Памятник И.И.Шувалову в Петербурге

Памятник И.И.Шувалову. Открыт 29 мая 2003 г. Установлен в круглом дворе здания Академии художеств (Университетская наб., 17). Скульптор Зураб Константинович Церетели, архитектор Олег Андреевич Харченко. Бронза. Высота фигуры 300 см, высота круглого бронзового подиума 70 см, диаметр подиума 600 см.

Памятник И.И.Шувалову в Петербурге

Шувалов Иван Иванович (1727 — 1797), государственный деятель, генерал-адъютант, фаворит Елизаветы Петровны; покровительствовал ученым, писателям и художникам, в 1757 г. по его инициативе создана Академия художеств, президентом которой он был в 1757 — 1763 гг. После воцарения Екатерины II попал в опалу. «Алексей Разумовский сохранял свое место при дворе вплоть до кончины Елизаветы, однако место в ее сердце с конца 40-х годов оказалось отданным другому. Это был Иван Иванович Шувалов, в 1749 году (ему было 22 года, ей — 40 лет — М.З.) назначенный камер-юнкером императрицы и, таким образом, получивший статус официального фаворита, каковым он и оставался до конца ее царствования. Шувалов был европейски образованный человек, любивший серьезное чтение, знавший толк в искусстве, знакомый с просветительскими идеями и переписывавшийся с Вольтером» (Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: Традиции и модернизация. М., 1999. С. 193 — 194).

Впервые памятник упомянут в статье: Орешкин А. Малая Садовая станет улицей двух великих Иванов // Смена. 1999. 5 авг. (автор памятника не назван). Затем с сообщением в печати выступила пресс-секретарь Комитета по градостроительству и архитектуре: «Идея активного вовлечения Церетели в украшение Северной столицы принадлежит главному художнику города Ивану Уралову. В мае он предложил президенту PAX стать спонсором установки памятника меценату и просветителю елизаветинской эпохи. „Буду изучать образ», — загадочно отвечал ваятель. Спустя некоторое время из столицы пришел ответ: лепить буду сам, а ты (Иван Уралов) нарисуешь постамент. Уралов отказался от предложения и поручил „подшувальник» архитектору Вадиму Спиридонову. Как пояснили в Комитете по градостроительству и архитектуре, памятник Ивану Шувалову — „один из элементов проекта благоустройства Малой Садовой улицы». Малая Садовая — самая маленькая улица в Петербурге, поэтому первоначально хотели ограничиться бюстом. Сегодня речь идет уже о полнофигурном памятнике.

Улочка, на углу которой находится знаменитый Елисеевский магазин, выходит на Невский прямо напротив памятника Екатерине II. Поэтому петербургские коллеги предложили Церетели такой концепт: раз фаворит Елизаветы Петровны с приходом Екатерины II подвергся гонениям, надо компенсировать его посмертно. Для чего разместить его визави с самодержицей на таком же круглом постаменте, усадив на скамью по образу и подобию знаменитых государственных деятелей, восседающих у ее подножия. Самому изваянию придать „опекушинскую» пластику. Как бы Царь-колокол и отколовшийся от него кусок. Высота фигуры вместе с плинтом — 2,6 м, что слегка покоробило Церетели: „Почему такой маленький?». Пока неизвестно, будет ли Шувалов смотреть на императрицу или отвернется. Понятно другое: раз речь идет о даре нынешнего президента Академии ее основателю, конкурс между ее выпускниками неуместен. На Малой Садовой кипят благоустроительные работы: объект находится под личным контролем губернатора» (см.: Бессмертных Николай Как президент президенту: Зураб Церетели поставит памятник Ивану Шувалову // Коммерсантъ. 1999. 19 авг. С. 10; цит. по рукописи статьи, любезно предоставленной автором). « В Комитете по градостроительству и архитектуре возник такой образ: Иван Иванович сепаратно восседает на скамье у принадлежавшего ему особняка (Малая Садовая, 1/25), листая в задумчивости увражи. Основанием для скамьи служит невысокий круглый постамент, не уступающий размерами екатерининскому. В центре круга — выбитый на бронзе план здания Академии художеств» (Речкин В. Господа, к нам едет… Церетели! Рукопись статьи для «Бюллетеня недвижимости», 1999, авг.).

Автором композиции, включавшей скамью и план здания АХ, был архитектор В.Л.Спиридонов. Еще детальнее обстоятельства самого раннего этапа создания памятника были раскрыты главным художником Петербурга И.Г.Ураловым: «Памятник Ивану Ивановичу Шувалову — часть архитектурно-художественной концепции преобразования и развития пешеходной зоны. Небезызвестный эпатажный петербургский персонаж — „историк» С.Лебедев, человек, обладающий острым умом и авантюрным чутьем, высказал интересную идею соединения прошлого и настоящего Академии художеств, создав памятник первому президенту силами или под эгидой президента нынешнего. Я рассказал об этой идее президенту PAX Зурабу Константиновичу Церетели. Он пообещал подумать, а вскоре попросил Комитет по градостроительству и архитектуре дать ему размеры и архитектурное решение предполагаемого памятника. При этом заметил, что спешить с его установкой нет причин. Таким образом, сегодня нет окончательной ясности, будет ли памятник сделан самим Церетели или он как президент будет руководить работой над ним в академии, дабы затем предложить скульптурную часть проекта в дар Санкт-Петербургу, который через несколько лет готовится отметить свой трехсотлетний юбилей. Ранее памятник Шувалову отдельно не планировался. Он — часть общего проекта благоустройства, в который входят малые архитектурные формы, мощение, декоративная скульптура, освещение, озеленение. Именно в контексте всего этого приближенный к прохожим небольшой (не более 1, 25 натуры) памятник на низком постаменте-скамье является скорее элементом оформления пешеходного пространства. Средств на этот памятник город не выделял и выделять не будет. Следовательно, приходится ориентироваться на меценатов» (От президента — президенту [Беседа с И.Г.Ураловым] // Петербургский час пик. 1999. 6 — 12 окт. № 39. С. 15). Характерно, что Уралов как бы не знает, кто будет автором монумента. Между тем в городе уже известно, что лепить Шувалова будет именно Церетели, и это сразу вызывает резкий протест: «Ясно, что Церетели — это апофеоз пошлости, безвкусия, ханжества, какой-то назойливой нечистоплотности. И в каких бы проявлениях не была бы осуществлена какая угодно программа этого человека, место будет запятнано. Планируется, что автором постамента, проект которого самому академику от искусства выполнять лениво, станет Главный архитектор Петербурга (лег, что называется). Создается впечатление, что питерцев просто-таки вынуждают к совершению мелких актов вандализма. Ясно, что произведению Церетели на Малой Садовой спокойно стоять не дадут » [Кудряшов А. Бронзовый мусор: Москва — Петербург // На дне (СанктПетербург). 1999. 1 — 15 окт. № 19. (72). С. 11].

Закладной камень памятника был установлен 8 окт. 1999 г., в день открытия Малой Садовой ул. после реконструкции, и представлял собой гранитную призму высотой 40 см с наклонным срезом, напоминающую надгробный камень, с надписью: «Здесь будет установлен памятник первому президенту Императорской академии художеств И.И.Шувалову» (фото см. в материале: Лебедев СБ. О студенческом дне, меценате Шувалове и бронзовых котах с Малой Садовой // Невское время. 2005. 3 февр. С. 4). Установка памятника на пересечении Малой Садовой и Итальянской ул. оправдывалась тем, что рядом находится бывший дворец И.И.Шувалова (Итальянская ул., 25), построенный в 1753 — 1755 гг. Поскольку здание АХ на берегу Невы проектировалось и строилось в 1764 — 1788 гг., а Шувалов был президентом АХ лишь до 1763 г., устанавливать памятник ему как президенту АХ логичнее всего было именно здесь. Примечательно, что распоряжение губернатора № 1293-р «Об установке закладного камня будущего памятника И.И.Шувалову» (на Малой Садовой ул., Церетели не упомянут) было подписано только 3 дек. 1999 г. (закладной камень остался на месте и после открытия памятника в АХ, однако в конце лета — начале осени 2003 г. был все-таки демонтирован по заданию отдела благоустройства жилищного агентства Центрального района Петербурга силами ЗАО «БиК Санкт-Петербург», которое мостило пешеходную зону и устанавливало закладной камень). Вскоре последовали предложения установить памятник не на Малой Садовой, где он оказывался пониженным до статуса «элемента благоустройства» (что интерпретировалось как оскорбление, нанесенное Шувалову), а около Академии художеств (Леусская Л.Е. Каменные гости: Памятник или элемент благоустройства? // Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 22 окт.). Между тем к лету 2001 г., когда окончательно выяснилось, что автором объекта будет сам Церетели, установка памятника была уже практически отменена. «Еще год назад Зураб Константинович думать не думал о захолустном Купчино. На мази был другая затея: нынешний президент Российской Академии художеств намеревался водрузить памятник своему далекому предшественнику на этом посту — графу Ивану Шувалову. Предполагаемое место установки на М. Садовой улице, в каких-нибудь 150 м от Невского проспекта, аккурат напротив памятника Екатерине II даже застолбили камнем. Как вдруг, в ходе очередного визита в первопрестольную петербургский губернатор Владимир Яковлев, глядя куда-то поверх Лужкова с Церетели, еле слышно, но непреклонно произнес: „А Шувалова своего поставьте лучше в Москве». „Я никому ничего не навязываю, — обиделся мэтр, — не хотят моего Шувалова — не надо»» (Яковлева Арина Футляр для шедевров // Общая газета. 2001. 30 авг. — 5 сент. № 35. С. 10; кстати, графом Иван Иванович Шувалов не был). Однако в результате Церетели все же решил подарить памятник Шувалову Петербургу и установить его на «своей» территории — либо в некоем «саду около Академии художеств» (см.: Зураб Церетели: «С Петербургом меня многое связывает…» // Вестник администрации Санкт-Петербурга. 2002. № 1. С. 241 — 243), либо во дворе АХ, о чем Церетели сообщил журналистам на пресс-конференции 8 июля 2002 г. (отчеты о ней: Новик Д. Зураб Петра Великого: В парке трехсотлетия не будет изваяний Церетели. Он обещал // Известия (Санкт-Петербург). 2002. 9 июля. С. 9; Аноним. Церетели обещал много не дарить // Невское время. 2002. 10 июля; Аноним. Церетели управится без гигантомании // Смена. 2002. 10 июля. С. 3; Хопта Ю. Ангел с золотым кирпичом // Недвижимость и строительство Петербурга. 2002. 22 — 29 июля. № 28. С. 16). Одновременно Церетели сообщил о планах благоустройства круглого двора и в перспективе создания стеклянного купола над ним. Отмечалось также, что «бронзовая фигура графа обещает стать единственным творением известного скульптора, которое он планирует подарить нашему городу» (Аноним. Церетели обещал много не дарить // Невское время. 2002. 10 июля). К окт. 2002 г. окончательно определилось место установки — во внутреннем дворе Академии художеств (Аноним. Церетели готовит подарки для северной столицы // Невское время. 2002. 23 окт.). После скандала, который устроил в мае 2003 г. главный архитектор Петербурга ОАХарченко, увидев монтирующуюся без разрешения городских властей скульптурную композицию (монтаж начался 14 мая и был завершен 21 мая 2003 г. — Иванов Ю. Академия трех знатнейших художеств // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 14 мая; Трефилов Ю. Подарок наследникам Шувалова и всем петербуржцам // Там же. 2003. 22 мая), Церетели сразу же назначил его архитектором памятника.

Памятник сохранил идею, выросшую из проекта «комнатного», «интерьерного» благоустройства Малой Садовой: замкнуть ее со стороны Итальянской улицы диваном, на котором сидит Шувалов. Предполагалось, что на этот диван смогут садиться все желающие, чтобы фотографироваться, однако в итоге памятник оказался полностью изолированным, и идея Маркина (стул рядом с Остапом Бендером, сидя на котором можно фотографироваться), не реализовалась. Кстати, планировалось, что «композицию дополнят два десятка оригинальных светильников художественного литья и скамейки для посетителей зимнего сада » (Иванов Ю. Академия трех знатнейших художеств // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 14 мая), но это реализовано не было.

Памятник И.И.Шувалову в Петербурге

Совершенно очевидно, что Церетели опасался, во-первых, того, что на установку памятника он не получит официальную санкцию губернатора, во-вторых, что памятник будут осквернять или портить (что было обещано еще в окт. 1999 г.). В итоге место установки памятника оказалось недосягаемым для врагов и широкой публики. Кстати, во дворе АХ реальный Шувалов быть не мог, поскольку АХ начали проектировать уже после того, как Шувалов перестал быть ее президентом, поэтому нелогично и антиисторично, что, сидя здесь, Шувалов планирует будущую Академию. Между тем на чертеж, лежащий внизу, Шувалов указывает манерным жестом левой «акромегалической» руки (очевидно, что тут анатомическая ошибка, рука слишком большая); правой рукой Шувалов держит свернутый в трубку чертеж. Не исключено, что левая рука была сделана позже всей композиции, возникнув в связи с изменением места установки, либо была сделана для другого памятника; возможна также связь с эпитетом «долгорукий» (makrocheir), применявшимся к царям (см.: Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии: Историко-этимологический справочник. СПб., 1998. С. 501). Обрамление скамьи позаимствовано, согласно первоначальной идее В.Л.Спиридонова, с памятника Екатерине II. Также можно говорить об «интертекстуальной» связи с парадным портретом (1769 — 1770) одного из авторов проекта АХ, архитектора А.Ф.Кокоринова работы Д.Г.Левицкого: на этой картине Кокоринов показывает рукой (правда, правой, а не левой, как Шувалов) на план АХ, лежащий на столе. Говорить о признаках пластичности (художественная цельность и образная убедительность лепки объема и т. д.) не приходится, это «фигуративизированный» статичный знак-указатель, в котором роль стрелки выполняет акцентированная размером левая рука, а остальной объем выполняет роль «подставки» для этой стрелки. Получилась лишенная динамики и эмоциональности схема, единственным значением которой является указание на план Академии. Голова, лицо, вся фигура сохраняют неподвижное спокойствие, в демонстрации плана Академии не участвуют и не знают о лежащем у ног плане и жесте левой руки, иными словами, цельность полностью разрушена. Бронзовый Шувалов на план не смотрит, его абстрактный, ничего не выражающий взгляд устремлен вдаль. Всего на изготовление объекта ушло 18 т бронзы.

Об открытии см.: Безрукова Л. Здесь улицы моют шампунем // Труд. 2003. 20 мая; Данина А. Зураб Церетели увековечил графа Шувалова // Известия (Санкт-Петербург). 2003. 30 мая. С. 11; Кузнецова Е. Мрамор, свет и Иван Шувалов // Недвижимость и строительство Петербурга. 2003. 2- 9 июня. № 21. С. 11 («Широко раскрытую к зрителям непропорционально огромную ладонь левой руки в Академии трактуют с надеждой не только на памятники: „Не оскудеет рука дающего»…»); Ковалев Е. Бронзовый Шувалов — подарок Церетели // Экономика и время. 2003. 9 июня. № 21. С. 19; Золотоносов М. 300-мания // Московские новости. 2003. 10 — 16 июня. № 22. С. 21; фотографию см.: Декоративное искусство. 2002. № 1. С. 2 — 3; Там же. 2003. № 1/2. С. 2 — 3; Там же. 2003. № 9/10. С. 50; Там же. 2006. № 5. С. 4; Там же. 2007. № 4. С. 32.

Любопытно, что в нояб. 1997 г. прошел архитектурный конкурс проектов оформления круглого двора АХ, и первую премию получил архитектор Владимир Андреев, проект которого предусматривал «мощение строгого классического рисунка и устройство трехступенчатого амфитеатра с променадом» (Лихачева Л.Н. Международная архитектурная студия в Санкт-Петербургской Академии художеств. Круглый двор Академии художеств // Проект Россия. 1998. № 10. С. 44 — 45). Председателем жюри был главный архитектор Петербурга ОАХарченко; результаты конкурса были, как это принято, проигнорированы. См. также: Золотоносов М. Крошка Ц. // Новый мир искусства. 2003. № 4 (33). С. 29 — 31.

Почти точную копию памятника Шувалову 25 янв. 2005 г. открыли в Москве в связи с 250-летием Московского государственного университета. «Перед центральным входом в новое здание Фундаментальной библиотеки МГУ установлен памятник инициатору основания университета Ивану Ивановичу Шувалову. Замысел автора дает зрителю возможность заглянуть в глубь истории, став свидетелями момента, когда Шувалов готовится к встрече с императрицей Елизаветой Петровной. В его руках — свиток с указом об учреждении Московского университета» (Кочемасова Т. Зураб Церетели Московскому университету // Декоративное искусство. 2005. № 2. С. 7; фото см. с. 6, 8 — 9). Различие заключено только в том, что московский Шувалов в левой руке держит свиток указа.

Все о Петербурге: климат, экскурсии, учёба, интересные места
Добавить комментарий