Памятник героям-пожарным Ленинграда в Петербурге у 9-й пожарной части на Большом пр 73

Памятник героям-пожарным Ленинграда. Создан в 1981 г. Открыт 28 апреля 1995 г. Установлен перед зданием 9-й пожарной части 8-го отряда пожарной охраны по адресу: В.О., Большой пр., 73 (1882 — 1884, 1910-е, арх. В.Г.Шаламов). Скульптор Левон Константинович Лазарев (1928 — 2004), архитекторы Вадим Дмитриевич Попов и Владимир И.Шевеленко. Бронза, гранит. Высота скульптуры 500 см, постамента — 150 см. Надпись на постаменте: «Подвигу пожарных Ленинграда. 1941 — 1945». На тыльной стороне бронзового плинта подпись: «Скульптор Лазарев Л.К. 1981 г.».

Памятник героям-пожарным Ленинграда в Петербурге у 9-й пожарной части на Большом пр 73Эскиз объекта см. в альбоме: Левон Лазарев. СПб., 2002. С. 68. Памятник посвящен подвигу пожарных, которые несли службу в годы Великой Отечественной войны (см. о них, на
пример: Щаблов Н.Н. Крещенные военным огнем: Страницы истории. СПб., 2001. С. 119 — 178). В здании 9-й пожарной части расположен музей пожарной охраны города. Необычайно экспрессивный и динамичный памятник, изображающий экстатическую дионисийскую пляску, оргию огнеборцев, которая напоминает о стихах С.Я.Маршака, заложивших основу советской героической мифологизации пожарных: «Топорами балки рушат, / Из брандспойтов пламя тушат. / Черным облаком густым / Под ногами вьется дым» («Пожар»). Прототекст работа родосских скульпторов Агесандра, Атенодора и Полидора «Гибель Лаокоона и его сыновей» (ок. 50 г. до н. э.).

У Лазарева роль змея выполняет шланг брандспойта, а пластика фигур кодируется движением языков пламени, которым подчиняется рисунок движений пожарных. Отсюда ощущение трагизма, некой «предсмертности» жеста (в отчаянии вскинутые руки одной из фигур), что, впрочем, не противоречит «дионисийским» значениям, но вноси! в героическую тематику, декларированную в названии объекта, амбивалентность.

Памятник героям-пожарным Ленинграда в Петербурге у 9-й пожарной части на Большом пр 73
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Памятник не дает однозначного ответа на вопрос «кто победит?», смертоносная стихия огня, зримо подчиняющая себе пластически, или люди. Характерное для XX века соотношение между высотой скульптуры и высотой постамента (3,33) приближает объект к зрителю. «Острой выразительностью и новизной пластического мотива покоряет работа скульптора Л.Лазарева — „Памятник погибшим пожарным», установленный на территории мемориального комплекса при музее городской пожарной охраны в Ленинграде на Васильевском острове. Образное осмысление реальной жизненно-правдивой ситуации, как бы символизирующей ежечасно совершаемый подвиг в этой всегда героической профессии, выражается развернутой сложной многосоставной композицией.

Скульптора привлекает не рассказ, но миг, выраженный состоянием и развитием пластических элементов и форм в пространстве. Именно движение пластических масс, их несколько „брутальная» по манере лепки поверхность, тревожный „рваный» силуэт всей композиции в целом способствует острому, трагическому и в то же время яркому выявлению смыслового содержания памятника.

Очень жаль, что эта композиция, установленная во внутреннем дворе здания имеет локальное воздействие, не распространяется на пространство городского фрагмента» (Сперанская B.C. Скульптура в современной городской среде: роль, место, форма. Петербург — Петроград — Ленинград). Цитата взята из диссертации 1993 г., размещенной в интернете, www.portal-slovo.ru/rus/art/200/9952/&part=2; см.: Сперанская B.C. Скульптура в современной городской среде: роль, место, форма: (К проблеме совершенствования архитектурно-художественного облика новых жилых районов Ленинграда — Санкт-Петербурга). Автореферат дис. … кандидата исусствоведения. СПб., 1993). Уникальный в своем роде случай: между созданием памятника и его установкой в пространстве городского проспекта прошло 14 лет. Как рассказал автору сам скульптор, установку монумента в 1981 г. на Большом пр. В.О. запретил райком КПСС, поскольку один из пожарных держит в руках топорик.

А так как недалеко стоял памятник Ленину (у д. 55 по Большому пр., установлен в 1930 г., скульпторы В.В.Козлов и А.В.Крыжановская), то якобы кто-то мог вообразить, что пожарник с топориком гонится за вождем пролетариата… (зафиксирован слух, что такую интерпретацию идеологическим органам подсказал М.К.Аникушин, ревниво относившийся к установке в Ленинграде — Петербурге любых работ других скульпторов). Если эта история и была придумана самим Лазаревым, то исключительно для того, чтобы подчеркнуть, действительно, необычайную динамику объекта. Райкому КПСС могло показаться криминальным отступление от соцреалистической традиционной безликости и торжественной статики. Поэтому с 1983 г. памятник стоял во дворе здания пожарной части (см. описание памятника в кн.: Порецкина Э.Н. Стойкости и мужеству героев: Памятники и мемориальные доски Ленинграда, посвященные победе в Великой Отечественной войне: Справочник.. Л., 1985. С. 37).

В альбоме «Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда» (Л., 1991) было указано, что памятник (названный здесь «памятником пожарным Ленинградского военного округа») открыт в 1983 г., причем, для альбома объект сфотографировали именно во дворе д. 73 по Большому пр. В.О. (кстати, в этом здании 29 июня 1957 г. была открыта постоянно действующая пожарно-техническая выставка им. Б.И.Кончаева).

Об открытии объекта см.: Морозова В. Подвигу пожарных // Санкт-Петербургские ведомости. 1995. 28 апр.; Гусаренко Е. Бойцам огненного фронта // Смена. 1995. 29 апр.; Поздняков А. Памятник пожарным // Сегодня. 1995. 29 апр. С. 6; Шпанько 3. Новые памятники в старом Петербурге // Невское время. 1995. 29 апр.; Андреев Б. Подвигу пожарных // Вечерний Петербург. 1995. 3 мая.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий