, а после войны возвращены СССР. Композиционно памятник напоминает бронзовую скульптурную группу «Создателям флота в России» (1983, скульптор Э.М.Агаян, архитектор Н.Н.Баранов), установленную перед гостиницей «Прибалтийская». В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов имеется фотография памятника, сделанная в авг. 1991 г. (№ Ар 174859).

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий